Обследование объекта на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обследование объекта на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязанность обеспечить пожарную безопасность недвижимости, организаций, имущественных активов, граждан предусмотрена Законами № 123-ФЗ и № 69-ФЗ. Это означает, что владельцы недвижимости и директора предприятий должны сами разработать и соблюдать меры противопожарной защиты. Однако ввиду существенной опасности, которую представляет огонь и последствия пожаров, государство контролирует соблюдение норм противопожарной безопасности. С этой целью осуществляются инспекции, проверки и аудиты госструктурами, независимыми фирмами.

6.1.1. Целями обследования являются оценка выполнения требований противопожарной защиты помещений, зданий при их реконструкции, техническом перевооружении или изменении функционального назначения объекта и разработка рекомендаций по выполнению этих требований.

6.1.2. Задачами выполнения требований противопожарной защиты на объекте являются:

— обеспечение условий для эвакуации людей наружу на прилегающую территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

— обеспечение доступа личного состава подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведение мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;

— нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания;

— ограничение прямого и косвенного материального ущерба, включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношении величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную охрану.

6.1.3. При реконструкции объектов решение этих задач может осуществляться как за счет приведения объемно-планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений в соответствие с противопожарными требованиями действующих нормативных документов, так и за счет выполнения обоснованных мероприятий, учитывающих специфику противопожарной защиты объекта и согласованных в установленном порядке

6.1.4. Задачами натурных обследований пожарной безопасности реконструируемых зданий являются:

— оценка состояния конструкций и качества выполнения строительных противопожарных мероприятий;

— оценка состояния инженерных систем и автоматических средств сигнализации и пожаротушения.

6.1.5. При оценке пожарной опасности объекта и выполнении различных противопожарных мероприятий целесообразно прогнозирование возможного развития пожара для вариантов решений исходя из вида и величины пожарной нагрузки, а также условий ее сгорания для свободно развивающегося пожара и с учетом взаимодействия предусматриваемых на объекте средств пожарной защиты.

6.1.6. При прогнозировании развития пожаров выполняется построение сценариев его развития на основе данных о категориях взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105, степени огнестойкости, конструктивной и функциональной пожарной опасности зданий и сооружений, классифицированных в соответствии со СНиП 21-01, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.

Зачем нужна и когда проводится пожарная проверка

Целями пожарной проверки может быть:

  • оценка соответствия объектов, товаров, процессов, систем и оборудования по нормативам ПБ;
  • наличие документов, которые должны быть оформлены на недвижимость, продукцию или предприятие;
  • оценка мер по обеспечению защиты с учетом класса и категорий, пожарных рисков;
  • устранение нарушений, недостатков и замечаний, ранее отмеченных инспекторами МЧС или независимыми специалистами;
  • готовность здания к вводу в эксплуатацию, в т. ч. после выполненных ремонтно-восстановительных работ, после устранения последствий пожаров и иных аналогичных ситуаций.

Текущие проверки по всем направлениям пож. безопасности компании или ИП могут проводить самостоятельно. Обычно этим занимаются должностными лица, уполномоченные директором организации по приказу, положениям, инструкциям.

При проверках МЧС заполняются специальные контрольные листы с вопросами. Там фиксируются все выявленные нарушения.

Для каких объектов экспертиза пожарной безопасности строго обязательна?

Для некоторых объектов экспертиза пожарной безопасности является строго обязательной процедурой. Полный список подобных объектов приведёт в статье закона. К объектам, которые нельзя возводить и эксплуатировать без проведения экспертизы промышленной безопасности, относятся:

