Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Обесценение нефинансовых активов

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

  • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

  • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

  • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

  • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что стоит помнить об особенностях патентной системы.
  2. Список видов деятельности, для которых разрешена ПСН, стал открытым.
  3. На ПСН изменили ограничение по площади и ввели лимит по количеству транспорта.
  4. Региональные власти теперь могут определять условия для ПСН.
  5. Для ИП, получивших патент на весь 2021 год, налоговый период равен месяцу.
  6. Налоговые каникулы для ИП на патенте продлили до 31 декабря 2023 года.
  7. Из стоимости патента можно вычесть страховые взносы.
  8. Меньше предпринимателей на патенте могут работать без кассы.
  9. Плюсы и минусы изменений в патентной системе с 2021 года.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Бухучет и амортизация имущества

Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:

Номер счета Наименование
0 101 20 000 ОС- ОЦДИ
0 102 20 000 НМА– ОЦДИ
0 105 20 000 МЗ — ОЦДИ

Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Выделяем и учитываем особо ценное движимое имущество

В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгал­терского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необ­ходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно.

Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества от­дельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть опре­делены как особо ценные, без кото­рых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозмож­но или затруднено.

Если учреждение изме­нило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо цен­ного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., пере­чень особо ценного движимого иму­щества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.

Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначе­ния и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения.

Особо ценное имущество 2021 год

» Автор Дарья Александровна На чтение 9 мин. Просмотров 3 Опубликовано 08/26/2021 Согласно нормам ст.

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено.18.10.2021 В Минфин России разъяснил вопрос об отнесении бюджетным учреждением движимого имущества к особо ценному и распоряжении им, в случае приобретения за счет приносящей доход деятельности, а также отражении такого имущества в бухучете. Установлено, что под особо ценным движимым имуществом подразумевается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения и требования по включению такого имущества в состав особо ценного установлены Правительством России.для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.

рублей до 500 тыс. рублей;В соответствии с пунктом 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по формированию расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, оформляются бухгалтерскими записями по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

если компания ввела имущество в эксплуатацию

» » 24,438 Просмотры Бюджетная организация согласно требованиям ГК РФ () не имеет права без предварительного согласия владельца распоряжаться его имуществом, закрепленным за организацией, также купленным имуществом за деньги собственника. На прочую имущественную собственность, которая находится в оперативном управлении бюджетной организации, она имеет право принимать самостоятельные решения, если законодательством не предопределены прочие требования.

Какое имущество считается особо ценным имуществом, от какой суммы в 2017 году.

Такие же положения действуют и по отношению к автономным организациям. Казенные учреждения, согласно требованиям ГК (статья №298) не имеют права отчуждать собственность, распоряжаться им прочими методами без предварительного согласия собственника.

Что следует понимать под термином «особо ценное» имущество?

Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности.

Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан (далее в статье – ПП РФ №538). Согласно требованиям ПП РФ №538-п4 при составлении учредителями списков ценной собственности учреждений, в них могут быть включены следующие категории движимого имущества: Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т.

р. – 500 т. р. Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.

Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.

Особо ценное имущество от какой суммы 2021 в бюджетном учреждении

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

Особо ценное имущество стоимость в 2021

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Читайте также:  Что грозит за неоформленную дачу или садовый домик

Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

  • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
  • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
  • I — программное обеспечение и базы данных;
  • D — иные объекты интеллектуальной собственности.

Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас ��а нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

  • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.

Дата публикации 18.01.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

На основании приказа учредителя уточняется перечень объектов ОЦИ на балансе государственного автономного учреждения. Необходимо исключить из перечня ОЦИ объекты, принятые в 2019 г. по приказу учредителя на счет 101 24, стоимостью менее 10 000 руб. Сейчас такие объекты учитываются на забалансовом счете 21. Как оформить в бухгалтерском учете их перевод в состав иного движимого имущества?

В рассматриваемой ситуации имущество включено в состав ОЦИ по приказу учредителя. Ошибки в регистрах бухгалтерского учета не было. Следовательно, перевод имущества, учтенного на счете 21, в состав иного движимого не может отражаться в порядке исправления ошибок прошлых лет, предусмотренном п. 18 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), п. 28 СГС «Учетная политика».

Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении, в т.ч. при отнесении (исключении) объектов к (из) категории ОЦДИ, отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 172. Это предусмотрено п. 9 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н). Следовательно, счет 0 401 10 172 в корреспонденции с забалансовым счетом 21 применяться не может.

Инструкции по ведению учета не предусматривают разбивку имущества на счете 21 на ОЦДИ и иное движимое. Вместе с тем, учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции № 157н).

