Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применять страховые взносы и подавать по ним отчетность с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас фиксированные страховые взносы ИП платят отдельно на пенсионное и медицинское страхование. С 1 января 2023 года страхователи будут перечислять страховые взносы единым платежом — в новом фонде распределят сумму по направлениям самостоятельно. Размер взносов не изменится — как и в 2022 году, он составит 45 842 рубля.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Страховые взносы – это обязательные платежи, которые работодатели (юрлица и ИП) выплачивают из собственных средств на страхование сотрудников. Поэтому нанимателей и называют страхователями. Страховые платежи включают взносы на пенсионное и медицинское страхование, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
С начала 2023 года планируется объединение ПФР и ФСС. Новая организация будет носить название СФР – Социальный Фонд России. В ведение этой инстанции перейдет обязанность выплаты гражданам всех существующих социальных выплат – пенсии, пособия в связи с материнством, больничные и т.д.
Реорганизация регламентирована актами № 237-ФЗ и № 239-ФЗ от 14.07.2022. Данное преобразование повлечет за собой ряд изменений, касающихся, в том числе, исчисления и уплаты страховых взносов с 2023 года.
Так, СФР узаконит следующие моменты:
- установление единого круга застрахованных лиц;
- введение единого тарифа страховых взносов;
- установление единой предельной базы по страховым взносам.
В силу новой редакции ст. 427 НК РФ все льготные категории плательщиков, имеющие право на пониженные страховые взносы, объединены в следующие 3 группы:
№ |
КАТЕГОРИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ |
ТАРИФ ВЗНОСОВ И ПЕРИОД ПРИМЕНЕНИЯ |
1 группа | Плательщики – субъекты МСП
МСП, основной вид деятельности которых – предоставление продуктов питания и напитков, а среднесписочная численность работников превышает 250 человек Участники проекта “Сколково”, участники проекта инновационных научно-технологических центров |
15,0% с выплат, превышающих МРОТ
(на бессрочный период) |
2 группа | Резиденты ТОСЭР (территории опережающего соц.-эк. развития) | 7,6% (в пределах единой предельной базы)
(на бессрочный период) |
Резиденты свободного порта Владивосток | ||
Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области | ||
Участники СЭЗ на территориях Крыма и Севастополя | ||
ИТ- организации | ||
Российские организации, занимающиеся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции | ||
Организации, зарегистрированные на территории Курильских островов | ||
Российские организации, занимающиеся производством и реализацией произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции | ||
С выплат и иных вознаграждений обучающимся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования очно за деятельность в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой) по трудовым или ГПХ договорам, предмет которых – выполнение работ и/или оказание услуг. | ||
Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) | 7,6% (в пределах единой предельной базы)
в течение 2023 – 2024 годов |
|
Благотворительные организации | ||
3 группа | Организации – с выплат и иных вознаграждений членам экипажей судов
Участники специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края – с выплат и иных вознаграждений членам экипажей судов |
0,0%
(до 2027 года включительно) |
Также закреплено, что у организаций и ИП на АУСН единый пониженный тариф страховых взносов составляет с 2023 года 0%.
Один фонд – единая база для расчетов.
С начала будущего года предусмотрено введение единой предельной облагаемой базы по страховым взносам, а также – единой тарификации.
Что характерно, в число лиц, подлежащих обязательному страхованию, будут включены новые категории:
- граждане, работающие и получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного страхования;
- студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (только в очной форме) и получающие вознаграждение за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного пенсионного страхования;
- граждане иностранных государств (и лица без гражданства), временно проживающие в России, осуществляющие высококвалифицированную трудовую деятельность, будут включены в базу обязательного медицинского страхования.
Пособия по нетрудоспособности и в связи с материнством
Пособие по нетрудоспособности за первые три дня по-прежнему будет оплачивать работодатель. Больничный лист по уходу за ребенком оплачивается полностью за счет средств социального фонда.
Надо учесть, что с 1 января 2023 года работодатель не обязан выдавать форму 182н. Сведения о заработной плате будут поступать из ФНС в новый социальный фонд. Получив номер электронного больничного, бухгалтер будет запрашивать данные о среднем заработке в СФ. Исходя из этого можно рассчитать больничный за три дня.
В настоящее время граждане, работающие по договорам ГПХ не получают выплаты по больничным. С 1 января 2023 года их доходы надо облагать страховыми взносами.
Это позволит им получать пособия по нетрудоспособности. Но есть исключения.
До 2023 года ИП платят отдельно фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование. С 1 января 2023 года эти взносы нужно перечислять одним платежом. СФ разделит их самостоятельно. Размер взносов не изменится 45 842 руб.