  • Реконструированные объекты. В процессе реконструкции серьёзно меняются изначальные параметры и свойства объекта, прежние его характеристики становятся неактуальными из –за изменения площади, конфигурации, использования других отделочных и строительных материалов и т.д. Поэтому, чтобы убедиться в том, что объект остаётся стойким к возгоранию, рекомендуется после завершения реконструкции провести экспертизу пожарной безопасности.
  • Только что возведённые и сданные в эксплуатацию объекты. Зачастую недобросовестные подрядчики экономят на защите объекта от возгорания, используют материалы ненадлежащего качества для строительства и отделки, возводят объект с нарушением норм и требований пожарной безопасности. Чтобы выявить факты подобных махинаций строителей и монтажников, стоит после сдачи объекта в эксплуатацию озаботиться проведением экспертизы пожарной безопасности.
  • Объекты, имеющие высоту свыше 47 метров. Подобные здания относятся к высотным, и из – за большой высоты к ним предъявляются особые нормы и требования. Большая высота серьёзно затрудняет эвакуацию посетителей или жильцов в случае возгорания и увеличивает вероятность трагического исхода пожара. Именно по этой причина экспертиза пожарной безопасности для подобных зданий строго обязательна по закону.
  • Здания, часть которых находится ниже уровня земли. Подземные уровни позволяют экономить место, но эвакуация из них в случае пожара представляет собой процесс очень непростой. Поэтому для предотвращения трагических последствий любые здания, имеющие подземные парковки, этажи или гаражи подлежат обязательной экспертизе пожарной безопасности.
  • Здания, рассчитанные на одновременное пребывание огромного количества народа. К таким зданиям относятся торговые центры, театры, кинотеатры, образовательные учреждения, офисные центры, бизнес – центры и т.д. Одновременное нахождение большого количества людей на территории объекта затрудняет их эвакуацию в случае возникновения пожара. Именно из – за этого по закону запрещено эксплуатировать и возводить подобные учреждения и объекты без прохождения экспертизы пожарной безопасности.

Несколько слов о норме пожарной безопасности

Нормативная база, регулирующая вопрос проведения пожарного аудита, достаточно обширна и не позволяет ее детально рассмотреть в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся лишь списком основных документов:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ — статьи 2.4, 3.11 и 20.4;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» — статьи 1 и 6.1;
  • Федеральный закон 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — статья 144;
  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390;
  • «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304;
  • «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №272;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года №382;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденная приказом МЧС РФ от 10 июля 2009 года №404.

Пожарный аудит проводится на основании договора между собственниками или иными законными владельцами объекта защиты и экспертной организацией, для которой деятельность в области оценки пожарного риска, согласно учредительным документам, является основной, а аттестованные эксперты которой состоят в штате на основном месте работы. Недопустимо, чтобы одна и та же организация одновременно привлекалась как для пожарного аудита, так и для оказания прочих услуг в области пожарной безопасности.

На заметку

Эксперт в области оценки пожарного риска несет административную ответственность в соответствии с частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска. При этом размер наказания может быть назначен в виде штрафа размером 15 000–20 000 рублей либо в форме дисквалификации сроком от года до трех лет. Поэтому просить у экспертов положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности, по меньшей мере, не этично.

Важно понимать различия между:

  1. расчетом по оценке пожарного риска;
  2. независимой оценкой пожарного риска (НОР).
Читайте также:  Материальная поддержка семей (приемная семья)

Расчет пожарного риска — это инструмент (услуга), который нужно грамотно применять для оптимизации расходов, но в самом расчете без дополнительных мероприятий или согласования с МЧС большого смысла нет. Расчет пожарного риска как часть комплекса противопожарных мероприятий освобождает от страхов перед внеплановыми проверками.

Независимая оценка пожарного риска как форма подтверждения соответствия объекта обязательным требованиям ПБ предполагает устранение выявленных нарушений согласно установленному графику. Положительное заключение НОР может «спасти» только от плановых проверок, но при этом его нельзя назвать эффективным против внеплановых.

Предположим, что в результате проведения независимой оценки пожарного риска было выдано условно положительное заключение с графиком устранения нарушений (такое заключение должно обязательно регистрироваться в МЧС). Тем временем «в дверь стучится» внеплановая проверка. Итог — штраф или приостановка деятельности на 90 дней, поскольку все те же нарушения, что были перечислены в условно положительном заключении, выявило МЧС.

Что проверяют в ходе проверки

Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):

  • условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
  • полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
  • наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
  • общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
  • также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
  • наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.

Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:

  • наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
  • уровень защиты от коротких замыканий,
  • системы вентиляции и отопления,
  • соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.

Оформление результатов пожарных проверок

После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.

В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:

  • протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
  • бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
  • объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
  • предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
  • рапорт на увеличение срока проведения проверки,
  • документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
  • иные бумаги, связанные с этим процессом.

Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.

Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.

ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.

Выездное обследование объекта на пожарную безопасность

Гораздо рациональней воспользоваться услугой выездного обследования объекта инженером по пожарной безопасности. Стоимость такого обследования очень умеренна, а результат позволяет быть полностью уверенным в вопросах пожарной безопасности.

Генеральный директор (инженер компании) не всегда имеет возможность полноценно заниматься вопросами пожарной безопасности в организации. Однако, известно, что штрафы за нарушение требований пожарной безопасности достаточно серьезны, а иногда даже могут остановить работу предприятия. Далее происходит попытка самостоятельного поиска ответов на вопросы, но после беглого изучения информации, человек покупает огнетушители и распечатывает первую попавшуюся инструкцию о пожарной безопасности, не особо вдаваясь в подробности написанного в ней.

Вроде бы результат достигнут, время потрачено не зря, но приход инспектора пожарного надзора может лишить ложной уверенности о соответствии организации нормам. Нельзя забывать, что штрафы в отношении Юр. лица составляют от 150 тысяч рублей.

А ведь можно было нанять специалиста для обследования пожарной безопасности объекта и получить квалифицированное заключение заранее.

Порядок проведения ГПН проверок по пожарной безопасности

Кто и как проверяет на предмет противопожарной безопасности

Снижение количества пожаров, а также числа погибших и травмированных на них — одна из основных задач органов государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России. Для начала важно определиться в терминологии: под словосочетанием «юридические лица» будем понимать непосредственно юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Теперь — о правовых основах для проведения проверок. Федеральным законом N 294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» все проверки делятся на документарные и выездные, а мероприятии по надзору — на плановые и внеплановые.

Документарной проверкой считается проверка сведений, содержащихся в документах юрлица, устанавливающих их организационно — правовую форму, права и обязанности.

В ходе документарной про верки могут быть также изучены документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений органов ГПН. Документарная проверка проводится по месту нахождения соответствующего органа ГПН.

Выездная проверка направлена на то, чтобы проверить состояние используемых юридическими лицами территорий, зданий строений, сооружений, помещений и оборудования.

Также в ходе выездной проверки могут быть проверены производимые и реализуемые юрлицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований ГПН.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица или по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения мероприятия по контролю. Срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок про ведения плановой выездной проверки не может превышать50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с про ведением экспертиз или расследований на основании предложений должностных лиц ГПН, проводящих проверку, срок про ведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней для малых предприятий и не более 15 часов — для микропредприятий.

Предприниматели должны знать: любая проверка проводится на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа пожарного надзора. Проверка проводится только теми инспекторами, которые указаны в распоряжении. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа ГПН, проводящими проверку, руководителю или уполномоченному представителю юрлица, индивидуальному предпринимателю или его представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. При проведении проверки должностные лица органа ГПН не вправе: 1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа ГПН; 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица, за исключением случая проведения такой про верки по поступившему в орган ГПН обращению об угрозе возникновения пожара или нарушения требований пожарной безопасности; 3) требовать представления документов, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; 4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов; 5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 6) превышать установленные сроки проведения проверки; 7) осуществлять выдачу юрлицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. По результатам проверки инспекторами ГПН, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, заключения проведенных экспертиз, объяснения работников юрлица, на которых возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2022 году

Большое значение имеют правильно запроектированные объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий, так как от них в значительной степени зависят возможности расположения технологического оборудования, уровень организации производственных процессов, комплексной механизации и автоматизации любого предприятия. При проектировании необходимо предвидеть развитие предприятия на достаточно длительную перспективу.

Современные производственные здания проектируют и сооружают по двум конструктивным схемам:

каркасные с самонесущими стенами (не несущими стенами) или здания с полным каркасом;

с неполным (внутренним) каркасом и несущими стенами.

