Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: зачем она нужна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Спецоценку проводят совместно работодатель и экспертная организация. Последняя должна иметь документ, подтверждающий ее право проводить процедуру. Таким документом является уведомление о внесение в Реестр организаций, проводящих СОУТ, а также запись в самом реестре. В переходный период,
Особенности проведения процедуры
- Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
- Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
- Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
- Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
- Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
- Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).
Зачем требуется СОУТ?
Основная цель экспертов — определить, в каких условиях работают сотрудники предприятия. Для этого им необходимо выполнить основную задачу: зафиксировать все потенциально вредные и опасные факторы и оценить степень их негативного влияния.
Важно понимать, что изучаются именно условия труда, а не эстетика рабочих мест. Это значит, что качество мебели или приборов оцениваться не будет. При этом данные о грязи на рабочих местах, отсутствии звукоизоляции и циркуляции воздуха, слишком высокой или низкой температуре обязательно попадут в отчет. Чем сложнее предприятие, тем больше факторов необходимо учесть. Так, например, на крупных производствах измеряется уровень химических и биологических веществ в воздухе.
СОУТ не имела бы смысла, если бы не влекла за собой практических результатов. После проведения замеров эксперты должны принять решение о том, соответствуют ли показатели на рабочих местах значениям, которые считаются оптимальными. На основе этих данных определяется класс условий труда. В зависимости от него работники могут по закону требовать предоставления им определенных льгот: дополнительных отпусков, сокращения рабочей недели и получения дополнительных выплат.
Если же в ходе проверки выявлены вредные условия труда, то работодатель обязан предоставить работнику гарантии безопасности и компенсации за работу.
Вывод 1:
Специальная оценка условий труда требуется для защиты права сотрудников предприятия на безопасные условия работы. Ее результаты являются основанием для предоставления работникам дополнительных льгот.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
Дополнительные факторы, повышающие цену за СОУТ
Помимо стандартных статей расходов есть те, которые зависят от отрасли компании, заказывающей проведение специальной оценки условий труда. Разброс цен может варьироваться от 700 рублей до 10 тысяч рублей за рабочее место.
Константин Кириллов, заместитель руководителя Департамента СОУТ и руководитель службы технического контроля Департамента специальной оценки условий труда EcoStandard group рассказал о случаях, когда проведение СОУТ обходится весьма дорого.
- При наличии дополнительных условий, которые необходимо соблюдать экспертным организациям
- Если необходим выезд за пределы РФ
- Случаи, когда необходимо списание измерительного оборудования
- Включение в СОУТ дополнительных обязанностей, которые должна выполнять компания
Например, если проверка осуществляется в зоне какого-либо атомного реактора, то все сотрудники должны быть обучены по радиационной безопасности и иметь определенный медосмотр по воздействию ионизирующего излучения.
Еще один нестандартный случай — выезд на платформы в море. Для этого нескольким сотрудникам, проводящим СОУТ, нужно пройти специальное обучение, которое составляет порядка 50 тысяч рублей на человека.
СОУТ на рабочих местах может проводиться на территории других стран. Например, компания строит атомную электростанцию не в России, и оценку условий труда необходимо произвести для сотрудников, производящих пусконаладочные работы. Тогда в стоимость СОУТ войдут все командировочные расходы: перелет, суточные, гостиницы и визы.
Если оборудование было занесено в зараженную зону, то после оно проходит процедуру дезактивации, после которой перестает работать и подлежит списанию. Например, шумомеры стоят около 200 тысяч за единицу. Прибор для измерения освещенности — 50 тысяч рублей. Соответственно, стоимость списанного оборудования войдет в статью расходов организации-заказчика СОУТ.
Некоторые предприятия обяжут организацию, проводящую специальную оценку условий труда, передать результаты в государственную экспертизу условий труда. И только после получения положительного заключения заказчик подписывает акт выполненных работ. Эти расходы войдут в итоговую стоимость СОУТ.
Зачем проводится СОУТ на предприятиях?
Проведение независимой оценки условий труда и производственных рисков должно быть в интересах в первую очередь самих сотрудников предприятия. От этого напрямую зависит реализация их права на безопасный труд. Также в проведении объективной оценки заинтересован работодатель, ведь от этого зависит сумма его обязательных страховых отчислений в Пенсионный фонд за каждое рабочее место. В соответствии с действующим трудовым законодательством страховые взносы за не аттестованное рабочее место бывают в два раза выше в сравнении с суммой взносов за рабочее место, прошедшее процедуру СОУТ.
Если в ходе независимой оценки, специалисты классифицируют рабочее место как опасное или вредное, в соответствии с Трудовым кодексом РФ работнику предусмотрены такие дополнительные гарантии:
- по статье 92 ТК РФ сотрудник не может находиться на рабочем месте более 36 часов в неделю;
- ежегодно такому работнику должен предоставляться дополнительный недельный отпуск, полностью оплачиваемый руководством предприятия;
- сумма оклада сотрудника должна быть увеличена минимум на 4% в сравнении со ставкой по должности, имеющей нормальный условия труда.
Компания «Экобезопасность» быстро и качественно проведет весь комплекс работ по специальной оценке условий труда на предприятии любого масштаба и профиля. Собственная аккредитованная лаборатория, высокая квалификация специалистов и доступные цены – преимущества сотрудничества с компанией «Экобезопасность» для проведения СОУТ.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.
