Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.
Когда инспектор имеет право применить оружие?
Также использование оружия ограничивается некоторыми условиями:
- на линии огня и поблизости не должно находиться третьих лиц, которым может быть причинен ущерб;
- целиться необходимо не в нарушителя, а в его автомобиль (причиняемый вред должен быть минимальным);
- в результате выстрелов водитель не должен потерять управление ТС, так как это может привести к жертвам.
Как производится принудительная остановка
Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.
Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:
- С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
- С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
- Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
- С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
- С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).
Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.
Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Отечественное законодательство за неостановку по требованию инспектора Госавтоинспекции предусматривает штраф.
Нарушитель обязан заплатить необходимую сумму в госказну в течение 2 месяцев.
В п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ оговорен важный момент: если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за это был выписан штраф, то оплатить можно половину от требуемой суммы при условии погашения задолженности в 20-дневный срок с даты вынесения постановления об административном наказании. При просрочке, наоборот, подлежащая внесению в госказну сумма увеличивается вдвое. Если судья придет к заключению, что автолюбитель намеренно укрывается от выплаты штрафа, к нему может быть применено более серьёзное наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС – до 50 часов принудительных работ или арест сроком до 15 суток.
Законное требование остановки ТС и штраф за неподчинение
Любые действия на дороге строго регламентируются различными постановлениями и законами. В том числе причины остановки и правила остановки водителей инспектором.
Причины могут быть совершенно разными:
- Водитель нарушил один из пунктов ПДД, что было зафиксировано аппаратурой или самим инспектором.
- Водитель автомобиля или его пассажиры подозревается в правонарушении в соответствии со сводками ДПС.
- Автомобиль был угнан или разыскивается.
- Необходимо привлечение свидетелей или понятых при ДТП.
- Остановка водителей производится для регулирования скорости потока.
- Инспекторы останавливают автомобиль, чтобы воспользоваться им в условиях жёсткой необходимости.
- Остановка для оказания помощи пострадавшим или в случае необходимости из транспортировки до ближайшего медицинского пункта.
- При проведении специализированной операции.
События могут развиваться и по неблагоприятному сценарию. Не остановившись по требованию инспектора, нарушитель может стать объектом их преследования и будет пойман, ведь ГИБДД имеет широкую сеть оповещения, и информация о нарушителе сразу становится известна на всех постах по пути его следования.
Для остановки правонарушителя сотрудники правоохранительных органов имеют право использовать Автоинспектор может принудительно останавливать водителя такими методами:
- спецсредства — шипы, ограждения и т. д.;
- стрельба из табельного оружия по колёсам;
- заграждение дороги при помощи других патрульных машин или грузовиков;
- полное или частичное перекрытие отдельных участков дороги или всей проезжей части.
Можно ли избежать наказания?
Если после содействия с сотрудником ГИБДД вам все-таки выписали штраф, вы вправе оспорить его в суде.
Как показывает практика, наибольшими шансами избежать штрафных санкций обладают те водители, которые аргументируют свою не остановку следующими пунктами:
- Инспектор несвоевременно подал знак остановки (например, когда расстояние между ним и водителем было слишком большим);
- Инспектор подавал знаки во время плохих погодных условий, вследствие чего была плохая видимость (туман, ливень и т.д.);
- Жест сотрудника ГИБДД был нечетким: невозможно было понять, какую именно машину он останавливает;
- Инспектор не пользовался специальными приспособлениями, которые дали бы понять водителю, что его автомобиль пытаются остановить (громкоговоритель, свисток, полосатый жезл и т.д.).
Следует учесть, что для того, чтобы доказать свою невиновность, придется предоставить ряд доказательств. Это могут быть свидетельства очевидцев ситуации, видеозаписи и фотографии.
Также для того, чтобы выиграть дело в суде о списании штрафа, рекомендуется нанять профессионального адвоката, который специализируется на решении дел, связанных с автомобилями. В таком случае, шансы снять с себя обвинения максимальны.
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:
- диска со световозвращателем красного цвета;
- жеста (когда необходимо, применяется жезл);
- громкоговорящего устройства.
Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.
