Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны Евросоюза и Шенгенской зоны в 2022 году: какие входят, а какие нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Создание Европейского союза
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Прогнозы футурологов и экстрасенсов – кому верить?
Неосведомлённый человек не видит особой разницы между футурологами и ясновидящими и ставят «знак равенства» между их прогнозами. Однако между ними есть явные отличия, которые следует учитывать.
- Футурологи (эксперты, аналитики) — принципиально отличаются от экстрасенсов, так как не обладают никакими сверхъестественными способностями. Их предположения строятся на принципе экстраполяции текущих событий в будущее. Главное в их работе — правильно выявить тенденцию и вектор её развития. Чаще всего футурологи специализируются в какой-то одной области. В результате их прогнозы охватывают довольно узкую область, чего нельзя сказать о видениях экстрасенсов.
- Экстрасенсы (ясновидящие, пророки) — обладают особым даром, позволяющим видеть будущее. Они не анализируют ситуацию, а ориентируются на «инсайты» — некую информацию, которую они получают от высших сил. Форма может быть разной, кто-то слышит голоса, другие видят образы грядущих событий во сне или просто ощущают внутреннюю уверенность в своих пророчествах. Отношение к таким людям всегда было разным: кто-то вовсе не принимают их слова на веру и клеймят шарлатанами. Но рано или поздно все протестующие затихают в удивлении перед сбывшимися предсказаниями.
На первый взгляд, кажется, что футурологические прогнозы гораздо точнее. Однако в сегодняшнем материале мы будем рассматривать именно пророчества ясновидящих и духовидцев.
Прозападная ориентация
Евросоюз – прозападное политическое формирование, с которым Россия плодотворно сотрудничала в течение 25 лет. Вместе с тем, президент РФ Владимир Путин в июле 2019 года напомнил о том, что мир многополярен и ориентироваться исключительно на Запад Россия не будет. Более того, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия должна ориентироваться не на Запад, а на Восток. Сделано это заявление было в 2015 году в рамках Санкт-Петербургского экономического форума.
Восточные инвесторы готовы к сотрудничеству с Россией и делают это вопреки санкциям Запада. Более того, именно Восток противостоит гегемонии США наиболее эффективно, в то время как страны ЕС позволяют Вашингтону диктовать своим правила игры на геополитической арене. Потому России попросту не нужно членство в Евросоюзе. Страна готова сотрудничать с ЕС, но выступать на вторых ролях после США Россия не готова.
Вместе с тем, Россия нацелена на сотрудничество с ЕС. До сих пор Москва ведет активную деятельность в ООН и ОБСЕ, а также является членом Совета Европы. Несмотря на санкции, Москва все еще выстраивает контакты с Брюсселем и продолжает регулярные консультации в рамках СПС, которое пересматривается ежегодно с 2007 года.
Помимо прочего, СПС дополняется другими соглашениями, предметом которого являются не только политические вопросы, но и торговля, наука и образование, техника, энергетика, защита окружающей среды и противодействие незаконной деятельности. Помимо прочего, многие европейские чиновники вместе со своими русскими коллегами развивают сеть неформальных рабочих контактов для того, чтоб достичь взаимопонимания в сферах, которые традиционно являются поводом для споров между ЕС и РФ.
До сих пор ряд структур обеспечивают такие контакты. Комитет парламентского сотрудничества (PCC) организовывает встречи между представителями Госдумы и ЕС, Постоянные советы партнерства позволяют обсуждать разные направления политики. А в рамках Партнерства для модернизации РФ и ЕС сотрудничают в правозащитной сфере, природоохранной сфере, а также по вопросам логистики, здравоохранения и культуры.
Порядок вступления в ЕС
Вступление страны в Евросоюз, в первую очередь, происходит при соблюдении копенгагенских критериев. Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.
Государство-кандидат подаёт заявку в Еврокомиссию, затем в Европейский совет для рассмотрения. Обе организации должны дать положительное заключение. Соответствие копенгагенским критериям неоднократно проверяется на переговорах со страной-кандидатом.
Выдвигается много условий. Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.
Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе. Но примеры Марокко и Израиля, когда принятие в ЕС возможно только исключая «полное членство», говорят об обратном.
Создание европейского союза
Ужаснувшись разрушениям Второй мировой войны, Роберт Шуман, глава МИД Франции, выступил с предложением объединения угольной и сталелитейной промышленностей Европы. По его мнению, такой шаг позволил бы максимально связать экономически страны между собой и избежать подобных катастрофических событий в будущем.
