ФНС рассказала, как иностранцу встать на налоговый учет и получить ИНН

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС рассказала, как иностранцу встать на налоговый учет и получить ИНН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Любые вычеты по закону положены только резидентам РФ. Если Марат утратил этот статус для 2022 года, то и по расходам в этом году вычеты ему не положены. Если на 31.12.2022 вдруг окажется, что работник — нерезидент, но уже успел возместить часть подоходного через бухгалтерию, деньги придётся вернуть в бюджет.

Кто такие нерезиденты?

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

С каких выплат нерезидентам необходимо удерживать НДФЛ?

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:

  • от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

  • от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;

  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

  • доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;

  • доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

  • вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Валютное резидентство

Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.

Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).

Так, валютными резидентами признаются:

  1. Граждане России;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
  3. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
  4. Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
  6. Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:

  1. Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
  2. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
  3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.

Комментарий к ст. 84 НК РФ

Комментируемая статья находится в смысловой связи с положениями статьи 83 НК РФ и определяет порядок постановки на налоговый учет и снятия с него.

Вопросы, связанные с конкретной процедурой постановки на учет, подробно регламентированы в Порядке постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Следует обратить внимание, что с 02.09.2010 порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения упростился.

Ранее, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, предусматривался единый порядок постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения как в отношении филиалов и представительств, так и в отношении иных обособленных подразделений.

Организация, не состоящая на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, должна была в месячный срок подать заявление о постановке ее на учет по месту создания обособленного подразделения. К заявлению нужно было приложить копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, заверенных в установленном порядке.

Теперь организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения о создании на территории РФ только таких обособленных подразделений, которые не являются филиалом или представительством, в течение одного месяца со дня их создания. При этом с 02.09.2010 такие сообщения могут не только направляться по почте заказным письмом, но и передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Как разъяснено в письме Управления ФНС России по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080197@, в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, статья 84 НК РФ предусматривает проведение процедур снятия с учета и постановки на учет организации в случаях изменения места нахождения ее обособленного подразделения.

В случае изменения места постановки организации на налоговый учет по месту нового места нахождения обособленного подразделения налогоплательщик должен исполнить возложенную на него НК РФ обязанность об уведомлении налоговых органов о такой смене.

Уведомление налогоплательщика является основанием для передачи карточки «РСБ» обособленного подразделения в инспекцию по его новому месту нахождения.

Поскольку при изменении места нахождения обособленного подразделения деятельность организации через это обособленное подразделение не прекращается, то, соответственно, налоговые декларации по налогу на прибыль продолжают составляться по этому обособленному подразделению нарастающим итогом с начала года. Налоговые декларации за истекший отчетный период, не представленные до изменения места нахождения обособленного подразделения в налоговый орган по месту прежнего нахождения обособленного подразделения, и налоговые декларации за последующие отчетные (налоговый) периоды подлежат представлению в налоговый орган по новому месту нахождения обособленного подразделения.

Уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации после изменения места нахождения должна быть продолжена по месту нахождения обособленного подразделения по новому адресу.

В письмах ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 и Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/53 указано, что по общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.

В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства.

Указанная позиция выражена в Определении ВАС РФ от 09.04.2012 N ВАС-3753/12.

Следует учитывать, что НК РФ не содержит обязательных требований к нотариальному заверению заявлений о снятии с учета налогоплательщика — индивидуального предпринимателя в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности.

На это обращено внимание в письме Минэкономразвития России от 18.10.2010 N Д05-3722.

Читайте также:  Способы подтверждения гражданства РФ: где взять справку о его наличии

Статья 84 НК РФ содержит также положение об идентификационном номере налогоплательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика».

Здесь следует учитывать, что, по мнению Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенному в Постановлении от 06.12.2012 N 09АП-34880/2012, ИНН является одной из форм налогового контроля и наличие ИНН в гражданско-правовых докуме��тах, например в отчетах агентов, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

В письме Управления ФНС России по г. Москве от 15.12.2011 N 20-14/4/121710@ отмечено, что идентификационный номер налогоплательщика при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.

