Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность по-новому: новые критерии установления инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Куда обратиться для прохождения экспертизы?
Нужно прийти в государственную или частную медорганизацию для прохождения диагностики здоровья и формирования направления на медико-социальную экспертизу — документа, содержащего сведения о состоянии здоровья, проведенных обследованиях и выбранном способе экспертизы. С собой необходимо иметь полис.
Если гражданин не может прийти в медучреждение по состоянию здоровья и имеет медицинское заключение об этом, он может вызвать врача на дом. При наличии необходимых результатов медицинских обследований лечащий врач передаст их в поликлинику для оформления направления на МСЭ.
В поликлинике можно выбрать:
- форму прохождения МСЭ: очно, посетив бюро МСЭ или заочно на основе медицинских документов;
- способ получения информации об этапах проведения МСЭ: в личном кабинете на портале Госуслуг, по телефону или почтой.
«Сроки установления инвалидности остались прежние, и они не меняются уже много времени», — пояснил Вовченко.
- I группа устанавливается на два года.
- II и III группы устанавливаются на один год.
- Группа инвалидности также может быть установлена бессрочно.
Переосвидетельствование I группы инвалидности проводится один раз в два года, II и III групп — один раз в год.
Детям, в зависимости от заболевания и его тяжести, инвалидность может быть установлена сроком:
- на один год;
- на два года;
- на пять лет;
- до достижения ими возраста 14 либо 18 лет.
Реабилитация инвалидов
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Оформление инвалидности
Для оформления инвалидности рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Шаг 1. Получите направление на МСЭ в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Примечание. Форма направления на МСЭ 088/у медицинской организацией утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 27н/36н.
Направление на МСЭ направляется выдавшей ее организацией в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе (действует до 01.06.2023 г)
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы, поданное гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в форме электронного документа с использованием единого портала, подписывается простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.
Шаг 2. По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) с учетом мнения гражданина (его законного или уполномоченного представителя), указанного в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро), принимает решение о форме проведения медико-социальной экспертизы, определяет дату и время проведения медико-социальной экспертизы в случае отсутствия выбора гражданином (его законным или уполномоченного представителем) даты и времени на едином портале и направляет гражданину (его законному или уполномоченному представителю) уведомление о проведении медико-социальной экспертизы в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица бюро (главного бюро, Федерального бюро), с использованием единого портала.
В случае принятия решения о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) уточняет по каналам телефонной связи у гражданина дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных бюро (главным бюро, Федеральным бюро).
Решение принимается в сроки, не превышающие 30 рабочих дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами.
Шаг 3. Пройдите медицинско-социальное освидетельствование (если указывали очную форму) и получите решение или дождитесь решения бюро МСЭ отправленное на адрес, указанный Вами, с соблюдением закона о защите персональных данных.
Медико-социальная экспертиза с личным присутствием проводится в бюро по месту жительства (главном бюро, Федеральном бюро) получателя государственной услуги, или по месту его нахождения (если не может явиться по состоянию здоровья; в организации стационарного социального обслуживания; в исправительном учреждении; в стационарной медицинской организации), или на дому (при наличии соответствующего заключения медицинской организации), или заочно.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного им должностного лица могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.
Специалисты, уполномоченные на проведение МСЭ, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования принимают решение об установлении инвалидности.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.
При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
В случае проведения медико-социальной экспертизы с присутствием гражданина по его желанию либо по желанию его законного или уполномоченного представителя справка с результатами медико-социальной экспертизы может быть выдана на бумажном носителе на руки гражданину (его за��онному или уполномоченному представителю).
В случае проведения МСЭ заочно решение и необходимые по нему разъяснения могут быть оформлены по желанию на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Решение в форме электронного документа и необходимые по нему разъяснения доводятся посредством портала, а оформленное на бумажном носителе направляется по почте.
По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Акт МСЭ, протокол проведения МСЭ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются в ваше личное дело МСЭ.
Копию акта МСЭ и копию протокола МСЭ, заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом, можно получить, обратившись с письменным заявлением лично (или через своего законного или уполномоченного представителя).
Шаг 4. Получите справку, подтверждающую факт установления инвалидности.
Справка заверяется печатью бюро и может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением.
Если вам был выдан документ о временной нетрудоспособности, руководитель бюро или его заместитель делает в нем отметку о группе инвалидности и дате ее установления.
Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в информационной системе медико-социальной экспертизы в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения по результатам проведенной медико-социальной экспертизы в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
О порядке и условиях установления инвалидности гражданам и степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим
Освидетельствование с целью установления инвалидности проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) на основании заявления гражданина (его законного представителя) и направления учреждения здравоохранения, либо органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо органа социальной защиты населения.
