Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конфискация имущества, в отличие от уголовного наказания, является иной мерой уголовно-правового характера. Это обусловливает различие их целей. Специфика целей иных мер уголовно-правового характера заключается в общем предупреждении, применении так называемых мер безопасности. Именно это социальное значение свойственно принудительным мерам уголовно-правового характера.
Понятие принудительных мер медицинского характера раскрывается в Уголовном кодексе РФ:
Принудительная мера медицинского характера (в сокращении ПММХ) — это вид государственного принуждения, характерный для уголовного права, заключающийся в принудительном применении медицинских процедур различного вида и направления по отношению к особым категориям осуждённых.
Данная мера, несмотря на схожесть и задачи, не относится к видам уголовного наказания. Анонсированная схожесть проявляется в попытках лечения преступника для того, чтобы его возвращение в общество было корректным, а также для обеспечения и минимизирования риска повторения им попытки совершения нового преступления.
Продление, изменение и прекращение
Законодателем не предусмотрены определенные сроки помещения преступника в подобные учреждения в силу того, что, конечно же, если осужденный не достиг выздоровления, то о возвращении его в социум и речи быть не может. В связи с этим подобная мера, по сути, является бессрочной, но с регламентированным сроком освидетельствования и продления. Согласно ч. 2 статьи 102 УК РФ освидетельствование пациента должно проводиться уполномоченной комиссией врачей-психиатров не менее одного раза в течение полугода. Подобные процедуры инициируется с целью выдвижения вопроса о целесообразности прекращения применения ПММХ, а в качестве инициатора могут выступать лечащий врач, сам пациент или его законный представитель. По факту отрицательного мнения комиссии в суд представляется заключение о продлении применения данной меры, при этом первичное продление возможно только по истечении полугода, а дальнейшее осуществляется ежегодно.
Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
1. Понятие принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. В УК РФ 1996 г. впервые в отдельную группу выделены принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания (ст. 104).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК РФ лицам, осужденным за преступления в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, страдающих педофилией, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра. Тем самым принудительные меры медицинского характера наряду с наказанием в настоящее время могут назначаться только лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
В первоначальной редакции ст. 97, 104 УК РФ также предусматривалось принудительное лечение лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма или наркомании. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ положения о принудительном лечении этих лиц из УК РФ были исключены, что вряд ли может быть расценено в качестве позитивного решения в условиях повышенной алкоголизации и наркотизации населения России, особенно молодежи. Давно уже доказано, что алкоголизм и наркомания создают благоприятную почву для совершения преступлений, а нередко служат их конкретной причиной.
Между тем во многих странах (в том числе и на Западе) принудительное или обязательное лечение преступников от алкоголизма и наркомании предусмотрено в уголовном законодательстве.
Принудительные меры медицинского характера применяются к указанным лицам не вместо наказания, как это делается в отношении невменяемых, а наряду с ним. Эти лица отвечают признакам субъекта преступления, поэтому и признаются в соответствующих случаях виновными в совершении преступления и как следствие привлекаются к уголовной ответственности (ст. 22 УК РФ).
Социально-правовое назначение рассматриваемых принудительных мер медицинского характера заключается в принудительном лечении лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в осуществлении амбулаторного принудительного наблюдения. Это само по себе имеет немаловажное значение не только с медицинской точки зрения, но и в плане профилактики преступлений. Успешное лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, повышает воспитательный и предупредительный эффект наказания и исправительно-воспитательного воздействия в процессе его исполнения.
Применение принудительного лечения к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и совершившим преступление, допускается только при наличии медицинского заключения комиссии врачей-психиатров, в котором содержится вывод о том, что лицо нуждается в лечении от психического расстройства.
В УК РФ специально не оговариваются сроки принудительного лечения в этих случаях. Однако из смысла ч. 2 ст. 99 данного Кодекса можно сделать вывод о том, что оно может осуществляться в течение срока назначенного судом наказания.
2. Порядок проведения принудительного лечения и изменения вида принудительных мер. В зависимости от вида наказания законодатель предусмотрел различный порядок проведения принудительного лечения. Согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 УК РФ, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний – в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях.
Осужденные к лишению свободы лица, нуждающиеся в принудительном лечении психиатрических расстройств, не исключающих вменяемости, отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы – лечебных исправительных учреждениях (см. ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
Амбулаторная психиатрическая помощь включает в себя амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, которые осуществляются соответствующими отделениями психиатрических и психоневрологических больниц, диспансеров и поликлиник.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 УК РФ при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении (ч. 3 ст. 104 УК РФ).
Хотя в законе прямо об этом не говорится, однако, как нам представляется, и помещение в медицинскую организацию, и изменение вида принудительной меры в случае отпадения необходимости дальнейшего лечения в нем должны осуществляться судом по представлению администрации медицинского учреждения на основании заключения комиссии врачей-психиатров, т.е. в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 102 УК РФ. В данном случае речь идет об изменении вида принудительных ме�� медицинского характера, а оно осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 102 УК РФ.
