Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая дистанция должна быть между автомобилями?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
Таблица: вырезки из правил ПДД
Пункт 9.10. | Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. |
Пункт 9.11. | Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. |
Пункт 10.1. | При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства. |
Пункт 10.5. | Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. |
Требуемая дистанция и тормозной путь
В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС.
Чтобы понять, насколько важно соблюдать дистанцию, существует наглядная таблица, в которой показан тормозной путь передвигающейся машины на различных скоростях.
Скорость ТС перед торможением | Расстояние, пройденное ТС (быстрая реакция водителя за 1 с), м | Тормозной путь в зависимости от покрытия, м | Расстояние до полной остановки ТС, м | ||||
сухое | мокрое | обледенелое | сухое
(гр. 2 + гр. 3) |
мокрое
(гр. 2 + гр. 4) |
обледенелое
(гр. 2 + гр. 5) |
||
30 км/ч | 8 | 6 | 9 | 17 | 14 | 17 | 25 |
40 км/ч | 11 | 11 | 15 | 31 | 22 | 26 | 42 |
50 км/ч | 14 | 16 | 24 | 48 | 30 | 38 | 62 |
60 км/ч | 17 | 23 | 35 | 69 | 40 | 52 | 86 |
70 км/ч | 19 | 31 | 47 | 94 | 50 | 66 | 113 |
80 км/ч | 22 | 41 | 62 | 123 | 63 | 84 | 145 |
90 км/ч | 25 | 52 | 78 | 156 | 77 | 103 | 181 |
100 км/ч | 28 | 64 | 96 | 192 | 92 | 124 | 220 |
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.
Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.
Несколько примеров для иллюстрации:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Соблюдения дистанции в законодательстве США
На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.
Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.
Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:
Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.
Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.
Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.
Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.
Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.
Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!
Вы едете по скользкой дороге.
Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.
Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.
Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.
Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.
Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.
Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.
В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:
Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).
Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:
Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.
Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.
Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.
Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское «правило трёх Д»: Дай Дорогу Дураку.
И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.
Знак ограничения минимальной дистанции
Знак 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» относится к разряду предупреждающих. В местах его действия автовладельцы обязаны выдерживать указанный интервал. Графическое изображение устанавливается на сложных участках дороги, где пролегают мосты, понтоны, инженерные коммуникации, тоннели и др.
Действие знака распространяется до следующего перекрестка. В случае установки за городом он прекращает действовать в начале или конце населенного пункта, либо таблички извещающей об этом.
При помощи данной таблички производится контроль движущегося потока. Наблюдающему лицу легко выявить нарушителя и устранить гипотетическую опасность. Но главная задача знака – уменьшить плотность автомобильного потока, что снижает аварийность на сложных участках дороги.
Опубликована статистика ДТП за январь — июнь 2016 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 — ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.
Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД — «Расположение ТС на проезжей части».
Пункт 9.10 — водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 — водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.
О понятии дистанции в ПДД
В правилах дорожного движения отсутствует расстояние в метрах, которого должны придерживаться водители. Тем не менее, двигаясь в общем потоке, автомобилист обязан соблюдать:
- дистанцию до ТС, движущегося впереди;
- боковой интервал.
Чтобы точно определить безопасное расстояние до едущей впереди машины, необходимо учитывать скорость и тормозной путь. Как правило, понимание этого приходит с опытом, в до тех пор водителю лучше держаться подальше от других авто.
Кроме того, на дистанцию оказывают влияние следующие факторы:
- техническое состояние машины;
- погодные условия;
- качество дорожного покрытия и т. д.
Таблица: эффективная скорость на трассах при разных обстоятельствах
Эффективное значение | Описание | Дополнения |
2 секунды | Хорошая погода, ясно, сухой асфальт. | Нет препятствий, отсутствуют ремонтные участки, нет грязи. |
3 секунды | На трассе глиняное покрытие. | Проезд в темное время суток, в ясный день с некоторыми препятствиями (ветки, ямы), которые легко проехать). |
4 секунды | Дорога мокрая, недавно выпал снег | Иней, снег в светлое время суток. |
5 секунд | На дороге снег, наступило темное время суток. | Опасность гололеда, прошел мокрый снег. |
5 секунд | Дорога покрыта снегом. | Снег укатан. |
6 секунд | Дорога сильно заснежена. | Заметна тонкая водяная плёнка. |
7 секунд | Эффективное расстояние, которое рассчитано для новичков | Касается водителей, недавно освоивших правила ПДД (без практического опыта). |
Советы автоинструкторов для новичков
Частные автоинструкторы, контактные данные которых размещены на , за долгие годы работы с неопытными водителями выработали собственный «кодекс» безопасной езды. Например, они советуют при передвижении по дороге с ограниченной видимостью увеличивать дистанцию в 2 раза по сравнению с той, которая рекомендована ПДД. Соблюдение этого правила позволяет совершать экстренные маневры (торможение, объезд) без последствий для здоровья и транспортного средства.
