Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снизят ли в России пенсионный возраст». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объединение Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования в один Социальный фонд России (СФР), несомненно, сделано для экономии бюджетных денег. Пока не понятно, будут ли в связи с этим серьезные сокращения сотрудников этих фондов, направят ли высвобождающиеся бюджетные средства, а также здания и прочее имущество на какие-то благие цели. Речь сегодня пойдет не об этом, а том, что же изменится для нас, простых россиян, от этой реформы.
Как новая пенсионная реформа отразится на будущих пенсионных правах граждан?
Самое интересное, что в связи с повышением предельной базы страховых взносов пенсионные права многих россиян могут сократиться.
Все дело в том, размер базы страховых взносов определяется исходя из прогнозируемой среднемесячной заработной платы в России. Как известно, в расчетах Росстата эта средняя заработная плата всегда очень высокая и не имеющая ничего общего с доходом подавляющего числа граждан нашей страны. Так, например, за июль 2022 года она составила 62 200 рублей.
По факту большинство россиян не видят таких денег, и думаю, что в следующем году мало кто сможет так же похвастается ее повышением на 22,5%. Как вы помните, именно на такой процент была поднята предельная величина базы для начисления страховых взносов по прогнозу Росстата.
А значит, у граждан, чья зарплата вырастет менее среднего показателя, начисляемые пенсионные баллы сократятся!
Аудиторы Счётной палаты уже подсчитали, что у работников, чья зарплата вырастет менее среднего показателя, формируемые пенсионные права уменьшатся на 11,3%
Напомню вам, что с 2015 года в России действует балльная система формирования пенсий, то есть каждый год трудового стажа гражданина наше государство оценивает в пенсионных баллах. Сами баллы зависят от суммы отчислений, которые уплачивает за работника его работодатель. Таким образом, чем выше ваша зарплата, тем выше отчисления и тем больше баллов начисляет вам Пенсионный фонд.
Однако от накопленных баллов зависит не только размер вашей будущей пенсии, но и то, сможет ли при наступлении пенсионного возраста, который и так был нам недавно повышен, человек выйти на пенсию.
Очень многие в нашей стране ошибочно полагают, что пенсию они должны получить, как только они достигнут пенсионного возраста. Но это далеко не так. Если даже у вас будет выработан нужный стаж, но на вашем лицевом счете не будет достаточно баллов, в пенсии вам откажут. Вы будете вынуждены либо продолжить работать, чтобы накопить недостающие баллы, либо докупить эти баллы за собственные деньги.
Досрочный выход на пенсию
Ряд категорий граждан в 2023 году могут досрочно выйти на пенсию. К таковым относятся:
- Сотрудники, занятые на вредных производствах или чьи условия труда признаны тяжёлыми.
- Работники специализированных областей, имеющие право на получение пенсии на льготных основаниях: медицинские работники, преподавательский состав, сотрудники сферы транспорта общего пользования.
- Работники, имеющие длительный стаж работы (женщины — стаж не менее 37 лет, мужчины — 42 года).
- Работники, имеющие стаж не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет стажа в районах, приравненных к таковым.
- Лица, находящиеся в предпенсионном возрасте, но уволенные с последнего места работы по причине сокращения штата сотрудников или ликвидации предприятия.
- Иные категории лиц.
Необходимо отметить, что при расчёте и начислении пенсии также принимают во внимание установленный региональный пенсионный прожиточный минимум. Это означает, что в случае расчёта пенсии по имеющимся у гражданина показателям, если её сумма получается меньше указанного установленного параметра, то назначается социальная доплата пенсионеру для соблюдения установленного уровня пенсионных выплат.
История изменений пенсионного возраста в РФ
Пенсионный возраст, действовавший до последнего повышения, был установлен еще в Советском Союзе в 1928 году. Тогда женщины начали выходить на пенсию в 55, а мужчины — в 60. Поэтому пенсионный возраст оставался без изменений 90 лет.
