Форму декларации о плате за НВОС дополнят новым разделом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форму декларации о плате за НВОС дополнят новым разделом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

2-ТП (отходы)
Предоставляемые сведения

Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

НПА

Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

Срок сдачи

до 1 февраля

Кто предоставляет
  • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО
Как предоставляется

В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Плата за НВОС
Наименование платежа

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Куда вносится

Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие

НПА

Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Срок внесения

до 1 марта

Кто вносит плату

Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:

  • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.
Как вносится

На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Круг плательщиков сбора

Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

  • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
  • сброс загрязнителей в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

  1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
  2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
  3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.

Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

  1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
  2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

С 2021 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

Плата за НВОС в 2019 году

Внимательно прочитайте эту информацию. Здесь представлены новейшие экспертные сведения о НВОС, актуальные для 2019 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году считается обязательным фискальным сбором и публичным платежом.

Компании обязали выплачивать этот налог, при этом они не освобождаются от проведения природоохранных мероприятий.

Согласно закону, НВОС делится на следующие категории:

  • выбросы опасных веществ в воздух стационарными объектами;
  • складирование твердых отходов, образовавшихся в ходе производственных процессов;
  • загрязнение поверхностных и грунтовых вод, а также сбрасывание вредных веществ в водоемы, предназначенные для забора воды на нужды населения.

Некоторые виды загрязнений природы не учитываются, так как не могут быть точно определены и измерены.

Это такие виды:

  • превышение шума;
  • засорение почв;
  • активное электромагнитное излучение;
  • превышение вибрации и другое.

На такие виды плата за НВОС в 2019 году не взимается, так как нет никакой возможности измерить уровень нанесения вреда природе.

Читайте также:  Как уволить сотрудника, если он пропал и не выходит на связь

По этой причине и не рассчитаны нормы определения платы. Также предприятия не платят за свой автотранспорт, несмотря на выпускаемые в атмосферу выхлопные газы.

Любые вопросы, касающиеся предоставляемой отчетной документации, регулируются Федеральной службой природопользования РФ.

Сроки подачи Экологической отчетности 2021-2022 гг.?

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2020 год нужно отчитаться до 10 марта 2021 года.

Эту декларацию сдают все природопользователи, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Форма декларации о плате за НВОС и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043. Декларация подается в электронном виде. Если плата за предыдущий отчетный период равна или меньше 25 тыс. рублей, декларацию можно представить на бумаге.

Хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2020 год платеж нужно внести до 1 марта 2021 года.

Также по НВОС предусмотрены авансовые платежи в течение года. От них освобождены только субъекты малого и среднего бизнеса. Сроки уплаты в 2021 году следующие:

  • за первый квартал 2021 года — до 20.04.2021;
  • за второй квартал 2021 года — до 20.07.2021;
  • за третий квартал 2021 года — до 20.10.2021.

Итоговый платеж, который вносится до 1 марта года, следующего за отчетным, рассчитывается как разница между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Все, кто платят авансовые платежи, могут выбрать один из трех способов их расчета.

Способ 1. Вносить квартальные авансовые платежи в размере ¼ части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год.

Экологическая отчетность в 2021 году для предприятия: пример составления

Приказом Минприроды России № 3 от 09.01.2017 утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, которые имеет организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержатся подробная информация по заполнению и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый «Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год», определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС; декларация о плате за НВОС в 2020 году ими тоже не заполняется.

Чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. В этом документе определены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металлургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больших объемах;
  • другие сферы промышленности.

К объектам II категории, по постановлению № 1029, относятся:

  • обеспечение электроэнергией и природным газом;
  • литейное изготовление чугуна и обработка черных металлов;
  • стекольная промышленность и изготовление керамики;
  • текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность со средней суточной производительностью;
  • эксплуатация ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • некоторые виды химической промышленности;
  • инфраструктура воздушного и железнодорожного транспорта;
  • другие сферы.

К объектам III категории относятся те, что осуществляют хозяйственную и(или) иную деятельность, не указанную в I, II и IV разделах постановления.

IV категория (избавленная от необходимости сдавать отчет) включает в себя деятельность, при которой:

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные частицы).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054. Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Но в другом своем письме от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2020 год сдается в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2020 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на вторник, поэтому никаких переносов или досрочной сдачи нет.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2017 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенном электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при предоставлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Величину ставок, применяемых для расчета в 2021 году платы за НВОС за 2020 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2020 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2021 году 10 марта — рабочий вторник. Поэтому отчитаться за 2020 год нужно не позднее окончательного срока — 10.03.2021.

Читайте также:  Что такое камеральная налоговая проверка?

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

ВНИМАНИЕ! С 15.01.2021 отсутствие интернета не является основанием для сдачи декларации на бумажном носителе.

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
  • при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Полный швах с экологической отчетностью. Что пошло не так в Росприроднадзоре

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН. Это обязаны делать юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

Об организации и результатах производственного экологического контроля отчитываются юрлица и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий.

Форма отчета ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Срок сдачи — до 25 марта года, следующего за отчетным.

Общее правило переноса срока представления отчетности, если крайний срок сдачи выпадает на выходной/нерабочий праздничный день, распространяется и на отчетность, подаваемую в ФСС.

Сроки сдачи отчетности в ФСС следующие.

Вид отчетности За какой период представляется Крайний срок представления отчетности в ФСС
Расчет 4-ФСС на бумаге За 2021 год 20.01.2022
За I квартал 2022 года 20.04.2022
За I полугодие 2022 года 20.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 20.10.2022
За 2022 год 20.01.2023
Расчет 4-ФСС в электронном виде За 2021 год 25.01.2022
За I квартал 2022 года 25.04.2022
За I полугодие 2022 года 25.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 25.10.2022
За 2022 год 25.01.2023
Подтверждение основного вида деятельности За 2021 год 15.04.2022
За 2022 год 17.04.2023

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Отчет по ПЭК. Форма, образец и описание

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Как работать с календарем

В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.

Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:

  • виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
  • контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
  • системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.

Отчётность по отходам для МСП в 2021 году

Уже 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта отчётность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно в срок до 15 января и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с , регулировалась . Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчётность за 2021 г. Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2021) “Об отходах производства и потребления”

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

[…]

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

[…]

Данные положения вступили в силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчётность. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2021 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

Читайте также:  Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?

В конце 2021 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась отчётность МСП.

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить за негативное воздействие на окружающую среду обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляется хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе передача отходов на захоронение.

Срок подачи Декларации о плате за НВОС

Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Экологическая отчетность 2021

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в г��д.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...