Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мобильное приложение ДТП.Европротокол». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2022 году
Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:
- В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
- Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
- В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2022 году неправомерно.
- В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
- В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
- В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
- В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
- В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).
Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:
- В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
- В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
- В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
- В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
- В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
- В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
- В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
- В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
- В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
- В восемнадцатом – оба водителя расписываются.
На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2022 году следующий:
- В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
- Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
- В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
- В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
- В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
- В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
- В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
- Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
- Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2022 году не будет принят к рассмотрению.
Если не сдал европротокол
Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?
В соответствии с действующим законодательством 2022 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.
Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.
Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.
В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Лимит выплат по европротоколу
На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.
Как правильно виновнику уведомить страховую?
Запомните, главное для вас как виновника ДТП не донести до страховщика информацию о событии ДТП, а конкретно получить доказательства такого уведомления.
Это можно сделать двумя способами.
- Отвезти заполненный по образцу бланк извещения европротокола лично в офис страховой компании. Тогда на копии извещения вам должны поставить входящий номер, печать страховщика и подпись принявшего сотрудника. Если это отказываются делать, не отдавайте и читайте второй пункт!
- Отправить европротокол почтой с обязательной описью вложений и уведомлением о вручении. Опись и уведомление (которое придёт позднее по факту доставки извещения) нужно хранить в течение не менее 3 лет от даты их получения страховой организацией.
Если вы не отправили свой экземпляр извещения, то у нас для вас есть статья с судебной практикой о возможности избежать регресса.
Можно ли виновнику аварии в дальнейшем оспорить Извещение, которое он подписал ранее?
Конечно, далеко не все водители знакомы с каждым пунктом ПДД и могут с точностью трактовать их в тех или иных ситуациях. Какие последствия незнания ПДД чреваты в случаях оформления «Европротокола»?
Очень часто случается так, что один из водителей после аварии под давлением оппонента или по собственному незнанию ошибочно посчитал себя виновником ДТП, с чем согласился в Извещении и подписал все документы, удостоверяющие его вину. После чего, через некоторое время, посоветовавшись с юристами или прочитав определенные пункты ПДД, он понял, что совершил ошибку, и взял на себя чужую вину. Подобных примеров в нашей стране огромное количество.
Можно ли водителю, ошибочно посчитавшему себя виновным в аварии, избежать ответственности за свое незнание? Может ли он сам получить деньги от страховщиков?
Сказать что-то определенное на этот счет сегодня нельзя, потому что в нашей стране «Европротокол» распространен слабо, поэтому каждый отдельный случай разбирается страховыми компаниями и юристами индивидуально.
Как себя вести и можно ли оформить «Европротокол», если другой водитель не считает себя виноватым, ведется себя по-хамски или находится в состоянии алкогольного опьянения?
Оформление «Европротокола» разрешено, если оба участника дорожно-транспортного происшествия не имеют разногласий по факту аварии, повреждениям и другим обстоятельствам случившегося. В связи с этим, при любых спорах и признаках агрессии нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
Образец заполнения лицевой стороны
- Пишется полное название дороги, если таковое имеется. Обязательно называется ближайшее от места происшествия ДТП общественное здание или очень известное строение.
- Точная дата и время ДТП необходимо указать правильно, используя только цифровые обозначения. Если есть одиночные числа, то есть от 1 до 9, перед ними обязательно ставится 0, чтобы все позиции были двузначными.
- Необходимо назвать количество транспортных средств, получивших повреждения вследствие аварии. Можно указать значения 1 или 2. Если эта цифра больше, оформление европротокола неуместно.
- Пишется количество человек, получивших ранения вследствие ДТП. Нужно указать, что их нет, так как, в противном случае следует вызвать сотрудников ГАИ. Они вынуждены составить и оформить протокол ДТП.
- Нужно указать, что не проводилось освидетельствование водителей на состояние опьянения.
- Укажите, что не было ущерба другим машинам.
- Все свидетели ДТП должны быть указаны. Если есть возможность, следует в полном варианте написать их имена, адреса, телефоны, другую личную информацию, необходимую для связи с ними.