Первые обсуждения поднятия возраста начались в 1997 году. Реформа подразумевала длинный переходный период в 20 лет. Но закон так и не был принят. Он всегда встречал недовольство населения, политики боялись его принимать. О неизбежности такого решения в 2000 году заговорил Герман Греф, который тогда был министром экономического развития.
В 2010 году то же мнение высказал тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Тогда соотношение работающих к пенсионерам составляло 1,28 к 1. В 2012 Владимир Путин заявил о неприемлемости повышения. Но к активному обсуждению снова вернулись в 2015 году. В 2017 году было принято решение повысить возраст для государственных служащих.
8 мая 2018 Дмитрий Медведев сообщил о том, что подготовка к повышению пенсионного возраста точно ведется. Причиной он назвал повышение средней продолжительности жизни: при установлении отметки в 55-60 продолжительность жизни составляла около 40 лет.
В России вымирают пенсионеры. Численность пенсионеров сокращается быстрее бюджетного «плана»
При переходе к повышению пенсионного возраста в правительстве ранее сообщали о возможности обнулить к 2030—2031 годам трансферт бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Предстоящее объединение Фонда социального страхования (ФСС) и ПФР ставит вопрос об актуальности задачи. При этом численность пенсионеров сокращается сейчас явно быстрее, чем закладывается в проектировки ПФР, учитывающие эффект от повышения пенсионного возраста. В 2022-м, судя по имеющейся статистике, «план» ПФР может быть превышен в разы. И в ситуации пока еще продолжающейся пандемии это становится «традицией».
Так, в 2021-м, судя по проектировкам ПФР, численность получателей страховой пенсии должна была сократиться почти на 300 тыс. человек, а реальное сокращение превысило тогда 1 млн человек.
В конце минувшей недели Совет Федерации одобрил сразу несколько документов, касающихся пенсионной системы РФ: закон об исполнении бюджета ПФР за 2021 год и закон об объединении ПФР и ФСС.
Создание с 2023 года нового Фонда пенсионного и социального страхования на базе ПФР и ФСС, как ожидается, позволит централизовать многие вопросы, усовершенствовать процесс оказания гражданам услуг с учетом цифровизации, а также поможет минимизировать административную нагрузку на бизнес за счет установления единого социального тарифа.
Кроме того, видимо, профильным ведомствам придется скорректировать и механизм выделения из бюджета трансфертов, которые будут направляться не в два фонда, а в один — объединенный. Это делает актуальным вопрос и о тех задачах, которые озвучивались в правительстве несколько лет назад — при старте пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста. Тогда обсуждалась задача выведения пенсионной системы РФ на самообеспечение.
Как сообщала летом 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова, благодаря начатой реформе к 2030—2031 годам ПФР перестанет зависеть от федерального бюджета. В правительстве рассчитывали, что к этому сроку «обнулится трансферт бюджета в Пенсионный фонд».
А что получат от повышения пенсионного возраста действующие пенсионеры
Начиная с 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. В частности, страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
Так, с 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости вырастет в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составит 15,4 тыс. рублей.
При этом у каждого пенсионера прибавка к пенсии будет индивидуальной в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того, чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).
Таблица выхода на пенсию с 2022 года в районах Крайнего Севера
«Северные» пенсии в СССР и позднее в России были больше по размеру и наступали раньше, чем у тружеников средней полосы и юга. Женщины получали право выхода на пенсию в 50 лет, мужчины – в 55. Новый закон сохранил пятилетнюю разницу в показателе пенсионного возраста «северян» и всех остальных. Но сам по себе трудоспособный возраст тружеников Крайнего Севера также вырос на 5 лет. Теперь он составляет 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно.
И точно так же для тех, кому в 2022 году оставалось «доработать до пенсии» от нескольких месяцев до четырех лет, предусмотрено поэтапное, льготное повышение пенсионного возраста. Оно отражено в нижеследующей таблице.
