Новое в блогах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в блогах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Что будет, если с «трудными» родителями ничего не делать

Или родители критикуют учителя в мессенджерах, причем «прилюдно» — можно закрыть глаза, но уровень стресса будет только расти.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.

Что требовать? Что говорить? Как говорить?

Во время учительско-родительских переговоров очень важно соблюдать несколько правил.

Прежде всего, обсуждать факты, а не их оценку. В этом смысле фраза «большую часть времени он разговаривает с соседом и смотрит в телефон» гораздо предпочтительнее фразы «ему вообще наплевать и на меня, и на математику». «За последние две контрольные у нее двойки, сделано одно задание из десяти в обоих случаях» лучше, чем «она вообще ничего не знает». Это можно обсуждать предметно. Точно так же «она говорит, что в этом году программа по литературе трудная, читать тексты ей скучно, а на уроках тяжело долго слушать» дает гораздо больше информации, чем «она из-за вас возненавидела литературу». Конкретные факты вместо оценок и эмоций — первое, что важно выяснить. Если вторая сторона уклоняется в сторону эмоций и оценок, имеет смысл задавать наводящие вопросы: как часто это происходит? Обсуждали ли вы эту ситуацию? Были ли случаи, когда ребенок вел себя иначе?

Затем, когда ситуация очерчена и понятна, можно переходить к способам ее решения: что может сделать каждая сторона.

Вот на этой стадии часто выясняется, что одна из сторон решительно недоговороспособна. «Это ваша проблема — вы и решайте», «это вы должны воспитывать ребенка дома», «это ваша задача — заинтересовать его чтением».

Все это — тревожные сигналы: жесткая позиция, нежелание идти на компромиссы, отказ от понимания, помощи, ответственности характеризуют человека не лучшим образом. С другой стороны, за этим может стоять бесконечно усталый человек в трудной ситуации, с которой он не справляется — измученный проблемами, отчетностью, ответственностью учитель или родитель, который сам не знает, что делать с ребенком, загнанный в угол, уставший от общего осуждения.

Школа — маленький социум

Она обязана учить тех, кто входит в него, как себя вести в нем и взаимодействовать с другими.

Современная школа в последнее время вспомнила, что она должна заниматься «воспитанием». Но под воспитанием почему-то понимается почти исключительно внушение «традиционных ценностей» путем лекций о морали и классных часов о Великой Отечественной. Хотя «уважение к старшим», равно как и «уважение к человеческому достоинству» — вполне себе традиционная ценность, и начать воспитательную работу в школе вполне можно было бы с этого: с уважения друг к другу (которого в уральском случае не проявляют ни ученик, ни учитель), с превращения стаи детей, случайным образом соединенной в класс, в детский коллектив, в котором всем спокойно и безопасно. Именно в такой обстановке лучше всего учиться.

Сегодня мне позвонил мой большой друг, работающий учителем в одной из соседних школ. В дневнике ученика (а он классный руководитель у этого мальчика) сегодня утром он прочел буквально следующее, написанное нервной рукой родительницы: «У моего сына пропал телефон. Разберитесь!» Не больше и не меньше. Не нужно быть психологом семи пядей во лбу, чтобы понять: родительница не ищет решения проблемы с пропавшим телефоном, а просто использует ситуацию с пропажей для психологической атаки на классного руководителя. Цель ее проста — вывести учителя из равновесия. В идеале, заставить его совершить необдуманный поступок и после использовать эмоциональный ответ моего друга для эскалации конфликта, к примеру, с привлечением администрации или управления образованием. Об этом говорит как способ обращения, так и его «тональность».

В наше ставшее излишне нервозным время атаки на нас, педагогов, как на представителей всей Системы, которые при этом менее всего от родительских нападок этой самой Системой защищены, становятся просто-таки регулярными. И каждый раз агрессия становится все менее прикрытой, а выпады при этом все более изощренными.

Что делать? Как реагировать на агрессию так, чтобы не выйти за рамки педагогической этики, но при этом свести желание напасть на нас вновь — к минимуму?

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Читайте также:  До 2023 года 138 тысяч военнослужащих обеспечат постоянным жильем

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?