Наиболее часто применяют схемы зданий с полным каркасом с применением унифицированных сборных конструкций. В таких зданиях несущим элементом конструкции является каркас из внутренних элементов — колонн, жестко закрепленных в фундамент и горизонтальных элементов каркаса — балок междуэтажных перекрытий (ригелей), а также несущих элементов покрытия (балок, ферм, арок).

В каркасном здании с самонесущими стенами колонны обозначают пересечением двух взаимно перпендикулярных продольных и поперечных разбивочных осевых линий. Систему продольных и поперечных осей по рядам колонн называют сеткой колонн. В зданиях с неполным каркасом — оси по центру стены. На чертежах оси маркируют по длинной стороне цифрами слева направо, по короткой (торец) стороне — буквами русского алфавита. При назначении технологических нагрузок всегда следует иметь в виду, что преуменьшение нагрузок приводит к недостаточной несущей способности строительных конструкций, и значит, к более высокой их стоимости.

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»);
  4. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в редакции изм. №1;
  5. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Права должностных лиц проверяемого предприятия

Собственник организации имеет право на определенные действия в период осуществления контроля.

В перечень разрешенных законом действий входят:

  • При получении акта допустимо указать в документе о согласии или несогласии с выводами инспектора. Кроме того, проверяемый может сделать пометку об ознакомлении с материалом, а также дать оценку тем или иным действиям проверяющего.
  • Должностные лица объекта могут присутствовать при проведении всех проверочных мероприятий. Собственник и руководитель могут предоставлять информацию или пояснения по тому или иному вопросу. Они вправе получать интересующую их информацию в отношении действий инспектора.
  • В ходе проведения контрольных действий и по окончанию их знакомиться с промежуточными результатами и с актом проверки.
  • Имеют право на обжалование в суде либо в вышестоящей инстанции действий инспектора и выводов, обозначенных в акте. Кроме того, предприятие вправе подготовить иск на возмещение ущерба, нанесенного сотрудниками МЧС.

Следует помнить, что существует нормы, распространяющиеся на должностных лиц предприятия и инспекторов МЧС:

  • В ходе проведения мероприятий руководитель или собственник предприятия имеет право задавать вопросы инспектору. Они могут относиться к теме проверки или общему состоянию противопожарной обороны объекта.
  • Если вы в соответствующие сроки не получили уведомление и не были оповещены о визите инспектора, то в ваше отсутствие контрольные мероприятия проводиться не могут. Кроме того, следует помнить, что предоставление объяснений является поступком, носящим добровольный характер, и вы вправе отказаться от их дачи.
  • В случае вашего несогласия с информацией, изложенной в акте проверки, следует сделать соответствующие пометки в документе, прежде всего в экземплярах, остающихся у инспектора.
  • Закон не ограничивает вас во времени ознакомления с результатами контрольных мероприятий. Сразу по окончанию проверки обратитесь к инспектору с просьбой о предоставлении экземпляра.
  • Если в ходе мероприятий проверяющий нарушил ваши права, следует отразить это на страницах акта.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПТО

1. ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ:

1.1. Нормативно-технических.

1.1.1. Постановлений правительства, решений местных органов правления по вопросам пожарной охраны.

1.1.2. СНиП, СН, ПУЭ и др.

1.1.3. Правил пожарной безопасности для различных отраслей народного хозяйства (согласно действующему перечню).

1.1.4. Стандартов.

1.1.5. ГОСТ, ОСТ, ТУ на выпускаемые или применяемые в производстве вещества, материалы, изделия и производство работ.

1.1.6. Приказов, указаний, распоряжений, постановлений, информационных писем, рекомендаций, обзоров, решений коллегий МЧС РБ.

1.1.7.Ведомственных приказов, указаний, распоряжений, постановлений, решений коллегий, информационных писем, рекомендаций, обзоров.

1.2. Документов надзора, справочной и вспомогательной литературы.

1.2.1. Наблюдательного дела.

1.2.2. Описаний технологического процесса, технологических регламентов и др.

1.2.3. Справочников и технической литературы.