В 1951 году шесть стран подписали Парижский договор, ознаменовав создание Европейского объединения угля и стали. В числе подписантов:
- Франция;
- Королевство Бельгия;
- Италия;
- Западная Германия;
- Королевство Нидерландов;
- Великое Герцогство Люксембург.
Благодаря стремительному росту торговых отношений в марте 1957 года были подписаны Римские соглашения, которые заложили фундамент для создания современного Европейского союза. Список дополнили Ирландия и Великобритания. В 1973 году – Датское Королевство, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия.
Основой для создания Европейского союза в современном представлении послужил Маастрихтский договор, заключенный в ноябре 1993 года. На основании договора ввели единую европейскую валюту – Евро.
В 1995 году членство ЕС пополнили Швеция, Финляндия и Австрия. В 2004 году количество участниц увеличилось на 10 стран:
- Эстония;
- Чехия;
- Венгрия;
- Литва;
- Латвия;
- Республика Кипр;
- Словения;
- Словакия;
- Мальта;
- Польша.
С пополнением к ЕС присоединялись территории, которые политически относятся к стране-участнице, но располагаются вне материка. Франция обогатила организацию Французской Гвинеей, Майоттой, Гваделупой, Мартиникой, Сен-Мартеном, Реюньоном. С Испанией к ЕС присоединились Канарские острова, провинции Сеута и Мелилья. Португалия пополнила объединение Азорскими островами и Мадейрой.
Беглый экскурс по основным вехам истории ЕС
Изначальный Европейский союз не имел такого политического влияния, как сегодня, даже на своих членов. Его усиление происходило поэтапно на протяжении семи десятилетий. Ключевыми для интеграционных процессов в ЕС были следующие даты:
- 1951 – Парижское соглашение, фиксировавшее учреждение ЕОУС (Европейского объединения угля и стали) первыми шестью европейскими странами – Францией, Западной Германией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом;
- 1957 – Римский договор, регулирующий учреждение ЕЭС (Европейского экономического сообщества) теми же шестью странами и сообщества Евратом;
- 1965 – договор о слиянии, фиксирующий создание единого Совета и объединенной Комиссии для трех вышеперечисленных сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома);
- 1973 – первое присоединение новых членов (Великобритании, Дании, Ирландии);
- 1978 – создание Европейской валютной системы;
- 1979 – первые выборы в Европарламент, осуществленные на общеевропейской основе;
- 1985 – подписание Шенгенских соглашений;
- 1986 – первое реформирование Римского договора, создание Единого европейского акта (ЕЕА);
- 1992 – Маастрихтский договор, фиксирующий создание Евросоюза на основе ЕЭС;
- 1999 – введение единой валюты, создание еврозоны;
- 2002 – введение евро в наличное обращение;
- 2007 – Лиссабонский договор, заменивший собой Конституцию ЕС, которая так и не вступила в силу;
- 2020 – Brexit, Великобритания официально перестала быть членом Евросоюза.
Страны Ближнего Востока
- Саудовская Аравия — заинтересованная в стабильности рынка энергоносителей, предложила свою помощь в качестве посредника для урегулирования украинского вопроса. Эр-Рияд не поддержал санкции против России, а также сообщил о своей заинтересованности в развитии торговых отношений с России.
- Сирия — Страна еще 28 февраля заявила, что поддерживает российскую спецоперацию на Украине, а также готова признать независимость ДНР и ЛНР. Специальный советник президента Сирии Луна Шибль в интервью РИА «Новости» рассказала, что каждое государство имеет право защищаться при возникновении военной угрозы;
- ОАЭ — Американцы давят на своих давних союзников — Саудовскую Аравию, ОАЭ — чтобы они присоединились к санкциям, чтобы они сделали на рынке нефти и газа «такие решения», которые не были бы выгодны для РФ. Как пояснил Марков, арабские государства не хотят этого делать, они сопротивляются, утверждают, что не присоединятся к санкциям. Саудовская Аравия и ОАЭ находятся довольно близко к России, у них нефтегазовые ресурсы — поэтому они хотят сотрудничать с Россией, считает политолог. Кроме того, у РФ будут развиваться интенсивно отношения с Ираном, который находится под санкциями, рассказал директор Института политических исследований. Иран расположе недалеко от России, и он достаточно большой. С Ливией у россиян хорошие отношения, добавил Марков.