Мужчины/женщины |
Год получения права на северную пенсию |
||
Дата рождения |
Новый пенсионный возраст |
По старому законодательству |
По новому законодательству |
1964/1969 |
55,5/50,5 |
2019 |
2019-2020 |
1965/1970 |
56,5/51,5 |
2020 |
2021-2022 |
1966/1971 |
58/53 |
2021 |
2024 |
1967/1972 |
59/54 |
2022 |
2026 |
1968/1973 |
60/55 |
2023 |
2028 |
Названы условия, при которых пенсионеру пересчитают пенсию
Ассистент кафедры трудового и социального права СПбГУ Фатима Ногайлиева назвала условия, при которых пенсионер претендует на перерасчет пенсионного пособия. К ним относят следующие случаи:
- появление у пенсионера иждивенцев или увеличение их числа;
- у гражданина появились новые сведения о трудовом стаже и заработке, которые не учитывались при назначении выплаты;
- престарелый человек накопил северный стаж;
- изменилась категория получателя (например, раньше пенсионер получал социальную пенсию, а теперь претендует на страховую);
- гражданин желает зачесть в стаж некоторые не страховые периоды, например, время пребывания в декретном отпуске.
Долгожитель, который смог
При этом сейчас у нас еще действует переходный период. В 2022 году на пенсию проводят мужчин, достигших возраста 61,5 лет, и женщин в возрасте 56,5 лет. Окончательно пенсионный возраст будет повышен к моменту, когда на пенсию отправятся мужчины 1963 и женщины 1968 года рождения. Вот им первым придется доработать до 65 и 60 лет соответственно.
Произойдет это в 2028 году. Но при этом «сбалансировать пенсионный фонд по доходам и расходам» чиновники обещают даже раньше — уже в 2023-м.
В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2022 год заложены доходы в 10 032 млрд рублей, а расходы на 10 155 млрд рублей. То есть заметен небольшой такой дефицит на 100 млрд рублей.
«Но при этом на будущий 2023 год уже планируется профицит в размере чуть более 50 млрд рублей. При этом предполагается индексация страховой части пенсии и фиксированной выплаты к ней», — обращает внимание читателей Финтолка доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит и статистика» РУДН Ольга Савчина.
Профицит говорит о том, что необходимости в новом повышении пенсионного возраста нет. По крайней мере, пока. Так что сенсационные репортажи в духе «Высоко-высоко в горах был обнаружен долгожитель, которому все-таки удалось выйти на пенсию» откладываются. Не в этот раз.
Условия выхода на пенсию в 2023 году для женщин и мужчин
Для выхода на пенсию по старости как на общих, так и на льготных основаниях требуется обязательное выполнение следующих нормативов:
- по количеству накопленных коэффициентов (ИПК);
- по продолжительности страхового стажа (общего или по конкретной профессии, если оформляется льготная пенсия).
Минимальные требования, установленные для ухода на пенсию в 2023 году, это 14 лет страхового стажа и 25,8 пенсионных баллов. В следующем 2024 году потребуется больше — уже 15 лет и 28,2 ИПК.
Заметим, что в страховой стаж гражданина включается не только продолжительность его официальной работы, но и определенные социально-значимые периоды. В частности:
- оплачиваемые больничные;
- срочная служба в армии;
- уход за инвалидами, пожилыми гражданами или другими лицам, нуждающимися в постоянном присмотре и помощи по заключению мед. организации;
- уход за детьми в возрасте до 1 г. 6 мес.;
- период учета в службе занятости как безработного;
- и так далее (полный список засчитываемых периодов перечислен в ст. 12 закона № 400).
За счет некоторых из перечисленных периодов формируется не только стаж гражданина, но и его индивидуальный пенсионный коэффициент. Так, например, за полный год срочной службы в армии начисляется 1,8 балла (за два года, соответственно, 3,6 балла).
