Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во время проведения исполнительных процедур сотрудники ФССП вправе применять силу для задержания должника или отражения его нападения, а также для принудительного осуществления законных исполнительских действий. Так, закон «Об органах принудительного исполнения…» № 118 определяет ряд случаев, в которых пристав-исполнитель может применить против гражданина приемы боевой борьбы, огнестрельное оружие или средство специальной защиты.
ДЕЛА, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ ОСУЖДЕНИЕМ
ДОКУМЕНТ | Кассационное определение СКУД Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.02.2012 по делу № 22-240/2012. |
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ | Осужден по ст. 315 УК РФ к 1 году лишения свободы, по ч. 2 ст. 327 УК РФ к 2 годам лишения свободы. По совокупности преступлений назначено 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. |
ОСНОВНОЙ ВЫВОД | Заключение сделок, направленных на отчуждение спорного имущества с целью воспрепятствования исполнения судебного акта, о котором лицу было известно, образует состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. |
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты по кредиту
В соответствии с УК РФ по статье 177 должника ждет уголовное преследование за уклонение от выполнения финансовых обязательств по кредиту. Но это произойдет при двух условиях:
-
должник намеренно уклоняется от уплаты долга и считается злостным;
-
сумма долга перед банком превышает 1,5 млн руб.
Если кредитор докажет эти факты нарушения в суде, должника ждет ограничение свободы до двух лет. В России также предусмотрена и административная ответственность за уклонение от выполнения финансовых обязательств перед банком. Для того предусмотрены следующие условия:
-
должник незаконно получил деньги в банке;
-
при оформлении кредита были предоставлены поддельные документы;
-
суд выявил факт злостного уклонения от уплаты кредита.
Подводим итоги: могут ли посадить в тюрьму за неоплаченный кредит?
-
В тюрьму сажают по решению суда только неплательщиков, сумма долга которых превышает 1,5 млн руб.
-
За неуплату кредита суд может назначить административное наказание и наложить штраф до 200 тыс. руб. к сумме пени и долга.
-
Кредиторы могут не доводить дело до суда и предложить клиенту, который идет на контакт, рефинансирование или кредитные каникулы.
-
Когда нет денег и работы — единственный выход избавиться от долга — банкротство. Но судебные приставы постараются изъять имущество и ценные бумаги, арестовать вклады.
Поэтому приходится доставлять приставам проблемы извне. Дмитрий Мухачёв делится опытом:
Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки — либо началась выплата алиментов хотя бы какая-то, либо человека привлекли к ответственности, либо суд произошёл, — надо четыре или пять раз написать во все инстанции и один раз подать в суд на приставов. Тогда они начинают работать
Писать можно, во-первых, в правительство. На его сайте есть электронная приёмная, куда может обратиться любой. В случае с бездействием приставов можно попросить правительство, чтобы оно дало задание в ФССП разыскать неплательщика. Задача спустится по цепочке ведомств и дойдёт до пристава, который на одной из самых пыльных полок хранит ваше дело. Будет проведена проверка, работает ли пристав, и бюрократическая машина запустится.
Вторая инстанция — президент. Его приёмная работает так же, как и приёмная правительства. Сам Владимир Путин не решает проблемы, но ответственные за письма сотрудники обязаны направить обращение в нужную инстанцию, а она в свою очередь доберётся до пристава.
Ещё одна инстанция — прокуратура. Она является надзорным органом за приставами. Но написать только в одно подразделение ведомства недостаточно: нужно обратиться во все, начиная с местного и заканчивая федеральным по всей цепочке. Это делается потому, что нижестоящим подразделениям приходится отчитываться перед вышестоящими по полученному запросу, и тогда приходится предпринимать какие-то действия, не ограничиваясь отписками.
Наконец, суд. Туда можно подать иск о бездействии ФССП, это наказуемо. Суд тоже сподвигнет приставов заниматься вашим делом.
С какой суммы заведут уголовное дело
В статье 157 УК РФ сказано, что для привлечения к уголовной ответственности, на должника должно быть заведено административное дело по статье 5.35.1 КоАП РФ.
А в этой статье указано, что должник должен не выплатить алименты 2 или более месяцев подряд. Поэтому, если плательщик алиментов должен выплачивать 10000 рублей в месяц, то за 2 месяца сумма составит 20000 рублей.