Организации, имеющие право на проведение СОУТ
Как бы ни хотелось работодателям сэкономить на проведении СОУТ, но самостоятельно и бесплатно осуществить эту процедуру не получится. На работодателе лежит обязанность организовать и финансировать проведение СОУТ, заключив договор со специализированной организацией (ч. 1 ст. 8, ст. 19 закона № 426-ФЗ). Такая организация должна отвечать сразу нескольким требованиям:
- Осуществление спецоценки – это основной вид деятельности организации или один из видов деятельности, указанных в уставе.
- В организации имеется как минимум 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих соответствующую профессиональную подготовку, подтверждаемую сертификатом. Обязательно наличие у всех экспертов высшего образования, дополнительной профессиональной подготовки в области спецоценки и трехлетнего опыта в этой сфере. Один их экспертов обязательно должен иметь узкопрофильное высшее образование по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
- В организации функционирует аккредитованная испытательная лаборатория.
Быстро и удобно подобрать организацию для проведения СОУТ можно, воспользовавшись реестром аккредитованных организаций, который ведется Минтрудом России. Данный сервис позволяет выбрать компанию по различным критериям: наименованию, номеру в реестре, ИНН, ОГРН, субъекту РФ и т.д.
Здесь же можно проверить, не исключена ли организация из реестра и не приостановлена ли ее деятельность по тем или иным причинам. Кроме того, на сайте Минтруда ведется также реестр экспертов, имеющих сертификат. Здесь можно узнать, не истек ли срок действия сертификата эксперта организации и в какой именно области он может осуществлять спецоценку.
Подобрав организацию, соответствующую всем вышеперечисленным критериям, руководитель компании-работодателя должен заключить с ней договор об оказании услуг по проведению СОУТ. Форма типового контракта утверждена приказом Минтруда РФ от 24.12.2018 № 834Н.
Следует остановиться еще на одном моменте – организация, проводящая спецоценку, и ее эксперты должны быть независимы и избегать возникновения конфликта интересов (ч. 2, 4 ст. 22 закона № 426-ФЗ). Поэтому не допускается проведение спецоценки такими субъектами, как:
- должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие надзор (контроль) в сфере охраны труда и проведение государственной экспертизы условий труда;
- организации, руководители и эксперты которых являются учредителями работодателей, на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами этих организаций, отвечающими за проведение спецоценки;
- организации, руководители или эксперты которых являются близкими родственниками учредителей организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки.
Основная задача при проведении СОУТ, зафиксированная в законе 426-ФЗ и сопутствующих нормативных актах, — это соблюдение права работника на безопасность работы. Чтобы достичь ее, участникам процесса придется выполнить конкретные задачи:
- установить характер условий труда, в которых работает специалист, и присутствие вредных и опасных факторов на его рабочем месте;
- выяснить степень интенсивности влияния таких факторов, если они есть на этом месте;
- предпринять усилия по обеспечению работников действенными средствами защиты от таких факторов, например, защитной одеждой или смывающими средствами;
- оценить степень действенности закупленных защитных средств;
- определить класс условий, в которых работает сотрудник;
- разработать систему льгот и компенсаций для сотрудников, учитывающих условия труда на их рабочих местах.
Перечень классов и подклассов условий труда
По уровню вредности и опасности условия труда делятся на 4 класса (подробнее в ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). В зависимости от присвоенной категории можно определить размер дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Среди установленных законом позиций:
- Первый класс: оптимальные условия труда;
- Второй класс: допустимые условия труда;
- Третий класс: вредные условия труда;
- Четвертый класс: опасные условия труда.
К оптимальным относят условия, не предполагающие наличия негативных факторов, превышающих установленные нормативы безопасности.
К допустимым причисляются условия, при которых степень воздействия негативных факторов не превышает установленную величину, а состояние работников нормализуется в течение времени, отведенного на отдых, или к началу следующей рабочей смены.
К вредных приравнивают условия, при которых степень воздействия негативных факторов превышает установленную норму. В зависимости от уровня негативного воздействия данный класс делят на 4 подкласса:
- Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени): степень воздействия негативных факторов, при который состояние работников не успевает нормализоваться к началу следующей смены;
- Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются зачатки профессиональных заболеваний или профессиональные заболевания легкой степени тяжести спустя 15 и более лет работы (без утраты трудоспособности);
- Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются профессиональные заболевания легкой и средней тяжести, приводящие к утрате трудоспособности;
- Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются тяжелые формы профессиональных заболеваний с потерей обшей трудоспособности.
Методика проведения специальной оценки труда
Документ утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н и определяет регламент проведения процедуры оценки условий труда.
Основываясь ч. I настоящей Методики к данным процедурам относят:
- Определение (идентификацию) возможных негативных производственных факторов (подробнее в ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н) Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов включен в Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- Исследования негативных производственных факторов (подробнее в ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- Определение классов и подклассов условий труда на основании полученных в результате исследований данных (подробнее в (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- Подведение итогов специальной оценки (подробнее в ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
Внимание! Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как безопасное и соответствующее установленным нормативам, от работодателя требуется составление декларации соответствия условий труда (подробнее ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ) – см. раздел этапы проведения спецоценки условий труда. Форма декларации оценки труда и Порядок ее оформления заверены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, вступивший в силу с 8 июня 2014 г.
Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как оптимальное или допустимое (1 или 2 класс) и декларирование не производится, то результаты оценки допустимо использовать для следующих целей (подробнее в ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ):
- Для формирования и осуществления мероприятий по повышению качества условий труда до уровня, отвечающего нормативным требованиям охраны труда;
- Для обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- Для расчета дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- Для обеспечения работников гарантиями и компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.
Когда проводить специальную оценку?
Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2021 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).