Средняя пенсия по старости выросла на 1000 рублей в месяц
С июня 2022 года пенсия стала больше — страховые пенсии проиндексировали на 10%. Это больше, чем предыдущие индексации. В среднем пенсия по возрасту увеличилась на 1000 рублей в месяц. А в следующем году с января опять вырастет — и будет расти так каждый год.
Прибавку уже получают примерно 30 млн неработающих пенсионеров. Это значит, что каждый месяц на доплаты уходит примерно 30 млрд рублей. Если посчитать примерно, столько денег пенсионный фонд экономит благодаря тому, что из-за повышения пенсионного возраста можно не платить среднюю пенсию двум миллионам человек, которые пока должны работать.
Уже после пенсионной реформы изменили правила индексации пенсий, которые меньше прожиточного минимума: прибавку начали платить сверх доплаты. Это коснулось четырех миллионов пенсионеров.
Как предлагают поднять пенсионный возраст в бизнес-союзе
Жанна Тарасевич считает, что принятых в 2017 году мер недостаточно, что Беларуси нужна еще одна пенсионная реформа. «Нам придется возвращаться к очередной реформе. Будет это через год или два — сказать сложно, потому что меняется экономическая ситуация, — считает руководитель БСПН. — Но мы будем стоять перед выбором — нужно либо проводить реформу, либо увеличивать обязательные отчисления из фонда оплаты труда, либо нам придется снижать размеры пенсий. Потому что, скорее всего, из-за дефицита ресурсов фонда бюджет должен будет дотировать фонд, чтобы выплачивать пенсию хотя бы на уровне 40% от средней зарплаты».
Бизнес-союз выступает за увеличение пенсионного возраста до 63 лет не только для мужчин, но и для женщин. Но постепенно, в течение 10−15 лет.
— С момента разработки нашей концепции пенсионной системы прошло почти 10 лет. Конечно, нужно проводить дополнительные исследования, от чего-то отказываться либо какие-то пункты прописывать более четко. Но мы считаем предложения вполне жизнеспособными и хотим обсудить их с населением и услышать их мнение, — считает Жанна Тарасевич.
По ее мнению, в Беларуси также нужно выравнивать долю отчислений от работников и работодателей. Сейчас это 1% и 34% (столько платят работник и наниматель соответственно).
— Потихоньку мы должны прийти к соотношению 50/50. Это не значит, что уже завтра нужно забирать с зарплаты работников 14%, можно добавлять по 0,5−1% в год. Тогда у нанимателя будет заинтересованность выплачивать более высокую заработную плату, а у работников — получить в будущем более высокую пенсию.
Жанна Тарасевич обращает внимание на то, что в Беларуси пенсии не сильно дифференцированы. «У кого-то низкие, у кого-то высокие заработные платы, а при выходе на пенсию размер пособия не намного отличается друг от друга. Получается, что пенсии почти не зависят от отчислений, которые осуществлялись, когда человек работал», — говорит руководитель БСПН.
Увеличат ли пенсионный возраст для сотрудников правопорядка
Летом 2022 года вышел закон, в соответствии с которым служащим правоохранительных органов позволили оставаться на службе и после достижения установленного пенсионного возраста. Генералы могут находиться на своем посту до 65 лет, полковники – до 60 лет, майоры и подполковники – до 55 лет. Остальные категории вправе служить до 50 лет.
Это значит, что если генерал достигнет 45 лет, он вправе не уходить на заслуженный отдых, а продолжить работать в МВД вплоть до 65 лет.
Новый закон стал причиной беспокойства, что вскоре увеличат и минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Но эксперты уверены, что этого не произойдет в ближайшем будущем. Такая реформа отрицательно скажется на кадровом обеспечении ведомства. Молодые люди, которые только хотят пойти на службу, 100 раз подумают, нужно ли им это.
Таким образом, повышение пенсионного возраста МВД в 2023 году не планируется, а сами начисления за выслугу лет и по старости будут проиндексированы вместе с социальными надбавками.
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе
Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.
Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.