После этого его привлекают к ответственности, назначают штраф или арест. Если после этого плательщик алиментов пропустит хотя бы один платеж, тогда на него заводят уголовное дело.
Если алименты установлены в процентах от доходов, тогда сумма рассчитывается так: Зарплата * Процент алиментов * 3
Для примера, если у плательщика зарплата равна 40000 рублей, а алименты на 1 ребенка установлены в размере 25%, тогда сумма считается так: 40000 * 0.25 * 3 = 30000 рублей. При этой задолженности на должника заведут уголовное дело, если вы вовремя напишете все заявления.
Если должник должен платить твердую сумму, тогда просто умножайте эту сумму на 3.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
Что будет после подачи жалобы?
Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.
Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.
- Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
- Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
- Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
-
Вынести предупреждение.
-
Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.
-
Аннулировать решение, принятое подрядчиком.
Для судебных приставов введен особый порядок привлечения к ответственности
Инициатором изменений в Кодекс об административных правонарушениях стало правительство.
В кабмине отметили, что «применение к сотрудникам органов принудительного исполнения общего порядка привлечения к административной ответственности ставит их в неравное положение с сотрудниками иных органов и учреждений».
В пояснительной записке говорится, что такие сотрудники, имеющие воинские или специальные звания, за большинство проступков несут только дисциплинарную ответственность, а лишь за некоторые – административную на общих основаниях. У ФССП таких «привилегий» не было.
Теперь поправки в КоАП распространяют и на судебных приставов особый порядок привлечения к административной ответственности, а также исключают возможность применения к ним административного ареста и обязательных работ.
Возбуждение уголовного дела за неисполнение решения
Каждый гражданин РФ имеет право защитить свои интересы. Одной его из разновидностей является заявление на неисполнение решения суда, которое предъявить контролирующим органам может любой, кто считает свои интересы ущемленными. Сделать это можно, подав жалобу на:
- пристава, который по каким-либо причинам бездействует;
- должника с просьбой о привлечении его к административной или уголовной ответственности;
- ответчика (для физического лица – административное наказание).
Заявление на злостное неисполнение решения суда следует подать в прокуратуру. Оно может быть написано самостоятельно по образцу, скачанному из интернета. В жалобе должны быть указаны следующие сведения:
- ФИО, адрес заявителя, паспортные данные;
- данные органа, в который будет подан документ;
- ссылка на законы, которые были нарушены;
- перечисление действий граждан, не соответствующих законодательству;
- перечень прав заявителя, которые были нарушены.
Уголовная ответственность за неисполнение решения суда определена как мера наказания для следующих категорий граждан:
- представители власти;
- служащие муниципалитетов;
- служащие муниципальных и государственных учреждений;
- госслужащие;
- сотрудники коммерческих и других предприятий.
Как привлечь к уголовной ответственности за неуплату алиментов
Если гражданин первый раз допустил просрочку по выплатам в пользу ребенка, сразу привлечь его к уголовной ответственности невозможно. В ст. 157 УК РФ содержится важное правило – уголовное дело возбуждается только в случае, если должник был привлечен к ответственности по КоАП РФ, а срок действия наложенной санкции не истек. Таким образом, при первой просрочке неплательщику грозит только наказание по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Срок действия административных мер воздействия составляет 1 год после погашения санкции. По ст. 5.35.1 КоАП РФ могут назначаться следующие меры воздействия:
- работы обязательного характера на период до 150 часов;
- арест от 10 до 15 суток;
- штраф в размере 20 тыс. руб., если статус виновного лица в не позволяет применить арест или обязательные работы (например, нельзя арестовать беременную женщину, военнослужащего, ряд иных категорий граждан).
Следовательно, срок наказания по КоАП РФ истечет через 1 год после завершения обязательных работ, отбытия ареста, либо погашения всей суммы штрафа. Только при возникновении повторной просрочки по алиментам в этот период времени можно возбудить уголовное дело. Как только 1 год истек, неплательщик может вновь привлекаться к санкциям по КоАП РФ, однако уголовное дело возбудить нельзя.