- Азербарджан — По словам помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева, позиция Азербайджана заключается в том, что этот вопрос важно решить политическим, дипломатическим путём, а также на основе диалога, руководствуясь нормами и принципами международного права. В этой связи Гаджиев особо отметил вопрос суверенитета и территориальной целостности государств;
- Афганистан — Талибан выступил с заявлением, в котором выразили обеспокоенность кризисом на Украине и призвали к «разрешению кризиса путём диалога и мирными средствами»;
- Бангладеш — Министр иностранных дел А. К. Абдул Момен повторил призывы Бангладеш к мирному разрешению продолжающегося военного конфликта между Россией и Украиной в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций;
- Бутан — Министр иностранных дел Танди Дорджи заявил, что министерство изучает и оценивает последствия войны для Бутана, а также сообщил, что в Украине нет бутанцев. В статье радиовещательная службы Бутана также отмечено, что «по мере того, как бушует ужасающая война, миллионы людей посылают молитвы и поддержку со всего мира, включая Бутан»;
- Вьетнам — Представитель министерства иностранных дел Вьетнама Ле Тхи Тху Ханг заявил, что Вьетнам «призывает стороны, заинтересованные в украинском кризисе, проявлять сдержанность, активизировать усилия по диалогу и активизировать дипломатические меры для мирного урегулирования разногласий с уважением Устава ООН и основополагающих принципов международного права, способствуя тем самым обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе и мире»;
- Казахстан — Министерство обороны Республики Казахстан заявило, что «Конфликт между Россией и Украиной не имеет никакого отношения к Казахстану. Мы не поддерживаем ни одну из сторон. Так что вопросов по этому поводу быть не должно». Позднее первый замглавы Администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов высказался о неприятии именования войны «спецоперацией» и заверил, что Казахстан будет соблюдать наложенные на Россию санкционные ограничения. В то же время он заявил, что официально Казахстан не поддерживает какую-либо сторону конфликта ни в военном, ни в политическом отношении;
- Катар — Эмир шейх Тамим бин Хамад Аль Тани призвал все стороны в отношении российско-украинского кризиса проявлять сдержанность и разрешить спор путём конструктивного диалога и дипломатическими методами. Он вновь заявил об урегулировании международных споров мирными средствами и предостерёг от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации;
- Монголия — Заместитель премьер-министра Монголии Амарсайхан Саинбуян и министр иностранных дел Монголии Батмунхийн Батцэцэг рассказали прессе о вторжении России в Украину. Они изложили планы репатриации монгольских граждан из Украины, но не осудили действия России. Оба назвали вторжение военной операцией и вооружённой борьбой в Украине;
- Нигерия — Министерство иностранных дел Нигерии заявило, что удивлено вторжением России в Украину. Объявлено о планах по оказанию помощи в эвакуации нигерийских граждан из Украины. Однако МИД Нигерии не стал осуждать действия России и подтвердил её заявления о том, что атаки на Украине «ограничивались военными объектами»;
- Пакистан — Премьер-министр Пакистана Имран Хан выразил сожаление по поводу сложившейся ситуации и заявил, что конфликт не отвечает ничьим интересам. Он надеялся, что военного конфликта между двумя странами можно было бы избежать с помощью дипломатии. Хан также подчеркнул убеждённость Пакистана в том, что споры должны решаться путём диалога и дипломатии;
- Таджикистан — Политологи и эксперты отмечают, что, судя по отсутствию официальных заявлений со стороны властей Таджикистана — члена ОДКБ — по ситуации на Украине на данный отрезок времени, Таджикистан, видимо, предпочёл сохранять нейтралитет, чтобы не навлечь на себя гнев мирового сообщества и в то же время не ухудшать и так ставшими прохладными отношения с Украиной после смены власти там в 2014 году. Также отмечается, что Таджикистан одновременно не хочет навлечь на себя гнев со стороны России, поддержав Украину или осудив военные действия России, так как экономика страны крайне зависима от РФ;
- Таиланд — Министерство иностранных дел Таиланда выразило «глубокую обеспокоенность» и заявило, что поддерживает «продолжающиеся усилия по поиску мирного урегулирования ситуации путём диалога»;
- Туркмения — Имеющая постоянный статус нейтрального государства Туркмения пока не выразила какой-либо позиции. Киргизский политолог Эмиль Жороев называет отсутствие реакции среднеазиатских государств на российско-украинский конфликт «беззвучным режимом». Туркменские активисты заявляют, что на Украине фактически беззащитными остались не менее пяти тысяч туркменистанцев, но «правительство Туркменистана спасло работников своего посольства и консульства и снова забыло о своих гражданах»;
- Узбекистан — 17 марта глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил что Узбекистан не признает независимость ЛНР и ДНР, поддерживая территориальную целостность Украины, и желает мирного решения ситуации, но для этого в первую очередь необходимо немедленно прекратить военные действия, насилие. По словам Камилова, Узбекистан в это непростое время оказал гуманитарную помощь Украине и продолжит это дело. Также он отметил, что страна намерена сотрудничать о обеими сторонами конфликта, как это исторически и происходило;
