Лицензия на перевозку пассажиров (более 8 человек) в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на перевозку пассажиров (более 8 человек) в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Что делать, если изменился номер автобуса?

В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.

До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:

  • уведомление;
  • документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);

Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.

С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • сведения об автобусе, которые нужно изменить;
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Документация, время оформления, принимающий орган

Выдачу разрешений осуществляет РосТрансНадзор.

Cписок документов для получения лицензии:

  • заявительная форма с указанным видом перевозок, внутренние или международные, реквизитами юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • актуальные данные о государственной регистрации: устав, выписка из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц, заверенная нотариусом, приказ о назначении директора;
  • опись всех документов, входящих в пакет.

Также необходимо приложить копии таких материалов:

  • свидетельство о наличии в собственности, аренде, лизинге всех ТС, которые участвуют в перевозке пассажиров;
  • паспорта ТС и талоны о техосмотре;
  • свидетельство о наличии права владеть недвижимым имуществом;
  • свидетельство о наличии автомобильной стоянки, оборудования для технического обслуживания (или договор с подрядчиком на проведение данных работ);
  • трудовые контракты с работниками, копии прав водителей, справки, документы квалификации;
  • акт о проверке тахографа.

Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров

Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2022 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.

В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:

  1. Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
  2. Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
  3. Заказные перевозки
  4. Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу
Читайте также:  Что такое обременение земельного участка

Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2022 года.

Ошибки и вопросы по теме

Вопрос 1

Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?

Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2022 года.

Вопрос 2

В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?

Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.

Ошибка

Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.

Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.

На какие виды перевозок нужно получить лицензию

Постановление РФ №1616 предполагает, что лицензируемой деятельностью считаются перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. При этом получение лицензии может осуществляться как на один, так и на оба вида перевозок. В случаях, когда лицензия получена только на один вид перевозок, другой вид деятельности при его реализации будет считаться незаконным, а перевозчик будет привлечен к административной ответственности..

Лицензию для перевозки пассажиров могут не получать организации, которые относятся к специальным службам (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и другие). Также лицензию можно не оформлять, если перевозки осуществляются без использования автомобильных дорог общего пользования.

Необходимые документы и порядок оформления

Для получения соответствующей лицензии необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление о предоставлении лицензии

2. Копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (ИМЕННО ТАКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ В ПРИКАЗЕ, ПРИ ЭТОМ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ НА РАБОТУ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ) — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии (ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ОБДД ПРИКЛАДЫВАТЬ НЕ НАДО);

3. Копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с таким договором;

4. Документы на транспортные средства:

  • копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии (ПТС не требуется);
  • копии документов, подтверждающих законное основание владения автобусами соискателя лицензии, (договора аренды, договора лизинга, документы по передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение) — в случае, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании (аренда, лизинг, оперативное управление, хозяйственное ведение);

Наказание за деятельность без лицензии

За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность – административная и уголовная.

За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:

  1. 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
  2. 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
  3. 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.

Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).

Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:

  • причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
  • связана с незаконным получением доходов в больших размерах.
Читайте также:  Наследство права пожизненного владения земельным участком

Наказание в таких случаях будет следующим:

  1. До 480 часов обязательных работ.
  2. До шести месяцев ареста.
  3. До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).

Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:

  1. Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
  2. Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.

Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:

  1. Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
  2. Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
  3. До пяти лет принудительных работ.

Автоперевозчики потребовали продлить срок для получения лицензий

18.04.2019 / 17:09

На данный момент только 10 процентов предпринимателей Северо-Запада подали заявления на оформление лицензии.

Союз ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» направит петиции на имя президента РФ Владимира Путина и врио губернатора Петербурга Александра Беглова с требованием продлить переходный период для получения лицензий на перевозки. Предприниматели уверены, что крайний срок для оформления необходимых документов необходимо передвинуть минимум на полгода – с 29 июня до конца 2019 года, сообщил сегодня, 18 апреля 2019 года, «Коммерсант».

Как следует из петиции, автоперевозчики Петербурга и Ленобласти просят президента РФ «остановить произвол, который царит в отрасли пассажирских перевозок». Порядок лицензирования деятельности по пассажирским перевозкам автобусами был определен 27 февраля этого года, из-за большого числа требований далеко не все перевозчики успели подготовить пакет документов.

«На рассмотрение заявления уходит 45 рабочих дней, следовательно, начиная с 19 апреля этого года перевозчики, которые подадут документы после этой даты, гарантированно не получат лицензию к 28 июня, а значит, не смогут осуществлять свою деятельность», – объяснил председатель правления союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов.

По его данным, из 6 тысяч потенциальных получателей лицензии на Северо-Западе подали заявление только 10%.

Кроме того, у некоторых перевозчиков не получается оперативно аттестовать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. «Записаться на проведение аттестации сейчас возможно не раньше июля, то есть, когда без лицензии уже станет работать невозможно», – сказали представители «Регионов».

Также в петициях говорится о «чрезмерности и неразумности» требований 16-ФЗ «О транспортной безопасности», касающихся категорирования и оценки уязвимости транспортных средств, а также утверждения плана обеспечения безопасности.

