Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за вождение без страховки ОСАГО в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Нововведения 2021 года
Езда без страховки в России в 2021 году станет более «прозрачной»: за нарушителями будут следить видеокамеры. Оборудование будет фиксировать автомобили, а затем проверять, застрахованы ли они. Водители, которые решили сэкономить на ОСАГО, получат письма – им придется заплатить штраф.
Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового полиса. Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.
Почему нужно заключать страховой договор?
Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей. Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом вашего спокойствия и сохранности бюджета.
Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.
ОСАГО: не так дорого, как кажется
Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:
- Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
- Купить сертификат на меньший срок, если вы используете авто временно.
- Аккуратно водить машину: если в течение года вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
- Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
- Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
- Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
В соответствии с пп. «е» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО, диагностическая карта является обязательным документом к предъявлению для заключения страхового договора автогражданской ответственности.
Случаи, когда карта не потребуется, указаны в этом же пункте:
- ТС в соответствии с Законом не подлежит ТО, то есть имеет двигатель менее 50 кубов или максимальную скорость не более 50 км/ч;
- порядок и правила проведения ТО определяются иными правовыми актами, отличными от Закона и Правил;
- при заключении договора ОСАГО на срок не более 20 дней в случае необходимости следования к месту регистрации в соответствии с пп. «а» ч. 3 ст. 10 Закона об ОСАГО и др.
Почему стоит делать ТО?
Техосмотр — это комплексная проверка состояния автомобиля, проводимая в соответствии с официально принятыми правилами. Проходить техосмотр нужно и для себя. Существуют неисправности, не видные на первый взгляд или кажущиеся незначительными. Но они могут привести к очень неприятным последствиям. Для предотвращения этого и существует техосмотр транспортных средств.
Водителю нужно быть уверенным в исправности автомобиля, чтобы не стать причиной аварии. От этого зависит не только его здоровье и жизнь, но и других. А все участники дорожного движения вправе рассчитывать на его безопасность.
Есть еще веская причина, по которой нужно проходить техосмотр, это получение полиса ОСАГО. Без технического осмотра страховку вы не получите. Технический осмотр для полиса должен быть пройден не позднее 6 месяцев назад.
Точнее, возможность получить страховой полис без технического осмотра есть. Но при возможной аварии выплат от страховщиков не будет.
Зачем проходить техосмотр, и какие могут быть введены правила в отношении такого мероприятия, расскажет данное видео:
Выход из ситуации при ДТП и просроченном ТО
Отсутствие проверки о исправности авто при возникновении ДТП имеет довольно серьёзные последствия, поэтому проверка должна проводиться в обязательном порядке независимо от категории транспортного средства.
В случае наличия страховки, процедура оформляется по всем правилам, через компанию с последующим проведением анализа возникшей ситуации на дороге. Если же причиной аварии станет неисправность транспорта с отсутствием диагностической карты, то полис не покроет расходы по ремонту.
Важно! Согласно правовым нормам закона, категории автомобилей с обязательным наличием ТО при его отсутствии получают отказ от страховой компании, а водитель обеспечивает ремонт транспорта за свой счёт.
Если водитель ездит по доверенности, то штраф за отсутствие технического осмотра несёт он. Так как истинный владелец в соответствии с законом не подвергается данному виду ответственности. Заявления и документы? Поэтому главной задачей является соблюдение установленных норм в отношении выявления неисправностей в транспортном средстве.
Управление транспортным средством лицом, которое не указано в страховом полисе
Этот случай довольно распространен. Иногда за руль садится человек, который просто попросил прокатиться. Естественно, другу сложно отказать, и вот вы уже на грани нарушения закона. Случается, что у водителя ухудшается самочувствие во время управления транспортным средством, и он просит кого-то из присутствующих, имеющих водительское удостоверение, пересесть за руль. Как в первой, так и во второй ситуации вы нарушаете закон и должны заплатить за это.
Какой штраф за езду без ОСАГО может назначить вам инспектор ДПС при выявлении проблемы? Если страховка у вас в наличии, но водитель не указан в ней, то вы должны будете оплатить сумму в размере пятисот рублей.
Иная ситуация складывается, когда транспортным средством управляет не владелец автомобиля, но страховой полис не оформлен вообще. Здесь инспектор ГИБДД имеет полное право выписать два штрафа. Один владельцу авто на восемьсот рублей, а второй водителю на сумму пятьсот рублей.
Как можно избежать штрафа, если у вас нет полиса ОСАГО?
