Новая методика выплат пенсий: выиграют ли казахстанцы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая методика выплат пенсий: выиграют ли казахстанцы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

Почему необходимо внедрять ОПВР?

Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.

Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.

Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.

Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.

При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.

Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).

В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.

Как новая пенсионная реформа отразится на будущих пенсионных правах граждан?

Самое интересное, что в связи с повышением предельной базы страховых взносов пенсионные права многих россиян могут сократиться.

Все дело в том, размер базы страховых взносов определяется исходя из прогнозируемой среднемесячной заработной платы в России. Как известно, в расчетах Росстата эта средняя заработная плата всегда очень высокая и не имеющая ничего общего с доходом подавляющего числа граждан нашей страны. Так, например, за июль 2022 года она составила 62 200 рублей.

По факту большинство россиян не видят таких денег, и думаю, что в следующем году мало кто сможет так же похвастается ее повышением на 22,5%. Как вы помните, именно на такой процент была поднята предельная величина базы для начисления страховых взносов по прогнозу Росстата.

А значит, у граждан, чья зарплата вырастет менее среднего показателя, начисляемые пенсионные баллы сократятся!

Аудиторы Счётной палаты уже подсчитали, что у работников, чья зарплата вырастет менее среднего показателя, формируемые пенсионные права уменьшатся на 11,3%

Напомню вам, что с 2015 года в России действует балльная система формирования пенсий, то есть каждый год трудового стажа гражданина наше государство оценивает в пенсионных баллах. Сами баллы зависят от суммы отчислений, которые уплачивает за работника его работодатель. Таким образом, чем выше ваша зарплата, тем выше отчисления и тем больше баллов начисляет вам Пенсионный фонд.

Однако от накопленных баллов зависит не только размер вашей будущей пенсии, но и то, сможет ли при наступлении пенсионного возраста, который и так был нам недавно повышен, человек выйти на пенсию.

Очень многие в нашей стране ошибочно полагают, что пенсию они должны получить, как только они достигнут пенсионного возраста. Но это далеко не так. Если даже у вас будет выработан нужный стаж, но на вашем лицевом счете не будет достаточно баллов, в пенсии вам откажут. Вы будете вынуждены либо продолжить работать, чтобы накопить недостающие баллы, либо докупить эти баллы за собственные деньги.

Кого затронет очередная пенсионная реформа, которую рассмотрит Госдума

Чиновники из Минфина и депутаты Госдумы объявили о том, что уже до конца текущего года будет представлен законопроект и иные нормативные документы, которые повлекут за собой проведение на территории всей страны пенсионной реформы, причем она будет самой крупной в своем роде. Такое событие повлияет на жизнь абсолютно всех граждан Российской Федерации без исключения.

В настоящее время на территории РФ есть две пенсии, одна из которых является обязательной социальной, которая выплачивается всем без исключения, а другая представляет из себя добровольную. На последнюю могут рассчитывать те, кто добровольно перечислял денежные средства в специальные фонды в надежде в будущем, при выходе на пенсию, зарабатывать на целый порядок больше. Однако система добровольной пенсии не пользуется среди граждан РФ большим спросом, что и собираются исправить российские власти, внедрив некоторые значительные и очень существенные новшества.

В конце декабря 2022 года Министерство финансов РФ представляет все документы, которые касаются крупнейшей пенсионной реформы в истории России по части добровольных накоплений на старость. Грядущие новшества затронут всех граждан РФ, потому что у жителей страны появится возможность обрести дополнительную уверенность в своем будущем при совершении добровольных отчислений в государственный бюджет. При этом российские власти, при внесении законопроекта на рассмотрение, готовы максимально оперативно его рассмотреть и принять в случае необходимости, чтобы как можно скорее изменить жизнь всех россиян в лучшую сторону. Таким образом, в теории, грядущая реформа произойдет уже в следующем году, она изменит все, что касается добровольной пенсии во всех российских субъектах.

Двойная индексация пенсий в январе

Российских пенсионеров в декабре ждут сразу две пенсии, и произойдет это из-за особенностей графика. Сначала россияне получат выплату в полном объеме за декабрь в начале месяца.

А с 20 по 25 декабря на карту перечислят деньги за январь. Дело в том, что из-за новогодних каникул ПФР работать не будет, поэтому пенсии перечислят досрочно. Об этом пишет «Телепрограмма».