В программе «1С:БГУ 8» имущество учитывается на забалансовом счете 21 в разрезе групп 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» и 30 «Иное движимое имущество учреждения». Перенос основных средств, учитываемых на счете 21, из ОЦДИ в состав иного движимого имущества может отражаться на основании приказа учредителя путем уменьшения счета 21.2Х и увеличения счета 21.3Х.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О сове��шении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

Учет имущества казны осуществляется на счетах:

  • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

  • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

  • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».

Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:

1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).

2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).

3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).

4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).

Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

  • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

Письмо Минфина России от 26 апреля 2022 г. N 02-07-10/31299 Об отнесении движимого имущества к особо ценному движимому имуществу

Следует отметить, в соответствии с пунктом 29 Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2022 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Читайте также:  03.11.2022 Выплаты многодетным к Новому 2023 году — последние новости

Изменения в патенте с 2021 года. Всё хорошо, но непонятно

Наравне с возможностью уменьшения стоимости патента на страховые взносы, изменения в видах деятельности — одно из главных новшеств. В первоначальной редакции закона это не планировалось, но в итоге (усилиями всё того же господина Макарова) в законе появилась вот такая фраза:

НК РФ, ст. 346.43, п. 2 (после вступления в силу закона)

Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 настоящей статьи. В частности, патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: …

В переводе с депутатского на русский это значит, что регионы теперь вправе сами выбирать по каким видам деятельности у них на территории можно будет применять патенты. Раньше в Налоговом кодексе был закрытый перечень этих видов и каждый регион мог вводить только то, что было в этом списке, ну а теперь областные чиновники смогут дать волю воображению.

Разумеется, всё подряд переводить на патент не разрешат, есть список запрещённых для перевода на патент видов деятельности из 7 пунктов:

НК РФ, ст. 346.43, п. 6 (после вступления в силу закона)

Патентная система налогообложения не применяется в отношении:

1) видов деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

2) деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;

3) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 квадратных метров;

4) услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров;

5) оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки;

6) услуг по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

7) деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

Кстати, закрытый перечень, в котором, по идее, теперь отпала необходимость, из Налогового кодекса никуда не делся, более того, он даже значительно расширился. По словам чиновников, это нужно для того, чтобы обеспечить плавный переход в новые реалии и чтобы у регионов был какой-то ориентир для введения патентной системы. А еще этот список нужен для того, чтобы сохранить некоторым предпринимателям на патенте возможность не применять онлайн кассу.

В настоящее время в налоговом кодексе есть пункты, по которым в зависимости от вида деятельности, потенциальный доход по патенту, а, следовательно, и стоимость, не может превышать определенной суммы (ст. 346.43, п. 7; пп 4, п. 8; п. 9). После вступления в силу принятого Думой закона эти пункты будут исключены. И это значит, что у регионов не будет никаких ограничений при формировании стоимости патента.

В принципе, это логично. Невозможно дать регионам свободу в выборе видов деятельности для патента, но оставить их в рамках по стоимости. Но не исключено, что где-то патенты могут начать стоить неадекватно дорого.

Со следующего года регионы получат возможность устанавливать в рамках патентов пределы площади зала для розничной торговли и объектов общественного питания. Это значит, что хоть в Налоговый кодекс и вносятся изменения, благодаря которым можно торговать и оказывать услуги общепита через залы до 150 квадратных метров, но у региона будет возможность вводить патенты и на меньшую площадь.

На данный момент, если регион решает ввести у себя на территории патент на розничную торговлю с торговым залом, он не может сказать, мол «у нас можно торговать, только если зал меньше 15 метров». Либо вводишь патент на площадь до 50 метров, либо не вводишь вовсе. После вступления в силу закона, регионы смогут урезать лимиты по площади как им угодно.

НК РФ, ст. 346.43, п. 8 (после вступления в силу закона)

Субъекты Российской Федерации вправе <...> устанавливать следующие ограничения для применения патентной системы налогообложения:

<...>

по размеру площади торгового зала и (или) зала обслуживания посетителей объектов стационарной торговой сети и объектов организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 и 47 пункта 2 настоящей статьи

И вот мы подошли к изменению, которое вызвало жаркие споры у нас в коллективе. Оно довольно незамысловатое. На данный момент, в статье про налоговый период сказано следующее:

НК РФ Статья 346.49. Налоговый период (в текущей редакции)

1. Налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Если на основании пункта 5 статьи 346.45 настоящего Кодекса патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

3. Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогоо��ложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 настоящего Кодекса.