1.2.4. Ориентировок о пожарах, взрывах, авариях и т.п.

2. ПРОВЕРКА РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНА ГПН СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПТО, ЗНАНИЕ ИМИ:

2.1. Прав и обязанностей госпожнадзора (ЗОПБ, Положение ОГПН).

2.2. Нормативно-технических, надзорных и других документов, предусмотренных I разделом первого этапа.

2.3. Особенностей пожарной опасности объекта и состояния его противопожарной защиты.

2.4. Требований «Правил техники безопасности в пожарной службе».

3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПТО.

3.1. Оповещение администрации объекта, согласование сроков проведения ПТО и состава комиссии.

3.2. Привлечение (при необходимости) специалистов НИИ и проектных организаций для участия в разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведении пожарно-технических экспертиз. а также для участия в работе по контролю за соблюдением правил пожарной безопасности.

3.3. Согласование (при необходимости) вопросов совместных проверок с другими надзорными органами (госэнергонадзор, госсельтехнадзор, техинспекция отраслевого комитета профсоюза и т.п.).

3.4. Истребование (при необходимости) сведений и документов, характеризующих состояние пожарной безопасности объекта.

3.5. Совещание по организации проведения ПТО с членами комиссии и другими должностными лицами объекта, инструктаж их.

3.6. Оповещение персонала объекта о проведении ПТО.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1.ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДМИНИСТРАЦИИ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА:

1.1. Организационного и нормативного регламентирования противопожарной защиты (ППЗ).

1.1.1. Степени выполнения приказов, указаний, распоряжений вышестоящих ведомственных организаций по вопросам пожарной безопасности.

1.1.2. Организации контроля за выполнением собственных приказов и степени их выполнения.

1.1.2.1. Выполнение решений местных органов управления по вопросам пожарной безопасности.

1.1.2.2. Назначение ответственных за противопожарное состояние.

1.1.2.3. Порядок проведения противопожарных инструктажей и пожарно-технического минимума.

1.1.2.4. Порядок изучения мер пожарной безопасности в рамках производственного обучения.

1.1.2.5. Создание и порядок работы ПТК и ДПД.

1.1.2.6. Проведение общественных смотров противопожарного состояния.

1.1.2.7. режим работы предприятия и организация дежурства в выходные и праздничные дни.

1.1.2.8. Соблюдение противопожарного режима на объекте.

1.1.2.9. Порядок осмотра помещений перед их закрытием.

1.1.2.10. Порядок проведения огневых и огнеопасных работ.

1.1.2.11. Выполнение предписаний ГПН.

1.1.3. Организации выполнения капитальных противопожарных мероприятий.

1.1.3.1. Включение вопросов выполнения капитальных противопожарных мероприятий в планы социально-экономического развития объекта и в комплексные планы улучшения условий и охраны труда.

1.1.3.2. Выделение средств на противопожарные мероприятия и степень их освоения.

1.1.3.3. Наличие заявок на обеспечение объекта противопожарным оборудованием и их обоснованность.

1.1.3.4. Осуществление контроля за выполнением противопожарных мероприятий капитального характера.

1.1.4. Разработка мероприятий по усилению противопожарной защиты на основе анализа противопожарного состояния. Реагирование на случаи пожаров и нарушения правил пожарной безопасности.

1.1.5. Наличие и организация выполнения нормативных документов (ГОСТ, ОСТ, правила и т.п.), а также качество объектовых инструкций, памяток по обеспечению пожарной безопасности.

1.1.6. Включение вопросов обеспечения ППЗ в функциональные обязанности должностных лиц объекта.

