ВС решал, когда нельзя взыскать упущенный доход с виновника ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС решал, когда нельзя взыскать упущенный доход с виновника ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Возмещение ущерба в случае смерти потерпевшего

В случае смерти потерпевшего, лица, находившиеся у него на иждивении имеют право требовать возмещения от причинителя вреда. Однако, при заявлении подобных требований необходимо учитывать установленные законом ограничения:

  • несовершеннолетние могут предъявлять такие требования до достижения восемнадцатилетнего возраста либо совершеннолетние до получения образования по очной форме обучения;
  • инвалиды могут предъявлять такие требования на срок инвалидности;
  • члены семьи умершего, занятые уходом за его иждивенцами, до достижения последними 14 летнего возраста или изменения состояния здоровья.

Требование выплаты по полюсу ОСАГО и КАСКО

Потерпевший либо лица, получившие право требования возмещения вреда, могут обратиться с требованием выплаты страхового возмещения в страховую компанию в которой была застрахована ответственность причинителя вреда по полису ОСАГО, а также по полису КАСКО, в случае если его условиями застрахована ответственность перед третьими лицами. Кроме того, при обращении в суд с исковыми требованиями непосредственно к причинителю вреда страховую компанию нужно привлечь как соответчика. Если страховая компания истцу не известна, исходя из сложившейся практики работы по таким делам, причинитель вреда сообщает такую информацию суду, ходатайствуя о привлечении страховщика к участию в деле. Привлечение страховщика соответствует интересам потерпевшего, т.к. дает дополнительные гарантии исполнения решения суда о взыскании суммы причиненного вреда.

Работнику назначили уголовное наказание

Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:

— он примерится с потерпевшим;

— его амнистируют;

— истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.

Судебная практика

Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.
Читайте также:  Один в самолёте: перелёт ребёнка без родителей

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Как составить исковое заявление о возмещении ущерба ДТП?

Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

  1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
  2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
  3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
  4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
  5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.
Читайте также:  Как пополнить расчётный счёт ИП или ООО

Как и когда работодатель отвечает за вред, причиненный при ДТП

В соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации: Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Термин «работник» здесь подразумевает граждан, которые управляют транспортным средством на основании трудового договора (контракта), и граждан, выполняющих ту же работу по гражданско-правовому договору. В обоих случаях, действия водителя осуществляются в интересах и по заданию работодателя и под его контролем за безопасным ведением работ.

Поэтому закон возлагает на работодателя ответственность за ущерб, нанесённый потерпевшему при ДТП работником – водителем.

Таким образом, работники, совершившие ДТП при исполнении трудовых обязанностей, должны знать и помнить о том, что за их действия, повлекшие причинение вреда, несет ответственность работодатель.

Сроки возмещения ущерба при ДТП

Ожидая выплаты материального ущерба после ДТП, потерпевшей стороне придется запастись максимумом терпения, поскольку даже официальные сроки, установленные законом, никак не могут обрадовать человека, желающего быстро восстановить свой автомобиль как можно скорей. Закон устанавливает:

  • срок выдачи справки о ДТП в ГИБДД – 10 дней (с 20 октября 2017 г. данный документ больше не выдается органами ГИБДД);
  • срок извещения страховой компании о ДТП – 5 дней;
  • срок возмещения ущерба для страховой компании – 20 дней с момента принятия всех документов;
  • исковой срок давности возмещения ущерба составляет 3 года с момента ДТП, то есть требование о страховой выплате может быть подано потерпевшим в течение всего этого срока.

Служебное расследование

Для того чтобы предотвратить аварии со служебными авто, владельцы этих автомобилей обязаны анализировать причины, которые привели к этим авариям. Этим они должны заниматься в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения».