Т.е. по умолчанию налоговый период год. Если по каким-то причинам патент действует меньше календарного года, то налоговый период – срок действия патента. После внесения изменений эта статья будет выглядеть так:

НК РФ Статья 346.49. Налоговый период (после вступления в силу закона)

1. Налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 1.1, 2 и 3 настоящей статьи.

1.1 В 2021 году налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Если на основании пункта 5 статьи 346.45 настоящего Кодекса патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

3. Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 настоящего Кодекса.

Давайте попробуем так же перевести на русский, что тут написано. Согласно первому пункту, как и до изменений, по умолчанию налоговый период – год. Читаем дальше и понимаем, что в 2021 году по умолчанию налоговым периодом считается месяц, но только в том случае, если патент куплен целиком на год (см. пункт 2). Если в 2021 году патент покупается на срок менее года, то налоговый период – срок действия патента. Но если 2021 году патент был куплен на календарный год, но потом предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность (нарушил какие-то лимиты), то налоговым периодом все равно считается месяц.

Зачем это было сделано понятно. Для подстраховки предпринимателей, которые перейдя с ЕНВД на патент, не будут в курсе ограничений, действующих на патенте, и вдруг случайно в середине или конце года получат выручку больше допустимой и «слетят» с патента. В этом случае, согласно пункту 6 статьи 346.45 предприниматель считается утратившим право на применение патента с начала налогового периода. И если для него налоговым периодом считается месяц, то налоги надо пересчитывать с 1 числа месяца, в котором произошло превышение, а не с начала действия патента как в остальных случаях.

НК РФ, ст. 346.45, п. 6 (в текущей редакции)

Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае: …

Разберём несколько, как модно нынче говорить, кейсов:

  1. Патент куплен в 2021 году на год и в декабре произошло превышение дохода. Патент действует с 01.01.2021 по 30.11.2021. За остальной период платим налоги по основной системе (УСН, ОСН…)
  2. Патент куплен в 2021 году с января по ноябрь и в ноябре произошло превышение дохода. Патент не действует в принципе. За весь период с 1 января платим налоги по основной системе (УСН, ОСН …)
  3. Патент куплен в 2022 году на весь год и в декабре произошло превышение дохода. Патент не действует в принципе. За весь период платим налоги по основной системе (УСН, ОСН…)

Вроде бы инициатива хорошая. Но к налоговому периоду привязаны не только сроки для пересчета налога в случае потери права на патент. Давайте взглянем на пункт Налогового кодекса, который позволяет регионам устанавливать для некоторых групп предпринимателей бесплатные патенты:

НК РФ, ст. 346.50, п. 3 (в текущей редакции)

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

И вот мы подошли к тому, ради чего все изменения и затевались. Из патента разрешили вычитать страховые взносы по аналогии с ЕНВД. Причём аналогия тут настолько прямая, что законодатели практически буква в букву перенесли соответствующие пункты из главы НК про ЕНВД в главу о патенте (как показала практика – напрасно). Точно так же в случае отсутствия сотрудников из стоимости патента вычитаются фиксированные взносы ИП, и налог таким образом можно уменьшить до нуля. А те, у кого сотрудники есть, вычитают из патента свои фиксированные взносы и взносы за сотрудников, но уменьшают стоимость патента не более чем в два раза.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, необходимо подать в налоговую уведомление по форме, которая пока не установлена и в порядке, который тоже пока не установлен.

А теперь давайте взглянем на самые первые слова пункта, который позволит уменьшать размер патента:

НК РФ, ст. 346.51, п. 1.2 (после вступления в силу закона)

Сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Прочитав этот пункт, мы понимаем, что налог по патентной системе налогообложения считается за налоговый период. И этот рассчитанный за налоговый период налог можно уменьшить на уплаченные в этом налоговом периоде страховые взносы.

Давайте теперь попробуем понять – как исчислить сумму налога за налоговый период. Обращаемся к статье 346.51. Читаем:

НК РФ, ст. 346.51, п. 1 (в текущей редакции)

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Отлично. Мы поняли, что чтобы посчитать налог нам нужно ставку умножить на налоговую базу. Тут слов про налоговый период нет, но возможно, они будут в определении налоговой базы. Читаем статью 346.48.