Что такое ИНН иностранного гражданина?

ИНН иностранного гражданина (идентификационный номер налогоплательщика) – это персональный номер каждого иностранного гражданина, поставленного на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Присвоение ИНН иностранному гражданину в РФ, также как и гражданам РФ, происходит всего один раз и навсегда закрепляется за физическим лицом, становясь его персональным идентификатором в налоговых органах.

Факт получения ИНН иностранным гражданином подтверждается выдачей свидетельства о постановке физического лица (иностранного гражданина) на учет в налоговом органе. В свидетельстве в обязательном порядке указываются следующие данные:

  • ФИО иностранца, поставленного на учет в налоговую;
  • номер налогового органа, который выдал ИНН иностранцу;
  • серия и номер документа.

Нужен ли ИНН иностранному гражданину и для чего иностранцу нужен ИНН?

Многие задаются вопросом, получают ли ИНН иностранные граждане в России и если да, то каким именно иностранным гражданам присваивается ИНН в РФ?

ИНН нужен для учета доходов и уплачиваемых иностранным гражданином налогов.

В соответствии с п. 7 статьи 83 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также с п. 7 статьи 13 Федерального закона №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане — физические лица, должны встать на учет в налоговых органах по месту жительства, по месту нахождения их недвижимого имущества и транспортного средства, а также по другим основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ.

Таким образом, постановка на учет в налоговой иностранного гражданина и получение ИНН иностранцем в РФ обязательны, в случае если:

  • Иностранный гражданин собирается жить и работать в РФ и получать доход, и ему требуется оформить разрешение на работу или трудовой патент на работу в РФ.
  • Иностранный гражданин получил РВП в РФ.
  • Иностранный гражданин в России владеет имуществом, которое подлежит налогообложению, в том числе автомобилем или недвижимостью.
  • Иностранный гражданин совершает в РФ операции, которые подлежат налогообложению.

Кто такой самозанятый нерезидент

Самозанятые иностранцы — граждане из разных стран, которые временно или длительно проживают в России, работают на себя, оказывают различные услуги компаниям и индивидуальным предпринимателям.

В налоговом законодательстве применяется термин «резидент», который определяет статус физического и юридического лица, подчеркивает его связь с государством. Налоговый нерезидент — гражданин, который на протяжении года в совокупности пробыл в стране менее 183 дней. Необязательно, чтобы дни шли подряд, гражданин может периодически приезжать и уезжать в течение 12 месяцев.

С 2020 года любой иностранец может оформиться как самозанятый, если он является резидентом стран ЕАЭС, на которые распространяется режим самозанятости. В Евразийский экономический союз помимо России входят Киргизия, Армения, Казахстан, Беларусь. Налогоплательщиками НПД могут стать граждане Украины, Донецкой и Луганской республик (ФЗ-422, статья 5).

Самозанятый нерезидент может быть россиянином, который, получив статус в РФ, работает за границей и применяет налог на профессиональную деятельность. Любой трудоспособный человек — гражданин России или ЕАЭС — независимо от того, является он для РФ налоговым резидентом или нет, вправе получить статус плательщика НПД.

Ответ на вопрос, могут ли налоговые нерезиденты быть самозанятыми, дан в письме Минфина № 03-11-11/103727, где сказано, что те граждане нашей страны, которые долго проживают за рубежом и не являются налоговыми резидентами РФ, могут получить статус налогоплательщика НПД и работать в России. Такие граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью в нашей стране независимо от наличия либо отсутствия у них статуса налогового резидента РФ,

Интересные факты о миграции

В 2022 г. только за два первых месяца (январь и февраль) в России поставлено на учет 2 265 014 человек иностранных подданных и лиц без гражданства, это вдвое больше, чем в прошлом году (1 083 948 чел.).