При доходах свыше 300 000 руб., как и прежде, надо будет уплачивать 1% от этой суммы. Сроки уплаты взносов не изменятся.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств в 2023 году будут уплачивать взносы за себя и всех членов КФХ. Размер взносов определяется как произведение фиксированной ставки на количество всех членов КФХ. Фиксированная ставка составит 45 842 руб.
Сумма страховых взносов для ИП в 2022 году
Согласно федеральному закону от 15.10.2020 № 322-ФЗ, размер фиксированных взносов за текущий год составляет 43 211 ₽:
- пенсионные взносы — 34 445 ₽;
- медицинские взносы — 8766 ₽.
Платёж на медицинское страхование полностью фиксирован, не зависит от суммы дохода, который получил ИП.
Взносы на пенсионное страхование привязаны к доходам. Если предприниматель зарабатывает до 300 000 ₽, то сумма фиксированная — 34 445 ₽. При доходах свыше 300 000 ₽ необходимо заплатить фиксированную ставку плюс 1% от суммы превышения налогового лимита.
Дополнительный взнос рассчитывается по формуле:
(Прибыль за 2022 год — 300 000 ₽) х 1% = итоговая сумма дополнительного взноса в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Пример расчёта. Индивидуальный предприниматель заработал за год 3 750 000 ₽. Расчёт взноса на пенсионное страхование:
- 3 750 000 — 300 000 = 3 450 000 ₽.
- 3 450 000 х 1% = 34 500 ₽.
- 34 445 + 34 500 = 68 945 ₽.
Итого общая сумма пенсионных взносов составит 68 945 ₽, из которых 34 445 — это фиксированный платёж, 34 500 — дополнительный.
При этом для дополнительных взносов установлен верхний предел. Сумма не может превышать восьмикратный размер фиксированных пенсионных взносов. 275 560 ₽ — это максимум, который можно заплатить в ПФР (п. 1 ст. 430 НК).
Порядок заполнения формы РСВ с 2023 года
В зависимости от категории плательщика взносов отличается порядок заполнения формы РСВ:
1. Лица, производящие выплаты работникам заполняют
-
титульный лист;
-
раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
-
подраздел 1 к разделу 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование»;
-
раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
2. Лица, производящие выплаты работникам, применяющие пониженные тарифы взносов или платят взносы на ОПС по доп. тарифам, дополнительно к вышепредставленным в п.1 разделам предоставляют данные в подразделе или приложении к разделу 1 РСВ, в которых отражены расчеты взносов по пониженным и (или) дополнительным тарифам
3. Лица, производящие выплаты прокурорам, сотрудникам Следственного комитета, судьям федеральных судов, мировым судьям, в составе РСВ обязаны подать:
-
раздел 1;
-
подраздел 1 к разделу 1;
-
раздел 3;
-
раздел 4.
4. Главы К(Ф)Х, которые не производят выплаты работникам, представляют данные в РСВ:
-
титульный лист;
-
раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов – глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
-
подраздел 1 раздела 2 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства».
5. Плательщик, который не ведет деятельность, не освобождается от обязанности предоставлять РСВ. Ему необходимо заполнить:
- титульный лист;
- раздел 1 без подразделов и приложений;
- раздел 3.
Изменения по выплатам на детей до 3 лет
— При рождении ребенка до 1 января 2023 года на него можно будет даже в 2023 году оформить старые ежемесячные выплаты на детей от 0 до 3 лет (в том числе оформить впервые).
Ольга Баталина:
Те семьи, у которых дети родятся […] вплоть до 1 января (то есть последняя дата будет 31 декабря текущего года), смогут принять решение: они подадут заявление на оформление, теперь мы можем их назвать, «старых выплат» — на первого ребенка или на третьего и последующих детей [от 0 до 3 лет], — или же они, проанализировав, примут решение, подадут заявление на оформление единого пособия, которое начнется с 1 января 2023 года.
- Если они подадут заявление на так называемые «старые» выплаты, то они сохранят это право подавать повторно заявление на протяжении всех 3 лет — то есть до достижения ребенком возраста 3-х лет. Выплата назначается до достижения ребенком одного года, потом нужно будет повторно подать заявление до двух лет, подать заявление до трех лет.
- Если же в течение этого периода они в какой-то момент, может быть, не сразу, примут решение перейти на единое пособие, подадут заявление на единое пособие и будут соответствовать требованиям единого пособия, то с момента, когда это единое пособие будет назначено, старая выплата прекратится.
Но учитывая, что условия назначения у старых выплат и у единого пособия разные, очень важно каждой семье, которая такое право выбора приобретет, внимательно проанализировать, какие условия ей выгоднее. И ровно на этих условиях, собственно, и подавать заявление.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.