НК РФ, ст. 346.48, п. 1 (в текущей редакции)

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

К сожалению, не помогло. Стоимость патента (размер налога) считается исходя из годового потенциального дохода. Увязка с налоговым периодом тут не предусмотрена. Случаи, когда патент действует меньше календарного года, рассмотрены в статье 346.51:

НК РФ, ст. 346.51, п. 1 (в текущей редакции)

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

Но в них тоже нет ни слова про налоговый период. Вот и получается, что если предприниматель в 2021 году покупает патент на целый год, то налоговым периодом для него считается месяц. Чтобы вычесть взносы из патента, нужно посчитать налог по ПСН за налоговый период, т.е. за месяц. Но как это сделать непонятно. Патент предпринимателя куплен на целый год. Для этого случая в законе есть чёткая формулировка – «Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы». Налоговая база – это годовой потенциальный доход. Т.е. в случае нашего предпринимателя налог считается целиком за год и никак иначе. А нам надо за месяц. Попробуем подвести итог:

  1. Патент куплен в 2021 году на 11 месяцев. Налоговый период – срок действия патента. Чтобы вычесть из стоимости патента страховые взносы, их нужно заплатить в течение налогового периода, т.е. в любой день из этих 11 месяцев.
  2. Патент куплен в 2022 году на год. Налоговый период – срок действия патента, т.е. год. Чтобы вычесть из стоимости патента страховые взносы, их нужно заплатить в течение налогового периода, т.е. в любой день из этого года.
  3. Патент куплен в 2021 году на весь год. Налоговый период – месяц. Чтобы вычесть налог из стоимости патента нужно … платить взносы ежемесячно?..
Читайте также:  Алгоритм взыскания неустойки с застройщика

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

Какое Имущество Относится К Оци В 2021г

В соответствии с пунктом 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2021 N 174н, операции по формированию расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, оформляются бухгалтерскими записями по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

Правительством РФ установлены критерии включения объектов в состав особо ценного движимого имущества при определении перечней имущества автономных или бюджетных учреждений. При этом они не содержат ограничений в отношении финансового источника приобретения.

Инвестиции и целевые субсидии заведениям, работающим в сфере образования, не являются обязательными. Их получают только на основании подписанного обеими сторонами документа. Целевые компенсации являются одним из способов повышения эффективности использования субсидий образовательными учреждениями, т.к. позволяют расходовать бюджетные средства на развитие.

Обратите внимание! Теперь в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, согласно подпункту «б(1)» пункта 19 Порядка № 640 включается, в частности, затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ с учетом срока их полезного использования в целях создания источника финансового обеспечения их приобретения, создания, модернизации и (или) дооборудования.

Субсидирование для выполнения образовательных услуг оформляется на каждую услугу. Этот раздел в документе обязательно содержит название услуги, группу потребителей, для которых она предоставляется, установленные требования по объему и качеству. При наличии нескольких видов услуг, на каждую категорию создают раздел и определяют требования к качеству выполнения данных услуг.

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

• участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
• биологические активы во временное владение или пользование;
• нематериальные активы во временное пользование.

1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС.
2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании.
3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена.
4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены.

Какие товары относятся особо ценные имущества в 2021 году

Одно из главных нововведений, которое вступит в силу с 1 января 2021 года, заключается в фактической отмене закрытого перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН. По новым правилам конкретные сферы применения ПСН определят сами регионы. В НК РФ же (будущая редакция п. 2 ст. 346.43) закрепляется примерный перечень видов деятельности, подпадающих под патент, на который региональные власти могут ориентироваться при принятии собственных законов о применении ПСН. Данный перечень, закрепленный в НК РФ, является открытым, и регионы могут его дополнять и изменять по собственному усмотрению.

При этом даже в ориентировочный, приблизительный перечень, установленный на федеральном уровне, были добавлены новые виды деятельности. В частности, к видам деятельности, подпадающим под ПСН, были отнесены следующие:

  • деятельность стоянок для транспортных средств;
  • услуги по уходу за домашними животными;
  • граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • ремонт игрушек и подобных им изделий;
  • ремонт спортивного и туристического оборудования;
  • услуги по вспашке огородов по индивидуальному заказу населения;
  • услуги по распиловке дров по индивидуальному заказу населения;
  • сборка и ремонт очков;
  • изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества;
  • услуги по ремонту сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов.

Как видно, в обновленный перечень вошли, в том числе, и те виды деятельности, которые сейчас могут осуществляться в рамках применения ЕНВД. Например, услуги автостоянок (предоставление во временное владение и пользование мест для стоянки автомобилей, а также по хранению транспортных средств, за исключением штрафных стоянок).