За это время МВД, по сравнению с таким же периодом 2021 года, выдало намного больше:

  • приглашений иностранным лицам — 43 907 (15 839), на 28 тыс. больше;

  • виз — 35 992 (в прошлом году 18 283, на 17,7 тысяч меньше);

  • видов на жительство — 40 929 (31 217), разница составляет 9,6 тысяч;

  • разрешений на временное проживание —29 334 (17 091), на 12,2 тысячи больше.

Как иностранцу стать самозанятым в России

Как только Правительство РФ разъяснило, что самозанятый может быть нерезидентом, в первые два месяца после пилотного запуска нового налогового режима в России сразу встали на учет 440 иностранцев. Сейчас их численность превышает десятки тысяч человек.

Нерезиденты, которые хотят быть самозанятыми, должны получить ВНЖ (вид на жительство) или РВП (разрешение на временное проживание). Любой из этих документов подтвердит легальное нахождение гостя на территории нашей страны.

Затем следует получить ИНН (на это понадобится не более 5 дней). Нужно подать заявление по форме 2-2-Учет и документы:

  • РВП или ВНЖ;

  • паспорт или иное подтверждение личности с отметкой о регистрации в России;

  • миграционную карту, где указано место временного пребывания или отрывной корешок уведомления о прибытии в страну.

Законодательно утверждены следующие способы регистрации самозанятого иностранца:

  • дистанционно, через Единый портал госуслуг;

  • через сбербанк, где у него открыт счёт;

  • посетив лично налоговую службу;

  • через приложение «Мой налог».

Правильное определение статуса налогоплательщика важно при применении положений международных соглашений.

Поскольку определение налогового статуса иностранного гражданина зависит от количества дней его пребывания в РФ, при подсчете количества календарных дней необходимо учитывать, что течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. В качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории РФ могут использоваться любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

При этом вопрос относительно того, по какой ставке необходимо удерживать налог на доходы физических лиц до истечения 183 дней в году, на законодательном уровне не урегулирован. Строго говоря, на начало налогового периода все без исключения физические лица (как граждане РФ, так и иностранцы) не должны признаваться налоговыми резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями, так как период их пребывания на территории РФ с начала календарного года не достиг 183 дня. В то же время подавляющее большинство физических лиц, находящихся в РФ и получающих доходы от источников в РФ до окончания налогового периода будут все же признаваться налоговыми резидентами РФ, что, соответственно, повлечет необходимость произвести перерасчет налоговых обязательств с начала года.

Например, иностранный гражданин работает в российской организации по трудовому договору с начала года и получает заработную плату. Поскольку в начале календарного года совокупный срок пребывания лица на территории РФ еще не достиг 183 дней, иностранный гражданин не будет рассматриваться как налоговый резидент РФ. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%. Указанная ставка налога на доходы физических лиц установлена п. 3 ст. 224 НК РФ для налогообложения физических лиц, не являющихся резидентами РФ. При работе иностранного лица более 183 дней в календарном году, он приобретает право на налогообложение заработка по ставкам, применяемым к резидентам РФ (13%). В последнем случае организации следует произвести пересчет налога на доходы физических лиц за весь период работы в российской организации.

Во избежание необходимости производить какие-либо корректировки, касающиеся подсчета суммы налога, на практике адаптирован подход, позволяющий признавать как можно большее количество физических лиц налоговыми резидентами РФ, если отсутствуют основания предполагать, что период их нахождения на территории РФ в текущем календарном году не превысит 183 дня

Налоговые агенты исчисляют и удерживают налог из доходов таких иностранных работников по ставке 13%. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, налог по доходам иностранных работников исчисляется и удерживается налоговыми агентами по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного работника.

Пример 52. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ

10 декабря 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 12 декабря 2006 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет десять месяцев (с 12.12.2006 г. по 12.10.2007 г.). Иностранный гражданин имеет регистрацию по месту жительства.

Читайте также:  Дают ли материнский капитал за двойню в 2022 году

В данном случае в 2007 г. налоговый агент обязан удерживать из дохода такого иностранного работника налог по ставке 13%.