  • Аудиозапись, на которой слышно, как педагог унижает ученика или учеников. Все можно записать на диктофон втайне от учителя.

  • Видеозапись. Снять видео незаметно не получится. И ребенок, которого унижают, не успеет этого сделать. Ему могут помочь одноклассники. Учитель начинает унижать? Кто-то снимает это на видео.

Если учитель оскорбляет ученика, статья ему за это «светит». Это административное правонарушение, не меньше. Но лишь в том случае, если потерпевший предоставит веские доказательства.

Причин может быть очень много, приведем некоторые из них

    1. Если ребенок недавно пошел в школу, такое поведение может быть связано со сменой обстановки, с новыми впечатлениями, большим количеством незнакомых, новых для него людей, а также с возросшей нагрузкой и изменившимся режимом дня.
    2. Нельзя исключать ответственность учителя. Может случиться так, что педагог сам провоцирует, может быть, косвенно, негативное поведение ученика. Конечно, не стоит спешить с выводами и сразу во всем винить учителей. Но, если ребенок плохо общается только с одним конкретным учителем, это может быть подтверждением данной ситуации. Причем это не совсем обязательно будет грубость и негативное отношение со стороны взрослого. Ребенок может проверять грани дозволенного, и провоцировать учителя на негативную реакцию, видя, что хамством он может ее вызвать. Поведение детей в таком направлении усугубляется, если они видят поддержку одноклассников, которых веселит злость или растерянность учителя.
    3. Ребенку не хватает внимания в семье. Если недополучает внимания, он не может попросить родителей и учителей исправить самостоятельно эту ситуацию. Ребенок старается всячески его к себе привлечь, пускай даже негативным способом. Ни в одной из приведенных ситуаций нельзя отрицательно относиться к ребенку, ведь именно в тех ситуациях, когда он себя плохо ведет, ему больше всего требуется помощь взрослых. Не стоит также расстраиваться или проявлять гнев. Равно как и нельзя не обращать внимания на подобные проявления.

– Людмила, как правильно реагировать на хамство? Реально ли с ним бороться?

– Бороться с ним крайне сложно, а подчас невозможно. Что такое хамство? Это пренебрежение нормами нравственной гигиены. Оно может проявляться в грубости, оскорблении, насмешке и так далее. Может начинаться с самого простого – повышения голоса и сопровождаться физической агрессией, когда не только, к примеру, обозвали, но и толкнули, что-то отобрали.

Хамство бывает ситуативным и постоянным. И в зависимости от того, с чем вы столкнулись, нужно выбирать тактику поведения. Ситуативное хамство – это когда мы с человеком встретились однажды – в автобусе, в кафе, в магазине, в поликлинике – и вряд ли когда-нибудь ещё увидимся. Постоянное – это когда вы регулярно пересекаетесь с обидчиком (в классе, в рабочем коллективе, в семье), и хамство является показателем конфликтных отношений.

Что делать, если хамит учитель?

А если от хамства взрослого страдает ребёнок? Например, учитель в ответ на просьбу ученика что-то объяснить, начинает демонстративно удивляться его «тупости».

– Это острая и распространённая проблема. Начинается она с самого элементарного. Ученик забыл дома тетрадку. Учитель у него спрашивает: «А голову ты дома не забыл?» или «А где ты её забыл? На рояле?» Это издёвка, которая не допустима. Соблюдение в школе этического кодекса – это задача № 1.

Сейчас я как раз работаю с несколькими детьми, у которых из-за хамства учителей занижена самооценка и появилась высокая школьная тревожность. Вот один из примеров. Ученик пятого класса. В начальной школе ребёнок был почти круглым отличником, а теперь сплошные двойки по одному из предметов. Оказывается, причина в конфликте с педагогом. Он вызвал ребёнка к доске, а тот выполнил задание с ошибками. Учитель объяснил, исправил и спрашивает: «Ты понял?» – «Нет, не понял». Учитель поворачивается к классу: «Ребята, вы поняли?» Они хором: «Да!» Учитель: «Я не понимаю, в чём дело. Все поняли, один ты не понял. Садись». У ребёнка настолько подавленное состояние, что он даже поплакать не может. Дошло до суицидальных намерений.

