Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что вы знаете об охранных зонах? (Евстратова Л.А.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы. Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования. Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.
По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:
- перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);
- сведения ЕГРН;
- ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);
- каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Согласно пункту 3 Правил № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Из буквального толкования пункта 3 следует, что охранные зоны должны быть установлены в отношении любых объектов электросетевого хозяйства, независимо от наличия статуса недвижимого имущества, включения в какие-либо публичные реестры или внесения в какие-либо карты, включая кадастровую карту.
В частности, в письме Минэкономразвития от 14.08.2015 № 09-01219/15@ содержится следующий вывод:
«Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила № 160):
охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон;
охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Учитывая, что в рассматриваемом случае внесению в ГКН подлежат сведения именно об охранной зоне (а не об объекте, в связи с которым она установлена), полагаем, что вне зависимости от того, к какому виду имущества относится объект (недвижимому или движимому), сведения о такой зоне подлежат внесению в ГКН».
В соответствии с подпунктами 2, 10, 11 п. 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования № 1178) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки включаются:
- расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа);
- расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Охранные зоны формируются по всем объектам в электросетовой сфере по требованиям нормативных актов касательно границ таких пространств. Размеры определяются сетевыми организациями или иными – владельцами такой инфраструктуры, оборудования.
Правила установления охранных зон:
- сетевое предприятие подает энергонадзору документы на санкционирование выделения с подробным описанием параметров. Решение принимается на протяжении 15 дн.;
- госучреждение на протяжении 5 дн. направляет документы в кадастр. Выделение считается завершенным с даты обновления кадастрового учета, где также отображаются данные о заявителе, ответственной компании.
Как согласовать строительство в охранной зоне линий связи?
Линии связи прокладываются как по воздуху, так и под землей. Во втором случае охранная зона устанавливается от центра кабеля в обе стороны на несколько метров. Имеет значение и глубина залегания кабеля. Если строительство предполагает вскрытие грунта в зоне размещения линии, то застройщик или заказчик работ должен получить письменное согласие организации, владеющей этой линией. Когда кабель протянут по воздуху, подобное согласование также надо проводить.
Перед обращением в уполномоченные органы, необходимо убедиться, что согласовывать строительство действительно требуется. Охранная зона, проходящая по участку, предполагает наложение обременения. Информация об этом содержится в ЕГРН. Поэтому сначала собственник земли или застройщик должен проверить наличие данных об обременении. Если их нет, надо получить соответствующее подтверждение и можно обращаться за разрешением на строительство.
Согласование строительства в зоне залегания линии связи начинается с вызова представителя компании, владеющей данной линией:
- обращение подается минимум за 3 дня до начала работ;
- специалист приедет на участок для определения местоположения линии;
- он уточнит глубину залегания на всей территории;
- установит соответствующие знаки и информирующие вешки;
- составит акт, где указываются данные о наличии линии и виде работ.
В организацию, в чьем ведении находится конкретная линия связи, направляются документы на участок и будущий объект недвижимости. Здесь учитывают параметры будущего строения, необходимость выемки грунта (если кабель пролегает под землей) и другие особенности строительных работ. По результатам рассмотрения выдадут согласие на стройку или откажут в таковом. Далее можно обращаться за разрешением на строительство.
Выезд специалистов компании, владеющей линией связи, необходим для ознакомления застройщика с местами залегания кабелей. Подобная мера применяется, если провода укладываются в подземные трассы. В случае с воздушным размещением элементов связи, достаточно обратиться в данную организацию с документами на участок и здание. Мы поможем вам разобраться с нюансами такого согласования, либо проведем процедуру самостоятельно.
Как согласовать строительство в охранной зоне?
Процедура длительная, сложная и требующая специальных знаний не только земельного законодательства, но и строительных норм.
- Начинается все с подготовки бумаг на участок и заявления в организацию, в ведении которой находятся конкретные коммуникации (газопровод, ЛЭП и т.д.).
- Когда ходатайство готово, оно направляется лично (второй экземпляр нужно завизировать) или заказным письмом (с уведомлением о вручении) в адрес данной компании. Отправить обращение можно в представительство, филиал или структурное подразделение сетевой организации.
- Подача заявления осуществляется максимум за две недели до начала работ. Ответ дается в течение двух дней с момента поступления документа. Решение направляют заявителю тем же способом, которым подавалось ходатайство.
- Дополнительно могут потребоваться доказательства соблюдения условий, позволяющих сохранить объекты, из-за которых создана данная охранная зона. Таким доказательством послужит проект будущего строения.