Причем январская пенсия придет уже с учетом новой индексации на 4,8 процента. Но затронет это неработающих пенсионеров.

Специалисты рассказали, что в январе 2023 года российским пенсионерам проиндексируют пенсии в двойном размере. Об этом сообщает PRIMPRESS.

Отмечается, что данная процедура коснется пожилых граждан, имеющих малый доход. Так, если размер выплаты у пенсионера ниже прожиточного минимума, ему назначат социальную доплату.

Важно, что с января повышены будут не только страховые пенсии, но и прожиточный минимум для пенсионеров. А это значит, что индексация для таких пожилых граждан будет проведена дважды.

Таким образом, сначала пенсионеру зачислят индексацию на саму пенсию в исходном размере. А затем прибавку начислят еще и на соцдоплату, которая тоже вырастет вместе с прожиточным минимумом.

Стаж работы для пенсии в Казахстане

С 2018 г. поменялся также порядок расчета. С этого периода учитывается время участия в ПС. Объем платежей при участии в ПС до 10 лет включительно и при полном его отсутствии составляет 54% от ПМ.

За каждый год сверх 10 лет базовая часть увеличивается на 2%. К примеру, стаж 11 лет – БП 56% от ПМ, стаж 20 лет, БП – 74% от ПМ, при стаже от 33 БП 100% ПМ.

При этом в стаж участия в ПС включают:

  1. трудовой стаж до 1.01.1998 г.,
  2. накопительный стаж (фактический стаж уплаты взносов) после 1.01.1998 г.;
  3. другие имеющие общественную значимость периоды, а именно — уход — за ребенком до 3 лет – (не более 12 лет суммарно), за инвалидом 1 гр., одиноким инвалидом 2 гр. и возрастным пенсионером, нуждающимися в сторонней помощи, за 80-летним пожилым человеком, инвалидом с детства до 18-летия, время проживания супругов-военных, отдельных госслужащих, дипломатических работников и др. (в совокупности до 10 лет).

Накопительная пенсия в Казахстане

Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.

Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:

  1. Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
  2. Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.

В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.

Пенсионный возраст в России, повысят или нет, что говорят: последние новости

Учёные РАНХиГС Юрий Горлин и Виктор Ляшок опубликовали в журнале «Вопросы экономики» статью «Факторы роста пенсий в долгосрочной перспективе». Там они открыто заявили о необходимости повышения требований к страховому стажу.

На данный момент страховую пенсию по старости можно оформить, если человек отработал 15 лет и более. Авторы статьи полагают, что нужно увеличить этот параметр вдвое. Переход должен быть постепенным. Результат нового этапа пенсионной реформы станет виден приблизительно к 2040 году.

Но и это ещё не всё. Горлин и Ляшок уверены: пенсионный возраст нужно повышать и дальше. Впрочем, учёные признают: в отношении мужчин это будет реализовать сложно. Даже сейчас каждый третий житель России сильного пола не доживает до нового пенсионного возраста. Все пенсионные взносы, которые он выплачивал в течение жизни, остаются государству. Наследовать их родственники не могут.

Председатель партии «Справедливая Россия — За правду», руководитель думской фракции СРЗП Сергей Миронов заявил, что ученые-экономисты в очередной раз подтвердили бесперспективность системы страхового пенсионного обеспечения.

В обнародованном на днях исследовании специалисты РАНХиГС пришли к выводу, что, если в ближайшие годы власть не отреагирует на вызовы, стоящие перед российской пенсионной системой, уровень пенсий в стране может стать «социально неприемлемым».

«Размер пенсии и сегодня приемлемым назвать трудно, но в целом диагноз поставлен верно. Только какие методы лечения „прописали“ эксперты: увеличить ставку страховых взносов до 27 процентов и отменить льготы по ним, повысить требования к пенсионному стажу вдвое — с 15 до 30 лет, еще раз повысить пенсионный возраст. Размер пенсии работающих пенсионеров предлагается „корректировать“ с учетом общего дохода, то есть урезать или вовсе свести к нулю при „слишком“ большой зарплате. Понравятся ли такие оздоровительные процедуры гражданам или их работодателям? Очень сомневаюсь!» — заявил парламентарий.