Для того чтобы оформить на автомобиль страховку, владельцу дается десять дней после покупки, но иногда возникают препятствия, которые не позволяют сделать это вовремя. Порой они связаны с денежными проблемами, а иногда страховая компания просто отказывается принимать заявление от автолюбителя, ссылаясь на отсутствие бланков страховых полисов. Все это может поставить владельца машины в весьма щекотливое положение, которое приведет к штрафу. А возможно, и не одному. Как выйти из этой ситуации? Варианты все-таки существуют.
Имейте в виду, что страховая компания в любом случае должна принять от вас заявление на оформление полиса. Конечно, сотрудники компании могут задержать оформление договора на неопределенный срок, но вы можете взять копию своего заявления и предъявлять ее инспекторам ГИБДД в случае остановки транспортного средства на дорогах. Это будет служить доказательством того, что полис отсутствует у вас по вине третьих лиц, и исправление ситуации никак от вас не зависит.
Жители мегаполисов часто сталкиваются с отказом в оформлении полиса ОСАГО. Конечно, сотрудники страховой компании по закону не могут отказать вам в праве заключить договор, но в реальности они используют многочисленные отговорки, чтобы автовладельцы приобрели еще и массу сопутствующих услуг. Если вы не желаете идти на поводу у страховых агентов, то должны запросить у них письменный отказ с подробным объяснением причин. Эта бумага станет вашим помощником, когда автомобиль остановят сотрудники ГИБДД. Естественно, что они имеют право составить протокол об административном правонарушении, но с помощью своих бумаг вы имеете все шансы оспорить данное решение и на законных основаниях избежать уплаты штрафа.
Что будет если попадешься повторно или в третий раз
Согласитесь, неприятная ситуация, если вас утром остановят и выпишут штраф, а потом повторно в обед. Такое может случиться с водителями такси или автобуса, которые активно передвигаются за рулем своего транспортного средства.
Важно знать, что в такой ситуации штраф за непрохождение техосмотра выписывается только 1 раз, который действует 24 часа. Если спустя указанное время водителя вновь остановит сотрудник ГИБДД и осмотра не будет, то будет выписан еще штраф. Так будет продолжаться до тех пор, пока собственник машины не получит обязательный документ, по итогам проверки.
При этом важно понимать, что стоимость штрафа может быть в разы выше, чем плата за прохождение осмотра. Поэтому не стоит рисковать и переплачивать, поскольку процедура получения занимает по времени не более 30 минут. При этом проверить машину можно в любой день недели.
Временный транзитный полис
Несмотря на отсутствие административных санкций, собственник нового автомобиля должен учитывать, весь нанесённый в ДТП ущерб ему придётся компенсировать самому. Поскольку договор страхования у него отсутствует, то и обратиться за выплатой к какому-либо страховщику он не сможет. Исходя из этого, водителям рекомендуется оформлять транзитный полис до постановки машины на регистрационный учёт.
Подобная услуга часто предоставляется прямо в автосалоне. При покупке авто на вторичном рынке, оформить транзитное ОСАГО можно у любого автостраховщика. Временный договор имеет строго ограниченное время действия – не больше 20 суток, после чего придётся оформлять постоянный страховой договор.
Новый штраф за отсутствие техосмотра в России – сколько и когда вступит в силу?
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Хотя, по некоторым слухам, внедрение состоится в 2021 году. Но достоверных подтверждений нет, а начало работы системы, по словам представителей Госавтоинспекции, будет заблаговременно анонсировано в СМИ.
С 01.03.2021 вступают в силу новые «Правила проведения технического осмотра транспортных средств», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 (далее — Правила ТО) на основании новой редакции федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств …» (далее — Закон № 170-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 170-ФЗ основной целью проведения технического осмотра (далее — ТО) является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности в порядке, установленном правилами его проведения.
Технический осмотр проводится на платной основе (предоплата) по договору, заключенному с оператором ТО и с периодичностью, установленной ст. 15 Закона № 170-ФЗ:
- раз в два года — для автомобилей в возрасте от 4-х до 10-ти лет;
- ежегодно — для автомобилей старше 10-ти лет;
- ежегодно — для легковых такси, автобусов, грузовых и иных автомобилей по перечню, возрастом до 5-ти лет; а если те же транспортные средства имеют возраст свыше 5-ти лет — каждые полгода.