По результатам рассмотрения обращения выносится обоснованное решение. Если сетевая организация отказывается согласовывать строительство, она должна озвучить причины и нормы закона, подтверждающие правомерность такого отказа. В противном случае отказ следует обжаловать в судебном порядке. Если выносится положительное решение, необходимо переходить на следующий этап оформления разрешения.
Выполнение спусков ОК с опор
3.2.18 Спуски ОК с опор ВЛ выполняются с целью обеспечения производства сварки оптических волокон и оптических измерений кабеля без подъема сварочной и измерительной техники, а также персонала, выполняющего эти работы, на опоры.
Спуски выполняются тем же кабелем, который монтируется на ВЛ.
Длина кабеля в спусках должна обеспечивать возможность снятия соединительной муфты с опоры и выполнения сварочных и измерительных работ на земле в передвижной лаборатории в непосредственной близости к опоре, а также возможность перемонтажа кабеля в муфте во время эксплуатации.
Кабель спуска должен быть надежно закреплен к телу опоры с помощью специальных конструкций с зажимами.
Конструкция зажимов должна исключить повреждения кабеля при креплении.
Расстояние между зажимами определяется инструкцией по монтажу кабеля и должно исключать возможность раскачивания участков кабеля между зажимами. При отсутствии указаний в инструкции поставщика кабеля это расстояние не должно превышать 2 м.
Свободная длина кабеля спуска после монтажа соединительной муфты и ее закрепления на опоре должна быть также закреплена на опоре с соблюдением требований, указанных выше.
3.2.19 Для закрепления свободной длины кабеля могут использоваться специальные конструкции, на которые наматывается излишняя часть кабеля и которые, в свою очередь, прикрепляются к опоре. При этом намотанный на такую конструкцию кабель должен быть надежно закреплен на ней.
Свободная длина кабеля спусков может быть также прикреплена непосредственно к опоре с образованием необходимого числа петель. При этом размеры петель должны быть таковы, чтобы исключались недопустимые изгибы кабеля (радиус изгиба кабеля не менее 20 его диаметров).
3.2.20 Высота расположения муфт на опоре должна затруднить несанкционированный доступ к муфте и при расположении муфт на опорах ВЛ вне территории электросетевых или энергетических объектов должна быть не менее 5,0 м от земли.
При установке муфт на опорах, расположенных на территории электросетевых или энергетических объектов, а также на порталах подстанций, высота расположения муфты может выбираться исходя из удобства ее обслуживания и возможности выполнения измерительных работ без снятия муфты. Однако при этом должно быть исключено затопление муфты паводковыми водами и засыпание ее снегом, если использована такая же конструкция муфты, как и на всей ВЛ.
При использовании в качестве концевых муфт, предназначенных для установки на подземных кабелях, правила их установки определяются соответствующими инструкциями поставщика.
Особенности изготовления символов
Если говорить о том, как выглядят внешне знаки водоохранной зоны, ГОСТ для них отсутствует. Но есть Технические условия 5216-001-50049267-00, а также Приказ Минприроды №249 от 13.08.2009 г. По диктуемым ими требованиям обозначения «Водоохранная зона» и «Прибрежная полоса» должны:
- представлять собой прямоугольник, длина которого вдвое больше ширины, с закругленными углами;
- иметь размер 500 на 1000 мм;
- выполняться из устойчивых к воздействию природных факторов материалов;
- быть читаемыми на дистанции не меньше 50 м при дневном свете.
Для наилучшего информирования граждан о значении водоема и части прилегающей к нему суши символы ставят на перекрещивании автодороги с линией охраняемой территории, в типичных областях рельефа, местах, где бывает множество людей (пляжи и т.п.). Установкой занимаются органы власти области, края, республики, где находится объект охраны, а также Федеральное агентство водных ресурсов.
Как согласовать реконструкцию дома в охранной зоне?
В ходе реконструкции меняются характеристики объекта недвижимости. Обычно изменяют высоту, размеры помещений, этажность и прочие параметры, устанавливают новые конструктивные элементы. Учитывая, что подобные переделки влияют на целостность объекта, перед началом работ надо получать разрешение на реконструкцию.
Если здание находится в охранной зоне, то помимо разрешения нужно оформлять согласие ответственных органов. Согласование проводится в ведомстве, отвечающем за введение конкретной охранной зоны. Выбор уполномоченного органа осуществляется в зависимости от этой зоны: Минкульт, энергоснабжающая организация, Управление культурного наследия области и т.д.
Для согласования реконструкции потребуется проект, подтверждающий, что будущие параметры здания не нарушают требования, установленные в охранной зоне:
- количество этажей и высота;
- внешний облик дома;
- наличие очистительных сооружений;
- давление на грунт и прочее.