Читайте также:  Из жилого в нежилое: как изменить статус помещения в многоквартирном доме

Кто спровоцировал это? Учитель. Как? Она ему нахамила: унизила перед сверстниками, привлекла для его оценки коллектив других детей. Налицо психологическое насилие – привлечение общественного мнения для порицания человека. Естественно, потом ребёнок боится этого учителя, боится задать ему лишний вопрос и ситуация усугубляется, ведь ему снова в присутствии других скажут, что он дурак.

Как отучить хамить ребёнка

Недавно мне сын сказал: «Ты что, мама, ку-ку?» и ещё «Ты что, с дуба рухнула?» Как в этом случае поступить, чтобы такое поведение ребёнка не закрепилось?

– Если ребёнок совсем маленький, лучше никак не реагировать. Если мы будем фиксировать внимание на этих фразах, малыш их точно запомнит. А так велика вероятность, что он всё забудет. Если ребенок постарше, ближе к школьному возрасту, объясните ему значение этих фраз и скажите, что вам неприятно их слышать.

А если ты имеешь дело с подростком и он тебе осознанно хамит?

– Понимаю, что очень хочется ответить: «Как ты смеешь? Ты еще…» Нот всё же постарайтесь сдержаться. Дело в том, что человека в состоянии аффекта (а хам – это человек в состоянии аффекта) переубеждать бесполезно. Он всё равно не услышит, так как не готов к взаимодействию.

Поэтому нужно установить паузу, выйти из ситуации и через некоторое время, когда вы увидели, что всё уравновесилось, спросите у подростка: «А что ты мне хотел этим сказать?», «А что ты от меня хотел получить?» И в конце концов вместе проговорите, что если бы ребёнок по-другому с вами говорил, вы бы его лучше поняли.

Мне кажется, что у подростков хамство выступает как показатель взрослости. Вот он такой остроумный, умеет дерзить, поддевать.

– Мы здесь встречаемся с имиджевым хамством. Это «модно», «круто». Если вы столкнулись с подобным в семье, объясните ребёнку, что самая распространённая причина хамства – низкая самооценка. Вполне возможно, это на него повлияет.

Почему хамит руководитель?

Хамство начальника на работе получило несколько другой «анамнез». Здесь, помимо непосредственных психологических проблем накладывается ряд служебных факторов:

  • Руководитель недавно вступил в должность, не имея достаточного опыта в управлении. Это называют главной бедой назначенных «сверху» директоров, когда человек попросту не знает, что ему делать. Пытаясь сохранить лицо перед подчинёнными, он начинает играть в плохого босса. Гораздо хуже, если такая маска «прирастает» навсегда.
  • Уровень профессиональной компетентности коллектива гораздо выше, чем у начальника. Как правило, это видно сразу, и когда шефу не хватает внутреннего стержня принять факты, оставаясь сугубо функциональной фигурой и полностью доверяя сотрудникам, начинаются большие проблемы. В основном, они касаются несправедливых наказаний.
  • Игра в провокацию. Когда во главе компании классический «тёртый калач», то методы работы со штатными сотрудниками могут быть самими разными. Кто знает, вдруг за внезапной грубостью и жёсткостью стоит элементарное желание проверить подчинённого на лояльность. И тут гораздо важнее правильно отреагировать на вызов.
  • Действительно плохое чувство юмора. В рамках современной деловой этики мало кому понравятся бородатые армейские шуточки про «от забора до обеда». Как правило, таким грешит начальство, которое много лет проработало в сугубо мужских коллективах, а исправить подобное поведение в перспективе одного года точно не получится.
  • Сложная финансовая ситуация в фирме. Здесь относительно просто — боссу лучше не попадаться под горячую руку, потому что все мы люди, а железными нервами наделены немногие из нас. Как правило, когда заканчивается кризисный период, отношения внутри компании стабилизируются, возвращаясь в нормальное здоровое русло.

Безусловно, хамство коллеги на работе — не самый позитивный опыт, но даже из серьёзных конфликтов всегда можно выйти с минимальными потерями.

