Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС и работа с «однодневками»: когда суд на стороне налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обращение в ФНС в целях уточнения информации, является ли поставщик плательщиком НДС и насколько добросовестно им исполняются его обязательства по уплате налогов и представлению отчетности, будет обычной тратой времени. ФНС не обязана разглашать подобные сведения по запросу налогоплательщиков и скорее всего оставит запрос без внимания. Подтверждением такой позиции налоговиков является распространенное им в 2015 году письмо о наличии всей информации, не представляющей коммерческую тайну, в открытом доступе.
Как проверить, является ли компания плательщиком НДС
- Проанализировать правильность реквизитов, прописанных в счете-фактуре.
- Выяснить достоверность регистрационных сведений.
- Проверить руководство фирмы на предмет дисквалификации.
- Проверить наличие долгов по налогам и сборам.
- Выяснить форму обложения налогами.
- Недавняя регистрация фирмы.
- Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
- В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
- Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
- В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
- Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
- Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.
Взыскиваем НДС с контрагента как убыток
Казалось бы, желающий возместить НДС, получив отказ со стороны налоговиков из-за нарушений со стороны контрагента, имеет все условия для взыскания убытков. Среди них противоправность, вред, вина или причинно-следственная связь. Но не всё так просто.
Есть ряд причин, почему взыскать с контрагента убытки в размере НДС нельзя:
- Требование о возмещении НДС (которое не является ни доходом, ни результатом экономической деятельности, а предоставляется безвозмездно и безвозвратно в целях возмещения затрат) может быть заявлено только в адрес государства, а не контрагента. «Отказанная» сумма НДС не может быть взыскана как убытки (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2020 по делу № А71-5923/2019). Такая ситуация складывается из-за того, что требование о возмещении НДС это категория налогового права. Она действует в публичных правоотношениях, но не в частно-правовых между сторонами договора.
- Переложение риска неполучения возмещения НДС на контрагента является дополнительной публично-правовой санкцией за нарушение обязательства (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2019 по делу № А75-21156/2017).
- И главное: наличие убытков предполагает уменьшение имущественной сферы потерпевшего. Но закон определил особый механизм компенсации таких убытков путем предоставления возмещения (вычета), иные источники компенсации исключены. Иное привело бы к тому, что у налогоплательщика была бы возможность получить компенсацию дважды: как за счет государства, так и за счет контрагента. Именно поэтому невозможно включить сумму НДС, в возмещении которой отказано, в размер убытков. Ведь иначе потерпевшему нужно было бы доказывать, что сумма НДС не была и не могла быть принята к вычету и представляет собой его некомпенсируемые потери (убытки) (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 2852/13 по делу N А56-4550/2012).
Чем мы можем вам помочь?
Необходимо отметить, что ФНС РФ в последние годы стремительно повышает эффективность проведения выездных проверок. Это означает опасность выездной налоговой проверки для вас, поскольку если проверку всё-таки назначат из-за «разрывов» НДС, то с вероятностью 98% доначислят существенные суммы налогов, штрафов, плюс могут возбудить уголовное дело за уклонение от уплаты налогов. Следовательно, очень важно не допустить назначения и проведения проверки и начать действовать на опережение.
В то же время высокий процент эффективности налоговых проверок означает, что ФНС РФ старается не устраивать такие мероприятия без выявления существенных нарушений.
Мы неоднократно оказывали квалифицированную помощь в подобных ситуациях. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы минимизировать любые риски.
Наши адвокаты помогут Вам минимизировать риск назначения проверки из-за “разрыва” НДС. Детали предлагаем обсудить.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
НДС: недобросовестный контрагент
Возможны ситуации, когда компаниями приобретаются товары или услуги, освобожденные от налогообложения (ст. 149 НК РФ), а продавцы, невзирая на льготу, выставляют счета-фактуры с НДС по действующей ставке. При этом приобретатель, считая их основанием для применения вычета, формирует декларацию, исчислив сумму вычета по этим операциям.
Однако ИФНС, проверив декларацию, откажет в возмещении НДС, поскольку поставщик, выставляя НДС, в бюджет его не перечислял. Здесь уже идет речь о недобросовестности поставщика, поскольку, облагая НДС льготируемые операции, он увеличивал их стоимость на величину налога, который оставался у него. По поводу подобных случаев Минфин РФ дает разъяснения в письме от 17.08.2016 № 03-07-03/48174, где приходит к выводу к выводу о невозможности принять к вычету «входной» НДС по счету-фактуре, по которому отсутствует источник. Суды в этом вопросе полностью солидарны с Минфином — взыскание НДС с контрагента невозможно в принципе.