Если указанные выше требования УК РФ подтверждены, т.е. имеется действующее административное наказание, можно рассчитывать на возбуждение уголовного дела. Основанием для возбуждения дела может являться:
- заявление от взыскателя, поданное в ФССП или правоохранительные органы;
- решение должностного лица ФССП, так как эта служба обладает полномочиями органа дознания;
- материалы прокурорской проверки, проведенной по обращению взыскателя, органов опеки, иных уполномоченных ведомств.
Дело об уклонении от алиментных выплат относятся к преступлениям небольшой тяжести, так как максимальной санкций по ст. 157 УК РФ является тюремное заключение до 1 года. Поэтому приставы могут сами провести дознание, зафиксировать доказательства, направить материалы для рассмотрения в суд. Если же требуется проведение предварительного расследования, материалы будут переданы в полицию или Следственный комитет РФ.
Какой срок алиментных неуплат квалифицирует злостность деяния
Если алиментная неуплата имеет признаки злостности, то к правонарушителю может применяться уголовное наказание – статья 157 КоАП. В ней прописаны следующие меры ответственности:
- Исправительные работы – до года.
- Принудительные работы – до года.
- Арест – до трех месяцев.
- Лишение свободы – до года.
Решение об избрании конкретной меры наказания из приведенного списка принимает судья, основываясь на:
- Обстоятельствах правонарушения.
- Интересах попечаемого лица.
Если на злостного неплательщика алиментов административные меры не возымели действия, то это является основанием к открытию уголовного производства. Инициация уголовного производства может осуществляться на основании:
- Заявления получателя алиментов судебному приставу.
- Рапорта судебного пристава об обнаружении правонарушения.
- По обращению уполномоченных лиц (от органов опеки и попечительства и др.).
- В порядке прокурорского надзора (за соблюдением прав несовершеннолетних детей и др.).
Чаще всего получатель алиментов самостоятельно проявляет инициативу и пишет заявление в ФССП, хотя в обязанности пристава входит контроль, обнаружение и принятие мер без такой инициативы.
При злостном уклонении от алиментов их получатель действует вместе с судебным приставом, ведущим исполнительное производство. При этом основная процессуальная работа возлагается на ФССП.
На получателе же лежат такие важные процедуры:
- Сбор доказательств злостности неуплат, которые не сможет собрать пристав (по поручению пристава или по собственной инициативе). Здесь, если возникают сложности, полезно привлечь в помощь юриста.
- Предоставление приставу необходимых сведений (в виде заявления или объяснительной): срок неуплат, их возможные причины, сведения по алиментщику (место жительства, работа, доходы), наличие добровольной материальной помощи от алиментщика и др.
- Участие в судебном процессе.
Основания для объявления алиментщика в розыск
Закон предусматривает перечень оснований, по которым инициируется проведение мероприятий для установления местоположения должника и его личного имущества:
- лицо намеренно уклоняется от выполнения своих обязательств своевременно и в установленном объеме выплачивать алиментные платежи,
- у плательщика образовался долг, объем которого превышает 10 тыс. рублей,
- нет действующего контактного номера должника для связи с судебным исполнителем или получателем средств,
- неплательщик отсутствует по заявленному месту своего проживания (фактической регистрации),
- неплательщик ушел с работы (его сократили) и он своевременно не предупредил ответственного пристава о данном факте и наличии нового места работы.
Указанные обстоятельства являются основанием для обращения взыскателя в службу судебных приставов, ведущих производство должника, с целью объявления его в розыск. Для этого требуется составить отдельное заявление.
Чаще всего на работу сотрудников ФССП жалуются взыскатели, которым не удалось получить средства по иску о возмещении задолженности, но существуют и другие причины для обжалования действий (бездействия) пристава. В представленной ниже таблице приведены возможные основания для подачи заявления.
