Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создаем резерв по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).
Создание резерва в налоговом учете
Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
-
на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
-
при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
-
по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
В одном из предыдущих номеров мы рассматривали вопросы формирования резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете. И отмечали, что создание резерва предусмотрено не только бухгалтерским законодательством, но и налоговым. При чем, налоговое законодательство более четче прописывает правила создания и использования данного резерва. Один из главных плюсов создания резерва в налоговом учете является возможность в течение налогового периода производить равномерное списание расходов. При этом часть отпускных может быть учтена в целях исчисления налога на прибыль раньше, чем осуществляются фактические выплаты. Кроме этого, для резерва на оплату отпусков предусмотрена возможность его переноса на следующий налоговый период. Естественно все это можно использовать для оптимизации налогообложения компании.
Как создается данный резерв
Налоговый кодекс предоставляет право налогоплательщику на создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет закреплен в ст. 324.1 НК РФ. Данные резервы могут создаваться плательщиками налога на прибыль, то есть теми компаниями, которые применяют общую систему налогообложения. Согласно п. 6 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год создается по тем же правилам, что и отпускной резерв, поэтому мы рассмотрим правила формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, подразумевая, что по аналогии можно создавать и резервы на выплату за выслугу лет.
Правила формирования резерва определены ст. 324.1 НК РФ. Создание резерва в налоговом учете является правом организации (ст. 266 НК РФ), и решение о его создании следует обозначить в учетной политике (ст. 313 НК РФ).
Если налогоплательщик принимает решение о создании отпускного резерва, то необходимо выполнить ряд положений налогового кодекса, предусмотренных п. 1 ст. 324.1 НК РФ. В частности, нужно сделать следующее:
— отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования;
— определить предельную сумму отчислений;
— определить ежемесячный процент отчислений в резерв.
Для определения размера ежемесячных отчислений в резерв необходимо составить специальный расчет или смету, в котором будет указана информация о планируемой годовой сумме расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда за год. Обратите внимание, расчет составляется с включением сумм обязательных страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Для составления специального расчета потребуется информация о продолжительности отпусков сотрудников. Ее можно получить из графика отпусков, который в соответствии с трудовым законодательством составляется до начала отчетного года.
Напомним, что согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке. Продолжительность отпуска ТК РФ ограничена только минимальным значением – 28 календарных дней, максимальное значение может быть любое.
Так же расчет-смету можно составить по данным за предыдущий год. Порядок определения показателей для расчета отчислений в резерв налоговым кодексом не определен. Поэтому компании самостоятельно определяют предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков и предполагаемую сумму расходов на оплату труда за год, с учетом экономического обоснования и документального подтверждения своих расчетов.
Финансовое ведомство в 2013 году выпустило достаточно подробное письмо (ответ на частный запрос) по вопросу определения показателей необходимых для расчета отпускного резерва — письмо от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10401. Минфин напомнил, что в расчете-смете отражается размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, с включением в него сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.
С точки зрения налогового кодекса главной целью создания отпускного резерва является равномерное отражение в учете соответствующих расходов. Во всяком случае об этом говорит п.1 ст.324.1 НК РФ.
Определяем показатели для расчета отчислений в резерв
Определить предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков за год, включая сумму обязательных страховых взносов, начисляемых на отпускные и предполагаемую сумму расходов на оплату труда за год, включая сумму обязательных страховых взносов необходимо по состоянию на 1 января текущего года.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
- не погашен в срок, установленный договором;
- не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
- по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Как выявляется сомнительная задолженность
Организации имеют право самостоятельно формировать критерии для определения сомнительной задолженности.
Как правило, сомнительной задолженностью считается долг, в неполучении которого имеется некоторая доля уверенности.
Например, организация «А» заняла у «Б» 10 млн руб. Наступил кризис, поменялся рынок, и дела у организации «Б» стали очень неблагоприятными. Появились задержки по выплате займа. Руководство «А» видит тенденцию и создаёт резерв по сомнительному долгу.
