Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Комментарии к ст. 84 ЛК РФ
См. комментарии к ст. 81, 98 настоящего Кодекса.
При применении настоящей статьи могут возникнуть достаточно серьезные проблемы относительно следующего. Как видно из текста статьи, речь идет о полномочиях органов местного самоуправления относительно тех лесных участков, которые находятся в муниципальной собственности. Если в отношении земель лесного фонда статус федеральной собственности определен в силу закона (ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), то статус муниципальной собственности в силу закона не определен. Статья 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Но ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», положившие основу разграничения земель между разными уровнями, не реализованы до настоящего времени, и при их правоприменении возникает немало спорных вопросов. Отсылочная статья в Федеральном законе «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» усложняет применение ст. 84 ЛК РФ. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ. Фактически получается, что, если конкретные лесные участки в границах муниципальных единиц не зарегистрированы учреждениями юстиции как право федеральной собственности или собственности субъекта РФ, объем перечисленных полномочий ст. 84 ЛК РФ в отношении данных участков вправе осуществлять органы местного самоуправления.
Обратим внимание еще на один момент: в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация именно права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Возникает вопрос: обязательна ли в этом случае регистрация права муниципальной собственности, т.е. может ли орган местного самоуправления распоряжаться тем, что не зарегистрировало государство как собственность муниципального образования? Ведь государственная собственность и муниципальная собственность — это совершенно разные вещи. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). А в соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). По сути, данные статьи никак не могут относиться к природным ресурсам, т.к. речь идет о праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Так что ответа на данный вопрос в ГК РФ также нет.
В связи с вышеизложенным принятие постановления Правительства РФ должно быть не возможностью, а необходимостью.
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.
Изъятие земли происходит в три этапа:
- Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
- Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
- Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.
Правовой режим использования земель лесного фонда
Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.
Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:
- обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
- обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
- соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
- улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
- обеспечение охраны и защиты леса;
- рациональное использование лесных богатств;
- сохранение биологического многообразия;
- сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.
Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.
Почему складывается такая ситуация?
По итогу может возникнуть ситуация как парадокс. Это говорит о том, что земельный надел имеет четко установленные границы, при этом прошел процесс регистрации, однако государственный орган, ведающий лесным фондом, настаивает на том, чтобы произошло изъятие. Законы РФ указывают на то, что нарушением стало выделение надела без проведения согласования, по этой причине относится к собственности лесного фонда.
ВНИМАНИЕ !!! Если говорить про процедуру перевода одной категории земельного надела в другую, то применяются положения лесного, градостроительного и земельного законов. Важным является то, к какой категории отнесены леса, которые планируется изъять.
Если говорить про леса, отнесенные к категории резервных или эксплуатационных, то допускается перевод в другие группы без значительных ограничений. Однако, это положение не допускается применять в отношении лесов защитного типа. Чтобы перевести такие леса в иные категории, потребуется изначально заняться созданием природной территории, которая будет находиться под охраной.
Важно отметить, что могут применяться и другие пути решения данной проблемы. В том числе, это касается корректировки границ населенной территории или создания рекреационной зоны для туристов, возведение объектов, находящихся в собственности муниципалитета. Зачастую муниципальные органы выбирают способ, связанный с расширением границ территории. Предоставление таких участков происходит с целью возведения индивидуальных жилых помещений. Принятием подобных решений занимается не Правительство, а органы муниципалитета. Акты принимались на многих территориях.
Если говорить про масштаб такой проблемы, то он имеет пугающее выражение. Это связано с тем, что имеет место не 1 и не 2 случая на регион. Такие участки измеряются в сотнях или десятках, также часто может быть выяснено, что целый поселок возведен на земле, принадлежащей лесному фонду. У государства в таком случае есть несколько вариантов решения проблемы. В частности, это требование об изъятии и возврате наделов в собственность или выделение участков гражданам по решению муниципальной власти.
Основная причина – несогласованная деятельность нескольких ведомств.
ВНИМАНИЕ !!! В последнее время в стране часто можно наблюдать, как большое количество участков проходит процесс постановки на учет. Это касается граждан, которые обладают законными правомочиями на наделы и поставили ранее земли на учеты в кадастровых органах. Кроме того, участок не был межеван, права собственности не зарегистрированы.
