Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую господдержку может получить малый и средний бизнес в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.
Новая форма поручительства для МСП
С сентября 2021 года Правительство России запустило новую меру господдержки для малого и среднего бизнеса – «зонтичный» механизм предоставления поручительств.
В чем суть нововведения: заемные средства теперь могут получить те предприниматели, которым ранее кредиты были недоступны (например, из-за отсутствия залога). Также данная мера позволит уменьшить процентные ставки по привлеченному финансированию.
Важный момент: комиссию за поручительство будет платить банк, а НЕ предприниматель. Поэтому заемщики со средним риском увеличат объем привлеченных средств и высвободят залоги, с низким риском – получат кредит в среднем ниже на 1-2%.
Поручительство обеспечивает до 50% от суммы кредита. Получить его предприниматели смогут в мгновенно в режиме «одного окна» в Корпорации МСП, т. к. весь документооборот между участниками цифровизирован.
В пилотном проекте участвуют: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.
Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству
На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:
- Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
- Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
- Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
- Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.
Субсидии от центра занятости
Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.
Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, отличается и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.
Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2022 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:
- нотариальные действия;
- услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
- государственные пошлины;
- первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.
Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.
Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.
Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:
- У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
- Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
- Вид деятельности не входит в перечень исключений.
Организация имеет право перейти на усн, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, не превысили 15 млн. рублей
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) орг-и, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) орг-и и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) орг-и и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; 10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 11) орг-и, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 13) орг-и и ИП, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
14) орг-и, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на орг-и, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие орг-и, в том числе орг-и потребительской кооперации,
15) орг-и и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 16) орг-и, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей. 17) бюджетные учреждения; 18) иностранные орг-и, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.
При применении усн и орг-и, и ИП платят единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности:
• либо от полученных доходов, ставка 6%
• либо от доходов, уменьшенных на величину расходов. тавка 15%
Выбираем сами. Однако однажды выбранный вариант (объект налогообложения) налогоплательщик изменить не вправе в течение 3 лет с начала применения упрощенной системы налогообложения
•До 1 января 2006 года в течение выбранный вариант (объект налогообложения) налогоплательщик был не вправе изменить в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Сейчас введен срок 3 года.
Уплата единого налога организациями освобождает их от обязанности по уплате:
• налога на прибыль организаций,
• налога на имущество организаций
• и единого социального налога.
Орг-и и ИП, применяющие упрощенную систему, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Уплата единого налога ИП освобождает их от обязанности по уплате налога:
• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
• налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
• и единого социального налога (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Для ИП – патент!!!
Для всех — единый минимальный налог – 1% от выручки.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Предполагается, что нацпроект предложит необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса: от появления идеи до выхода на экспорт.
Всего нацпроект имеет три целевых показателя:
- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, должна возрасти с 19,2 млн человек в 2018 году до 25 млн в 2024 году;
- доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3% в 2017 году до 32,5% в 2024 году;
- доля экспорта субъектов МСП в общем объёме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6% в 2017 году до 10% в 2024 году.
Поддержка малого предпринимательства
Существуют некоторые формы финансовой помощи для объектов малого предпринимательства. Кроме них существует ряд мер, как административных и правовых, так и финансовых. Так для малого бизнеса некоторые банки предлагают воспользоваться льготными условиями кредитования или других видов обслуживания.
Некоторые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, имеют поправки и льготы для объектов малого предпринимательства. Такие действия стимулируют развитие малого бизнеса и помогают ему расти.
Таким образом, среди способов поддержки предпринимательства выделяют основные из них:
- Государство формирует инфраструктуру для развития и поддержки предпринимательства.
- Система для регистрации объектов предпринимательства упрощается. Кроме того, упрощается процесс лицензирования предприятий и сертификации их продукции.
- Для поддержки малого бизнеса упрощаются требования к ведению бухгалтерии.
- Сюда относят также организацию повышения квалификации сотрудников.
- Льготные условия по кредитам для малого и среднего бизнеса.
- Разного рода действия, направленные на популяризацию и дачу стимула для произведения некоторых видов деятельности (в частности, инновационной). Проведение конкурсов и тендеров позволяет для предпринимателей заработать деньги и популярность, что стимулирует их работать в выбранном направлении и развивать свой бизнес. Финансирование некоторых сфер деятельности позволяет дополнительно популяризировать конкретные сферы деятельности таких организаций.
- Гранты, премии и компенсации. Проведение государством конкурсов на приобретение конкретных услуг или товаров позволяет таким предпринимателям подать заявку и участвовать в сделке крупных масштабов, в случае предоставления услуг лучше, чем у конкурентов.
Еще одним способом предоставления поддержки для небольших предприятий являются разного рода выставки и ярмарки. Предоставив место для предпринимателя, он может получить неплохой поток клиентов и существенно ускорить развитие своего дела.
Вариантов и способов поддержки малого бизнеса есть очень много. От получения премий за инновационные разработки до более выгодных условий кредитования в банках. Все они направлены на популяризацию ведения бизнеса и стимулирование развития предприятий. Малый бизнес является очень важной частью коммерческой деятельности, и его ведение никак нельзя ущемлять. Для современного мира развитие малого бизнеса является важнейшим и приоритетным направлением.