В крупных компаниях сомнительные долги выявляются в ходе инвентаризации уже по факту просрочки.
Например, было выявлено, что организация «В» в отчётном периоде не выполнила свои обязательства перед «Г». Дата просрочки составляет уже полтора месяца. Тогда бухгалтерия создаёт резерв по сомнительной задолженности в размере полной суммы долга.
Проводки в бухгалтерском учёте
Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).
Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.
Операция | Проводка |
---|---|
Создан резерв по сомнительным долгам | Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам» |
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) | Дт 63, Кт 91 |
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода | Дт 63, Кт 91 |
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства отложенный налоговый актив |
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства» Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам» |
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва | 2-2 |
Резерв на гарантийный ремонт
Многие организации реализуют товары, на которые установлен срок гарантийного обслуживания. Для равномерного распределения расходов на ремонт в период гарантийного обслуживания как в бухгалтерском, так и в налоговом учете можно создавать резервы.
Порядок создания резерва на гарантийный ремонт в бухгалтерском учете нормативными документами не установлен. В связи с этим организация должна самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике.
Резерв может создаваться исходя из следующих показателей:
- статистика проведения гарантийных ремонтов по каждому виду продукции;
- плановые объемы реализации продукции, имеющей срок гарантийного обслуживания;
- плановая стоимость ремонта в разрезе каждого вида продукции;
- срок гарантии по каждому виду продукции.
Определив на основе этих показателей сумму резерва по реализации на предстоящий период, необходимо отнести его на затраты путем равномерного распределения. По окончании отчетного периода следует откорректировать сумму резерва исходя из фактических объемов реализации. Учет данного вида резерва также ведется на счете 96.
Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в налоговом учете регламентируется ст. 267 НК РФ. Размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. Если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический ее период.
Резервы по сомнительным долгам
Организации могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (работы, услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. В бухгалтерском учете этот вид резервов создается на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности организации. Его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Для учета этого резерва используется счет 63. Под сомнительным долгом следует понимать дебиторскую задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не был использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета закреплен в ст. 266 НК РФ. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Суммы отчислений в эти резервы в соответствии с указанной статьей включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Этот срок нужно исчислять не с момента возникновения дебиторской задолженности, а со дня оплаты, который указан в договоре или счете, т.е. когда задолженность стала сомнительной.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Методика определения уровня платежеспособности
Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:
- попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
- запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
- рентабельность;
- ликвидность;
- объем задолженности;
- величину активов и т.д.
- заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.
Инвентаризация отпускных резервов
Ежегодно субъекты предпринимательской деятельности, которые являются плательщиками налога на прибыль, должны проводить инвентаризацию. Это делается из-за того, что сумма фактически начисленных отпускных, как правило, не совпадает с суммой отчислений, которые делала компания в соответствующий резерв.
Каждая организация должна ежегодно приводить в соответствие учтенные расходы с фактическими. Для этого проводятся инвентаризационные мероприятия по состоянию на 31 декабря отчетного года. Этот порядок регламентирован статьей 324 Налогового Кодекса, действующего на территории Российской Федерации.
Чтобы провести инвентаризацию бухгалтерам необходимо использовать данные бухгалтерского и налогового учета, в которых отражаются записи о фактически начисленных отпускных и сумме сформированного отпускного резерва.
Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете
В конце 2016 года в нормы НК РФ были внесены правки, посвященные созданию резерва по сомнительным долгам. Поправки действуют с 2017 года, среди них:
- скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва;
- введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью;
- изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода.
При этом ряд пунктов по определению сомнительной задолженности остается неизменным:
- к сомнительной задолженности относятся долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором;
- сомнительная задолженность – это та, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ);
- сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50%, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Одно из важных нововведений касается ситуации с «встречной» задолженностью, когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору. Предыдущая версия п. 1 ст. 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки», несмотря на наличие встречной задолженности.
