Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ИП и ООО в ювелирной отрасли, имеющие доход до 219,2 млн рублей в год и до 130 сотрудников в штате, могут применять упрощённую систему налогообложения (УСН). ИП могут выбрать и патент при доходе менее 60 млн рублей и не более 15 человек в штате.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
- Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
- Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
- Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
- Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
- Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.
Производители и продавцы ювелирных изделий не смогут применять УСН и патент с 1 января 2023 года. Такие изменения вносит Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.
Как сказано в пояснительной записке, переход на общую систему налогообложения (ОСНО) позволит:
- Выровнять условия для всех участников рынка и исключить возможность дробления крупных компаний на более мелкие для ухода от уплаты налогов;
- Не допустить производства ювелирных изделий из инвестиционных слитков, приобрётенных физлицами без уплаты НДС;
- Повысить уровень налоговых поступлений в бюджет на 20−30 млрд рублей.
Как сейчас платит налоги ювелирный бизнес?
Юрлица и ИП на УСН не платят НДС. Их налоговая нагрузка зависит от выбранного объекта налогообложения и дохода:
-
если доход не более 164,4 млн рублей, с объекта «доходы» уплачивают 6 %, а с «доходы минус расходы» — 15 %;
-
если доход от 164,4 до 219,2 млн рублей, уплачивают 8 % с объекта «доходы» или 20 % с «доходы минус расходы».
Как рассчитать налоговую нагрузку
Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).
Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.
Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.
Показатели | Показатели налоговой нагрузки | Отклонение от среднеотраслевой нагрузки |
---|---|---|
Среднеотраслевая | Фактическая * |
Формулы расчета прибыли предприятия
Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…
Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия
НАИМЕНОВАНИЕ | ФОРМУЛА |
Формула расчета чистой прибыли | Пчист. = Поперац. – Нприб. |
Формула расчета выручки | В = Сед. * Кпрод. |
Формула расчета маржинальной прибыли | Пмарж. = В — Зперем. |
Формула расчета валовой прибыли | Пвалов. = В – Спроизв. |
Формула расчета прибыли от реализации | Преализ. = В – Сполн. |
Формула расчета балансовой прибыли | Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч. |
Формула расчета операционной прибыли | Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл. |
Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании
Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:
- Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
- Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
- Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
- Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
- Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
- Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
- Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень
НДС к оплате.
На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:
- Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
- Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
- Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
- Полученные авансы также увеличивают базу;
- Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.
Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.
Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.
Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.
Контроль допустимого уровня нагрузки
Мало рассчитать нагрузку и сравнить ее с установленной нормой. Чтобы не давать поводов для проверок налоговой, нагрузка должна адекватно соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Сейчас у налоговых органов есть право просматривать сведения за предшествующие три года и принимать их во внимание. Если нынешняя нагрузка будет резко отличаться от показателей за предыдущие годы, ИФНС потребует объяснить такую разницу или отправится к вам с личной проверкой.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Оценка налоговых рисков
Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100% результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменен подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которой выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства. Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.
В мае 2020 года ФНС России актуализировала показатели для самостоятельной оценки налоговых рисков. Они включают 2 группы показателей:
- перечень среднеотраслевого показателя налоговой нагрузки за 2018 год;
- перечень среднеотраслевых показателей рентабельности деятельности (проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов) за 2020 год.
Отметим, что критерии оценки налоговых рисков ФНС обновляет ежегодно в соответствии со своим базовым приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция).
Суть в том, что среднеотраслевые показатели за 2020 год позволяют налогоплательщикам в 2020 году (и вплоть до утверждения более актуальных значений):
- сравнивать показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями риска;
- добровольно уточнять налоговые обязательства перед бюджетом, что уменьшает риск назначения выездной ревизии.
Также см. «Основания для выездной налоговой проверки».
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
- Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
- Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.
Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль
Право на вычеты есть только у налогоплательщиков НДС, не применяющих освобождение от этого налога. Следует иметь в виду, что если доля вычетов за четыре последних квартала окажется равной 89 процентам от суммы начисленного налога или более, лучше отложить часть вычетов на следующий квартал. Ведь это является поводом для выездной налоговой проверки (п. 3 Приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Тем более вычет «входного» НДС сейчас можно заявлять в течение 3 лет после принятия на учет товаров (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Отметим, что иногда на практике налоговые органы просят налогоплательщика пояснить причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС. Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Для того чтобы рассчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов.
Приведем пример. Допустим, у организации начисленный НДС составил 3 500 000 рублей. Вычеты НДС за этот период предоставлены в сумме 3 150 000 рублей. Доля вычетов составит 90 процентов (3 150 000 рублей / 3 500 000 рублей x 100 процентов). Поскольку показатель оказался выше предусмотренного налоговыми органами норматива 89 процентов, есть вероятность включения организации в план выездных проверок.
Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА
Пояснения для обоснования низкой налоговой нагрузки
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
-
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
-
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
-
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
-
повышение эффективности деятельности институтов развития;
-
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
При расчете показателя учитываются все налоги, исчисленные компанией как налогоплательщиком, так и агентом по налогам:
- на прибыль;
- на имущество, землю, транспорт;
- НДС;
- НДФЛ.
Не нужно учитывать таможенные пошлины и ввозной НДС.
Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2017 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2017 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.
Если организация имеет неудовлетворительные значения показателя, то, как было сказано выше, она попадет под более пристальное внимание контролирующих органов. Вначале ИФНС запросит у компании пояснения, на которые следует ответить. Ведь снижение уплачиваемых налогов может быть вызвано объективными причинами, например:
- падение спроса на реализуемые товары и услуги;
- рост цен на закупаемые материалы и комплектующие;
- рост иных расходов (например, в связи с модернизацией производства).
Сам по себе результат не может служить доказательством неуплаты налогов организацией. Доначисление налогов и штрафов ФНС может осуществить только при выявлении нарушений НК РФ при проведении выездной или камеральной проверки.
Несоответствие показателя критериям оценки по среднеотраслевому уровню не является единственным критерием для вынесения решения о проведении выездной проверки. Все критерии оценки будут анализироваться в комплексе. Кроме открытых данных о рискованности деятельности компаний, существуют еще те, которые ФНС не раскрывает широкой общественности. Но если вы хотите избежать повышенного внимания контролирующих органов, следует следить за соответствием нагрузки по налогам среднеотраслевым показателям. Иногда бывает необходимо направить письмо в ФНС с разъяснением причин возникших неудовлетворительных показателей.
Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС
Фискальные платежи — это основная доходная составляющая государственного бюджета. То есть от суммы собранных налогов, сборов, пошлин и иных платежей зависит благосостояние страны в целом. Следовательно, снижение фискальных поступлений в бюджеты отрицательно сказывается на российской экономике. Чтобы исключить неблагоприятные обстоятельства, налоговики занимаются планированием. То есть представители ФНС устанавливают определенный минимум по уплате фискальных платежей в бюджеты. Исходя из данного экономического показателя, для всех налогоплательщиков устанавливается налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.
Иными словами, чиновники регламентируют минимальный лимит, сколько должен уплатить налогов в бюджет конкретный хозяйствующий субъект в зависимости от вида осуществляемой деятельности, объемов производства, масштабов компании, размера штатной численности и прочих критериев.
Если компания не выполнила установок ФНС, то есть заплатила меньше налогов, чем нужно, такая ситуация не останется без внимания. Инспекторы пригласят руководителя на беседу, если отклонения незначительны. А вот при существенных недоплатах, будет инициирована выездная проверка.
Отметим, что речь идет о снижении сумм налоговых отчислений. Например, в компании существенно снизился налог на прибыль (снизилась налогооблагаемая база). Недоимки и задолженности к данной теме относить не следует.