Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия в процессах международной трудовой миграции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Дополнительные изменения
Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.
Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.
Экономические |
Неэкономические |
|
|
Эта страна считается дешёвым местом отдыха, но в последнее время многие русские стали всерьёз задумываться о Таиланде как о стране, в которую вполне реально эмигрировать на ПМЖ. Местный климат, культура и недорогие условия проживания манят желающих убежать от проблем на родине. Однако, по отзывам русских, решившихся на переезд, все сталкиваются с проблемой трудоустройства. Здесь практически невозможно найти работу, исключение составляют высококвалифицированные специалисты, в которых нуждается страна. Остальные уехавшие продолжают работать в России удалённо.
Является самой дешёвой и комфортной страной для переезда русских, желающих жить в Европе. Для больших заработков Болгария не подходит, но обладает другими преимуществами: отличная экология, низкие цены на аренду и покупку жилья, продукты питания. Налоговые сборы для предпринимателей в Болгарии ниже, чем в остальных европейских странах. Менталитет населения и язык близки русским. При получении ВНЖ
Если русский твёрдо поставил перед собой задачу „Хочу иммигрировать“, он должен знать об основных вариантах реализации этого действия. Именно они рассмотрены в отдельности.
Трудовая эмиграция – самый распространённый вариант среди тех, у кого нет средств для бизнес-инвестиций и семейных отношений с иностранцем. Работу приходится искать в интернете, самостоятельно связываться с потенциальным работодателем. Многие из них выдвигают обязательные критерии: наличие диплома о высшем образовании, опыт работы в родной стране, определённые возрастные границы и т.д. Если работодатель соглашается принять иностранца на работу, он подготавливает пакет документов и относит в местный МВД. После проверок работник получит сообщение о том, что может начинать оформлять рабочую визу.
Брак с иностранцем – самый простой и быстрый вариант получения ВНЖ. Но новоиспеченных молодожёнов ожидают многочисленные проверки и тесты, которые докажут прозрачность намерений. Эти меры обязаны предотвратить фиктивные браки. Уровень проверок в каждой стране отличается – в некоторых случаях сотрудники МВД приходят домой, опрашивают близких и соседей пары, в других – необходимо проходить специальные тесты, которые определяют, насколько тесно связаны между собой супруги.
Мировые державы хотят собрать соотечественников, разбросанных по всему миру, поэтому предоставляют особые условия и программы для переезда тех, кто сумеет доказать свою национальную принадлежность. Таким образом, если лицо имеет национальные корни, отъезд пройдёт довольно легко и на выгодных условиях.
Каждое государство охотно принимает людей, желающих совершить вклад в их экономику. Бизнес-иммиграция получила отличное развитие во всем мире. Для этого нужны немалые средства. Некоторые страны вообще предлагают через покупку недвижимости на определённую сумму национальное гражданство.
Переезд – дело хлопотное. Перед тем как приступить к решительным действиям – подаче документов на визу, нужно грамотно подготовиться к переезду по простому алгоритму.
- Взвесив „за“ и „против“, выбрать наиболее подходящее государство для проживания за границей.
- Ознакомиться с вариантами и особенностями программ миграции из России, возможно, найдётся подходящая.
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.
Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность от��ельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Вопрос №1
Определение миграции.
Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вопрос №2
Основные виды миграции.
Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.
Основные виды миграции:
- Трудовая;
- Сезонная;
- Временная миграция.
Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.
МП затрагивает широкий перечень вопросов:
- Пересечение границы;
- Учет мигрантов;
- Легализация иностранных граждан;
- Получение гражданства;
- Лишение гражданства;
- Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
- Организация занятости иностранцев;
- Борьба с нелегальной миграцией.
Основная задача миграционной политики любого государства — защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.
Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:
- Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
- Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
- Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
- Трудовая;
- Краткосрочная – имеет четко определенный период;
- Миграция с целью получения права на ПМЖ;
- Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
- Образовательная.
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.
Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:
- Организация обучения;
- Трудоустройство;
- Формирование облегченной системы получения гражданства;
- Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
- Облегчение ассимиляции;
- Предоставление временного жилья и так далее.
Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:
- Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
- Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
Учебный проект «Проблемы миграции в современной России и пути их решения»
Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:
- Защита собственных граждан;
- Отстаивание своих экономических интересов.
В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.
Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.
В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.
Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:
- Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
- Приоритет интересов граждан РФ;
- Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
- Сохранение и популяризация русского языка;
- Организация правовой помощи мигрантам;
- Препятствие маргинализации иностранцев.