Именно поэтому работодатель обязан провести внутреннее расследование, которое выявит:

  • причины аварии;
  • обстоятельства в которых произошло ДТП: дорожная ситуация и действия водителей во время происшествия.
  • последствия, которые будут определены сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром;
  • виновных сотрудников, как водителя, так и обслуживающий технику персонал.
  • недочеты в деятельности предприятия.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Пошаговая инструкция возмещения ущерба с виновника ДТП мирным путем

Если у виновника происшествия нет ОСАГО, или нанесенный урон превышает допустимый лимит, денежные средства придётся истребовать с водителя. В 2023 году процесс возмещения ущерба с виновника ДТП можно выполнить мирным путём. Для этого рекомендуется попробовать договориться. Порядок называют досудебным взысканием ущерба. Чтобы обязать виновника происшествия предоставить выплату, необходимо:

  1. Получить протокол. В документе присутствует информация обо всех гражданах, которые причастны к аварии. Там фиксируются адреса регистрации всех лиц, дата и место происшествия, а также марки автомобилей, фигурирующих в случившемся.
  2. Обратиться в собственную страховую компанию, запросить справку о возможном возмещении или получить официальный отказ в выплате.
  3. Обратиться в независимую экспертную компанию. Здесь будет назначен день проведения экспертизы. О проведении процедуры нужно оповестить вторую сторону. Действия необходимо выполнить за 3 дня до осмотра автомобиля экспертом.
  4. Написать досудебную претензию. В документе обозначается размер запрашиваемых денежных средств, способ произведения расчёта и срок, в течение которого нужно предоставить денежные средства. Претензия должна быть дополнена пакетом документов.
  5. Подождать указанный период. Если лицо самостоятельно производит расчет, обязательства считаются выполненными. В иной ситуации рекомендуется обратиться в суд. Исковые требования нужно выдвигать лишь через 7 дней с момента предъявления претензий.
Читайте также:  МИНИМАЛЬНАЯ И СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В НЬЮ-ЙОРКЕ

Ремонт по ОСАГО и его особенности

Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.

Процедура ремонта на станции:

Согласование ремонта Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений;

· определит, на какой станции смогут произвести ремонт;

· согласует со станцией стоимость ремонтных работ;

· выдаст направление.

На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней.

Предоставление авто Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений.
Подписание акта Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет.
Доплата На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление.

Выплата без учета износа

Недостающая сумма за ущерб может быть возмещена юридическими или физическими лицами, если выплат от страховой компании недостаточно для этих целей. При этом отличается взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа. Процедура регулируется положениями ст. 18 и ст. 19 ФЗ «Об ОСАГО».

В компенсационную выплату входят затраты на покупку деталей, заменяющихся во время ремонта автомобиля. Поэтому страховщики учитывают износ машины, которая участвовала в аварии. Для этого требуется привлечение эксперта. Если суммы, назначаемой страховой компанией, не хватает для покрытия урона, то придется взыскивать деньги с владельца другого автомобиля.

Размер компенсации может снижаться, если используются для ремонта не новые детали, а б/у элементы.

Что делать для получения компенсации материального вреда после ДТП

Ответственность каждого автовладельца в России должна быть застраховано по ОСАГО. Суть этого вида автострахования состоит в том, что за ущерб, причинённый человеком, часть ответственности несёт страховщик.

Но полную ответственность за вред всегда несёт лицо, нанёсшее ущерб. Поэтому есть несколько вариантов того, с кого и как получить компенсацию за вред, полученный в дорожной аварии.

Владелец ТС не отвечает за причинение вреда, нанесённого при использовании ТС только в случаях, когда этот ущерб возникает из-за:

  • умышленных действий пострадавшего (например, суицид);
  • воздействия непреодолимой силы (ураган, наводнение, землетрясение и т. п.);
  • противоправного завладения ТС (угон).

Конечно же, для освобождения от ответственности должны иметься доказательства вышеприведённых обстоятельств.

Какие могут возникнуть проблемы при возмещении вреда после ДТП

При возмещении ущерба ДТП помощь опытного юриста требуется с момента происшествия. Страховые компании и нарушители ПДД крайне неохотно расстаются с деньгами. И, как показывает практика, существует множество законных механизмов оставить пострадавшего ни с чем или обойтись мизерной компенсацией:

  • неправильно составленные документы для суда, недостаток аргументированных доказательств;
  • необъективная оценка ущерба и соответственно — значительное занижение страховых выплат;
  • затягивание сроков выдачи страхового возмещения;
  • отказ в признании страхового случая на основании неправильно составленных документов, искаженной информации о ДТП, малейших нарушений условий договора и многие другие.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...