Что касается прекращения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, то оно производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, основанному на заключении комиссии врачей-психиатров.
Таким образом, принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, применяются к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в том числе к лицам, указанным в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ.
Они направлены на излечение лиц, осужденных за совершение преступления, и в конечном итоге на их исправление и предупреждение новых преступлений. Эти меры могут применяться судом только к лицам, подвергнутым наказанию, при наличии заключения комиссии врачей-психиатров.
Назначение и выполнение принудительных мер медицинского характера
Перечисленных в законе лиц, к которым возможно применение принудительных медицинских мер, можно разделить на две группы:
- Первая группа – это невменяемые лица, у которых уже имелись психические расстройства или появились после совершенного ими преступления. Поскольку они не отдают себе отчет в содеянном, то не могут привлекаться к уголовной ответственности на общих основаниях.
- Вторая группа – это лица, которые утверждают, что были в состоянии аффекта, или у которых есть подозрение на наличие психического расстройства, не подтвержденное документально. Для того чтобы установить, действительно ли имеет место психическое нарушение, проводится медицинское освидетельствование. При этом для данной группы лиц предварительное расследование и судебное разбирательство производятся в общем порядке. Принудительные меры медицинского характера для данной группы лиц применяются при постановлении приговора и выполняются, согласно нормам Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ.
Процедура медицинского освидетельствования инициируется по решению суда. Она может быть принудительной, то есть согласия обвиняемого не требуется. При наличии доказательной базы суд назначает проведение судебно-психиатрической экспертизы, по итогам которой принимает решение о применении или неприменении к обвиняемому принудительных медицинских мер.
Срок нахождения на стационарном лечении засчитывается в срок отбытия наказания, согласно ст. 103 УК РФ.
Другой комментарий к Ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, назначаемые судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы психически нездоровым лицам, совершившим общественно опасные деяния либо преступления.
2. Принудительными рассматриваемые меры являются потому, что они: а) применяются независимо от желания больного или его законных представителей; б) сопряжены с определенными ограничениями личной свободы психически нездорового лица; в) назначаются, изменяются, прекращаются по решению суда.
3. Основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются: а) совершение лицом общественно опасного деяния либо преступления; б) наличие у данного лица психического расстройства, имеющего уголовно-правовое значение (под ним понимается расстройство, исключающее вменяемость либо ее не исключающее, но влияющее на назначение наказания, а также расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания); в) общественная опасность лица, которая определяется его психическим состоянием и характером содеянного (при определении общественной опасности психически нездорового лица следует учитывать глубину, стойкость и динамику психического расстройства, а также характер деяния, который позволяет выявить связь между ним и расстройством психики).
4. Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам: а) признанным судом невменяемыми; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение либо исполнение наказания; в) страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
5. Применение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда.
6. Вопросам применения принудительных мер медицинского характера посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».
Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера
1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
г) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.
4. В отношении лиц, указанных в пунктах “а” – “в” части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Комментарий к Ст. 97 Уголовного кодекса
1. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, применяемые судом к лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом.
2. Меры медицинского характера являются принудительными, так как применяются независимо от желания лица и его близких, а также влекут ограничение некоторых прав и свобод больного.
3. Принудительные меры медицинского характера назначаются ограниченному кругу лиц: а) невменяемым; б) лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психическим расстройством после его совершения, делающим невозможным назначение или исполнение наказания; в) лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
4. Основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются: а) совершение лицом преступления или общественно опасного деяния; б) в силу психических расстройств лицо представляет опасность для себя, других лиц; в) эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
Основания для применения
Как уже было сказано выше, данные основания устанавливаются Уголовным кодексом, а именно статьей 97. Меры назначаются судом только в тех ситуациях, когда лицо является опасным для окружающих и для себя, а также может осуществить иной опасный вред.
То есть, данные меры могут и вовсе не назначаться, если у человека выявлено какое-либо психическое расстройство. От суда требуется не столько назначение, сколько приведение прогноза вероятности совершения психически нездоровым каких-либо опасных действий для социума.
Если человек не может быть опасным для общества, суд обязан отправить всю информацию о нем в психоневрологические учреждения по месту жительства. Эти медицинские учреждения вправе решать вопрос о его лечении в своих стенах.
Оценить опасность человека для социума и для себя довольно сложно. Принято считать что такая проявление такой опасности состоит в вероятности совершения указанным лицом какого-либо опасного деяния, зафиксированного в соответствующих документах.
Время, которое может потребоваться на лечение спрогнозировать невозможно. Из-за этого, данные меры не могут связываться с каким-то конкретным сроком. Для соблюдения прав лица, которое подвергнуто принудительному лечению, время от времени проводится его освидетельствование.