Лидер социалистов считает, что предложенные рецепты обусловлены тем, что при нищей, обреченной на дефицит страховой пенсионной системе увеличить пенсии можно только одним способом: выжать максимум денег из бизнеса и свести к минимуму число получателей пенсий.

«Либеральные эксперты пытаются доказать, что тришкин кафтан можно надеть, если сделать из него жилетку. Допустим, только в холод в этой одежке точно околеешь. Исследование РАНХиГС еще раз доказывает: изъяны пенсионной системы нельзя исправить, она порочна по своей сути и не подлежит реформированию. Наша позиция неизменна: средние пенсии необходимо повысить вдвое — до 44 тысяч, но это реально сделать, только если пенсии станут государственными и будут выплачиваться из бюджета. Деньги на это найти сложно, но при желании можно. Сейчас же такая цель недостижима в принципе, что обрекает миллионы сограждан на нищету», — подчеркнул Миронов.

Объединение фондов. Какие изменения ждут россиян?

Объединение Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования в один Социальный фонд России (СФР), несомненно, сделано для экономии бюджетных денег. Пока не понятно, будут ли в связи с этим серьезные сокращения сотрудников этих фондов, направят ли высвобождающиеся бюджетные средства, а также здания и прочее имущество на какие-то благие цели. Речь сегодня пойдет не об этом, а том, что же изменится для нас, простых россиян, от этой реформы.

Ну, начнем с работодателей. Для них однозначно упрощается порядок отчисления взносов, то есть сокращается количество платежей и сдаваемой государству отчетности. В совокупности процент отчислений в объединенный фонд остается прежним, в размере 30%.

На этом, в принципе, и заканчиваются все положительные моменты изменений.

Уже понятно, что, несмотря на то что совокупная ставка взносов остается прежней, фискальная нагрузка на работодателей все же вырастет. Все дело в том, что заботливые законодатели начиная со следующего года очень значительно (на 22,5%) повысили предельную базу начисления по взносам (с 1,565 до 1,917 миллиона рублей). То есть фактически взносы возрастут. А значит, работодатели, тем более в условиях нынешней ситуации, начнут экономить и кроить, то есть либо сокращать нам зарплату, либо переводить определенную часть ее в тень, чтобы сократить страховые платежи.

Но и на этом не все.

Индексация иных выплат

В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.

В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.

Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.

Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:

  1. Свидетельства о заключении брака.
  2. Документа об установлении отцовства (материнства).
  3. Удостоверения личности.

Как изменится пенсионная система в 2021 году?

Пенсионный возраст для женщин с 2021 года снова увеличивается на полгода – он составит 60 лет. С 2018 по 2027 год в стране поэтапно повышается возраст выхода на пенсию для женщин с 58 до 63 лет. Первое повышение пенсионного возраста прошло в 2018 году, женщины могли выйти на пенсию в 58,5 года.

По информации акимата Восточно-Казахстанской области, где находятся шесть объектов, только в городе Семее в пределы запретной зоны подпадают 447 участков, 181 коммерческий объект, 6 участков крестьянских хозяйств и 3 особо охраняемые природные территории.

В настоящее время каждое пособие или пенсионная выплата поступают в банки второго уровня и АО «Казпочта» как отдельный элемент, за который взымается комиссионный сбор. Объединение разных платежных элементов в один элемент платежа позволит максимально минимизировать затраты на администрирование выплат, положенных казахстанцам.

АЛМАТЫ. 2 ОКТЯБРЯ — Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев вручил государственные награды семьям двух сотрудников департамента полиции Алматы, погибших 20 сентября от рук стрелка при выселении его семьи из дома, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Читайте также:  Личное авто для работы: компенсация или аренда

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Уважаемый пользователь!

Какими будут минимальная зарплата и пенсия в 2022 году

Казахстан социально направленная страна, надежно защищающая интересы своих граждан и конечно же пенсионеров, чья старость обеспечивается высокого уровня пенсионными выплатами (в сравнении со многими странами бывшего союза).

К пенсионерам в этой стране относятся с уважением, а правительство и руководство пенсионного фонда, справедливо и объективно подходят к вопросу начисления и выплат пенсий пенсионерам, всех тех, кто своим трудом заслужил с выходом на заслуженный отдых, получать достойную компенсацию за свои заслуги.