- Филиппины — 25 февраля министерство иностранных дел Филиппин опубликовало заявление, в котором призывает международное сообщество подтвердить свою приверженность урегулированию международных споров посредством мирного диалога и «больше, чем на словах», и сослалось на Манильскую декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о мирном разрешении международных споров. Министр иностранных дел Теодоро Локсин обязался отправиться к украинской границе, чтобы лично проконтролировать репатриацию филиппинцев в Украину;
- Шри-Ланка — Министр иностранных дел Шри-Ланки заявил, что правительство страны глубоко обеспокоено недавней эскалацией насилия на Украине и призвал все заинтересованные стороны проявлять максимальную сдержанность и работать над немедленным прекращением боевых действий для поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, подчёркивая при этом необходимость согласованных усилий всех заинтересованных сторон для урегулирования кризиса посредством дипломатии и искреннего диалога;
- Южная Африка — Наледи Пандор, министр Департамента международных отношений и сотрудничества ЮАР, опубликовала заявление, в котором не обвиняет ни Россию, ни Украину, призывая к «инклюзивным переговорам под руководством СБ ООН» и «усиленной дипломатии»;
Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Европейский Союз (ЕС) — это нынешнее состояние так называемого «Европейского сообщества», которое сформировалось за последние семь десятилетий после Второй мировой войны, разразившейся на европейском континенте.
Европейский Союз, будь то непосредственно через себя или через свои составные и / или аффилированные органы, стремится регулировать и способствовать экономическому улучшению составляющих его национальных и многосторонних рынков, защищать права человека, обеспечивать гражданскую и социальную справедливость и увеличивать легкость и эффективность перемещения капитала, товаров, услуг и людей через национальные границы государств-членов.
Начиная с «внутренней шестерки» в 1950-х годах, с тех пор ЕС постоянно расширялся, достигнув зенита из 28 стран-членов, которые сократились до 27 после ухода Великобритании.
Страна вышла из состава союза 31 января 2020 года.
Быстрый рост членства
После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.
Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.
Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) — (Council) — высший законодательный орган ЕС.
– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.
– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
Что получают страны от членства в ЕС?
Что же даёт членство в Евросоюзе для государств и их граждан, что привлекает или отталкивает? Во многом – свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг, что даёт возможность европейцам не замыкаться в своей небольшой стране и таком же небольшом рынке, но воспользоваться единым рынком Европы и более чем 450 млн. жителей – потенциальных потребителей. Евросоюз создал и поддерживает законы, гарантирующие соблюдение ценностей, поддерживаемых обществом и государствами – членами ЕС.
В системе ценностей и их поддержке кроется победа и первая существенная проблема ЕС. Чтобы стать членом Евросоюза нужно имплементировать нормы европейского законодательства в национальное, что не всегда возможно, так как не все европейские ценности признаются как единственно верные во всех странах – потенциальных участниках ЕС, даже в случае подачи официальной заявки на вступление. Это могут быть принципиальные возражения по отношению к правовым нормам, декларирующим и обеспечивающим права человека.
Нормы общественного восприятия меняются со временем, на многие явления сегодня смотрят как на естественные формы человеческой жизни, но еще в недавнем прошлом большинства европейских стран эти же явления человеческих взаимоотношений не приветствовались или являлись предметом уголовного преследования. Есть и обратные примеры: обычное в прошлом поведение стало предметом осуждения в настоящем.
Евросоюз вырабатывает единый подход и требует его соблюдения как для своих членов, так и для потенциальных участников. А для разработки и поддержания единых стандартов созданы европейские политические институты, породившие свою бюрократию, взывающую раздражение налогоплательщиков. В определенном смысле вступление в Евросоюз означает передачу интеграционным структурам части национального суверенитета.
Жёсткие требования европейского законодательства могут привести к деградации национальной промышленности и сельского хозяйства, не соответствующих экологическим стандартам или не способных существовать без поддержки государства. Но эти же требования могут привести к появлению новых возможностей, которыми вынужденно или с радостью воспользуются жители. Требования Евросоюза могут расходиться с условиями иных программ региональной интеграции, что в свою очередь потребует пересмотра ранее достигнутых и объявленных договорённостей, и это может вызвать раскол в обществе, где нет консенсуса в отношении пути и направлений развития.
Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.
Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.