К примеру, если объект реконструкции находится в зоне культурного наследия, придется согласовывать соответствие внешнего облика фасада, количество этажей и другие характеристики. Все это отображается в проекте, который, вместе с заявлением, направляют в уполномоченные органы.
Процедура согласования выглядит следующим образом:
- Если того требует закон, надо оформить согласие правообладателя недвижимости на реконструкцию;
- Обратиться в проектную организацию с допусками СРО за составлением проекта (проектировщик приедет на объект для проведения замеров);
- Заказать ГПЗУ, где отмечено место расположения недвижимости, получить готовый проект и обратиться за согласованием реконструкции в охранной зоне;
- Получив положительный ответ (в письменном виде, с печатью ведомства и подписью уполномоченного лица), обратиться за разрешением на реконструкцию.
Разрешение выдают на определенный срок, в течение которого надо закончить все работы. И действовать придется в точном соответствии с проектом, иначе результаты реконструкции не зарегистрируют.
Внимание! Охранная зона!
Приоритетной задачей АО «РЭС» является бесперебойное и качественное электроснабжение всех потребителей, будь то промышленное производство, офисные центры или жилые дома.
Именно поэтому в деятельности электосетевой организации большое значение имеет предупреждение случаев порывов и повреждений высоковольтных воздушных и кабельных линий электропередачи при проведении строительно-монтажных и других видов работ. Ведь порыв проводов воздушных линий либо механические повреждения кабеля приводят к массовым отключениям потребителей, в том числе, социально-значимых объектов, а также к снижению надежности энергосистемы. Кроме того, случаются также попытки хищения проводов и кабелей линий электропередачи. В большинстве случаев люди даже не представляют последствий подобных действий, а ведь создается реальная угроза жизни и здоровью.
Существует такое понятие, как охранная зона линий электропередачи. Это земельный участок и воздушное пространство вдоль воздушных линий, ограниченное вертикальными плоскостями, находящимися по обе стороны от линии. Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» закреплено, что охранная зона для линий электропередачи напряжением 110 кВ, 35 кВ, 10 кВ и 0,4 кВ составляет, соответственно, 20, 15, 10 и 2 метра в обе стороны от параллельных вертикальных плоскостей по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклонённом их положении. Охранной зоной трасс электрических кабелей является поверхность земли, расположенная над подземными кабелями плюс по 1 м в обе стороны от крайних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы.
Установление охранных зон, помимо соображений безопасности, позволяет обеспечить сетевой организации доступ к объектам электросетевого хозяйства. Это необходимо для производства регламентных и ремонтно-восстановительных работ, без которых невозможно обеспечение надежности снабжения потребителей электрической энергией.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевой организации юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- посадка и вырубка деревьев и кустарников;
- дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы;
- проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра;
- земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта;
- набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;
- размещать любые объекты и предметы (материалы), проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства;
- размещать свалки, складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
- размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей;
- использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев;
- разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;
- удить рыбу в зоне линий электропередач.
Нарушение данных правил крайне опасно для здоровья и жизни людей. Существует масса трагических примеров, когда неосторожные действия в охранной зоне привели к тяжёлым последствиям.
К тому же, в соответствии со статьей 2152 УК РФ, лица и граждане, виновные в нарушении нормальной работы электрических сетей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке, и могут быть лишены свободы сроком до 7 лет.
АО «РЭС» предупреждает о необходимости соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 и обращаться за получением согласования при производстве каких-либо работ в охранных зонах воздушных и кабельных линий электропередачи.
Правила охраны линий связи
Правила охраны линий связи
(утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. № 567)
1. Настоящие правила вводятся для обеспечения сохранности кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, поскольку повреждение этих линий нарушает нормальную работу связи и наносит ущерб народному хозяйству и обороне страны.
2. На трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации:
а) устанавливаются охранные зоны:
для подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикации — в виде участка земли вдоль этих линий, определяемого параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля или от крайних проводов воздушных линий на расстоянии 2 м с каждой стороны;
для морских кабельных линий связи и для кабелей связи при переходах через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища и каналы — в виде участка водного пространства на всей глубине от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от трассы морского кабеля на расстоянии 0,25 мили и от трассы кабеля при переходах через реки, озера, водохранилища и каналы на расстоянии 100 м с каждой стороны;
для наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи — в виде участка земли, определяемого замкнутой линией, отстоящей от усилительных пунктов или от границы их обваловки на расстоянии 3 м.
На трассах подземных кабельных линий связи вне городской черты устанавливаются замерные столбики, являющиеся ориентирами. В городах прохождение подземных кабельных линий связи определяется по технической документации.
