Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое камеральная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Частые ошибки в декларациях
Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:
- неверное указание отчетного периода
- неверное указание налогового периода (года)
- данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию
Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев и на результат они не повлияют.
Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые влияют на расчет налога.
После завершения контрольных мероприятий:
- инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии
- вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления
- у вас будет месяц (не более этого срока) для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт
- еще через 10 дней (максимальный срок) руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.
Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2021 году?
Если вы получили требование из ФНС, ознакомились с ним, после чего поняли, что в сданной декларации действительно есть ошибка, то не дожидайтесь окончания «камералки». В этом случае нужно быстро отправить уточненный расчет, что позволит вам избежать штрафа и дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговой инспекции.
После получения от вас «уточненки» инспекторы прекратят проверку первоначальной, содержащей ошибки декларации и переключатся на проверку «уточненки» (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).
Важный нюанс, если ошибка привела к тому, что база по налогу или страховым взносам в первом отчете занижена, то вначале доплатите в бюджет недоимку с пенями, а потом отправляйте «уточненку» (подпункт 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, письма Минфина № 03-02-07/1/53498 от 13 сентября 2016 года, ФНС № ЕД-4-15/21472 от 14 ноября 2016 года).
Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:
- инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
- отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
- содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
- направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.
В перечисленных случаях не игнорируйте требование, на него все равно нужно обязательно отреагировать. Для этого заполните уведомление на бланке, утвержденном приказом ФНС № ММВ-7-2/204 от 24 апреля 2019 года, и отошлите в налоговую инспекцию в общие сроки.
Раньше проверяющие использовали оценочные листы. Они похожи на тесты, где за ответы на вопросы по вашему бизнесу начислялись баллы. Дальше буду называть эти баллы «Спасибо от бюджета». Например, за несвоевременную выплату зарплаты по одному «Спасибо», а за несчастный случай на производстве – сразу десять «Спасибо». В конце контролеры суммировали все «Спасибо», чтобы определить класс риска: от низкого до чрезвычайно высокого. Чем более высокий класс набирала компания, тем раньше к ней приходили с очередной проверкой.
В 2020 году проверки почти прекратились, чтобы избежать рисков заражения коронавирусом. Но Михаил Владимирович нашел красивое цифровое решение для пополнения бюджета за счет штрафов с предпринимателей.
Кого будут «кошмарить» проверками весь год?
В ст.11 Закона о Государственная Налоговая Служба указано, что «право на проведение плановой выездной проверки налогоплательщика предоставляется только в том случае, если Вам не позднее, чем за десять дней до начала проведения проверки направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Указанное основание, предусматривает внеплановую проверку, но только в случае, если Вы не ответили вовремя на полученный запрос или проигнорировали его.
В данном случае Вы, как предприниматель, можете не допускать проверяющего к проверке, мотивируя это неполучением запроса. Внеплановая выездная проверка по основаниям «недостоверности», указанным в Законе о Государственной Налоговой Службы проводиться только в том случае, «если предприниматель не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа Государственной Налоговой Службы в течение десяти дней со дня получения запроса». Обратите внимание, что законодатель употребил словосочетание «получения запроса», а не «направления».
Инспектор может доказать факт направления запроса заказным письмом, предъявив уведомление о вручении. Если в уведомлении стоит подпись другого лица, принявшего письмо вместо Вас, запрос считается полученным ненадлежащим лицом. Соответственно, Вы могли не узнать о направленном Вам запросе и не имели возможности воспользоваться своим правом дать на такой запрос письменные пояснения и подтвердить их соответствующими документами. Даже если налоговый инспектор будет допущен к проведению проверки, у Вас все равно остается право на обжалование решений, принятых по результатам такой проверки.
Единственное обстоятельство, исключающее возможность отказа сотрудникам Государственной Налоговой Службы в допуске к проверке по указанному основанию, является Ваша личная подпись предпринимателя о том, что данное письмо было Вами получено.
Если Вы, как предприниматель сможете доказать, что не получали запроса и не имели возможности ответить на него, а также успеете представить уточняющий расчет и погасить в случае необходимости задолженность перед бюджетом, то Вы имеете возможность оспорить факт доначисления обязательства, начисления пени и штрафных санкций.
На такой вызов Вы, как предприниматель имеете право не реагировать, так как звонок никаким документом не санкционирован. Возможность приглашения налогоплательщика в орган Государственной Налоговой Службы законодательством предусмотрена, но форма должна быть письменной, а не устной.
Приглашение считается законным, только в случае вручения Вам приглашения заказным письмом за 10 дней до указанной даты посещения налоговой. Форма уведомления, о приглашении граждан, в том числе граждан — субъектов предпринимательской деятельности, предусматривает указание в уведомлении вопросов, которые будут рассматриваться. Уведомление о приглашении должно быть подписано руководителем органа Государственной Налоговой Службы и скреплено печатью налоговой службы. Порядок направления Уведомления о приглашении установлен ст. 42 НКУ.
Данные действия инспектора абсолютно неправомерны и Вы имеете полное право оригиналы документов не отдавать.
Относительно получения информации налоговой службой от налогоплательщиков разъяснения предоставлены налоговой администрацией в письме от 19.04.2011 г. №4815/5/23-4016/327
В письме идет речь о том, что согласно п.20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ установлено право органов налоговой службы, получать бесплатно от плательщиков налогов информацию, справки, заверенные копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, доходах, расходах плательщиков налогов и т.п.