В тех ситуациях, когда происходит выздоровление лица прекращается применение принудительных мер.
Дело отправляется для последующего возобновления и предварительного следствия. Это делается в тех случаях, когда сроки давности не истекли и не было иных оснований для прекращения дела.
То время, которое пошло на применение принудительных мер будет засчитываться в счет отбывания наказания. Один день в психоневрологическом учреждение равняется одному дню отбывания наказания.
Однако следует учитывать, что время применения принудительных мер не связывается с наказанием. Оно определяется исключительно здоровьем лица, находящегося на лечении.
Принудительное медицинское воздействие
Согласно действующим законам, принудительные меры медицинского характера влекут ограничение прав и свобод. Стоит отметить, что преступников, которые являются неполноценными личностями из-за наличия психических расстройств, можно разделить на разные группы.
Таблица 1. Группы обвиняемых с психическими расстройствами
Невменяемые граждане | Граждане, у которых вменяемость возможна |
---|---|
Это лица, у которых психические расстройства уже были или появились после совершения преступления. Они не отдают себе отчет о содеянном, поэтому не могут привлекаться к наказанию на общих основаниях. | Лица утверждают, что находились в состоянии аффекта или говорят о наличии психических заболеваний, однако они не подтверждены документально. Требуется провести медицинское обследование, чтобы установить, есть ли психические нарушения в конкретно взятом случае. |
Комментарий к статье 18 УИК РФ
1. Комментируемая статья регулирует применение к осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы, мер медицинского характера двух видов: принудительных и обязательных. Принудительные меры медицинского характера по решению суда применяются к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Обязательное лечение распространяется на осужденных, страдающих заболеваниями, представляющими повышенную социальную опасность (алкоголизм, наркомания, токсикомания, ВИЧ-инфекция, открытая форма туберкулеза).
2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение принудительных мер медицинского характера к осужденным, отбывающим ограничение свободы, арест, лишение свободы и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, возлагается на учреждения, исполняющие указанные виды наказаний. В отношении осужденных к иным видам наказаний принудительные меры медицинского характера исполняются в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.
Применение принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 2 февраля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Приказом Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17 октября 2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» установлено, что принудительное лечение лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, осуществляется амбулаторно в исправительных учреждениях, имеющих в штатах врача-психиатра, а в случае необходимости — стационарно, в психиатрических больницах и психиатрических отделениях больниц уголовно-исполнительной системы.
3. В целях сохранения психического здоровья осужденных осуществляется своевременная диагностика, лечение и профилактика психических расстройств у осужденных. Для выявления лиц с психическими расстройствами в учреждениях, исполняющих наказания, проводятся различные мероприятия, в том числе обязательным является ознакомление специалистов с материалами личного дела осужденного и медицинской документацией. Осмотры врачом-психиатром лиц, отбывающих наказания, производятся при соблюдении принципа добровольности.
В тех случаях, когда вследствие тяжести своего психического состояния осужденный представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, является беспомощным либо имеющееся у него психическое расстройство в случае неоказания ему психиатрической помощи способно причинить существенный вред его здоровью, освидетельствование может проводиться без его согласия.
При подозрении на наличие психического расстройства свои диагностические заключения врачи учреждения могут выносить только предположительно. Углубленное и всестороннее обследование психического состояния осужденного проводится в стационаре (психиатрических больницах и психиатрических отделениях больниц уголовно-исполнительной системы).
Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера (ч. 2 комментируемой статьи). В этом случае обязательным является психиатрическое освидетельствование осужденного, которое проводится в установленном порядке врачебной комиссией, состоящей из врачей, работающих в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В составе комиссии должно быть не менее двух врачей-психиатров. По результатам составляется акт психиатрического освидетельствования осужденного, который вместе с представлением о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера направляется в суд.
В случае решения суда о применении принудительных мер медицинского характера осужденный этапируется в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.
4. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий осужденных, к которым применяется обязательное лечение. К таковым относятся осужденные: больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; ВИЧ-инфицированные; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания.
Обязательное лечение назначается учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии.
5. Осужденные, подлежащие обязательному лечению от алкоголизма и наркомании, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, создаваемых для этих целей.
Обязательное лечение больных алкоголизмом, наркоманией проводится врачом психиатром-наркологом или врачом-психиатром, имеющим соответствующую подготовку по наркологии. Основанием для назначения обязательного лечения является комиссионное заключение, вынесенное комиссией врачей-специалистов.
При выявлении у осужденного хронического алкоголизма или наркомании в случаях, требующих лечения, ему предлагается пройти курс лечения в добровольном порядке. Добровольное лечение от алкоголизма и наркомании проводится по месту отбывания наказания при наличии в учреждении врачей-наркологов, а при их отсутствии — в исправительных учреждениях, и��еющих необходимую базу.