Инициатор искового заявления | Основание для жалобы |
Взыскатель | Бездействие |
Неэффективность работы | |
Несвоевременный арест имущества | |
Непропорциональное распределение вырученных денежных средств между кредиторами | |
Несоблюдения процедуры веде́ния производства | |
Ошибки в оценке имущества должника | |
Утеря или повреждение изъятого имущества | |
Окончание исполнительного производства | |
Предложение о скорейшем исполнении решения суда за определённую плату | |
Ответчик | Нарушение процедуры ИП |
Неуведомление о возбуждении производства | |
Неправомерное взыскание исполнительского сбора | |
Несоразмерность стоимости арестованного имущества размеру долга | |
Несоблюдение специальных прав должника | |
Неправомерное изъятие для хранения арестованного имущества | |
Арест и изъятие имущества, на которое по закону (ст. 446 ГПК) не может быть обращено взыскание | |
Предложение о закрытии ИП за денежное вознаграждение | |
Третье лицо | Нарушение имущественных и иных интересов во время ИП |
Получение доказательств коррупционного сговора между приставом и одной из сторон делопроизводства |
Уголовное преследование должника за уклонение от погашения долга (анализ ст
Само по себе уклонение от погашения долга в настоящее время очень распространенное явление. Причина неплатежей по мнению автора – не несовершенство законодательства, а менталитет, нежелание биться до конца, отсутствие специалистов, которые обладают не только специальными знаниями, но и умением выстроить систему взыскания, додавить не только должника, но и должностных лиц – правоприменителей. Иными словами – заставить работать тех, от кого зависит взыскание.
В настоящее время дознание по указанной статье передано Федеральной службе судебных приставов.
В настоящей статье мы предлагаем рассмотреть возможность привлечения должника к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ, которая звучит как «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». Мы считаем, что исправлению ситуации по взысканию проблемной задолженности должна и может способствовать статья 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». У многих имеются заблуждения относительно применения этой статьи. Некоторые взыскатели считают эту статью чуть ли не панацеей и пытаются применить эту норму во всех случаях, а когда у них не получается привлечь должника к ответственности – разочаровываются не только в действенности этой статьи, но и всех норм, связанных с исполнительным производством.
Правовое регулирование условий, порядка взыскания исполнительского сбора содержится в ст. 112 ФЗИП. В ч. 1 ст. 112 названного Закона дается определение исполнительского сбора, под которым понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Впервые исполнительский сбор был предусмотрен в ст. 81 ФЗИП 1997 г.
С момента принятия данного Закона в литературе были высказаны различные точки зрения относительно правовой природы исполнительского сбора. Условно можно выделить следующие подходы к пониманию сущности исполнительского сбора.
1. Исполнительский сбор рассматривался в качестве платежа за совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем. В данном случае сравнивали исполнительский сбор с государственной пошлиной, взимаемой за совершение юридически значимых действий. Д.Х. Валеев обращал внимание, что в отличие от государственной пошлины, которая взыскивается обычно с истцов, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны — с должника.
В.М. Шерстюк также отмечал наличие признаков государственной пошлины в исполнительском сборе: размер исполнительского сбора устанавливается в процентном отношении от взыскиваемой суммы, стоимости имущества должника (как и государственная пошлина в судах различных инстанций); судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора до совершения принудительного исполнения по исполнительному документу (госпошлина вносится также до совершения юридически значимого действия); исполнительский сбор взыскивается только при первом предъявлении исполнительного документа (равно как и государственной пошлиной не облагается повторное рассмотрение дела после его отмены и направлении дела на новое рассмотрение); исполнительский сбор на практике взыскивается с должника независимо от его вины (как и взыскание госпошлины не зависит от виновного поведения лица, обязанного ее уплатить); у исполнительского сбора и государственной пошлины совпадают цели взыскания — в какой-то мере компенсировать затраты, понесенные государством. По мнению В.М. Шерстюка, «наличие у исполнительского сбора «родимых пятен» государственной пошлины… объясняется тем, что исполнительное производство — составная часть (элемент) механизма защиты нарушенного (оспоренного) права».
2. Исполнительский сбор рассматривался как санкция за невыполнение должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В рамках этого подхода, получившего широкое распространение в литературе, были высказаны различные мнения о характере данной санкции: штрафная (без упоминания отраслевой принадлежности санкции), исполнительная процессуальная, административная.
В 2001 г. Конституционный Суд РФ принимает знаковое Постановление, в котором дает оценку действующей на тот момент ст. 81 ФЗИП. Конституционный Суд РФ указал, что исполнительский сбор не является налогом, сбором, государственной пошлиной.