Пример 53. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 20 января 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 22 января 2006 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 22 января 2006 г. по 22 января 2007 г.).

Организация обязана удерживать из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока его пребывания на территории РФ, поскольку по состоянию на 1 января текущего года иностранец не состоял в трудовых отношениях с организацией. По истечении 183 дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации производится уточнение его налогового статуса, то есть он признается резидентом РФ, в результате чего производится перерасчет его налоговых обязательств с начала налогового периода. Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (в период применения ставки 30%), должны быть зачтены в счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате в будущем либо возвращены налогоплательщику налоговым агентом.

Пример 54. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 05.01.2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13.01.2003 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13.01.2003 г. по 13.01. 2004 г.). Организация удерживала из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока пребывания иностранного работника на территории РФ. С 08.07.2003 г. иностранный гражданин приобрел статус налогового резидента РФ.

Организации нужно произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 13%, с начала налогового периода и возвратить гражданину излишне удержанные суммы налога в соответствии со ст. 231 НК РФ.

Иностранный работник может самостоятельно уточнить свой налоговый статус и обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

Пример 55. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.). Организация удерживала из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%. Однако 27 марта 2003 г. иностранный гражданин расторг трудовой договор с организацией и завершил пребывание на территории РФ.

В этом случае организация обязана уточнить налоговый статус иностранного гражданина. Иностранный гражданин будет признан нерезидентом РФ. Организация должна произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 30%, с начала налогового периода и удержать сумму налога.

Учитывая, что положения налогового законодательства РФ связывают различия в налогообложении доходов физических лиц с наличием или отсутствием у них статуса налогового резидента РФ, для правильного исчислении и уплаты НДФЛ важно определить налоговый статус иностранного работника и применить к нему соответствующий режим налогообложения. В связи с этим рассмотрим в качестве примера ситуацию, при которой признание лица резидентом или нерезидентом непосредственно влияет на порядок налогообложения его доходов.

Например, сотрудники представительств иностранных организаций, образованных на территории РФ, зачастую направляются в командировки для работы на территории иностранного государства на длительное время. Совокупная продолжительность их пребывания за пределами территории РФ может привести к признанию их нерезидентами РФ для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ, если срок их фактического нахождения на территории РФ будет менее 183 календарных дней в году.

ИНН и патент: взаимосвязь и вопросы оформления

О вопросах взаимодействия ИНН и рабочего патента поговорим дополнительно, попробуем прояснить связь этого документа с налоговым номером.

Тем, кто не в курсе, как получить ИНН иностранцу, работающему по патенту в 2018 году, нужно знать, что с 2016 года идентификационный нужен не только при получении рабочего сертификата. Внесение 12 цифр налогового номера теперь необходимо для продления патента, а также при оплате аванса НДФЛ (налог на доход физических лиц). Все работающие мигранты знают, что без внесения этой суммы рабочий сертификат просто аннулируется.

Получается, что без заветного свидетельства из ФНС иностранец не сможет легально трудиться в России, ведь ни получить патент, ни продлить его он не сможет.

Кстати, на современных рабочих сертификатах 12-значный налоговый код уже прописан, что значительно упрощает жизнь иностранцам.

Процедура получения ИНН иностранцами в России

Процесс постановки на налоговый учет и получения персонального цифрового идентификатора начинается с самого момента въезда в страну и определяется правовым статусом иностранца на территории Российской Федерации.

Прежде чем решать, как мигранту сделать ИНН, нужно обязательно проверить сроки своей регистрации, разрешительные документы на пребывание в России, а также наличие нотариально заверенной копии национального паспорта (если удостоверение личности будет проходить по нему).

Оформлением ИНН могут заняться и миграционные органы, которые выдают патент на работу (ГУВМ МВД) или работодатель (если мигрант уже трудоустроен), во всех остальных случаях организационные моменты, включая и то, как оформить ИНН физическому лицу, решаются в налоговой службе самостоятельно.