Какие виды инструктажей по пожарной безопасности существуют:

  1. Вводный. Проводится специалистом, уполномоченным на проведение, перед тем, как новый сотрудник зайдет в первый раз на объект. Последний должен знать все возможные опасности и как с ними бороться в случае возгорания. Для инструктирования сотрудников утверждается инструкция, также могут быть использованы наглядные пособия, просмотрен фильм и иное.
  2. Первичный. И, так, сотрудник подошел на рабочее место. Теперь ему необходимо знать о возможных опасностях, с которыми он столкнется на рабочем месте. Непосредственным руководителем проводится этот вид инструктажа. Для этого вида инструктажа разрабатывается специальная программа, согласно которой подготавливается конспект.
  3. Повторный. На этом виде инструктажа руководитель рассказывает все, что и в первичном. Суть проведения — это напоминание в процессе работы о собственной безопасности. Любой работник занят производством и выполнением плана и может забыть о собственной безопасности. В процессе прохождения инструктажа сотруднику напоминают, как поступать в том или ином случае. Программа проведения инструктажа также должна быть разработана.
  4. Внеплановый. Эта разновидность инструктажа распространяется на следующие ситуации: если внедрено новое оборудования и соответственно технологические процессы; при введении в действие новой инструкции по ПБ; при возникновении возгорания; если произошел несчастный случай. Данный вид инструктажа предусмотрен в качестве напоминания или при внедрении новых правил.
  5. Целевой. Проведение данного вида инструктажа предусматривает выполнение единоразовой работы, к примеру, покраски масляной краской или растопка битумного котла. Работника перед выполнением данного вида работ необходимо проинструктировать.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки. В этом документе обязательно должно быть указано:

— наименование органа ГПН;

— вид проверки (плановая или внеплановая);

— дата выдачи документа;

— Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;

— цели, задачи и предмет проверки;

— общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;

— правовые основания проведения проверки;

— перечень мероприятий по контролю;

— список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);

— перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

— распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);

— пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Помимо этого, бывают ситуации, когда приходят несколько инспекторов. В данном случае можно отказать в доступе тем инспекторам, которые не указаны в распоряжении либо не предъявили свои служебные удостоверения.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

6.2.1. Для оценки существующего уровня противопожарной защиты и соответствия его требуемому уровню для объекта после его реконструкции при обследовании устанавливается качество выполненных на объекте противопожарных мероприятий и соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования, систем противопожарной защиты нормативным требованиям, предъявляемым к объекту после его реконструкции.

6.2.2. При реконструкции объекта необходимо иметь данные о его функциональном назначении до и после реконструкции, технологической схеме и компоновочным решениям, виде и количестве пожарной нагрузки.

Исходя из этих данных оценивается пожарная опасность процесса, в соответствии с которым определяется класс функциональной пожарной опасности реконструируемого объекта.

В процессе натурного обследования выполняется проверка объекта по параметрам, которые будут обеспечивать его пожарную безопасность после реконструкции. При этом выполняется сравнение фактических значений показателей, характеризующих пожарную безопасность, полученных при обследовании, и требуемых значений, которые устанавливаются или на основе нормативных требований, или на основе технико-экономического обоснования.

Размещение объекта

6.2.3. При рассмотрении генеральных планов определяются существующие дороги и проезды для пожарных автомобилей. В зависимости от назначения здания, его ширины проверяются их расположение и габариты в соответствии с действующими нормативными документами: СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.

Проверяются противопожарные разрывы между зданиями и другими сооружениями, их соответствие нормативным требованиям при размещении в зданиях новых процессов с учетом их категории пожарной опасности и установленной степени огнестойкости зданий.

Размещение и оснащенность ближайшего пожарного депо также должны соответствовать требованиям указанных СНиПов и НПБ 101.

Конструктивные решения зданий

6.2.4. Состояние несущих конструкций должно быть таким, при котором обеспечивается нормативный предел огнестойкости конструкции. Наличие повреждений, неправильные условия эксплуатации могут привести к тому, что при пожаре обрушение конструкций может произойти за время, меньшее нормируемого пределом огнестойкости.

Обследование включает определение следующих дефектов:

Вмятины, погнутости отдельных элементов, отверстия, не предусмотренные проектом, изгибы, отклонения от вертикали и отсутствие отдельных элементов решетки сквозных колонн;

Использование колонн в качестве опор под навесное оборудование, не предусмотренное проектом, наличие коррозии;

Для ферм и балок — искривление стержней и смятие элементов;

Не предусмотренные проектом кронштейны для прокладки коммуникаций, коробов;

Вырез отдельных элементов решетки ферм, коррозия.