Границы охранных зон на трассах морских кабелей связи и на трассах кабелей связи при переходах через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища и каналы отмечаются в местах выведения кабелей на берег сигнальными знаками. Трассы морских кабельных линий связи указываются в «Извещениях мореплавателям» и наносятся на морские карты;
б) создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях для воздушных линий связи и радиофикации:
в насаждениях, не превышающих 4 м в высоту, — шириной не менее расстояния между крайними проводами плюс 4 м (по 2 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);
в насаждениях высотой более 4 м — шириной не менее расстояния между крайними проводами плюс 6 м (по 3 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев).
В насаждениях, где возможны случаи частого падения деревьев, ширина просек должна быть равна расстоянию между крайними проводами плюс средняя высота насаждений с каждой стороны. При этом отдельные деревья или группы деревьев, растущие на краю просеки, должны вырубаться, если их высота превышает среднюю высоту насаждений.
В случае прохождения линий связи и радиофикации по паркам, садам и заповедникам допускается по взаимной договоренности соответствующих предприятий, организаций и учреждений меньшая ширина просек.
Просеки для линий связи и радиофикации, проходящих по лесным массивам и зеленым насаждениям, должны содержаться в состоянии, безопасном в пожарном отношении, силами предприятий (организаций), в ведении которых находятся линии связи и радиофикации.
В парках, садах, заповедниках, лесах зеленых зон вокруг городов и населенных пунктов, полезащитных лесонасаждениях, защитных лесных полосах вдоль автомобильных и железных дорог, запретных лесных полосах вдоль рек и каналов, вокруг озер и других водоемов, в ценных лесных массивах прокладка просек должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений причинялся наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. В частности, на просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк, корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15°) склонах и в местах, подверженных размыву;
в) устанавливаются минимально допустимые расстояния (разрывы) между сооружениями линий связи и радиофикации и ближайшими другими сооружениями, согласно правилам возведения соответствующих сооружений.
3. На трассах радиорелейных линий связи определяются отдельные участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев в целях предупреждения их экранирующего действия распространению радиоволн. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах на строительство радиорелейных линий.
4. В пределах охранных зон и просек без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся линии связи и радиофикации, запрещается:
а) осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, земляные работы на глубине более 0,3 м, а также планировку грунта при помощи бульдозеров и экскаваторов;
б) производить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта;
в) производить посадку деревьев, располагать полевые станы, содержать скот, складировать материалы, корма и удобрения, жечь костры и устраивать стрельбища;
г) устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов, провозить негабаритные грузы под проводами воздушных линий связи и радиофикации;
д) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, производить погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные и землечерпательные работы, бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также других водных живот��ых и растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда.
Охранные зоны воздушных линий связи и радиофикации в полосе отвода автомобильных и железных дорог могут использоваться дорожными и железнодорожными органами для их нужд без согласия с предприятиями (организациями), в ведении которых находятся эти линии, но с обязательным обеспечением сохранности линий связи и радиофикации.
Условия производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации, необходимые для обеспечения сохранности этих линий, устанавливаются Министерством связи СССР (в части строительных работ — по согласованию с Госстроем СССР).
5. Запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную работу линий связи и радиофикации, и в частности:
а) производить снос и реконструкцию зданий, мостов, переустройство коллекторов, туннелей метрополитена и железных дорог, где проложены кабели связи, установлены стойки воздушных линий связи и радиофикации, кабельные ящики и распределительные коробки, без предварительного выноса застройщиками сооружений и устройств связи и радиофикации по согласованию с предприятиями (организациями), в ведении которых находятся эти сооружения и устройства;
б) производить засыпку и поломку замерных и сигнальных знаков, сбрасывать на трассах подземных кабельных линий большие (свыше 5 т) тяжести, устраивать на этих трассах стоки кислот, солей и щелочей;
в) открывать двери и люки необслуживаемых усилительных пунктов (наземных и подземных) и радиорелейных станций, кабельных колодцев телефонной канализации, распределительных шкафов и кабельных ящиков, а также подключаться к линиям связи лицам, не обслуживающим эти линии;
г) совершать иные действия, которые могут причинить повреждения средствам связи и радиофикации (например, повреждать опоры и арматуру воздушных линий, обрывать провода, набрасывать на них посторонние предметы).
6. Земельная площадь охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими при обязательном выполнении требований, перечисленных в пп. 4 и 5 настоящих Правил.