Еще раз напоминаем, что если у гражданина имеются основания для обязательного получения идентификационного номера, нужно это сделать незамедлительно, ведь уплата пошлины в государственный бюджет – обязанность не только российских граждан. Все, кто трудится на территории Российской Федерации, должны это делать независимо от гражданской принадлежности.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, – это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления – в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

Как пересчитать НДФЛ в связи с изменением резидентства

Так как налоговый статус работника в течение налогового периода может изменяться, его (статус) следует контролировать, поскольку от этого зависит ставка НДФЛ.

Относительно даты, на которую нужно определять налоговый статус работника налоговики дали разъяснение в письме ФНС от 6 сентября 2016 г. № ОА-3-17/4086. Это нужно делать на дату фактического получения дохода. Связано это с тем, что Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ установил для доходов разных видов, облагаемых НДФЛ, разные даты их фактического получения.

Если статус иностранного работника изменился с резидента на нерезидента, в середине года пересчитывать налог, удержанный с начала года по ставке 13%, не нужно. Окончательный налоговый статус сотрудника в зависимости от времени его нахождения в РФ определяется по итогам налогового периода, тогда и следует пересчитать удержанный с начала года налог.

ПРИМЕР 1. РАСЧЕТ НДФЛ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТСТВА

В январе, феврале, марте, апреле отчетного года иностранный работник с окладом 20 000 руб. в месяц был налоговым резидентом РФ. Из его доходов за эти месяцы бухгалтер удержал НДФЛ по ставке 13% общей суммой 10 400 руб. (20 000 руб. × 4 мес. × 13%).

При выплате дохода в мае бухгалтер установил, что статус работника поменялся на нерезидента. Поэтому за май НДФЛ с дохода работника был удержан по ставке 30% в сумме 6000 руб. (30% × 20 000 руб.).

В начале июня работник снова приобрел статус резидента РФ, и на 30 июня (дата начисления зарплаты за июнь) в этом статусе остался. Значит, за июнь НДФЛ рассчитывается по ставке 13% и составляет 2600 руб.

В июле статус работника снова поменялся на нерезидента и оставался таковым до конца года. За июль и до конца года НДФЛ с его доходов исчислялся по ставке 30% и за шесть месяцев (июль – декабрь) составила 36 000 руб. (20 000 руб. × 6 мес. × 30%).

В конце налогового периода НДФЛ, удержанный исходя из ставки 13%, за январь, февраль, март, апрель и июнь, следует пересчитать по ставке 30%.

Бухгалтер рассчитал сумму НДФЛ с выплаченной работнику заработной платы за декабрь. Поскольку на дату начисления дохода он не является налоговым резидентом РФ, НДФЛ удерживается по ставке 30% в размере 6000 руб. (20 000 руб. × 30%).

НДФЛ, удержанный из доходов работника по ставке 13% за январь, февраль, март, апрель, июнь, следует пересчитать по ставке 30%. Сумма НДФЛ к доплате в бюджет составила 17 000 руб. (20 000 руб. × 5 мес. × 30% – 20 000 руб. × 5 мес. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с доходов работника за декабрь, составляет 23 000 руб. (6000 руб. + 17 000 руб.). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежной выплаты (п. 4. Ст. 226 НК РФ). Значит, при выплате дохода данному иностранному работнику за декабрь можно удержать НДФЛ в сумме 10 000 руб. (20 000 руб. × 50%).

Обратите внимание

Читайте также:  Возобновление исполнительного производства по алиментам

Если гражданин государства – члена ЕАЭС, работающий по найму в российской организации, приобретает статус налогового нерезидента, НДФЛ, исчисленный с его доходов по общей ставке, пересчету по ставке 30% не подлежит (письмо ФНС России от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/22588@).

