Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Законы, регулирующие действия перевозчиков
При подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток.
В Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза.
С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора.
В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.
- При частичной или полной утере сумма компенсации равняется стоимости утерянного груза или его недостающей части.
- Размер компенсации при повреждении определяется как величина, на которую уменьшилась стоимость груза.
- Если поврежденный груз восстановить невозможно, то компенсация равняется стоимости груза.
- Компенсация утерянного груза с объявленной ценностью, возмещение равняется сумме заявленной ценности.
В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:
- правилах заключения договоров перевозки,
- сроках перевозок,
- последовательности составления актов,
- правилах подачи претензий.
Претензия в транспортную компанию о повреждении груза
Вам привезли товар в повреждённом состоянии? Неприятная ситуация. Но раз уж так случилось, то необходимо принять все меры для восстановления справедливости.
При таком раскладе, обязательным условием для успешного решения проблемы будет считаться претензия к транспортной компании о повреждении груза. Составление такого документа, с передачей его на рассмотрение транспортной компании является одним из действенных способов не пострадать материально.
Как это сделать с соблюдением всех необходимых условий? Мы и расскажем в нашей статье.
Перед тем, как приступить к обсуждению написания претензии, необходимо коснуться момента обнаружения повреждений. Это далеко не маловажный аспект. Повреждения могут быть обнаружены после получения груза.
Например, вскрыв упаковку, станет очевидной трещина на стекле двери. В таком случае, процесс доказывания факта непричастности получателя груза, к его повреждению будет очень сложным.
Очень важным моментом является договор, на основании которого доставлен груз. А именно, доставляется ли он по договорённости транспортников с изготовителем (продавцом) имущества или с получателем.
В первом случае, перевозчик является субподрядчиком, а во втором, субъектом, оказывающим транспортные услуги.
Указание на этот момент, имеет своей целью, подчеркнуть важность установления кто именно несёт ответственность перед грузополучателем. От этого зависит, кто должен писать претензию о том, что произошло повреждение груза при автомобильной перевозке.
Часто бывает так, что перевозчик не виноват, товар был изначально бракован, но брак был скрыт упаковкой. При таких условиях может возникнуть необходимость доказать свою непричастность к порче товара, и писать о том, что он был некачественный изначально. Так что, осуществляя приём груза, нужно учитывать эти обстоятельства, в целях минимизации рисков.
Срок рассмотрения претензии
По общему правилу транспортная компания, осуществлявшая перевозку груза, обязана рассмотреть поступившую ей претензию, в течение 30 дней со дня ее получения.
Этот срок может быть уменьшен положениями договора перевозки. Увеличение такого срока недопустимо, так как нарушает права отправителя груза.
Если перевозчик откажет в удовлетворении требований или произведет только частичное возмещение убытков, расходов, он обязан направить отправителю претензии обоснованный ответ, с указанием причины принятия такого решения и нормы законодательства, подтверждающей позицию перевозчика.
Срок исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии — с момента ее направления и до получения ответа, возмещения или истечения максимального срока на ответ. Срок рассмотрения претензии не входит в срок исковой давности.
Кто несет ответственность за повреждения при доставке?
С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.
Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.
Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.
Когда товар попадает в руки покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.
Некоторые распространенные опасности при перевозке грузов
- Случайные воздействия
Во время погрузочно-разгрузочных работ товары могут быть повреждены в результате случайных ударов. Товары, как правило, проходят через множество погрузочно-разгрузочных операций от фабрики до торгового склада. Поэтому всегда существует риск случайного удара — удары друг о друга, удары о стенку контейнера, прокалывание зубцами вилочного погрузчика или падение с высоты и так далее.
- Сжатие силы, складывающиеся при хранении и транспортировке, могут оказывать чрезмерное сжимающее усилие на нижний слой товаров. Эта проблема может усугубляться вибрацией и уплотнением при транспортировке товаров на судне, вагоне или грузовике.
- Удары и вибрация
При обработке и транспортировке товаров они подвергаются ударам и вибрации. В зависимости от способа обработки или транспортировки они могут быть довольно серьезными. Например, море может быть очень неровным, когда судно плывет. Грузовик. проезжающий по горной местности, будет подвергаться огромным ударам и вибрации.
- Экстремальная температура и влажность при хранении или транспортировке.
Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?
Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:
- Какой ущерб причинен товару;
- Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
- Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.
Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.
Особенности подачи и рассмотрения претензии
Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.
В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.
Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.
Некоторые важные правовые нюансы
- Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
- Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
- Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
- Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
- В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
- Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность
Стоимость услуг транспортного юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / жалобы | от 4000 р. | от 5000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 20000 р. | от 25000 р. |
Предельно допустимые массы транспортных средств
Вид транспортного |
Значение |
Вид транспортного |
Значение |
|
Автомобиль |
Автопоезд |
|||
- двухосный |
18 т |
- трехосный |
28 т |
|
- трехосный |
25 т |
- четырехосный |
36 т |
|
- четырехосный |
32 т |
- пятиосный и более |
40 т |
Предельно допустимые габариты транспортных средств
Длина |
Ширина |
Высота |
|
Одиночное ТС, прицеп - 12 м |
Все транспортные |
Все транспортные |
|
Автопоезд - 20 м |
Изотермические кузова |
Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеров.
Более того, Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ внесены дополнения в КоАП РФ, в соответствии с которыми теперь к административной ответственности могут быть привлечены и грузоотправители. Так, согласно п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.
Приведем пример из судебной практики, когда организация-грузоотправитель была привлечена к административной ответственности по п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Статья 86. Освобождение от ответственности
1. Стороны могут быть освобождены от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящими договорами Республики Казахстан.
2. Стороны освобождаются от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие:
1) непреодолимой силу, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) военных действий, введения чрезвычайного положения;
3) прекращения или ограничения перемещения грузов, движения поездов, объявленного в порядке, установленном настоящим Законом.