По оценкам участников союза, стоимость обязательных для исполнения норм законодательства мероприятий составляет от 250 до 370 тыс. рублей на одно транспортное средство, что «является неподъемной суммой для предпринимателей».

  • Сбор подписей в поддержку петиций организация планирует завершить на этой неделе, после чего обращения будут направлены в адрес Владимира Путина и Александра Беглова.
  • Как сообщили в Росавтотрансе, ранее союз «Регионы» к ним с этим вопросом не обращался, но по просьбе перевозчиков Ространснадзор пересматривает график проведения комиссий для аттестации сотрудников в сторону увеличения.
  • «Таким образом, этот вопрос вполне решаем, и вовремя обратившиеся ассоциации и перевозчики, направляя свои письма, дали возможность Ространснадзору добавить в график проведения комиссий дополнительные дни, что значительно увеличивает возможность прохождения аттестации», – сказали в Росавтотрансе.

Кроме того, по состоянию на 17 апреля у компаний есть возможность записаться не на июль, как говорят в союзе «Регионы», а на начало мая. И 45 рабочих дней – это максимальный срок для рассмотрения заявлений на получение лицензий, в среднем на это уходит две недели, добавили в Росавтотрансе в СЗФО.

Что необходимо знать о новых Правилах на 29 июня 2019 года.

Источник фото: Минтранс Алтайского края.

Основания для наложения штрафов

Просто так выписывать постановление на штраф никто не будет. Основанием для привлечения к административной ответственности обосновано выявлением следующего:

  1. Отсутствие разрешения (лицензии) на право заниматься перевозкой пассажиров, а также путевки, страховки, удостоверения водителя.
  2. Нарушение требований по аэрографическому оформлению автотранспорта, отсутствие опознавательного знака такси.
  3. Нет таксометра.
  4. В машине не размещены информационные таблички с тарифами, а также условия предоставления услуги.

Основание для организации проверки деятельности таксиста или предприятия, оказывающей эти услуги, а следовательно и последующего штрафа, может быть жалоба на пренебрежительное отношение к перевозке пассажиров и грузов.

Читайте также:  Статья 259 АПК РФ. Срок подачи апелляционной жалобы

Несение ответственности за отсутствие лицензии

Читайте: Штрафы за перевозку грузов и пассажиров на транспорте
В случае, если выясняется, что выполнение перевозок осуществляется без наличия необходимой лицензии, что противоречит установленным законодательством норм и правил, виновные лица привлекаются к ответственности. Мера наказания в таком случае напрямую зависит от типа транспорта, относительно которого было выявлено нарушение и того, кто виновен в такой ситуации.

Отсутствие лицензии в случае осуществления перевозки автобусом влечет за собой необходимость оплаты штрафа:

  • Для водителя 5 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц 5 тыс. рублей;
  • Индивидуальные предпринимателей – 100 тыс. рублей;

Стоит отметить, что оплачивая штраф, виновные лица не освобождаются от необходимости получения лицензии.

Действующие регламенты

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.

Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:

  • имеется достаточно места;
  • предусмотрены поручни;
  • протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.

Регулирование и ответственность

Отсутствие лицензирования, однако, не означает, что заказные перевозки могут осуществляться перевозчиками по своему усмотрению. Такие перевозки должны быть организованы в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). [3]

Согласно разделу 3 указанных Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259:

    Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
  • Договор фрахтования должен включать в себя:
    • сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
    • тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
    • маршрут и место подачи транспортного средства;
    • определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
    • сроки выполнения перевозки;
    • размер платы за пользование транспортным средством;
    • порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). [4]
  • Когда обязательна лицензия на перевозку пассажиров

    Лицензирование пассажироперевозок подразумевает постоянное повышение квалификации работников, соблюдение режима работы водителей, а также эксплуатационно-технического надзора за транспортными средствами. За выполнением этих требований следит Ространснадзор. Как орган, выдающий разрешения на автоперевозку людей, Ространснадзор предъявляет организаторам пассажироперевозок следующие требования:

    • водитель должен быть профессионально подготовлен (например, уметь быстро оценить дорожные условия, скоростной режим, техническое состояние транспортного средства);
    • водитель обязан иметь необходимый трудовой стаж и квалификацию;
    • организатор обязан регулярно проводить переаттестацию сотрудников и медосмотр водителей перед рейсами.

    Организовать кадровый учет водителей и правильно оформить все документы можно .

    Положение о лицензировании за № 280 от 02. 04. 2012 устанавливает, как получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом или микроавтобусом, в которых предусмотрено более восьми посадочных мест. Это касается пассажироперевозок на коммерческой регулярной основе по муниципальному, пригородному, междугороднему маршрутах.

    Перевозка пассажиров без лицензии разрешается для некоммерческих поездок автотранспортом вместимостью менее 8 пассажирских мест для собственных нужд юрлица или ИП, например, доставки персонала к месту работы и обратно и иных потребностей, когда не взимается оплата за проезд.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...