В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.
Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.
Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры — неэффективны.
К основным проблемам причисляют:
- Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- Минимальное использование миграции для развития государства;
- Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.
В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.
По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?
Год | Миграционный прирост (из сёл в города) (тыс. человек) | Миграционный прирост (из городов в сёла) (тыс. человек) |
1990 | 73,9 | -73,9 |
1991 | -183,4 | 183,4 |
1992 | -460,6 | 460,6 |
1993 | -70,4 | 70,4 |
1994 | -20,2 | 20,2 |
1995 | -1,7 | 1,7 |
1996 | -57,5 | 57,5 |
1997 | -43,7 | 43,7 |
1998 | 32,4 | -32,4 |
1999 | -199,6 | 199,6 |
2000 | -38,1 | 38,1 |
2001 | -15,7 | 15,7 |
2002 | -27 | 27 |
2003 | -23,7 | 23,7 |
2004 | -693,9 | 693,9 |
2005 | -204,1 | 204,1 |
2006 | -52,4 | 52,4 |
2007 | 52 | -52 |
2008 | -113,2 | 113,2 |
2009 | -87,1 | 87,1 |
2010 | 17,4 | -17,4 |
2011 | -62,6 | 62,6 |
2012 | -87,3 | 87,3 |
2013 | -67 | 67 |
2014 | – | – |
2015 | -10,4 | 10,4 |
2016 | 4,9 | -4,9 |
2017 | 76,9 | -76,9 |
2018 | 44,8 | -44,8 |
Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
Эмиграция — выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция — въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:
– переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
– работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
– профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
– нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;
– беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились в тех странах, гражданами которых они являются. Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.
Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся: различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения; различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами; несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства; состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:
– глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
– НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
– развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
– фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
– процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
– растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
Классификация форм миграции рабочей силы делиться:
· по направлениям: из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; между промышленно развитыми странами; между развивающимися странами; из промышленно развитых в развивающиеся страны; из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
· по территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная.
· по времени: безвозвратная; временная; сезонная; маятниковая.
· по степени законности: легальная; нелегальная.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
– приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
– экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
– иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
– омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
– иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
– иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
– иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
– обостряется ситуация на национальном рынке труда;
– вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
– провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
– эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
– после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
– для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов
27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции.
28. Первый этап (2012 — 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
29. Второй этап (2016 — 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
31. Третий этап (2021 — 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.
Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.
Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.
По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.
Общий порядок понятен, как и раньше.
Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.
При особом порядке решение принимает президент РФ.
Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.
Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».
Путин подписал Концепцию миграционной политики в новой редакции
Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда.
Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.
Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.
Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:
- Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
- Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
- Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
- Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.
Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда.
Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу.
Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.
В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России.
План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).
Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:
- решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
- улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
- гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
- сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
- достижение баланса на рынке труда в России.
На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.
Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ.
Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов.
Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.
Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами.
Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года.
За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.
Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях.
Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян.
- Новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы представляет собой совокупность взглядов и фундаментальных подходов, поэтому она не содержит целевых показателей и конк��етных мер, а только задаёт направления деятельности государства (конкретные мероприятия по реализации миграционной политики и целевые показатели будут содержаться в плане, который разрабатывается МВД России в настоящее время).
- В Концепции сформулированы основные вызовы в сфере миграции: сохранение негативного тренда на внутренний отток населения из большинства восточных регионов страны; преобладающая доля низкоквалифицированных иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в отечественную экономику преимущественно в регионах европейской части России, а также приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока; возрастание миграционной активности вблизи зоны интересов Российской Федерации, несущей в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
- Цель миграционной политики – формирование миграционной ситуации, которая будет способствовать решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
В Концепции прямо указывается основной источник пополнения численности населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами – это естественное воспроизводство. Миграционная политика определена как вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем.
- В этой связи в Концепции обозначены новые принципы, на которых должны основываться все принимаемые решения в сфере миграции:
- а) комплексность решения задач миграционной политики с учётом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
- б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
- в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- г) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
- д) участие институтов гражданского общества институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
- Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию.
Одна категория – это соотечественники и другие русскоязычные граждане, которые намерены жить в России, способны быстро, легко и гармонично интегрироваться в российское общество. Концепция предписывает создание им максимально благоприятного режима для переселения в Россию и получения гражданства.
Другая категория –граждане, которые не связывают с нашей страной своё будущее, не желают или не готовы интегрироваться, однако рассматривают Россию как удобное место для работы, предпринимательства, обучения и реализации других своих законных интересов.