Ситуации, когда не остановка правомерна
В некоторых случаях неповиновение водителя будет принято как необходимая мера. В любом случае, лучше записать требования инспекторов, по какой причине был остановлен автомобиль. Эти данные могут быть использованы в суде для опровержения несправедливых или несвоевременных требований.
Требование может быть не замечено водителем в следующих случаях:
- водитель не совершил остановку, если в это время он выполнял опасный и сложный маневр;
- сигнал был показан с опозданием или не вовремя;
- команда была нечеткой, неясной, запрос был показан с опозданием.
Инспектору также запрещается останавливать транспортные средства в туннеле, на мосту или в любом другом месте, противоречащем требованиям дорожного движения. Если инспектор применит такое действие, водителю придется совершить маневр и остановиться на том участке дороги, где это разрешено правилами дорожного движения. Сотрудник дорожной полиции имеет право остановить автомобиль в неразрешенном месте, если он хочет предотвратить правонарушение или остановить нарушителя, если он нарушает закон.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы, что неподчинение инспектору дорожной полиции и движение дальше допустимо, если
- действия офицера были запоздалыми, и водитель просто не заметил его;
- действия офицера неясны в потоке машин, неясно, на какую машину он указал пальцем
- остановка была произведена не в соответствии с правилами;
- офицер не одет должным образом в ночное время: нет формы со светоотражателями, не видно дубинки;
- Форма, в которую одет офицер, не соответствует стандартам.
Какие действия полицейских незаконны?
Много копий уже сломано в дискуссиях о действиях сотрудников дорожной полиции. Часто сотрудники дорожной полиции применяют к водителям то, что им запрещено законом.
Рассмотрим, что является законным, а что незаконным после остановки автомобиля:
- Остановить вас и доставить в центр задержания — это действие абсолютно незаконно. Даже если вам грозит ответственность по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях, решение о вашем аресте может принять только судья. Даже начальники дорожной полиции не имеют таких полномочий.
- Осмотр вашего автомобиля является законным действием, если у сотрудников STSI есть основания полагать, что вы перевозите, например, неправильный груз, или есть информация о незаконном использовании автомобиля, или необходимо проверить затемнение. И все это на фоне того, что вы пытались сбежать.
- Обыск также является законным действием, но только в том случае, если у инспектора есть веские основания для досмотра вашего автомобиля. Например, если при обыске обнаружены какие-либо орудия или предметы административного правонарушения (например, тонировка или шторы на окнах). Если инспектор хочет обыскать вашу машину, но нет двух свидетелей и видеозаписи, это также незаконно.
- Проверка дыхания, как правило, является законной, если инспектор обнаружит хотя бы один клинический признак опьянения (тот же запах алкоголя). Если они настаивают на том, чтобы вы прошли экспресс-тест на дороге, это незаконно, и вы можете отказаться. В то же время вас все равно могут доставить в клинику для проведения теста на алкоголь или наркотики.
- Избиение водителя — это абсолютно незаконное действие полиции, которое имеет элементы уголовной ответственности. Но вас могут, например, насильно вытащить из машины, если вы долгое время уезжали от сотрудников дорожной полиции и не подчиняетесь их требованиям выйти. Особо агрессивные водители будут приковываться наручниками.
Желательно, по возможности, фиксировать все действия сотрудников ГИБДД на камеру, чтобы в случае нарушения ваших прав вы могли обжаловать эти действия в суде.
Новые штрафы для автомобилистов с 2021 года: подробная таблица
За перевозку ребёнка без детского кресла, в том случае если его использование обязательно, будут наказывать строже.