Освидетельствование проводится в бюро МСЭ по месту жительства (пребывания). Освидетельствование может быть проведено на дому или заочно в случае невозможности гражданина явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья, что подтверждается заключением учреждения здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, основанием для признания лица инвалидом является сочетание трех условий:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах проведения медико-социальной экспертизы в день подачи заявления.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро или в главное бюро (450006, г. Уфа, Бульвар Ибрагимова, 61). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро либо в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы гражданином (его законным представителем) в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Освидетельствование лица, получившего повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (пострадавший), проводится в бюро МСЭ на основании заявления работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо определения суда о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах). Так же необходимы такие документы, как акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании; заключение органа государственной экспертизы труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при выявлении нуждаемости в мерах реабилитации – программа реабилитации пострадавшего (ПРП).
Порядок обжалования экспертного решения бюро об установлении или отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности аналогичен порядку обжалования решения по установлению инвалидности.
Программа реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
Застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее – ПРП), проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (пункт 2.3 ст.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»).
Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (пункт 21 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.
Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 № 56.
Новый порядок прохождения МСЭ
Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.
Очное освидетельствование проводится:
- если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
- если требуются дополнительные обследования;
- для разработки программы реабилитации и адаптации;
- по желанию самого гражданина или его законного представителя.
Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.
В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:
- состояние здоровья гражданина;
- степень нарушения функций органов и систем организма;
- состояние компенсаторных возможностей организма;
- проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:
- имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
- направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.
Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н.
Согласно Классификации к основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
- нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
- нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
- нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
- нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
- нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
- нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
В случае признания гражданина инвалидом бюро медико-социальной экспертизы должно также установить причины инвалидности. Причина инвалидности влияет на установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 15 Правил о признании лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности:
а) общее заболевание;
б) трудовое увечье;
в) профессиональное заболевание;
г) инвалидность с детства;
д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;
е) военная травма;
ж) заболевание получено в период военной службы;
з) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
л) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
о) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;
р) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;
с) иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Перечень причин инвалидности сформулирован как открытый, что позволяет бюро медико-социальной экспертизы указывать прямо не поименованные в перечне причины, установленные в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в приказе Минтруда России от 28.11.2019 № 742н среди иных причин, установленных законодательством Российской Федерации, названы также инвалидность вследствие аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г.; вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г.; взрыв на станции Свердловск-Сортировочная.
Порядок установления причин инвалидности утвержден приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н.
По общему правилу в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Если причина инвалидности иная, гражданин должен представить комиссии документы, подтверждающие факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности. Пока документы не представлены, в качестве причины инвалидности также указывается общее заболевание, при этом гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида (п.14 Правил признания лица инвалидом).
Таблица № 2. Причины инвалидности и документы, которые их подтверждают
Причина инвалидности | Подтверждающие документы |
---|---|
Трудовое увечье | Один из следующих документов:
|
Профессиональное заболевание | Один из следующих документов:
|
Инвалидность с детства | Медицинские документы, подтверждающие что:
или |
Инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | Документы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, об обстоятельствах ранения (контузии, увечья), клинических проявлениях их последствий или решение суда об установлении факта ранения (контузии, увечья), связанного с боевыми действ��ями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. |
Военная травма | Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний Или Записи в военных билетах, подтверждающих службу в отдельных частях, группах, отрядах и соединениях (для лиц, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения) Или Документ, подтверждающий пребывание в составе партизанских частей и соединений (для лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны) |
Заболевание получено в период военной службы | Военно-медицинские документы: свидетельство о болезни, заключение ВВК, справки военно-медицинских учреждений, а также справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. |
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Заключение военно-врачебной комиссии |
Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Один из следующих документов:
|
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк» | Удостоверение, подтверждающее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк» | Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
Заболевание связано с последствиями радиационных воздействий | Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета (или военно-врачебной комиссии) о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с радиационным воздействием. |
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска | Удостоверение гражданина из подразделения особого риска и заключение ВВК либо заключение межведомственного экспертного совета, или заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации об установлении причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска |
Заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий | Справка, выданная военным комиссариатом, об обслуживании гражданином действующих воинских частей Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий, и справка о заболевании (ранении, контузии, увечье), полученном гражданином во время обслуживания указанных воинских частей. |
Инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан | Удостоверение ветерана боевых действий единого образца, выданное на ос��овании решения высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан |
Вследствие аварии в г. Арзамасе 4 июня 1988 г. | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г. |
Вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г. | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г. |
Взрыв на станции Свердловск-Сортировочная | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось вследствие взрыва на станции Свердловск-Сортировочная |
I. Разъяснения по применению пунктов 13 и 13.1 «Правил признания лица инвалидом», утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 247 внесены изменения в пункт 13 «Правил признания лица инвалидом», утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95. Данные изменения вступили в силу с 22.04.2008 (по истечении семи дней после их первого официального опубликования 14.04.2008), в соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с новой редакцией пункта 13 федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы дано право устанавливать инвалидность без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) инвалидам в возрасте 18 лет и старше как при первичном, так и при повторном освидетельствовании, по следующим основаниям:
1. при наличии заболеваний и дефектов, соответствующих Перечню (приложение к названному постановлению), — не позднее 2-х пет после первичного признания гражданина инвалидом, т.е. при переосвидетельствовании во второй или в третий раз.