С этими людьми Концепция делает акцент на их адаптацию к проживанию в российском обществе, а также на принятие со стороны государства мер для недопущения возникновения рисков, связанных с межнациональными конфликтами, дисбалансом на рынке труда, криминальными и другими негативными проявлениями.
Новый посыл миграционным органам, обществу и мигрантам
Эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в России и спрогнозировали ее дальнейшее развитие
ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik. Пандемия коронавируса сделала очевидной необходимость вывести нелегальных мигрантов в РФ из тени.
Какие изменения готовятся МВД, ведомственными экспертами, специалистами по миграционной политике и что они дадут как россиянам, так и мигрантам, разбиралось РИА Новости.
Пандемия потребовала беспрецедентных мер в отношении мигрантов, оставшихся в России, – в частности, власти продлили действие виз и рабочих патентов для иностранцев. Параллельно эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в стране и спрогнозировали ее дальнейшее развитие.
Еще в начале года мы наблюдали незаконный ввоз мигрантов в грузовых отсеках фур в Европу.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Популярные центры притяжения трудовых мигрантов
На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:
- Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
- Южная Америка;
- Западная Европа – Франция, Германия;
- Северная Европа – Швеция, Великобритания;
- Юго-восточная и Западная Азия.
К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:
- Аргентина;
- Бразилия;
- Венесуэла.
Процесс миграции трудовых ресурсов
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
- 1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции.
- 2. Работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом — стран Ближнего Востока, Европы.
- 3. Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.
- 4. Лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах.
- 5. Беженцы. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Международная миграция трудовых ресурсов
Переселенческое движение трудящихся между странами отмечается уже не один век, но особенно широким оно стало в последние десятилетия. Наблюдатели полагают, что сегодня по миру “гуляют” примерно 150 млн мигрантов. Международная миграция трудовых ресурсов – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни. При этом тех, кто покидает страну, поселяясь из рубежом называют эмигра́нтами [от лат. emigran(li)s – выселяющийся], а иностранцев, прибывших в данную страну на постоянное жительство, – иммигра́нтами [от лат. immigran(ti)s – вселяющийся].
Главными факторами, способствующими такой миграции, являются два: (1) неравномерность процесса хозяйственного развития стран, в результате которой в одних странах образуется избыток определённых трудоресурсов и безработица, а в других – их нехватка; (2) различия в условиях и оплате труда в разных странах, что побуждает людей отправляться туда, где эти условия лучше.
Так, катастрофическая социально-экономическая ситуация в 1990-х годах в Армении (безработица, нищета, преступность) вызвала массовую эмиграцию рабочей силы. По некоторым оценкам, страну покинула за этот период почти треть населения. А вот совсем иной пример: благополучная Германия ощутила к началу XXI века нехватку молодых и творчески мыслящих программистов. Чтобы пригласить их из-за рубежа (в том числе из России), знаменитым своей скрупулёзностью [1] немецким бюрократам пришлось срочно пересматривать государственные нормы по иммиграции.
🚗 Откуда и куда можно переехать?
Преимущественным образом к трудоустройству на основании переезда привлекаются жители самых густонаселенных городов – Москвы и Санкт-Петербурга. В случае наличия у них специальности, отвечающей требованиям работодателя, участвующего в данной программе, они имеют право на приоритетное включение в число соискателей.
Переезд чаще всего осуществляется в отдаленные районы, где имеется нужда в специалистах определенного трудового профиля. Чаще всего такие вакансии сформированы с учетом требований к профессиональным навыкам, как, например, в Магаданской области, где работодатели ищут специалистов в области золотодобычи. Высока потребность в сотрудниках, принадлежащих по своим специальностям к врачам и учителям, особенно в труднодоступных районах.
Общее понятие о миграции
Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Виды миграции:
Временная миграция. | Происходит, из-за каких либо стихийных бедствий, военных действий и т.п. Иностранные граждане мигрируют на некоторое время до устранения опасных воздействий на их жизнь. |
Сезонная миграция | Этот вид миграции связан, с трудовой деятельностью. Иностранные граждане переселяются в определенные регионы для трудоустройства. |
Трудовая миграция | Характеризуется переселением населения для выполнения трудовой деятельности на постоянной основе. |
Спонтанная миграция | Этот вид миграции, не зависит, от каких либо факторов. Население мигрирует в поисках лучших условия для проживания. |
Все эти причины вызывают миграцию населения, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.