Для проведения работ землеустроительного типа привлекаются кадастровые инженеры. Затем сведения передаются в Росреестр.
По итогу гражданин становится добросовестным покупателем и собственником территории. Однако, важно учесть, что базы данных в лесном фонде не обновлялись, начиная с 2001 года. Затем государственные органы выразили инициативу об инвентаризации. Тогда выяснили, что много наделов стали собственностью частных лиц на незаконных основаниях. На сегодняшний день можно насчитать огромное количество исков, поданных в судебные органы относительно изъятия земель лесного фонда.
Право собственности на лесные ресурсы. Лесной фонд России.
Лесные участки в составе земель лесного фонда
находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством. Предусмотрена возможность любой формы собственности на лесные участки, расположенные на землях
иных
, чем земли лесного фонда, категориях земель.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесных участков.
Отдельно действующее законодательство регулирует право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы (ст. 20 ЛК). Граждане, юридические лица, которые используют леса в соответствии с нормами лесного законодательства, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда принадлежит Российской Федерации.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.
Растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью.
Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности. Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Истребование участков, не используемых по назначению или используемых с нарушениями
Выше отмечалось, что законодательство позволяет изымать земельные участки не только в качестве территории для строительства важных объектов, но и в качестве санкций.
Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием по назначению, в соответствии со ст. 284 ГК, возможно, если земля предназначалась для сельскохозяйственных либо жилищно-строительных целей, но не использовалась в указанных целях на протяжении 3 лет.
В этот срок не включается период освоения и время, когда в силу объективных причин землю нельзя было использовать по назначению, например, при отсутствии коммуникаций.
В соответствии со ст. 285 ГК, возможно изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования. Речь идет о ситуациях, когда земля используется с нарушением действующих законодательных требований. Таким нарушением закон считает использование наделов:
- не по целевому назначению;
- ведущее к снижению плодородия земель (эта характеристика определяется по критериям, установленным постановлением правительства № 612 от 22.07.2011);
- наносящее вред окружающей среде.
За совершение указанных действий контролирующие органы привлекают виновников к административной ответственности. Если собственник не устранит перечисленные причины, допускается изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 101 от 24.07.2002, изымание проводится в тех случаях, когда участок не используется или используется неправильным образом на протяжении 3 лет срока с момента выявления данного факта.
Постановлением Правительства РФ № 369 от 23.04.2012 установлены признаки, по которым законодатель определяет неиспользование, нецелевое использование или использование с нарушениями.
Истребование особо охраняемых земель
Особо охраняемые земли – это альтернативное название природно-заповедного фонда, рассматриваемое земельным законодательством. Как гласит ст. 95 ЗК, такие территории включают в себя заповедные земли, природные парки, заказники и так далее.
На этих, а также на близлежащих землях устанавливается специальный природоохранный режим, запрещающий любую деятельность, оказывающую неблагоприятное влияние на охраняемые зоны. Поэтому и в соответствии с положениями ФЗ № 33 от 14.03.1995, запрещается изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий.
Однако не исключается возможность истребования земель у владельцев в целях дальнейшего создания природных парков и заповедников. Этими вопросами ведают региональные власти. Они могут зарезервировать указанные территории, ограничивая собственников в реализации прав, с последующим правом на изъятие таких земель.
Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан
Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.
При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.
Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.
Какие участки относятся к лесному фонду?
К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.
Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:
- берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
- полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
- леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
- природные памятники, национальные парки и заповедники;
- леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
- наиболее ценные лесные массивы.
Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.
Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.
Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.
Глава 17 правовой режим земель лесного фонда
Страница 1 из 4
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
- В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ.
- Площадь земель лесного фонда составляет 1059,8 млн га (62% территории страны).
- Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны1.
- Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулиру-ющее, прчво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.
Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России.
Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской деятельностью1.
Конфискация земельного участка
Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.
Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.
В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется .
Земельный участок не может быть конфискован:
- если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
- если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.
Порядок изъятия земельного участка
Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.