- Нарушение
- Будет
- Сейчас
- Нарушение правил перевозки грузов или правил буксировки
- 500 ₽
- 500 ₽
- Нарушение правил перевозки людей
- 500 ₽
- 500 ₽
- Нарушение требований к перевозке детей
- 3000 ₽
- 3000 ₽
- Нарушение требований к перевозке детей с обязательным использованием удерживающих устройств
- 5000 ₽
- —
- Нарушение
- Будет
- Сейчас
- Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого вреда здоровью
- 2500-5000 ₽ или лишение прав на 1–1,5 года
- 2500-5000 ₽ или лишение прав на 1–1,5 года
- Нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью
- 10000-25000 ₽ или лишение прав на 1,5–2 года
- 10000-25000 ₽ или лишение прав на 1,5–2 года
- Оставление места ДТП
- Лишение на 1–1,5 года
- Лишение на 1–1,5 года
- Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь или наркотические вещества после ДТП либо после остановки ТС по требованию полиции до проведения освидетельствования
- 30000 ₽ и лишение прав на 1,5–2 года
- 30000 ₽ и лишение прав на 1,5–2 года
Сейчас проект нового Кодекса об административных правонарушениях находится на стадии общественного обсуждения, затем его должны внести на утверждение в Госдуму. Между тем увеличение штрафов, прежде всего за превышение скорости, уже успели раскритиковать и депутаты, и новый премьер-министр.
Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола. Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.
Непосредственно за невыполнение требования остановиться лишение прав не грозит. Однако если инспектор начнет преследование, то водителю, пытающемуся скрыться, однозначно придется нарушать другие правила.
Во время преследования водитель может совершить следующие нарушения, за которые назначается лишение прав:
- невыполнение обязанности уступить дорогу патрульному автомобилю с включенными спец. сигналами (от 3 до 12 месяцев);
- превышение скорости (от 4 до 6 месяцев);
- повторное превышение скорости (12 месяцев);
- оставление места аварии (от 12 до 18 месяцев).
За некоторые виды нарушения помимо лишения прав или вместе с этим наказанием водителю также могут назначить штраф, арест или обязательные работы. А за нападение на сотрудника полиции, которое может произойти после задержания, нарушителя могут посадить в тюрьму до 5 лет.
Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС в 2021 году
Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п.
6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь.
Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться.
Для достижения большей четкости сигнала допускается использовать для указания не только руку, но также полосатый жезл или диск со световозвращателем красного цвета. Кроме того, в целях привлечения внимания водителя и других участников дорожного движения может применяться свисток или специальные сигналы (свет/звук).
В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.
В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:
- Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
- Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.
Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола.
Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.
На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:
- инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
- жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
- инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
- остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).
Штраф за отказ останавливаться довольно маленький, однако это не единственное, что должно удерживать водителей от игнорирования полицейских. Если автомобилист не просто не заметил жест инспектора, а намеренно проигнорировал его и все последующие требования, то сотрудник ГИБДД начнет преследование, которое позволит ему использовать все доступные полномочия, чтобы остановить транспортное средство:
- опасные автомобильные маневры, направленные на остановку пытающегося скрыться автомобилиста;
- ограничение движения на определенных участках дороги;
- заслон проезжей части патрульными автомобилями;
- применение огнестрельного оружия.
Какие изменения ждут водителей в 2021 году
Даже если водитель скрывался от ДПС и его догнали, есть шанс избежать штрафа. Составленный по факту правонарушения протокол возможно оспорить в судебном порядке.
Проще всего оспаривать решение при наличии фактов, которые свидетельствуют о неоднозначности указаний инспектора. К примеру:
- плохая видимость на дороге;
- нечеткость указаний сотрудника полиции;
- неясно, кому подавался знак и т. д.
Если остановка на данном участке дороги не разрешается, водитель имеет законное право проигнорировать указания инспектора.
Для того чтобы доказать свою невиновность, оспорить штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД при составлении и подписании документов, в протоколе стоит указать причину неповиновения, аргументируя ее.
Что грозит водителю за неповиновение сотрудникам ГИБДД и полиции? Штрафы, арест и другие санкции за сопротивление инспекторам ДПС.
В России органы внутренних дел относятся к исполнительной ветви власти. Государство наделило сотрудников полиции полномочиями, позволяющими им бороться с преступностью. Рядовым гражданам закон предписывает неукоснительно выполнять требования блюстителей порядка, если они не противоречат действующим правовым нормам.
Чем же для водителя чревато игнорирование указаний инспектора ГИБДД? Какие именно действия будут считаться проступком?
Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).
При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!
Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.
Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
○ Последствия и меры к задержанию.
Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.
Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.
Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.
Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.