Мы рассмотрим вопрос пенсионных выплат в 2022 году, узнаем о повышении пенсий в Казахстане, на сколько повысят уровень пенсионных отчислений, какую прибавку к своим доходам нужно ожидать казахским пенсионерам, разберемся в многом другом, что наверняка волнует заинтересованных в этом вопросе.

Любая уважающая страна и ее руководство, кто заботится о своих гражданах, должны идти по пути социальной справедливости и постоянно улучшать условия жизни для своих граждан, все делать ля того, чтобы они чувствовали улучшения своей жизни.

Конечно е той категории своих людей, кто своим заслуженным трудом должен получить достойную пенсию, относятся и пенсионеры Казахстана и о ком сегодня пойдет речь, их интересах и которые так волнуют каждого из них.

Что известно на счет повышения пенсий пенсионерам в Казахстане — с 1 января 2022 года пенсионные выплаты будут увеличены на 5 % (пять процентов), увеличение будет происходить и в дальнейшем, каждый год, то есть с последующей ежегодной индексацией.

Как мы уже знаем, с 1 апреля года произошли некоторые изменения в плане выплат из ЕНПФ, а именно — изменилась базовая методика осуществления расчета ежемесячной выплаты в данный пенсионный фонд.

Казахстанское правительство и руководство страны, чья инициатива была провести пенсионную реформу, планируют благодаря ей — отказаться от базовой пенсионной выплаты, а перейти к минимальной, но гарантированной пенсии.

Эти изменения уже приняты и заложены в Концепции модернизации пенсионной системы республики Казахстан, которая рассчитана вплоть до 2030 года.

После пенсионной реформы минимальный размер пенсионных выплат повысится — 54 % до 70 % от прожиточного минимума.

Чтобы лучше понять, приведем сравнение — в текущем году эти суммы выглядели бы следующим образом — 18 524 тенге (при 54 %) и 24 011,4 тенге (при 70 %) соответственно.

Этим самым, казахский работник и не имеющий достаточного стажа, не делавший никогда пенсионных отчислений, если нововведения были бы уже в этом году, смог бы получать пенсию не менее 24 011,4 тенге.

Также в соответствие с пенсионной реформой, уменьшится вдвое минимальный трудовой стаж с десяти до пяти лет.

Кроме всего прочего, повышений пенсии в Казахстане в 2022 году и далее, пенсионной реформы, власти планируют с 2023 года ввести обязательные пенсионные взносы, которые будут ими осуществляться в размере 5%.

Казахским гражданам, кто реализовал свое право на получение пенсионных выплат с 1 января 2018 года вплоть по 31 марта 2021 года, в соответствие с новой методикой расчета — с 1 января 2022 года ежемесячные пенсионные выплаты будут повышены на ставку индексации.

Что имеется в виду, теперь они обязаны будут платить сумму в размере 5 процентов, с последующей ежегодной индексацией.

Новая методика подсчета учитывает особенности условий труда и здоровья получателей пенсионных выплат в будущем, также она призвана способствовать ежегодному росту суммы выплат из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Напомним все кто забыл, что пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана (ЕНПФ), осуществляются согласно принятым правилам (законодательству республики), до исчерпания накоплений пенсионера на его на индивидуальном пенсионном счете.

Как изменится пенсионная система в 2021 году?

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).

Как сообщили в департаменте Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области, согласно Закону РК «О республиканском бюджете на 2021 — 2023 годы» № 841, с 1 января 2021 года устанавливаются следующие размеры минимальных расчетных показателей:

  • месячный расчетный показатель (МРП) 2 917 тенге;
  • минимальная пенсия 43 272 тенге;
  • прожиточный минимум 34 302 тенге;
  • минимальный размер базовой пенсионной выплаты 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы 42 500 тенге.
Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Максимальный доход, учитываемый для исчисления размеров вновь назначенных пенсий, в 2021 году не может превышать 46-кратного размера МРП (134 182 тенге).

С нового года размеры пенсионных начислений для восточноказахстанцев изменятся. Базовая пенсия проиндексируется в связи с увеличением суммы прожиточного минимума.

Солидарная часть пенсии увеличится на семь процентов от получаемого размера.