- В поле, где следует назвать инициалы сотрудника ГИБДД, приезжавшего на объект, ставится прочерк, так как, в противном случае оформление европротокола неуместно.
- Марка, модель транспортного средства и другая информация о нем заполняется на выбор символами латиницы или кириллицы. Обязательно следует поставить VIN-номер, государственный номер автомобиля, а также указать информацию о свидетельстве его регистрации в виде полных серии и номера этого документа.
- Точные инициалы владельца транспортного средства.
- Инициалы лица, который в момент аварии находился за рулем транспортного средства.
- Указывается название страховой фирмы, в которой происходило оформление полиса. Обязательно вписываются все данные ОСАГО, которые в полном размере перечислены в данном документе.
- Стрелкой нужно указать место, в котором произошел первичный удар в результате столкновения. В бланке есть возможность написать, какая именно разновидность транспортных средств использовалась, например, легковой или грузовой автомобиль, мотоцикл.
- Перечисляется полный перечень деталей поломок, которые касаются кузова всех агрегатов, получивших заметные обоим водителям повреждения. Следует учитывать даже малейшие царапины, а также те неисправности, которые заметны не сразу, поэтому осмотр транспортных средств нередко занимает много времени. Это пункт при заполнении европротокола является наиболее важным и сложным, учитывая то, что водителю сразу сложно оценить весь спектр повреждений самостоятельно, без проверки движения автомобиля, а оппонент пытается приуменьшить негативные последствия, вызванные аварией. Желательно заполнять этот пункт, в первую очередь, так как при возникновении споров или разногласий между участниками ДТП дальнейшее оформление европротокола можно считать бессмысленным.
- Перечисляются все уточнения, регламентирующее наличие дополнительных обстоятельств или вещей, например, указание на наличие видеорегистратора.
- Рассказывается информация о маневре, произошедшем в момент ДТП. Следует ознакомиться со всеми пунктами, прежде чем указывать что-то конкретное.
- Необходимо самостоятельно нарисовать схематическое изображение ДТП. Наносятся крайние участки улицы. Направления движения ТС передаются с помощью стрелки. Указывается конечное положение ТС сразу после ДТП. Эту картину следует согласовать с информацией, которая была написана ранее. Обязательно вырисовываются знаки дорожного движения, отмечаются сигналы светофоров, имеет значение даже разметка на дороге.
- Участники ДТП ставят подписи.
Лимиты ответственности при оформлении аварии по Европротоколу ОСАГО
Ранее оформить и получить выплаты ОСАГО по Европротоколу могли только водители республики Татарстан, Москвы и Сантк-Петербурга, а также областей этих городов. Это было связано с внедрением и опробованием новой системы. Теперь же выплаты и их размеры распространяются на всех россиян, имеющих ОСАГО, вне зависимости от региона.
Изначально лимит выплат при таком алгоритме действий после происшествия составлял 100 тысяч рублей. Потом максимальные выплаты по ОСАГО по Европротоколу повысили до 400 тысяч рублей. Но есть поправки – меньшую сумму получают водители, которые провели фотофиксацию, но имеют разногласия на тему причин аварии. Сто тысяч максимально выплатят и если водители отказываются фиксировать на фото машины. Если получится заснять на фото (а лучше и на видео) столкнувшиеся автомобили, то максимальная выплата ОСАГО по Европротоколу составит 400000 рублей. Это при отсутствии разногласии между сторонами.
Как проводить фотофиксацию
С фотофиксацией по Европротоколу проблем возникнуть не должно. Помощник подсказывает человеку все детали. Основные изображения:
- Номера авто.
- Общая картина с нескольких ракурсов.
- Взаимное расположение ТС.
- Непосредственное место первичного столкновения.
Отдельно каждая царапина, трещина – любое повреждение. Все детали помощник предлагает сфотографировать относительно списка, который до этого составил водитель.