Ездить без техосмотра на новой машине разрешено в первые четыре года, включая год ее выпуска в обращение, при этом новый легковой автомобиль должен иметь разрешенную массу до 3,5 тонн (ч. 2 ст. 15 Закона № 170-ФЗ). Исключение составляют транспортные средства, указанные в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 170-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ), на территории России запрещается использование транспортных средств, на которые их владельцы не оформили страховку ОСАГО. За управление автомобилем без полиса ОСАГО предусмотрена административная ответственность.
Согласно пп. е) п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ, для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства должен представить страховщику информацию о техосмотре. Из-за этого требования купить ОСАГО без диагностической карты, как правило, невозможно. Однако в этом же подпункте содержится и перечень ситуаций, когда страховку без техосмотра оформить все же можно.
Например, получить полис ОСАГО без диагностической карты можно в тех случаях, когда по законодательству транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо периодичность проведения техосмотра составляет шесть месяцев. Так, если автомашине не исполнилось четырех лет с года выпуска в обращение, то ее владелец вправе заключить договор ОСАГО (в т. ч. ОСАГО-онлайн) без диагностической карты.
На практике могут возникнуть исключительные ситуации, когда ездить на машине без диагностической карты необходимо. Возможно ли это по закону?
Проиллюстрируем на примере. Гражданин приобрел с рук подержанную автомашину, у которой нет ни техосмотра, ни полиса ОСАГО. Возникает вопрос: как пройти техосмотр, если нет страховки?
Ответ содержится в п. 3 ст. 10 Закона № 40-ФЗ, который позволяет оформить договор ОСАГО на срок, не превышающий 20 дней и получить возможность доехать до места проведения техосмотра. Предъявления диагностической карты для заключения такого договора не требуется.
Аналогичное право предоставлено и тем собственникам, которым после приобретения транспортного средства необходимо добраться на нем до места регистрации.
- просчитываем стоимость полиса;
- согласуем с заказчиком детали, оформляем полис;
- передаем документ в отдел доставки.
Гарантируем доставку полиса через два часа или на следующий день после его оформления. Клиент подписывает представленные курьером договор и две квитанции с оплатой на месте. Подписанную копию полиса ОСАГО и заявления мы передаем страховой компании.
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2021 году
Таксисту можно избежать штрафов, если следовать основным правовым требованиям:
- использовать специальные обозначения, которые определяют легковые такси;
- иметь лицензию и следить за сроком её действия;
- располагать в машине всю необходимую информацию;
- предоставлять клиентам финансовые документы;
- регулярно проверять машину на техническую исправность.
Также рекомендуется соблюдать общие требования, которые касаются всех водителей. Например, касающиеся наличие полиса ОСАГО или соблюдения ПДД в целом.
Штрафные санкции для таксистов в 2021 году предъявляются к нарушителям, которые имеют соответствующий статус, так и не имеют, но фактически занимаются такой деятельностью. При этом водителям следует обратить внимание на некоторые практические нюансы:
- штраф выписывается, если гражданин занимается такой деятельностью в отсутствие разрешения;
- на автомобиль должна быть нанесена как цветографическая схема, так и установлен специальный фонарь;
- к таксистам предъявляются общие требования, касающиеся безопасности и технического состояния машины.
Документ, который обязательно должен быть у водителя, называется именно «разрешение», а лицензией он именуется неправильно.
Существует отдельная категория правонарушений, которая включает в себя случаи, когда водитель управляет автомобилем, не будучи вписанным в полис. За такое нарушение владельцу авто придется заплатить государству 500 рублей.
Тем не менее, есть способ избежать ответственности. Для этого автовладелец должен от руки написать доверенность. Она имеет определенную юридическую силу и не нуждается в нотариальном заверении. Необходимо лишь указать следующую информацию:
- паспортные данные владельца и лица, на которое оформляется доверенность;
- подтверждение, что данное лицо имеет право находиться за рулем автомобиля и управлять им;
- регистрационные данные транспортного средства;
- дата выдачи доверенности (срок пользования не может превышать 10 дней).
Такая простая для заполнения бумага убережет владельца от лишних расходов и законно предоставит не вписанному в страховой полис лицу право управления автомобилем.
К счастью для водителей, правительство Российской Федерации не стало удовлетворять инициативу депутата Сергея Вострецова, который предложил увеличить штраф за отсутствие полиса обязательного страхования в 6 раз (до 5 тысяч рублей).