На текущий момент пенсия складывается из трех компонентов: базовой выплаты (начисляется с учетом общего стажа), солидарной выплаты (от начала стажа до 1 января 1998 года) и накопительной выплаты (зависит от суммы, накопленной на пенсионном счете).

Базовая (президентская) выплата

С 1 июля 2018 года она исчисляется с учетом совокупного трудового стража — это стаж работы до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе с 1 января 1998 года. За каждый дополнительный год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии начисляется дополнительно два процента, однако максимальный размер базовой выплаты не может превышать размер прожиточного минимума. Стаж 10 лет и менее предполагает, что размер базовой выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума (то есть от 34 302 тенге) или 18 524 тенге.

Солидарный компонент

С нового года солидарная часть пенсии станет больше на семь процентов. А это значит, что минимальный размер солидарной выплаты составит 43 272 тенге против 40 441 тенге, установленных до индексации.

Чтобы рассчитать солидарный компонент пенсии, которая будет у вас после индексации, необходимо нынешний его размер умножить на коэффициент 1,07.

Чтобы высчитать минимальную пенсию для тех, кто ушел на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных отчислений, следует сложить размер базовой выплаты (18 524 тенге) и солидарного компонента (43 272 тенге). В итоге выходит 61 796 тенге.

Накопительная пенсия

Здесь никаких общих правил выплат нет. Размер накопительного компонента индивидуален для каждого, потому что зависит от суммы, которая накопилась на вашем личном пенсионном счете. Влияет на размер накопительного компонента и возрастной коэффициент. Начисляются эти средства ежемесячно, через ЕНПФ.

На текущий момент на рассмотрении находится предложенный Министерством труда и социальной защиты РК проект по модернизации пенсионной системы. Соответствующий документ опубликован на сайте «Открытые НПА». Одно из самых значимых изменений, которые предлагает концепция, это переход от базовой пенсии к гарантированной. Сейчас минимальная базовая пенсия, согласно действующему законодательству, не может быть выше прожиточного минимума, а в максимальном размере (32 668 тенге на текущий момент и 34 302 тенге с 1 января 2021 года) ее получают только те, чей стаж работы равен примерно 30 — 40 годам.

В случае с гарантированной пенсией «потолка» при ее начислении не будет. По задумке она будет привязана к стажу работы и сможет превысить прожиточный минимум. За минимальную отметку планируется взять 70 процентов от прожиточного минимума, который начисляется при стаже участия в пенсионной системе сроком до пяти лет. За каждый год свыше указанных пяти лет размер пенсии будет увеличиваться на два процента.

Если проект будет одобрен, переход на новую концепцию начнется в 2028 году.

Елизавета Седых

  • Новости
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Интервью
  • Мир
  • О проекте
  • Редакция
  • Рекламодателям
  • Правила сайта
  • Вакансии

С помощью данного графика можно выяснить, когда выйдут на пенсию женщины и мужчины. I полугодие — с 1 января по 30 июня; II полугодие — с 1 июля по 31 декабря.

С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.

С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.

В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюдже��е на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.

Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.

Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:

  • КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
  • следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
  • далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
  • получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
  • и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.

Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:

  • Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
  • Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.

За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

“Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов”, – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

В Казахстане изменится пенсионная система

Кроме всего прочего, повышений пенсии в Казахстане в 2022 году и далее, пенсионной реформы, власти планируют с 2023 года ввести обязательные пенсионные взносы, которые будут ими осуществляться в размере 5%.

Казахским гражданам, кто реализовал свое право на получение пенсионных выплат с 1 января 2018 года вплоть по 31 марта 2021 года, в соответствие с новой методикой расчета — с 1 января 2022 года ежемесячные пенсионные выплаты будут повышены на ставку индексации.

Что имеется в виду, теперь они обязаны будут платить сумму в размере 5 процентов, с последующей ежегодной индексацией.

Новая методика подсчета учитывает особенности условий труда и здоровья получателей пенсионных выплат в будущем, также она призвана способствовать ежегодному росту суммы выплат из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Напомним все кто забыл, что пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана (ЕНПФ), осуществляются согласно принятым правилам (законодательству республики), до исчерпания накоплений пенсионера на его на индивидуальном пенсионном счете.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...