Обследование производят в соответствии с пп.3.1-3.5 данной методики.

Дефекты ограждающих конструкций могут привести к несоответствию требованиям пределов огнестойкости и классам пожарной опасности, группам распространения огня и группам горючести материалов.

Оценка строительных материалов и конструкций выполняется в соответствии с классификацией и методами, принятыми в СНиП 21-01.

Для строительных материалов основных несущих и ограждающих конструкций, декоративно-отделочных и облицовочных материалов, материалов для покрытия полов, кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов устанавливаются показатели:

Горючести;

Воспламеняемости;

Распространения пламени по поверхности;

Дымообразующей способности;

Токсичности продуктов горения.

Названные показатели проверяются по проектным данным и протоколам испытаний материалов в соответствии с действующими методиками. При отсутствии данных проводятся дополнительные исследования в соответствии с действующими ГОСТами образцов материалов.

Для строительных конструкций устанавливаются:

Пределы огнестойкости;

Класс конструктивной пожарной опасности.

В зависимости от огнестойкости и пожарной опасности конструкций с учетом их фактического состояния устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания, и в зависимости от его габаритов (высоты, площади) и функционального назначения здания принимается решение о применимости в новом проектном решении.

Предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности устанавливаются для следующих конструкций:

Стены: наружные, внутренние, лестничных клеток;

Перегородки;

Отделка стен и перегородок;

Колонны;

Прогоны;

Лестницы: площадки, косоуры, ступени, отделка;

Перекрытия: над подвалом, междуэтажное, чердачное, над вестибюлем, над эвакуационными проходами, отделка, заполнение перекрытий;

Покрытия: несущие конструкции, настил, утеплитель;

Подвесные потолки: каркас подвесного потолка, заполнение каркаса, утеплитель, светильники, отделка;

Двери: полотнища, коробки, притворы;

Кровля, гравийная засыпка;

Кровли из рулонных и мастичных материалов;

Стены тамбур-шлюзов;

Стены шахт-лифтов.

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности устанавливаются или по проектным материалам, или аналитическим методом с учетом состояния строительных конструкций.

Проверяется выполнение требований по предотвращению распространения горения внутри конструкций, недопущению пустот в конструкциях, ограниченных горючими материалами.

Во взрывопожароопасных производствах проверяются легкосбрасываемые конструкции. Площади легкосбрасываемых конструкций рассчитываются во взрывоопасных помещениях проектируемого объекта. Проверяется конструктивное решение, обеспечивающее раскрытие проемов при избыточном давлении взрыва, в соответствии со СНиП 31-03.

При выполнении утепления фасадов и покрытий проверяется соответствие требованиям к конструктивному решению кровель, наружных стен и облицовок.

В случае выполнения на объекте огнезащиты строительных конструкций оцениваются эффективность средств огнезащиты, ее состояние, возможность периодического обследования и замены.

Для объектов со сгораемыми элементами кровли проверяется выполнение разделения кровли на участки, ограниченные негорючими поясами.

Объемно-планировочные решения зданий

6.2.5. На основании данных обследования конструктивного решения здания устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания. В зависимости от габаритов здания (высоты, площади) и функционального назначения здания (категорий пожарной опасности) принимается решение о применимости в новом проектном решении.

Рассматриваются схема размещения помещений, участков и процессов с различной пожарной опасностью, размещение пожароопасных помещений в зданиях с массовым пребыванием людей.

При изменении функционального назначения площадь и высота зданий устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами на проектируемый объект. Площадь пожарных отсеков и секций должна соответствовать размерам, указанным в СНиПе для степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории пожарной опасности здания.

Определяется в соответствии с нормами правильность разделения помещений в подвале, в пределах этажей, в чердачных помещениях, проверяется наличие окон с приямками в подвалах.

Определяется выполнение нормативных требований по размещению взрыво- и пожароопасных процессов у наружных стен или кровли.

Размещение административно-бытовых помещений в пристройках, во встройках или вставках должно отвечать требованиям СНиП 2.09.04.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...