В обоснование законопроекта член Госдумы привел аргумент, который заключается в том, что штраф в размере восьмисот рублей не удержит недобросовестных водителей от правонарушения. По его мнению, автовладельцам легче и дешевле оплатить штрафную квитанцию, чем оформлять полис ОСАГО. Российский союз автостраховщиков поддержал данное мнение.
Однако документ был признан недостаточно обоснованным, так как депутат не предоставил статистических данных и анализа нарушений по этому делу. Инициатива была отклонена, размер выплат остается прежним. Источник заявил, что механическое увеличение размера выплат не может являться эффективной мерой в борьбе с неправомерным поведением граждан.
Бывают ситуации, когда собственник дает свой автомобиль другому водителю. Несет ли ответственность севший за руль водитель, не являющийся собственником авто? Да. Ещё и собственник получит штраф в размере 1000 рублей, если документа ОСАГО в автомобиле не окажется.
Но решение проблемы есть: собственнику можно заключить договор безвозмездного пользования транспортом. Тогда вы сможете избежать штрафных санкций.
Никто не застрахован от такой беды, как ДТП. Случится это может с каждым, но что ожидает тех водителей, которые игнорируют закон, и осуществляют управление авто без ОСАГО?
Стоит отметить, что сумма за нарушение, которую выставят водителям, многократно нарушающим закон и попавшим в ДТП, будет увеличена. К тому же весь ущерб ляжет на ваши плечи, даже если виновником аварии будете не вы. Также есть огромная вероятность, что водителя будет ждать лишение прав, сроком на три года.
Давайте поговорим о том, какой штраф за вождение без страховки существует в разных странах. Ниже мы привели несколько развитых государств, где наказание является довольно внушительным.
США
В США можно отказаться от автострахования, вот только платить все равно придется. Для этого необходимо доказать свою платежеспособность, после чего властям выплачивается 500 долларов. Если водитель США будет осуществлять езду без страховки там, где она предусмотрена, вместо штрафа ему может грозить тюремное заключение.
В течение прошлого года Госдума рассматривала многочисленные поправки и дополнения, которые планируется внести в новую редакцию закона о такси. Часть инициатив была отменена, а часть – добавлена дополнительна. Рассмотрим последние поправки, которые обсуждаются сейчас депутатами – они могут вступить в силу в течение 2021 года.
- Изменения для такси с 1 января 2021 года — 17/12/2020
- Правила перевозки пассажиров с 1 января 2021 года — 20/11/2020
Работа водителем в такси достаточно ответственная, поэтому на законодательном уровне устанавливаются требования как к персоналу, так и к автомобилям. Это позволяет сократить число аварий и повысить качество обслуживания клиентов.
Если говорить о критериях для транспортных средств, используемых для пассажирских перевозок такси, то они выглядят следующим образом:
- На��ичие цветографической схемы. Это является обязательным условием, а за ее отсутствие таксопарку или водителю грозит штраф – все зависит от того, кого правоохранительные органы признают виновным в правонарушении. Схема должна располагаться в нижней части кузова и представлять собой контрастные квадраты, нарисованные в шахматном порядке.
- Наличие фонаря (шашечки) оранжевого или желтого цвета. Она должна располагаться на крыше автомобиля. Чаще всего шашечки крепят на магнитную ленту, чтобы их можно было без труда снимать, когда транспортное средство не эксплуатируется именно для перевозок в такси. По бокам фонаря можно размещать рекламу, обычно там указывается номер диспетчерской службы, по которому клиенты могут вызывать такси.
- Соответствие цветовой гамме. Допустимые цвета региональными властями устанавливаются самостоятельно. Чаще всего среди них фигурируют желтые, серые, белые и черные оттенки. Если цвет не соответствует, лицензию на использование автомобиля в такси не выдадут.
- Обязательна установка таксометра. Это счетчик, позволяющий рассчитывать стоимость каждой поездки на основании пройденного расстояния, времени и тарифа таксопарка. Если компания использует фиксированную оплату, таксометр не требуется.
Таким образом, автомобиль должен быть оснащен цветографической схемой, фонарем и таксометром: только после этого собственник сможет получить лицензию на использование в такси.
Не стоит забывать, что требования устанавливаются и к водителям:
- Обязательно наличие водительского удостоверения категории В.
- Потребуется оформление лицензии. За езду без нее предусмотрен штраф.
- Перед началом каждого рейса водители должны проходить медосмотр и получать путевые листы. Они обычно заполняются диспетчерами или иными ответственными лицами.