Состояние малого бизнеса в России
Малый и средний бизнес зародился в России приблизительно 25–30 лет назад. На данный момент малое предпринимательство является одной из ключевых ниш на рынке. Малые и средние предприятия — это 5,6 млн. компаний, которые дают рабочие места миллионам граждан.
Отношение общества к бизнесу является долговременным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2018», лишь 5,5% россиян трудоспособного возраста являются предпринимателями.
Сектор малого и среднего бизнеса состоит из трех ключевых субъектов рынка: это микропредприятия, малые и средние предприятия. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами и всегда рассматриваются в отдельности. По состоянию на 2018 год, в Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них 5 729 651 (95,5%) микро, 252 521 (4,2%) малых, 18 919 (0,3%) средних.
Так как малый и средний бизнес является одним из приоритетных, за последнее время предпринято много действий для его развития. Разработаны и применяются следующие федеральные программы поддержки МСП:
- программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса;
- программа стимулирования кредитования субъектов МСП от АО «Корпорация МСП»;
- поддержка молодежного предпринимательства;
- поддержка социального предпринимательства;
- поддержка инновационного предпринимательства;
- поддержка промышленных проектов;
- поддержка женского предпринимательства.
Властями разработана и принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, запущен и функционирует проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Поддержка инновационного развития экономики в России
В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.
Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.
Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.
Главные проблемы поддержки малого бизнеса в России
Главным показателем эффективности оказываемых мер государственной поддержки является число предприятий малого и среднего бизнеса. В России рост предприятий МСП является главной целью. Однако на территории нашей страны бизнес развивается крайне неравномерно. Наблюдается высокая концентрация предприятий в определенных регионах страны. Соответственно, в некоторых регионах есть нехватка предпринимательской активности.
Сравнивая со вкладом МСП в экономику других стран, можно сделать вывод, что в России он значительно ниже. На данный момент наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса. Также по сравнению с развитыми странами в России недостаточно развит механизм грантовой поддержки МСП, хотя и присутствует в общей системе мер государственной поддержки.
В России ряд программ развития содержит в себе важность инноваций и повышения технологичности, ведется полномасштабная работа по обеспечению всей необходимой информацией для старта бизнеса, однако не в полной мере определена важность технологического перевооружения и модернизации производств. Кроме того, недостаточно внимания уделяется административно-правовым барьерам. Не все вводимые меры поддержки учитывают особенности малого бизнеса.
Все вышеперечисленное приводит к тому, что сочетание высокой налоговой нагрузки, плохая информированность, а также административные барьеры препятствуют созданию новых субъектов МСП. А если предприятие создано, то бизнесмен не всегда может увеличить рынок сбыта, повысить свои доходы, чтобы перейти из микропредприятия в малый бизнес, например. Поэтому главные меры поддержки МСП должны осуществляться в области налогообложения, в сфере административно-правового регулирования, а также в области информации и консультаций.
Банки-лидеры по количеству городов присутствия программы кредитования малого бизнеса, 2007 г.
--------¬
Инвестторгбанк ¦ ¦ 29
L--------
--------¬
Челиндбанк ¦ ¦ 29
L--------
---------¬
Союз ¦ ¦ 30
L---------
-----------¬
Центр-инвест ¦ ¦ 36
L-----------
------------¬
Абсолют Банк ¦ ¦ 40
L------------
------------¬
СКБ-Банк ¦ ¦ 40
L------------
-------------¬
Связь-Банк ¦ ¦ 42
L-------------
--------------¬
Юниаструм Банк ¦ ¦ 43
L--------------
----------------¬
АК Барс ¦ ¦ 48
L----------------
--------------------------¬
УРСА Банк ¦ ¦ 75
L--------------------------
---------------------------¬
Татфондбанк ¦ ¦ 78
L---------------------------
-------------------------------------¬
Русь-Банк ¦ ¦ 106
L-------------------------------------
-----------------------------------------¬
НБ ТРАСТ ¦ ¦ 115
L-----------------------------------------
------------------------------------------------¬
Росбанк ¦ ¦ 133
L------------------------------------------------
-------------------------------------------------------¬
УРАЛСИБ ¦ ¦ 150
L-------------------------------------------------------
Рис. 5
Данные по объему и количеству выданных кредитов предоставлены только по Республике Татарстан.
Источник: данные РБК.Рейтинг.
Какие же шаги предпринимает государство для поддержки начинающих бизнесменов? В первую очередь, это принятие ряда законов и разработка программ, которые предполагают работу правительства по таким направлениям:
- Повышение эффективности поддержки малого бизнеса.
- Обеспечение доступа предпринимателям к кредитным ресурсам.
- Решение проблем с кадровым обеспечением.
- Помощь в урегулировании вопросов в налоговой сфере.
- Предоставление доступа к объектам инфраструктуры. Например, подключение газа, света, воды, льготы на их оплату.
- Льготные условия неиспользуемого государственного или муниципального имущества.
- Предоставление субсидий различного плана, одноразовых пособий. При этом получатель пособия не обязан в дальнейшем возвращать полученные ранее деньги государству.