Заметим, что покупатель вправе потребовать от такого поставщика возвращения необоснованно перечисленных ему сумм налога, рассматривая их как неосновательное обогащение и начислив проценты за пользование чужими средствами. С таким подходом согласен Верховный Суд, изложивший свою позицию в Определении от 05.10.2015 № 305-КГ15-10553.
К сожалению, покупателю сложно защититься от недобросовестности контрагента-поставщика. Несколько снизить риски можно, запросив у него предоставление копий платежных документов о перечислении НДС. Правда, не каждый продавец даст согласие на это, мотивируя тем, что финансовые документы фирмы составляют ее коммерческую тайну. Поэтому остается надеяться на порядочность партнеров, но и не забывать проверять их благонадежность всеми доступными способами.
Истребование документов при налоговой проверке
Решение Федеральной налоговой службы №КЧ-4-9/19237@ от 23.09.2019
В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней. Из недавно опубликованной на эту тему позиции ФНС следует, что сделка считается конкретной, если в запросе инспекции указан период совершения сделки и список истребуемых документов.
НК РФ дает право инспекторам проверять не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Это значит, что инспекция может затребовать документы у вас – о ваших контрагентах и у ваших контрагентов – о вас.
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
Суды требуют контролировать, уплатил ли контрагент НДС
В этой статье: К каким доводам налоговиков прислушиваются суды? Чем компания может аргументировать свою позицию? Что предпринять, чтобы свести риск претензий к минимуму?
Налоговики нередко отказывают в праве возмещения НДС, узнав, что поставщик компании налог не уплатил. В некоторых случаях чиновников может поддержать и суд. В частности, решение в их пользу вынес даже Президиум Высшего арбитражного суда РФ (постановление от 12.02.08 № 12210/07). Более того, на его выводы некоторые нижестоящие суды уже ссылаются на практике (например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.05.08 № Ф09-3810/08-С3). ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
— Поскольку это решение принято Президиумом ВАС РФ, который обязан следить за единообразием арбитражной практики (п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса), полагаю, данная позиция получит широкое распространение.
Решение вынесено — готовьте деньги
После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.
Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:
- с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
- с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.
Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.
Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?
Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).
Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.
И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.
Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).
Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.
Есть и другие основания для списания недоимки:
- компания ликвидируется;
- инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
- компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.
Разберемся с понятиями
Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимозависимых компаний.
Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.
Декларация контрагента аннулирована: что делать
На мой взгляд, этот совет подходит лишь в некоторых случаях и, полагаю, что сменой фиктивного директора – тут не обойдется. Скажу сразу, что каждую ситуацию надо анализировать отдельно. Если аннулировали декларацию у контрагента первого звена, то ситуация неприятная и это будут ваши риски и последствия. Если обнаружились проблемы с декларациями 2-3 звена и далее, то тогда вы имеете основания сообщить налоговикам, что это не ваши проблемы и пусть ищут «плохишей» и деньги среди этих компаний. По сути, процедура по аннулированию деклараций – укладывается в общий тренд поиска транзитеров и выгодоприобретателей, которых налоговая должна отыскать в цепочке контрагентов, если обнаружены сомнительные сделки и разрывы по НДС.
Полагаю, что этим письмом в самое ближайшее время будет внесено очень большое разнообразие и в без того сложную жизнь налогоплательщика, что приведет к новым препятствиям к получению вычетов по НДС.
Вспомнилось мне, как на конференции «Ведомостей» Даниил Егоров, заместитель главы ФНС и автор рассматриваемого нами письма посетовал, что информационные возможности ФНС (имея ввиду и АСК НДС) опережают налоговое законодательство в нашей стране. А это существенно тормозит процессы развития экономики. Полагаю, что такое письмо и действия налоговой службы за последний год – это не только опережение законодательства, но и неучитывание того, как вообще развивается и работает бизнес в нашей стране.
Государство дало полный карт-бланш фискальной службе. В ситуации, когда нашему государству нужны деньги, оно их берет. Любыми способами. Что-то мне подсказывает, что мы еще увидим новые письма и инструкции ФНС, которые будут идти в разрез с «отстающим» и не очень продвинутым Налоговым кодексом, но поразительным образом, эти нововведения буду срабатывать на повышение бюджетных поступлений от бизнеса.
Кстати, так поступают часто при проведении электронных аукционов. Для участия необходимо не только предоставить стандартные сведения и документы, но и подтверждение фактического наличия транспорта, рабочей силы, технического оснащения. Для этого составляются письма, предоставляются копии договоров, документов на собственность, ПТС и т.д.
И вот тогда налоговые органы точно не смогут сказать о том, что ваша организация не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и правомерно уменьшила свою налоговую базу и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Будьте правильно осмотрительными и осторожными. И не забудьте, что кроме обязательной подачи декларации по НДС, в 2021 году и бухгалтерская отчетность сдается только в электронном виде.