При отказе от добровольного лечения медицинской комиссией, состоящей из начальника медицинской части исправительного учреждения, двух врачей: психиатров-наркологов или врачей-психиатров, выносится заключение, на основании которого применяется обязательное лечение.
Решение о прекращении обязательного лечения также принимается комиссионно.
Во всех случаях освобождения от отбывания наказания осужденных, которые проходили обязательное лечение от алкоголизма или наркомании, медицинская часть за один месяц до освобождения направляет в наркологический диспансер по избранному месту жительства освобождаемого выписку из медицинской карты амбулаторного больного о проведенном лечении и его результатах.
О БЕЗОПАСНОСТИ, НАКАЗАНИИ И ИНЫХ МЕРАХ УГОЛОВНО–ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ, эти меры могут быть назначены судом следующим лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ:
- 1) совершившим эти деяния в состоянии невменяемости;
- 2) лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
- 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 У К РФ).
Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее, эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания, так как лишены такого свойства наказания, как кара. Эти меры не преследуют цели исправления указанных лиц, а в соответствии со ст. 98 УК РФ направлены на их излечение или улучшение их психического состояния.
Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX — начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д.[2]
Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния[2].
Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений[2].
Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия[1].
Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления, по усмотрению суда, и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений»[3].
В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины[2]:
- меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
- меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
- административные меры безопасности (Италия);
- меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
- предупредительные меры (Австрия);
- уголовные меры (Польша);
- иные правовые последствия (наказуемого деяния) — Дания и Норвегия;
- меры надзора и исправления (Судан);
- иные меры воздействия (Эстония);
- иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
- иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
- другие меры правового воздействия (Узбекистан);
- уголовные меры иного вида (Грузия);
- иные меры уголовной ответственности (Монголия).
Иные меры уголовно-правового характера ��огут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера)[1]. В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности)[4].
Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделенеие в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК[4].
Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера[5]:
- принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
- запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
- специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
- установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
- поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
- лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
- выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
- высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
- запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
- воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
- помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
- превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
- запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
- закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК[6].
Глава 9. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА
Бизнес
: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность
: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство
• Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Номер документа: | 17 |
Дата принятия: | 31/01/2017 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2019 |
Органы эмитенты: | Парламент |
В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 24 января 2021 года №10 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2021 года.
Другой комментарий к статье 97 УК РФ
1. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, назначаемые судом лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния или преступления. Эти меры являются принудительными, так как применяются независимо от желания лица и его близких, влекут ограничение некоторых прав и свобод.
2. Принудительные меры медицинского характера назначаются:
1) невменяемым;
2) лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психическим расстройством после его совершения, что делает невозможным назначение или исполнение наказания;
3) лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
4) лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
3. Указанные меры применяются, если:
1) лицом совершено преступление или общественно опасное деяние;
2) в силу психических расстройств лицо представляет опасность для себя или других лиц;
3) эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
При оценке такого состояния личности суд руководствуется юридическим и медицинским критериями. Юридический критерий позволяет установить тенденцию к повторению общественно опасного поведения с учетом характера расстройства и ранее совершенного общественно опасного деяния или преступления. Медицинский критерий позволяет определить тяжесть заболевания, глубину и стойкость психического расстройства, особенности и перспективы его протекания как в условиях медицинского наблюдения, так и без такового.
Позиция ВС РФ о принятии решения о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар
Не согласившись с результатами проверки, областной наркологический диспансер обратился в суд.
Недобровольная госпитализация гражданина, страдающего психическим расстройством, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, возможна только по решению суда и в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона о психиатрической помощи, но не на основании решения врачебной комиссии, которая лишь представляет в суд мотивированное и надлежащим образом оформленное заключение о необходимости пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
В силу ст.
20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или законного представителя допускается судом в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебный акт суда апелляционной инстанции и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указав следующее. Решение о принудительной госпитализации больного в психиатрический стационар в недобровольном порядке принимается исключительно судом (ст. 33 — 35 Закона о психиатрической помощи, ст. 274 — 280 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
2. Судебный контроль за законностью и обоснованностью помещения гражданина в психиатрический стационар против его воли является реальной гарантией прав личности. Граждане, в отношении которых решается вопрос о принудительном их помещении в психиатрический стационар, являются изолированными от общества, поскольку не только остаются один на один с психиатрическим стационаром, в котором они содержатся помимо их воли, но и ограничены в возможности свободного передвижения и общения с семьей, друзьями, неограниченным кругом лиц. [1] Согласно Примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Даже если вам скажут, что ответ смогут дать лишь через некоторое время, у вас на руках останется ваш образец этого обращения с отметкой сотрудника медицинского учреждения и датой, что будет подтверждать, что вы не уклоняетесь от лечения, а обращались за ним.