Что делать, если работник по итогам отчетного года не являлся налоговым резидентом РФ, а в следующем году приобрел этот статус. Минфин России в своем письме от 16 марта 2016 года № 03-04-05/14418 пояснил, что налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в России в следующем налоговом периоде. То есть, если по итогам 2016 года физическое лицо не приобрело статус налогового резидента (находилось в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, уплаченных в 2017 году по ставке 30%, не производится.

Если же работник в середине года стал резидентом РФ и его статус больше не может измениться (то есть физлицо находилось в России более 183 дней с начала года), то его зарплата облагается НДФЛ по ставке 13 процентов. В такой ситуации налоговый агент должен руководствоваться пунктом 3 статьи 226 НК РФ. В данной норме оговорено, что НДФЛ необходимо исчислять ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом уже удержанной суммы налога. Поэтому в случаях, когда статус работника в данном налоговом периоде уже не изменится, налоговый агент может до окончания года зачесть сумму налога, удержанную по ставке 30 процентов, в счет налога, рассчитанного по ставке 13 процентов.

Если налог, удержанный по ставке 30 процентов, до окончания календарного года будет зачтен не полностью, то физлицо может обратиться за возвратом оставшейся суммы излишне удержанного НДФЛ в налоговую инспекцию по месту жительства или месту пребывания (подп. 1.1 ст. 231 НК РФ) (письма Минфина России от 26 сентября 2017 года № 03-04-06/62126, от 15 февраля 2016 г. № 03-04-06/7958).

ПРИМЕР 2. ПЕРЕРАСЧЕТ НДФЛ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СТАТУСА РАБОТНИКА С НЕРЕЗИДЕНТА НА РЕЗИДЕНТА В СЕРЕДИНЕ ГОДА

С 1 января по 31 июля 2017 года работник являлся налоговым нерезидентом. Ему установлен оклад 25 000 руб. в месяц. Его совокупный доход за этот период составил 175 000 руб. Сумма НДФЛ, удержанная с этого дохода, составила 52 500 руб. (175 000 руб. × 30%).

С 1 августа статус работника поменялся, и он стал налоговым резидентом. За период с января по июль с доходов работника НДФЛ должен быть удержан по ставке 13% в сумме 22 750 руб. Переплата налога за этот период составила 29 750 руб. (52 500 руб. – 22 750 руб.).

Зачет переплаты налоговый агент будет производить в счет последующих платежей. Оклад работника до конца года не изменился.

За август – декабрь 2017 г. сумма удержанного НДФЛ составит 16 250 руб. (25 000 р��б. × 5 мес. × 13%).

Зачем нужна такая справка

Налоговое резидентство — это фискальная связь между субъектом и определенным государством. То есть если субъект является резидентом того или иного государства, он платит налоги по правилам этого государства. Так, например, налогоплательщиком РФ является человек, который находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом не имеет значения его гражданство — российскими резидентами вправе являться и иностранные граждане и лица без гражданства.

Компания является российским налогоплательщиком, если это:

  • российская организация;
  • зарубежная организация, признанная российским налогоплательщиком международным договором;
  • зарубежная организация, управляемая из России;
  • зарубежная компания, которая работает в России через обособленные представительства.

Такие компании платят налоги по российскому законодательству.

Если организация не относится ни к одной из перечисленных категорий, находится и работает за рубежом, но сотрудничает с российскими партнерами, ей необходима справка о нерезидентстве или иной документ, который позволит избежать двойного налогообложения.

Если субъект получает доход из России, например, выплаты от российского партнера, в таком случае:

  • с одной стороны, компания или человек, как налогоплательщик другого государства, обязаны заплатить налог по своему законодательству;
  • с другой стороны, российский партнер, который перечисляет деньги иностранному субъекту, обязан, как налоговый агент, уплатить деньги в российский бюджет.

При этом ни тот, ни другой не вправе самовольно уклониться от уплаты, в итоге возникает двойное налогообложение.

Постановка на налоговый учет в РФ компании-нерезидента

Мы предлагаем услуги по постановке на налоговый учет в РФ компаний-нерезидентов, в т.ч. в связи с открытием счёта в банке на территории РФ.