В такси могут работать водители, имеющие стаж не менее трех лет. Некоторые компании могут устанавливать отдельные требования, и все они в обязательном порядке указываются в договоре.
Движение по «выделенке» строго запрещено для всех автомобилистов, кроме транспорта, для которого она оборудована, однако некоторые водители все же ездят по ней, дабы объезжать пробки.
Согласно ПДД, таксисты могут ездить по выделенной полосе, и штрафовать за это их не будут. Остальным водителям придется заплатить 1 500 руб., потому как движение транспортных средств, не предназначенных для перевозок пассажиров, запрещено – она только для таксистов и общественного транспорта.
Как и в случае со страхованием, для всех водителей вне зависимости от цели использования автомобилей действуют одни и те же правила перевозки детей, согласно которым каждый ребенок определенной комплекции и возрастной категории должен перевозиться на специальном удерживающем устройстве.
Пренебрегая данным правилом, таксисты рискуют быть оштрафованными на 3 000 руб. Если же нарушение совершено по вине организации, размер штрафа может быть весьма большим – до 100 000 руб.
Если инспектор обнаружил в полисе ошибку – собственнику ТС грозит штраф 500 р. Следовательно, необходимо внимательно проверять документ перед подписанием, во избежание неприятной ситуации. В дальнейшем можно будет обратиться с жалобой в страховую, но всегда работает негласное правило, что все документы перед подписанием нужно внимательно проверять.
Если полис оформлен только на конкретный период (например, на 6 месяцев), то использование автомобиля в остальные периоды (другие полгода) является прямым нарушением и сопровождается штрафом в 500 р. – по факту в данный момент у водителя отсутствует страховка. Такая ситуация чаще всего бывает у лиц старшего поколения, оформляющих страховку только во время дачного сезона, чтобы сэкономить на ОСАГО. Следовательно, нужно быть внимательным и не нарушать установленного порядка.
Если на автомобиль оформлена страховка, но на момент остановки инспектором ГИБДД за рулем окажется водитель, не вписанный в полис, тогда он получит штраф в размере 500 рублей. По отношению к собственнику ТС тоже могут составить протокол – даже в случае его отсутствия в автомобиле на момент остановки. В дальнейшем протокол будет отправлен по адресу проживания.
Если же за руль сядет человек без прав вовсе, то штраф составит уже от 5 до 15 тыс. р., а собственнику транспортного средства в этом случае грозит штраф 3 тыс. р.
Поскольку езда без страховки – нарушение закона, никаких льгот в привычном понимании тут быть не может. Но чтобы стимулировать автовладельцев к скорейшему исполнению своих обязательств по выписанным штрафам, они получают скидку в размере 50%, если оплачивают штраф в течение 20 дней после составления протокола. Такой вид поощрения позволил увеличить число своевременно погашенных штрафов более чем в 2 раза. Подобное стимулирование будет действовать еще как минимум 3 года.
При отсутствии полиса ОСАГО инспектор ГИБДД не сможет изъять ТС и отправить его на штрафстоянку, равно как и снять госномера. В любой из указанных ситуаций это будет превышением полномочий, что грозит служебным разбирательством и может быть обжаловано в суде.
А отсутствие полиса у водителя при себе – не основание привлекать водителя к ответственности, как за его полное отсутствие. Водителю важно знать свои права и внимательно читать, что инспектор пишет в протоколе.
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Хотя, по некоторым слухам, внедрение состоится в 2021 году. Но достоверных подтверждений нет, а начало работы системы, по словам представителей Госавтоинспекции, будет заблаговременно анонсировано в СМИ.
Итак, если у вас есть полис ОСАГО, но вы его забыли дома, у вас на выбор два варианта.
- Инспектор может проверить наличие ОСАГО по базе РСА. Сотрудник имеет право принять решение самостоятельно — тратить ли ему время на поиск информации о полисе, ждать доставку забытого документа или назначить штраф.
- Так же вы можете самостоятельно сообщить инспектору данные для проверки полиса ОСАГО — номер и серию. Инспектор проверит по базе полис.
Если же инспектор не захочет самостоятельно проверять по базе действующий у вас полис или нет, а номера и серии его вы не знаете, он вправе назначить вам предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Одним из самых масштабных проектов 2021 года является введение в действие нового Кодекса об Административных Правонарушениях. Проект документа был разработан еще в 2015 году. В настоящее время рассматривается Государственной Думой.