Сделано это для того, чтобы плательщики, которые с 2021 года утратят право на применение ЕНВД в связи с отменой данного спецрежима, смогли заниматься привычной деятельностью, но уже в рамках ПСН.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принят закон, максимально расширяющий сферу применения ПСН и сближающий данную систему налогообложения с ЕНВД.

2. С 2021 года конкретные сферы применения ПСН будут определять регионы. В НК РФ закрепляется примерный перечень видов деятельности, подпадающих под патент, на который региональные власти могут ориентироваться при принятии собственных законов о применении ПСН. В обновленный перечень вошли те виды деятельности, которые сейчас могут осуществляться в рамках ЕНВД, чтобы плательщики, которые с 2021 года не смогут ЕНВД в связи с его отменой, могли заниматься привычной деятельностью, но уже в рамках ПСН.

3. Смягчены условия применения патента заведениями общепита и розничными торговыми точками, и предпринята попытка максимально сблизить ЕНВД и ПСН в целях удобства налогоплательщиков, утрачивающих право на применение «вмененки».

4. Установлен перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять в рамках ПСН. Этот запрет абсолютный и региональные власти не могут разрешить применять ПСН в отношении «запрещенной» деятельности.

5. С 1 января 2021 года ИП вправе уменьшать стоимость патента на сумму уплачиваемых им страховых взносов.

6. Плательщикам, которые в IV квартале 2020 года применяли ЕНВД, закон разрешает в 2021 году приобрести патент с применением понижающего коэффициента, равного 0,5.

Одновременно принятый закон устанавливает перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять в рамках ПСН (будущий п. 6 ст. 346.43 НК РФ). Так, ПСН не применяется в отношении:

  • деятельности в рамках договора простого товарищества, договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом;
  • деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • розничной торговли, осуществляемой через объекты с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
  • услуг общественного питания, оказываемых через объекты с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
  • оптовой торговли и торговли, осуществляемой по договорам поставки;
  • услуг по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющих на праве собственности или ином праве более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

Запрет на осуществление указанных видов деятельности в рамках ПСН абсолютный. Соответственно, региональные власти не смогут установить в отношении данной деятельности возможности применения ПСН.

Еще одно важное изменение, давно ожидаемое плательщиками ПСН, касается установления возможности уменьшения стоимости патента на уплачиваемые предпринимателями страховые взносы.

В указанных целях статья 346.51 НК РФ дополняется новым пунктом 1.2, в соответствии с которым с 1 января 2021 года ИП вправе будут уменьшить стоимость патента на сумму:

  • страховых взносов на обязательное страхование, уплаченных в соответствующем налоговом периоде за наемных сотрудников;
  • страховых взносов на обязательное страхование, уплаченных ИП «за себя»;
  • расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за дни болезни работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
  • платежей и взносов по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

Патенты это особо ценное имущество или иное в 2020 году

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Таким образом, в соответствии с разъяснениями ФНС России, налогоплательщик-юрлицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие соответствующих признаков. В числе таких налоговики будут учитывать такие обстоятельства, как:

Уже известно, что для бизнеса поднята ставка по налогу (НДС) с 18 до 20%, соответствующий закон об увеличении ставки НДС уже подписан Президентом РФ, однако Правительством было принято решение, что налог на движимое имущество следует отменить. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2021 N 302-ФЗ с многочисленными поправками в Налоговый кодекс РФ.

В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

  • Имущество, которое значительно облегчает работы, определенные уставом учреждения с балансовой стоимостью – 50 т.р.-500 т.р.
  • Начальная продажная цена заложенного имущества 500 т р.
  • Отчужденное в специальном порядке движимое имущество согласно нормативным законодательным актам РФ.

Федеральные аппараты исполнительной власти, руководствуясь нормами ПП РФ №538, устанавливают категории ценной собственности по отношению к федеральным учреждениям, которые находятся в ведении данных аппаратов.

  • Балансовая цена от 350 т. р.
  • Прочая собственность, которая значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом бюджетных организаций, находящихся под ведомством МЧС, в т.ч.:
    • бронетанковая, автомобильная техника;
    • пожарная, спецтехника;
    • спецоборудование для ключевых направлений деятельности, предусмотренных уставом учреждений;
    • станки, силовые агрегаты, подъемная техника, технологическое оснащение, технологические линии, предназначенные для выполнения различных видов деятельности, определенных уставом учреждений;
    • производственные инструменты, предназначенные для выполнения различных видов деятельности, определенных уставом учреждений;
    • вычислительные средства, бытовая и офисная электротехника.

Следует отметить, в соответствии с пунктом 29 Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2021 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

При этом учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — особо ценное имущество), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...