С 2017 года в п. 1 внесли поправки, согласно которым если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство. При этом нововведение можно применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2017 года. Что касается резерва по итогам прошлого года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и налоговом учете
С таким явлением, как дебиторская задолженность, сталкиваются руководители и бухгалтеры любых предприятий. И каждый из них заинтересован в том, чтобы минимизировать свои убытки от работы с недобросовестными (либо не очень предприимчивыми) контрагентами. Помочь в этом может резерв по сомнительным долгам, созданный в организации. Но при его использовании важно помнить о том, что в бухгалтерском учете и налоговом учете это понятие имеет некоторые отличия и нюансы.
Для начала о том, что представляет собой «резерв по сомнительным долгам» и какую задолженность можно считать сомнительной. Данный резерв – это финансовое отражение дебиторской задолженности предприятия/организации, позволяющее составить максимально верное представление об активах.
Общие правила формирования
При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:
- формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
- предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
- формируется с разделением долгов по аналитике;
- резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
- при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.
Если резерв не формируется в следующем периоде
Когда налогоплательщик не планирует создавать резерв по сомнительным долгам в следующих периодах, остаток суммы резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика.
В Письме Минфина России от 21.09.2007 N 03-03-06/1/688 также разъяснено, что, если налогоплательщик принял решение не создавать резерва по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью включается в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ.
Аналогичные выводы следуют из судебной практики (Постановление ФАС Уральского округа от 04.07.2006 N Ф09-5752/06-С7).
Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль
Общая сумма резерва по сомнительным долгам, начисленная нарастающим итогом на последнее число отчетного (налогового) периода, отражается по строке 200 Приложения N 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль в общей сумме внереализационных расходов (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Если по итогам отчетного (налогового) периода в результате расчета отчислений в резерв получилось отрицательное число, эту сумму надо отразить по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02 декларации за этот период в общей сумме внереализационных доходов (п. 5 ст. 266 НК РФ). Это возможно, когда по итогам отчетного (налогового) периода новых сомнительных долгов не выявлено, а долги, учтенные при формировании резерва в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, погашены.
Сумма безнадежного долга, списанного в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва, в декларации по налогу на прибыль не отражается (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Обращаем Ваше внимание: за счет резерва списываются все безнадежные долги, включая те, которые не учитывались при формировании резерва (Письмо Минфина от 17.07.2012 N 03-03-06/2/78).
Если остаток резерва оказался меньше суммы списываемого безнадежного долга, то разница отражается в Приложении 2 к Листу 02 декларации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ):
- по строке 300 — в общей сумме убытков, приравниваемых к внереализационным расходам;
- по строке 302 — отдельной суммой.
Пример
Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль
Отчетный (налоговый) период |
Сумма отчислений в резерв по итогам отчетного (налогового) периода (руб.) |
Cумма отчислений в резерв на последнее число отчетного (налогового) периода (нарастающим итогом) (руб.) |
2015 г.
|
||
I квартал |
100 000 |
100 000 |
Полугодие |
195 000 |
295 000 |
9 месяцев |
0 |
295 000 |
год |
236 000 |
531 000 |
2016 г.
|
||
I квартал |
-236 000 |
0 |
Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете
Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.
Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:
- позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
- не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
- не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.
Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода) по следующему алгоритму:
Срок неисполнения обязательств, дней | Действия |
Менее 45 | Не создавать |
От 45 до 90 | В объеме 50% от суммы долга |
Свыше 90 | На полную сумму долга |
При неиспользовании резервов в течение года, идущего за годом их отражения в учете, они должны быть списаны 31 декабря на счет 91, субсчет «Прочие доходы».
Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике
Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:
- Периодичности анализа задолженности на предмет выявления СД. Она может быть ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной.
- Критериев, по которым задолженность будет оцениваться как сомнительная.
- Признаков, по которым контрагент будет признаваться неспособным к оплате задолженности.
- Критериев, определяющих вероятность погашения долга и позволяющих установить величину той суммы, которая не будет оплачена. Она может не совпадать с общей величиной имеющейся задолженности.
- Алгоритма расчета величины создаваемого резерва.
При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.