Резюмируя сказанное, подчеркнём:

  • Львиную долю грубостей человек совершает неосознанно, а причины деструктивного поведения спрятаны гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
  • В некоторых ситуациях сослуживцу нужно просто выговориться о своих невзгодах и получить хотя бы немного сочувствия со стороны коллектива.
  • Если конфликт неизбежен, старайтесь не возводить его до точки кипения, хотя в ряде ситуаций это действительно невозможно.
  • Игнорирование провокационных выходок агрессивного коллеги зачастую приносит гораздо больше результатов, чем открытая конфронтация.
  • Хамство начальника решается консенсусом между подчинёнными, не бойтесь заступаться в ответ на несправедливую критику.
  • Не забывайте об элементарной этике, поругаться успеете всегда, а вот дальнейшее сосуществование в одном офисе может быть поставлено под угрозу.

Можно ли научить ребёнка защищать себя от обидчиков

Как мы уже упоминали, в раннем возрасте ребёнок ещё не всегда может ясно ориентироваться в ситуации и правильно реагировать. Но можно научить его определённым стратегиям поведения: компромиссу, избеганию или привлечению помощи взрослых.

Лучше всего проходит обучение на конкретных примерах. Например, вы видите, что дети ругаются из-за игрушки. Учите искать компромисс: «Если Вася отбирает у тебя совок, попробуй с ним договориться, попроси играть по очереди». Если Вася сильно злится и не хочет отдавать, то лучше предложить: «Давай уступим ему и найдём игрушку, которая понравится тебе больше».

  • Детей можно учить избегать агрессивных людей. Если в жизни ребёнок, к счастью, мало с ними сталкивается, то обучать можно в ролевой игре: проигрывать ситуации и готовить к ним, — советует детский психолог.Возьмите мягкие игрушки и сочините историю, где Медведь обидел Волка. Покажите, что Волк отказывается играть с Медведем, потому что тот ведёт себя неправильно. Во время этой постановки через диалоги доносите до ребёнка, что хорошо, а что плохо. Периодически меняйте роли: сначала Медведем были вы, а потом пускай за обидчика поиграет ребёнок. После игры можно задать вопросы для закрепления, которые заодно помогут научиться распознавать чувства:

«Первая реакция на грубость может быть эмоциональной, но если абстрагируешься, становится чуть ли не жаль этих хамов – это же сколько негатива нужно в себе нести», – делится Андрей, 25 лет. Чтобы выработать оптимальную тактику общения с хамом, необходимо для начала разобраться в причинах его поведения. Мотивы могут быть различными, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу. «Хам компенсирует внутреннюю слабость, завоевывает жизненное пространство через столкновение с другими», – объясняет Надежда Казаринова. Или же проверяет границы дозволенного. «Так ведут себя маленькие дети по отношению к родителям: «Так с тобой можно? А вот так?» На первый взгляд это демонстрация силы, но исходит она из неуверенности в себе», – утверждает Екатерина Дубовская. В хамство нередко «убегают» от ситуаций дискомфортного общения – уклоняются от выяснения отношений, претензий начальства или неловких моментов.

Залп по хамству… холостыми

Добрые люди и глянцевые журналы любят давать две популярные взаимоисключающие рекомендации: уйти или дать сдачи. Первый вариант — это самое простое, что можно сделать. «Будь выше!», «Не обращай внимания!» — наверняка вы помните эти советы, которые в изобилии раздавали вам ещё в детстве мамы и учителя. И вы уходили, глотая слезы, а потом ещё долго прокручивали ситуацию в воспоминаниях и не могли избавиться от ощущения, что хоть и послушались авторитетного человека, но все-таки что-то сделали не так.

— Все простые методы похожи на дешевые лекарства, — говорит Дарья. — Они имеют очень сильный побочный эффект. Смолчать, затолкать поглубже свою обиду, не ответить на унижение — это значит создать проблемы для собственной психики. Я называю это адреналиновой интоксикацией. Отразиться на состоянии человека это может как угодно: известны случаи, когда люди, отравленные собственным молчанием, начинали, например, терять сознание в общественных местах. У других вырабатывалась стойкая гипертония или соматические расстройства.