В соответствии с проектом нового Кодекса увеличение штрафов в области обязательного автострахования не предусмотрено.
Какой штраф за отсутствие страховки на автомобиль в России предусмотрен законодательством в 2021 году?
Штрафные санкции могут быть наложены в следующих случаях:
- водитель при эксплуатации автотранспортного средства не имеет при себе автогражданки. Поскольку полис обязательного автострахования относится к числу документов, которые должны находиться у водителя, то элементарная забывчивость может повернуться наложением административного штрафа;
- полис автогражданки отсутствует вследствие неисполнения закона «Об ОСАГО», то есть документ не был приобретен ни в одной страховой компании;
- в страховой полис не вписан водитель, который в момент задержания транспортного средства управлял им;
- застрахованный по всем правилам автомобиль эксплуатируется не в период, установленный страховым договором. Каждый водитель имеет право застраховать принадлежащее ему автотранспортное средство на определенный период, отличный от 1 года. Минимальный период автострахования составляет три месяца;
Сокращение периода использования автомобиля влечет за собой снижение стоимости полиса, и одновременно с этим невозможность эксплуатации автотранспорта в иной временной отрезок.
- страховой полис просрочен. Данное правонарушение приравнивается к управлению автомобилем без полиса обязательного автострахования.
Индивидуальные предприниматели в области обязательного автострахования полностью приравнены к физическим лицам.
В связи с этим лица, зарегистрированные в качестве ИП, уплачивают штрафы в случае административного нарушения в размерах ив сроки, указанные выше.
О составлении заявления о прямом возмещении убытков по ОСАГО читайте здесь.
Юридическое лицо так же не несет ответственности за правонарушения, связанные с обязательным автострахованием. Вся ответственность возлагается на водителя.
Однако в следующих ситуациях водитель, подвергшийся административному наказанию, имеет право взыскать сумма уплаченного штрафа с организации:
- компания в нужное время не оформила автогражданку на эксплуатируемое автотранспортное средство, и принудил водителя совершить поездку на автомобиле;
- автотранспортное средство использовалось в период, не предусмотренный автостраховкой, по необходимости организации.
В перечисленных ситуациях штраф возлагается и оплачивается лично водителем. Однако водитель имеет право взыскать с юридического лица затраченные для оплаты штрафа денежные средства.
Для этого необходимо подать исковое заявление в суд и привести доказательства виновности ответственного лица.
В случае положительного исхода (более 90% ситуаций) с юридического лица так же будут взысканы денежные средства для оплаты судебной пошлины и иных судебных издержек, а так же моральный ущерб.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
Наказание за отсутствие ОСАГО
Приобретение автомобиля, как нового, так и старого, должно включать в себя приобретение страховки ОСАГО, на что дается десятидневный срок. Водитель непременно должен успеть оформить полис до окончания этого временного периода, так как по прошествии этого срока, если опираться на нормы движения на дорогах, эксплуатация автомобиля должна производиться вместе со страховым полисом.
В отношении водителей, нарушающих это правило, применяются штрафные санкции. Сумма штрафов может зависеть от причин, в силу которых полис не был представлен инспектору Госавтоинспекции при остановке ТС. Размер штрафа также зависит и от того, как скоро водитель решит оплатить этот штраф. Если водитель решил закрыть долг в течение 20 дней с момента решения о наложении санкции, то размер штрафа будет меньше на 50%. Следовательно, все суммы, указанные ниже, также могут быть уменьшены вдвое.
Можно ли ездить без ОСАГО?
По закону делать этого нельзя. Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» прямо указывает на запрет эксплуатации ТС без полиса ОСАГО (за исключение отдельных случаев, о которых поговорим ниже).
Прежде чем перейти к наказаниям за нарушения, рассмотрим типичные ситуации, на последствиях и будет сделан акцент:
- ОСАГО не приобреталось вообще (или срок его действия закончился).
- Полис забыт дома.
Если в первом случае все понятно, то второй требует пояснений. Полис ОСАГО может быть предоставлен инспектору ДПС в виде (ст.2.1.11 ПДД):
- Оригинала.
- Распечатанного документа.
- На электронном носителе.
При этом два завершающих пункта возможны только при заключении договора онлайн.
Если полис приобретался непосредственно в офисе страховой компании, единственно возможный вариант – предъявление оригинала.
Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:
- Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
- Вред здоровью или жизни людей.
- Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.
Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:
- причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.