Дополнительные фото на усмотрение заполняющего извещение, которые помогут составить более детальное впечатление о произошедшем.
Если каких-либо фотографий будет не хватать, не получится пройти дальше. Шаги будут заблокированы системой, пока человек не выполнит все требуемые действия.
Порядок заполнения извещения на бланке страховой компании
Если имеется бумажный бланк от СК, то его заполнение проходит по порядку:
- Полное наименование (от города до улицы и номера дома) места, где столкнулись авто.
- Количество столкнувшихся ТС.
- Число пострадавших, если имеются.
- Проверяли ли водителей на алкотестере.
- Был ли нанесен кому-либо материальный ущерб.
- Информация о свидетелях.
- Приезжали ли сотрудники Госавтоинспекции.
- Полная информация о ТС А и В и об их водителях.
- Обстоятельства ДТП.
- Схема, нарисованная от руки.
- Подписи двух сторон, дата.
Каков порядок действий в целях оформления «европротокола»?
Несмотря на то, что задействование рассматриваемого механизма оформления ДТП призвано значительно упростить процедуру документирования обстоятельств инцидента (как следствие — ускорить и страховую выплату), алгоритм действий участников ДТП, тем не менее, предполагает выполнение ими ряда важных процедур. А именно:
- Осуществление действий, общих для всех дорожных инцидентов:
- остановку автомобиля, обеспечение его неподвижности;
- включение «аварийки», выставление аварийного знака;
- обеспечение неподвижности и защищенности предметов, которые могут быть уликами в ДТП (осколков шасси, следов шин на дороге);
- определение круга пострадавших;
- фото- и видеофиксация места происшествия и значимых деталей инцидента.
Отметим, что аварийный знак должен стоять на расстоянии 15 метров и более от машины — если ДТП произошло в городе, 30 метров и более — при происшествии за городом.
- Установление обстоятельств, позволяющих говорить о наличии возможности оформить «европротокол».
То есть — удостовериться, что имеются условия оформления ДТП по «европротоколу». Инцидент должен подходить под критерии, рассмотренные нами выше.
- Информирование страховой компании об инциденте и желании оформить «европротокол».
- Оформление совместно с другим участником инцидента «европротокола».
Вопрос:
При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?
Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховом возмещении можно с большими шансами в суде. Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.
Вопрос:
При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?
Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.
Вопрос:
ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?
Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.
Вопрос:
У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?
Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.
Вопрос:
По европротоколу мне выплатили 100000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 134000). Как мне можно получить недостающую сумму?
К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита. Лишь с июня 2018 г. сумма лимита достигла 100 000 руб.
В каких ситуациях не нужно оформлять Европротокол?
- Если водитель второго транспортного средства ведет себя агрессивно;
- Если у вас имеются подозрения, что виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
- Если второй участник ДТП отказывается подписывать Европротокол;
- Если у участников ДТП есть разногласия по поводу перечня и характера причиненных автомобилям повреждений;
- Если в ДТП участвовало более 2 автомобилей;
- Если ущерб причинен другому имуществу, кроме двух столкнувшихся автомобилей. К примеру пострадал остановочный комплекс, ветофор, дорожный знак и т.д.;
- Если вы считаете, что ущерб причинный вашему автомобилю будет более 50000 руб. и превысит лимит выплат по Европротоколу;
- Если причинен вред здоровью водителям автомобилей, пассажирам или пешеходам;
- Если у одного из участников ДТП нет действующего полиса ОСАГО, или срок его действия истек, либо есть подозрения, что один из полисов поддельный;
- Крое того, даже если у виновника есть действующий полис ОСАГО, данный полис должен быть оформлен на имя виновника, или виновник обязательно должен быть вписан в данный полис, если данное условие не соблюдено, то оформлять Европротокол нет смысла;
Во всех вышеперечисленных случаях, согласно правилам ОСАГОЮ запрещено оформлять Европротокол. Если имеют место хотя бы одна из вышеперечисленных причин, то вызываем сотрудников ГИБДД и оформляем ДТП с их участием, других вариантов нет.