Обоснованием необходимости переосвидетельствования могут являться прогнозируемая экспертами возможность снижения «тяжести» инвалидности, частичного восстановления трудоспособности при осуществлении мероприятий реабилитации, включённых в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида при первичном освидетельствовании, либо неясность реабилитационного прогноза или невозможность при освидетельствовании точно определить спектр реабилитационных мероприятий;
2. при невозможности устранения или уменьшения степени ограничений жизнедеятельности, установленной при переосвидетельствовании не позднее 4-х лет после первичного признания лица инвалидом, т.е. на второй, третий, четвёртый или пятый раз, при наличии заболеваний и дефектов, не относящихся к Перечню.
При этом оценивается эффективность реализации мероприятий ИПР, разработанных инвалиду при первичном и повторных освидетельствованиях в бюро МСЭ;
3. при первичном освидетельствовании в случае наличия в представленных в направлении организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, достоверных сведений, соответствующих критериям установления инвалидности бессрочно по пунктам 1 и 2, т.е. по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 13 «Правил признания лица инвалидом» (с изменениями на 07.04.2008). Причём медицинской организацией должны быть описаны и оценены — все осуществлённые после завершения диагностических и лечебных мероприятий реабилитационные мероприятия и их эффективность по результатам наблюдения в течение указанных сроков;
4. при первичном установлении инвалидности в случае наличия в медицинских документах, выданных по результатам реализации программы дополнительного обследования, разработанной гражданину, обратившемуся в бюро МСЭ самостоятельно, достоверных сведений о завершённости и неэффективности реабилитационных мероприятий.
Детям в возрасте до 18 лет инвалидность категории «ребёнок-инвалид» без указания срока переосвидетельствования не устанавливается.
Установление инвалидности сроком до достижения возраста 18 лет осуществляется по основаниям, изложенным в пунктах 1-2 данных разъяснений.
В соответствии с пунктом 13.1 Правил, при повторном установлении инвалидности гражданину в возрасте 18 лет, ранее признававшемуся «ребёнком-инвалидом», установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования осуществляется по основаниям, указанным в пункте 1-2 данных разъяснений (абзаце 2-3 пункта 13).
В качестве приложения к «Правилам признания лица инвалидом» в редакции постановления Правительства от 04.04.2008 № 247 утверждён Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых — группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребёнок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребёнок-инвалид»).
При применении данного Перечня следует иметь в виду следующее:
1. Наличие лишь факта заболевания, травмы или дефекта безусловным основанием для установления инвалидности не является, т.о. применение Перечня возможно лишь в случае наличия условий признания лица инвалидом, предусмотренных пунктом 5 «Правил признания лица инвалидом»;
2. Все перечисленные в Перечне заболевания и дефекты могут явиться основанием для установления инвалидности бессрочно при условии, если они носят стойкий и необратимый (неустранимый) характер;
3. Применение пунктов 11, 16, 17, 19, 20 Перечня возможно лишь при наличии заключений соответствующих специалистов учреждений здравоохранения (специализированных диспансеров, отделений, центров и т.п.).
II. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 877. Постановление вступает в силу с 01.10.2008.
Изменения, в — основном, касаются порядка замены, ремонта выданных ранее TCP и выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP. Ремонт или досрочная замена TCP бу��ут производиться на основании заключения медико-технической экспертизы, порядок проведения и форма заключения которой будет определён Минздравсоцразвития России. Замена по истечении установленного срока пользования будет производиться на основании заключения врачебной комиссии (ВК) медицинской организации.
Изготовление и оплата лечебно-тренировочного протеза при первичном протезировании на основании справки ЛПУ или Федерального бюро МСЭ о нуждаемости в нём новыми Правилами не предусмотрены.
Ветеранам для обеспечения TCP ИПР не нужна, оно будет осуществляться по заключению ВК медицинской организации, форма и порядок заполнения которого будет утверждено Минздравсоцразвития России.
Злокачественное новообразование гортани
При данном виде онкологии период нетрудоспособности составляет до 90 дней при I и II стадиях, в течение этого периода больной проходит обследования и первичное лечение. В случаях обнаружения новообразования II и III стадий, при хирургическом вмешательстве и лучевой терапии, срок временной нетрудоспособности может составлять от 4-х до 5 месяцев. На медико-социальную экспертизу направляются:
- радикально оперированные пациенты с благоприятным клиническим и трудовым прогнозом;
- больные, у которых после операции возникли серьезные осложнения;
- пациенты, прошедшие комбинированный курс лечения, онкология которых имеет сомнительный клинический прогноз;
- пациенты с рецидивом заболевания, самостоятельно отказавшиеся от радикального лечения;
- инкурабельные больные.