В результате постановки на учет налоговый орган выдает Свидетельство о постановке на налоговый учет в РФ с присвоением Кода иностранной организации (КИО). Данное свидетельство необходимо предоставить в банк для открытия счета.

Юристы «Инпроконсалт» имеют большой опыт в получении КИО иностранной организации для открытия счета. Вот примерный перечень документов по компании-нерезиденту, необходимых для получения КИО и, в дальнейшем, для открытия счета:

  • Свидетельство о регистрации, Выписка из торгового реестра или иной официальный документ, выданный уполномоченным на то государственным органом страны регистрации, содержащий сведения о наименовании иностранной компании, номере и дате ее регистрации;

  • Учредительный договор и/или Устав или иной документ, содержащий сведения о регистрационном адресе иностранной компании;

  • Решение или Протокол о назначении Директора (или Директоров) или Выписка из торгового реестра или иной документ, содержащий сведения о Директоре или ином руководящем органе управления иностранной компании;

  • Справка из налогового органа страны регистрации иностранной компании о присвоении ей налогового номера или справка об освобождении иностранной компании от обязанности регистрации в налоговом органе;

  • Свидетельство о регистрации, Выписка из торгового реестра или иной официальный документ, выданный уполномоченным на то государственным органом страны регистрации, подтверждающий юридический статус учредителя иностранного юридического лица;

  • Доверенность на представление интересов иностранной компании в налоговом органе РФ с подписью уполномоченного лица и печатью иностранной компании.

ИНН как получить иностранному гражданину?

ИНН как получить иностранному гражданину?
ИНН выдается при постановке граждан на учет в налоговую службу. Как же иностранные граждане ставятся на учет в России?

Иностранцы, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, ставятся на учет по месту жительства или месту пребывания (статьи 11 и 83 Налогового кодекса РФ). Правила регистрации иностранцев описаны в Федеральном законе о миграционном учете № 109 от 18.07.2006.

Место жительства может быть лишь у иностранцев с Разрешением на временное проживание или с Видом на жительство. Для лиц, у которых есть только миграционная карта, место их проживания называется местом пребывания. Постановка на налоговый учет производится по месту жительства, информацию о жильцах в налоговую службу передают органы, которые занимаются регистрацией физических лиц. Если это произошло, налоговая служба обязана уведомить гражданина о постановке на учет. Этот порядок применим к иностранцам, у которых есть РВП или ВНЖ. Если уведомление из налоговой службы не дошло до иностранца, он должен сам обратиться с личным заявлением в ближайший налоговый орган по месту жительства.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства не имеет места жительства на территории России (или имеет на руках лишь миграционную карту), то по его личному заявлению место пребывания может считаться местом жительства (ст. 11 НК РФ). Процедура получения ИНН иностранным гражданином предполагает обращение в ближайшее отделение ФНС России. ИНН выдается на основании личного заявления в 5 рабочих дней. И в течение 5 дней после получения налогового номера иностранец ставится на налоговый учет.

Как узнать свой ИНН по фамилии?

Как получить СНИЛС?

ИНН и Разрешение на временное проживание

ИНН и Разрешение на временное проживание
РВП выдается иностранным гражданам не более чем на 3 года. В дальнейшем, если не сделать временную прописку, придется покинуть пределы РФ. РВП позволяет оформить ИНН по месту фактического проживания гражданина и осуществлять трудовую деятельность в пределах Российской Федерации.

РВП позволяет получать медицинскую помощь и пользоваться многими социальными услугами. Сделав РВП, иностранец не обязан получать разрешение на работу или патент, может зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя (ИП).

Аннулировать или отказать в выдаче РВП можно на основании множества причин: предоставление поддельных сведений, неснятые административные и уголовные нарушения законов и пр. Часто аннулирование заявлений на выдачу РВП происходит из-за несвоевременного получения иностранцем ИНН.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...