Кроме того, когда автоновичок находится за рулем легковой машины, везущей тяжелый груз, безопасную дистанцию тоже следует увеличить примерно в 1,5 раза. Такая предосторожность продиктована тем, что тормозной путь автомобиля тоже увеличивается на указанную величину.
ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Как узнать, правильно ли выбрано эффективное расстояние?
Основным показателем является количество торможений, совершаемых водителем. Чем меньше – тем лучше! Правильно выбранное расстояние до других автомобилей существенно повышает безопасность на дорогах.
Безопасная дистанция определяется временем года, суток, качеством дороги. Ночью из-за уменьшения остроты зрения время реакции человека увеличивается, по разным оценкам, примерно в 1,5 раза. Для оценки препятствий на плохой дороге потребуется дополнительно еще 1 секунда.
Время торможения может увеличиться в 3 раза и более во время дождя, осенью в период листопада и зимой в гололед. Движение в таких сложных условиях необходимо выполнять с особой осторожностью и увеличением дистанции между автомобилями. При небольшой скорости достаточно увеличить расстояние до впереди едущего автомобиля на 10 метров. Например, если интервал при движении составлял 20 метров, после въезда на заснеженную и скользкую дорогу его надо увеличить до 30. Кроме того, нельзя допускать резких торможений, чтобы не заблокировать колеса.
По мнению экспертов, при движении по дороге с ограниченной видимостью водитель должен увеличить дистанцию в два раза от привычной, то есть вместо 2 метров оставить 4 метра. Это расстояние позволит водителю совершить экстренный маневр, если машина перед ним внезапно остановится.
Если водитель находится за рулем перегруженного транспортного средства, то расстояние до другой машины необходимо увеличить в 1.5 раза, так как машине понадобится больше места, чтобы затормозить.
Основным показателем правильного выбора дистанции является количество торможений. Чем меньше водитель тормозит, тем лучше скорость и расстояние до следующей машины, а значит, безопаснее ситуация на дороге.
Важно также помнить, что существует штраф за несоблюдение дистанции ПДД. Его выписывают исключительно после произошедшего ДТП. Он составляет 1500 рублей, если было установлено, что водитель не придерживался должного расстояния с впереди идущим ТС. Зачастую такое наблюдается в городских условиях, когда все пытаются протиснуться и быстрее проехать.
Различают сразу несколько типов несоблюдений: некорректная скорость и дистанция. Следует помнить, что ПДД не содержат четкого алгоритма действий в различных ситуациях, а лишь приблизительно указывают на допустимые параметры дистанции. Поэтому водителю требуется внимательно относиться к выбору подходящего расстояния в зависимости от ситуации на дороге и внешних факторов. Важно не переоценивать свои способности, иначе при резком торможении впереди идущей машины высока вероятность при недостаточной дистанции не среагировать на это должным образом и попасть в ДТП.
В отличие от городских условий, где контролировать действия других водителей невозможно, на трассе можно самостоятельно делать все зависящее, чтобы не создавать нештатных ситуаций. Причем нужно помнить, что безопасная дистанция на дорогах с высоким скоростным режимом – это не просто расстояние от бампера до лидирующего автомобиля. Следует принимать в расчет, что если у впереди идущего соседа на пути окажется открытый люк, яма, глубокая лужа, то ему придется уходить вбок. И нужно всегда быть готовым к этому.
Здесь применимо уже упомянутое правило: скорость перемещение делится на 2, и получается количество «безопасных» метров дистанции. Однако есть перечень объективных требований, когда эффективное расстояние следует увеличить из-за особенностей погодных условий – при езде в темное время суток, по асфальтобетонному покрытию, заснеженной, обледенелой и мокрой дороге. Кроме того, безопасная дистанция зависит и от субъективных факторов:
движение в конце вереницы машин, насчитывающей свыше 5 транспортных средств;
езда по некачественному дорожному полотну;
водитель переднего автомобиля резко увеличил скорость;
ухудшение обзора – на дороге появились неожиданные препятствия, дождь быстро перешел в снегопад и др.;
за рулем впереди идущего автомобиля находится ученик или неопытный водитель.