Надо быть спокойным и упрямым

У хамства два лица — это либо коммуникативная некомпетентность, либо инструмент для достижения каких-либо целей. Как правило, неспособность спокойно, не оскорбляя собеседника, донести до него вою точку зрения — это следствие неправильного воспитания. Человек убежден, что хамство — это нормально. Потому что так поступали его родители и все близкое окружение. Он просто не знает, что можно иначе. Другой вариант — это те, кого родители целенаправленно учили давать сдачи. Но как учили? Советовали ударить, толкнуть, нагрубить в ответ. После первого удачного опыта ребенок понимает, что с помощью агрессии можно защититься. А после второго, третьего, четвертого разов появляется уверенность, что кулак и грубое слово — универсальный способ добиться всего, чего хочется.

— Если вы понимаете, что собеседник хамит вам с какой-то целью, то поберегите свое время и нервы и спросите напрямую, что именно ему нужно. — советует Дарья Соболева. — Не факт, что хам услышит вас с первого раза. Не тушуйтесь — задайте вопрос ещё раз. Не отвечает со второго раза — спросите в третий. Главное — делать это четко и спокойно. Рано или поздно хаму придется как минимум ответить на ваш вопрос, а для этого он будет вынужден хотя бы на время перестать говорить гадости. И вот теперь перехватывайте инициативу, объясняйте, что выполнить его требование вы, увы, отказываетесь по весьма веским причинам. Потом заканчивайте разговор.

Если же вы столкнулись с хамом, который унижает окружающих без конкретной цели, просто потому что не может иначе, современная наука коммуникации советует выбрать один из трех способов в зависимости от ситуации.

Секреты от психологов

Подобно любому негативному явлению, грубость легче предотвратить, чем побороть. Как реагировать на хамство? Советы психологов помогут в этом разобраться.

  1. Золотой шар. Необходимо представить себя внутри золотого яйца или шара. Помимо «противогрубиянского» эффекта у этого шара зеркальная поверхность, которая отражает недобрые взгляды.
  2. Солнце. Эта техника предлагает представить себя Солнцем. Нужно визуализировать, как от человека исходит теплое, ровное, яркое сияние. Возможно, придется потренироваться несколько дней. Доказано, что упражнение положительно влияет на внешний вид: румянец, блеск в глазах, ровная спина. Суть в том, что никто не решится нахамить излучающему чувство достоинства человеку.
  3. Глазами Бога. Идеальное место для тренировок – метро или автобус. Задача: представлять, что собственные глаза являются иллюминаторами, сквозь которые на людей глядит Бог. Успех можно заметить по тому, как люди начинают стараться не задеть человека в толпе, пропускают его.
  4. Пауза. Если все-таки пришлось столкнуться с грубостью, то ни к чему спешить с ответной реакцией. Лучше всего сделать глубокий вдох, посчитать до десяти и внимательно посмотреть обидчику в глаза. Как правило, развивать конфликт после этого не хочется, и люди избирают вежливое завершение.
  5. Веселые картинки. Психологи предлагают представить хама в необычном виде: в костюме Аладдина или со сковородкой на голове. Очень хорошо это проиллюстрировано в книгах и фильмах о Гарри Поттере. Там есть персонаж Боггарт, привидение, способное превращаться в кого-то или что-то, являющееся страхом стоящего перед ним человека. Лучшее оружие против этих созданий – смех. Так и с хамами.
  6. ПВБ. Метод известного психолога Петра Бурлана расшифровывается как «Пошел вон, болван!» (можно поменять на любые другие слова). Необходимо произнести фразу в голове и наслаждаться результатом.

Как минимум раз в жизни каждый человек задумывался о том, как реагировать на хамство. К сожалению, не только в теоретическом смысле. Есть много способов борьбы и предотвращения грубости, как универсальных, так и ситуативных (хамство в общественных местах, на дороге, в семье или на работе). Можно выбрать молчание, вежливость, доброту, соглашение, игнорирование или занудство. Можно вооружиться древними психологическими техниками для самозащиты. Но самое главное – беречь себя, свое здоровье и нервы, не огорчаться из-за каждого нездорового и несчастного человека и не уподобляться им.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...