Статья 7. Защита сетей связи и сооружений связи
1. Комментируемая статья в п. 1 содержит общую норму о защите объектов (сетей и сооружений) связи. Полноценная правовая защита возможна в том случае, когда объект существует de jure (юридически). В случае необходимости защиты объекта, правовой статус которого не определен (либо существует de facto), практикующие юристы сталкиваются с проблемой, которая характеризуется отсутствием документации о создании объекта в целом. При нанесении вреда такому объекту юрист в состоянии доказать наличие вреда отдельным легально существующим элементам сети связи. Вред, нанесенный сети в целом, в таком случае будет намного больше, но возможность ее защиты будет ограничена.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит положение об обязанности субъектов (операторов связи и застройщиков) учитывать необходимость защиты объектов связи. В данном пункте не говорится об обязанности оператора либо другого лица по его поручению защищать объект связи.
Таким образом, уже на стадии строительства и реконструкции должны быть заложены технические решения, позволяющие свести к минимуму несанкционированный доступ к средствам связи и сооружениям связи . Для практической деятельности данное положение необходимо представлять и реализовывать еще на стадии инвестирования в проект развития объекта связи.
———————————
Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 272 с. С. 222.
Приказом Мининформсвязи РФ от 9 января 2008 г. N 1 утверждены требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, которые распространяются на сети электросвязи, входящие в состав сети связи общего пользования, за исключением сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Так, например, для защиты узлов связи сетей фиксированной телефонной связи, сетей подвижной радиосвязи, сетей подвижной радиотелефонной связи, сетей подвижной спутниковой радиосвязи, сетей передачи данных, сетей телеграфной связи от доступа со стороны физических лиц, не имеющих на это права, операторы связи должны обеспечить:
— оснащение сооружений связи, в которых размещаются узлы связи, техническими средствами защиты, включая охранную сигнализацию;
— наличие ограждений, исключающих случайный проход физических лиц и въезд транспорта на охраняемую территорию для узлов связи I и II категории защищенности;
— организацию охраны узлов связи для узлов связи I и II категории защищенности;
— организацию контрольно-пропускного режима как на охраняемой территории, так и внутри сооружений связи, в которых размещаются узлы связи для узлов связи I и II категории защищенности;
— оснащение сооружений связи средствами контроля доступа для узлов связи I категории защищенности;
— наличие запирающих устройств для помещений, в которых размещены узлы связи III категории защищенности.
Более подробно о категориях защищенности сетей связи см. приложение к Приказу Мининформсвязи РФ от 9 января 2008 г. N 1.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит императивную норму об обязанности операторов связи обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее — Правила) в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Данные Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Предприятия, учреждения и организации, владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.
Правила предусматривают наличие охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, устанавливают особенности производства работ в пределах охранных зон линий связи и линий радиофикации, права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в охранных зонах линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации.
Юридическим и физическим лицам запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации, в частности:
— производить снос и реконструкцию зданий и мостов, осуществлять переустройство коллекторов, туннелей метрополитена и железных дорог, где проложены кабели связи, установлены столбы воздушных линий связи и линий радиофикации, размещены технические сооружения радиорелейных станций, кабельные ящики и распределительные коробки, без предварительного выноса заказчиками (застройщиками) линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии и сооружения;
— производить засыпку трасс подземных кабельных линий связи, устраивать на этих трассах временные склады, стоки химически активных веществ и свалки промышленных, бытовых и прочих отходов, ломать замерные, сиг��альные, предупредительные знаки и телефонные колодцы;
— открывать двери и люки необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов (наземных и подземных) и радиорелейных станций, кабельных колодцев телефонной канализации, распределительных шкафов и кабельных ящиков, а также подключаться к линиям связи (за исключением лиц, обслуживающих эти линии);
— огораживать трассы линий связи, препятствуя свободному доступу к ним технического персонала;
— самовольно подключаться к абонентской телефонной линии и линии радиофикации в целях пользования услугами связи;
— совершать иные действия, которые могут причинить повреждения сооружениям связи и радиофикации (повреждать опоры и арматуру воздушных линий связи, обрывать провода, набрасывать на них посторонние предметы и другое).
Юридические и физические лица, не выполняющие требования Правил, а также нарушающие работу линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материальный ущерб подлежит возмещению виновным лицом в добровольном порядке, а при наличии разногласий — в судебном порядке. Материальный ущерб взыскивается в соответствии с действующим законодательством независимо от привлечения лица, виновного в нарушении Правил, к административной или уголовной ответственности.
Статьей 13.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил. Если такое нарушение не вызвало прекращение связи, оно влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Если связь в результате таких действий была прекращена, налагается административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Нарушение Правил, если это нарушение вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти, для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка, влечет более серьезные меры ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.