Согласно п. 73.3 статьи 73 Налогового Кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации, необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые её подтверждают, а также основания для направления запроса, установленные данным пунктом.
Плательщики налогов обязаны представлять информацию, указанную в запросе органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, плательщик налогов освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Направление на проверку оформленное с нарушением требований, изложенных в п. 81.1 НКУ дает право предпринимателю не допускать сотрудников налоговой службы к документальной фактической проверке. В таком случае, п. 81.2 НКУ обязывает оформлять отказ актом.
Бланк акта об отказе от проверки НКУ и прочими нормативными актами не утвержден. Оформляйте акт по своему усмотрению. При составлении отказа учтите следующее:
- в акте нужно указывать основание отказа в допуске на проверку со ссылкой на нормы НКУ (все они приведены в п. 81.1 НКУ);
- рекомендуем обязательно сделать копию направления, оформленного с нарушениями и приобщить ее к акту;
- отказ ��елесообразно составлять в двух экземплярах (второй – для налоговиков). Желательно, чтобы проверяющие получение акта заверили своей подписью на экземпляре, которая останется у плательщика.
Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения
ИП на общей системе и все, кто не претендует на вычет, заинтересованы в сокращении сроков проверки налоговой декларации не слишком сильно. Однако, если речь идет о возврате налога, то срок имеет не просто значение, но и очень важен. Ведь от него зависит, когда бюджетные деньги будут отправлены на счет налогоплательщику.
Внимание!
Камеральная налоговая проверка 3-НДФЛ длится 3 месяца со дня представления 3-НДФЛ в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ).
При почтовом отправлении дата сдачи декларации (т.е. дата получения ИФНС документов, отправленных по почте) считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю.
Подача уточненной налоговой декларации может в любой момент прервать незаконченную камеральную проверку первичной 3-НДФЛ. В этом случае сроки будут аннулированы и пойдет новый отсчет, уже в отношении уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Нарушение сроков камеральной проверки – явление довольно редкое, как правило проверка налоговой декларации проходит очень оперативно, если у инспекции нет претензий к представленным документам и декларации.
К упрощенцам внимание не настолько пристальное, т. к. тех, кто применяет режим УСН “доходы”, проверяют в рамках камеральной проверки — можно проверить данные счетов в банке и онлайн-касс, чтобы сравнить доходы, указанные в декларации, и поступления по данным ФНС.
К налогоплательщикам на УСН “доходы минус расходы” интереса больше, у них проверят правомерность учета при расчете базы расходов, ведь их список ограничен Налоговым кодексом (статья 346.16 НК РФ).
Как правило, налоговики заранее предупреждают о своем приходе, чтобы бухгалтерия подготовила документы и организовала место, где они смогут разместиться в организации.
Если же у вас нет подходящего помещения для размещения проверяющих, то выездная проверка может быть проведена в офисе налоговой в соответствии с принятым решением руководителя налоговой.
Когда проверяющие придут к вам в организацию, обязательно проверьте служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.
Где налоговая берет данные о доходах физлиц?
Как объясняет Елена Жугер, источниками информации для контроля за расходами служат:
1. Данные ГАИ – о регистрации транспортных средств.
2. БРТИ – сведения о регистрации недвижимого имущества.
3. Информация из банков о движении денежных средств по карт-счетам и иным счетам, в том числе по электронным кошелькам.
4. Сведения Фонда социальной защиты населения о начисленных суммах доходов по месту основной работы и иным местам получения дохода.
5. Сведения таможенных органов о товарах, ввозимых на территорию страны и по которым производится возврат Tax Free.
6. Анонимные данные «доброжелателей».
Особое внимание, безусловно, привлекают крупные покупки, такие как дорогая недвижимость и транспорт. Однако, новая форма проверки позволит налоговикам расширить охват проверяемых физлиц.
Чем «порадовал» 2021 год?
ЛКН достаточно часто обновляется и как в любом другом сервисе в нем часто происходят изменения, которые мы стараемся отслеживать. Так в 2021 году после подачи налоговой декларации в ЛКН сообщение от налогового органа «Сведения о ходе камеральной налоговой проверки» стали поступать не сразу, как было ранее, а через несколько недель (некоторым пришло даже два сообщения). После получения такого сообщения налогоплательщики посчитали, что проверка декларации окончена. На самом деле, это не так. Статус камеральной проверки можно посмотреть внутри этого сообщения.
О том, что проверка окончена положительно, будет свидетельствовать статус «КНП завершена». Ниже в разделе «Результаты камеральной налоговой проверки декларации» будет указано:
- «сумма вычета подтверждена в полном объеме» для деклараций с заявленными вычетами
- «подтверждена сумма к уплате налога» по декларациям, в которых нужно налог перечислить
Правила и порядок проведения
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:
- проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
- для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
- уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
- в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
- декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
- если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
- налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
- налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.
Когда начинается отсчет?
Важно понимать, в какой именно день ФНС считает точкой отсчета. Особенно это актуально при направлении документов по почте. Согласно разъяснениям Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, днем начала КП считается дата получения документации от налогоплательщика, а не дата их отправки. Так, например, если вы отправили документы с описью вложения и личным вручением 20-го марта, а они поступили в ФНС только 23-го марта, датой начала проверки будет считаться 23-е марта.
Кроме того, отсчет начинается всякий раз заново, когда в декларацию вносятся исправления со стороны гражданина. Если налоговики отправили 3-НДФЛ обратно заявителю с замечаниями, новая декларация так же будет рассматриваться заново в течение 3 месяцев.