Период временной утраты трудоспособности составляет: 6-10 месяцев — на ранних стадиях и до 4 месяцев — при стадиях IIIВ и IVА. В случаях, когда пациент отказывается от операции или нельзя провести радикальное лечение, срок временной утраты трудоспособности может составлять 2-3 месяца. При данном виде онкологического заболевания основаниями для получения направления на медико-социальную экспертизу являются:
- радикальные операции на ранних стадиях заболевания, в случаях, если профессиональная деятельность пациентов предполагает работу в противопоказанных для больного условиях;
- радикальные операции на ранних стадиях заболевания при наличии постгастрорезекционных синдромов средней и тяжелой степени;
- радикальное лечение при IIIВ и IVА стадиях заболевания с сомнительным прогнозом;
- инкурабельные больные и прошедшие курс паллиативного лечения, связанный с неблагоприятным клиническим прогнозом.
Трудоспособными могут быть признаны пациенты, перенесшие радикальные операции онкологии желудка I, II и IIIА стадий с ровным течением заболевания без возникновения рецидива, метастазов опухоли и неблагоприятных послеоперационных последствий. При необходимости долечивания пациента, не влияющего на трудовой прогноз, листок временной нетрудоспособности может быть продлен свыше 4 месяцев.
Злокачественные заболевания лимфы, крови и костной ткани
Остеогенные саркомы. При данном виде онкологического заболевания срок временной утраты трудоспособности может составлять от 3 до 4 месяцев. Затем, в связи с высокой степенью тяжести заболевания и выраженными ограничениями жизнедеятельности, на МСЭ больному устанавливается 2 или 1 группа инвалидности.
Гемобластозы. Данный случай онкологии предполагает наступление временной нетрудоспособности сразу после диагностирования острого лейкоза, при его лечении, в случаях рецидива заболевания и прохождения противорецидивной терапии. Срок временной утраты трудоспособности составляет 4 месяца, далее, при сомнительном прогнозе и необходимости прохождения длительного лечения, пациент направляется на МСЭ. В случаях терминальной стадии заболевания больной должен быть направлен на комиссию МСЭ до окончания 4 месяцев временной нетрудоспособности.
Хронический лимфолейкоз и миелолейкоз. Временная утрата трудоспособности в данном случае онкологии возникает в период обострения болезни, ее срок составляет порядка 4 месяцев, затем пациент направляется на МСЭ. Показанием для получения направления на комиссию является терминальная стадия заболевания либо его быстрое прогрессирование. Трудоспособными могут быть признаны больные, степень заболевания у которых достигла фазы полной клинико-гематологической ремиссии.
Лимфогранулематоз. Длительность временной утраты трудоспособности при данном онкологическом заболевании может составлять до 4 месяцев. В случае возникновения стойкой утраты работоспособности на МСЭ устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, в зависимости от состояния организма и течения заболевания и лечения, включая прохождение курса цитостатической и лучевой терапии.
Подводя итоги, отметим, что продление сроков временной утраты трудоспособности пациентам, у которых обнаружена начальная стадия онкологии без осложнений после радикального лечения, является одним им методов профилактики инвалидности в целом.
В случаях продления сроков временной нетрудоспособности учитываются условия и характер профессиональной деятельности, способность к труду и психологическое состояние больного, социальные факторы. В процентном отношении способность пациента вернуться к своей трудовой деятельности после всех курсов лечения при частичной реабилитации в первые 3 года происходит в 76,4% случаев, после 5 лет — в 19,4% случаев.
Утрата статуса инвалида
Утрата статуса инвалида либо понижение ранее присвоенной группы (например, со второй на третью) не всегда радует, ведь автоматически это обозначает не только улучшение состояния, но и понижение (или аннулирование) государственного денежного пособия по нетрудоспособности.
Снятие инвалидности происходит при повторном прохождении экспертизы, когда участниками медико-социальной комиссии выносится заключение о значительном улучшении состояния человека за период с прошлого освидетельствования.
Обратите внимание! По заявлению гражданина несправедливое решение может быть опровергнуто в суде. Это касается как отказа в присуждении инвалидности, так и утраты статуса или снижения группы в результате проведения повторной экспертизы.
Вторая группа инвалидности
Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.
Основные критерии, позволяющие присвоить вторую группу инвалидности, включают следующие характеристики:
- острота зрения лучшего глаза составляет от 0,05 до 0,1;
- имеется двустороннее сужение границ поля зрения концентрической формы до 10-20 градусов от точки фиксации. При этом трудовая деятельность становится возможной только при определенных условиях.