Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в
Кто может претендовать на улучшения
Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :
- Малоимущие граждане
Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,
- инвалиды,
- ветераны войны,
- несовершеннолетние дети и сироты,
- герои СССР, герои РФ,
- работники спасательных служб, служащие полиции,
- граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
- граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
- граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
- граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.
Почему могут отказать в предоставлении льготы?
Отказать могут по следующим причинам:
- Пакет документов собран не в полном объеме;
- Сведения даны неправильно или неправдиво;
- Семья ранее уже участвовала в других программах;
- Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
- Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
- Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.
Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.
Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.
За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.
В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.
Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.
Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, как и любой другой процесс, требует документального оформления. И чтобы провести его, придется собрать определенный пакет «бумаг». В противном случае можно вовсе забыть о нашей сегодняшней задумке. Вас попросту не смогут признать нуждающимися при недоимке каких-то документов! Учтите это — заранее подготовьте полный перечень (желательно с копиями) перед обращением в органы местного самоуправления. Именно туда придется подавать заявление на постановку на учет. Итак, подготовьте:
- паспорта заявителей;
- заявление о постановке на учет на получение социального жилья;
- справки о доходах (всех лиц, проживающих на территории квартиры);
- свидетельство о браке;
- свидетельства о рождении детей;
- выписка из домой книги (с подлинником);
- технический паспорт жилья;
- документы, подтверждающие права на квартиру (договор найма, свидетельство о собственности);
- выписка из БТИ;
- все документы о недвижимости, которая есть у проживающих.
С указанными документами придется обратиться в органы местного самоуправления и подать заявление для постановки на очередь на получение социального жилья. Ваша заявка будет рассмотрена. И если вы не будете признаны нуждающимися, получите письменный ответ с обоснованием решения.
Плюсы и минусы оформления статуса
Признание семьи нуждающейся в улучшении условий жизни, обладает как плюсами, так и некоторыми недостатками.
Преимущества |
Минусы |
При наличии доказательств плохих условий проживания действительно выдается новое жилье |
Требуется подготовить много документации |
Площадь новой квартиры будет полностью соответствовать необходимым нормам |
Нередко граждане получают отказ, поэтому приходится обращаться в суд |
Выдается жилье, являющееся пригодным для жизни, а также комфортным, поэтому к нему подведены все нужные коммуникации |
Стоять в очереди семья может на протяжении долгих лет, а при этом не допускается самостоятельно улучшить условия жизни |
Для многих людей, обладающих невысокими доходами, именно возможность признания нуждающимися в жилье является единственной возможностью для улучшения условий жизни.
Предоставление жилья для нуждающихся осуществляется в очередном порядке (кроме случаев, когда в законе указано, что квартиры выдаются для определенных лиц вне очереди – например, жителям аварийных домов, признанных непригодными для проживания).
Если речь идет о договоре соцнайма, то для его заключения необходимо встать в очередь и дождаться ее наступления. Для принятия на учет нужно:
- подать заявление в муниципалитет (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ);
- получить расписку, где будет указано – какая документация может быть истребована в порядке межведомственного взаимодействия, а какую придется принести самостоятельно;
- подать те документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;
- подождать 30 дней – в течение этого срока будет принято решение о постановке на учет / отказе в постановке (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ).
Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
«Электронный журнал «Азбука права», 12.03.2021 |
Кто имеет право на получение жилья вне очереди?
Вне очереди жилые помещения вправе получить граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, дети-инвалиды — сироты, проживающие в организациях социального обслуживания, педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и др. |
Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ).
Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.
В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.
Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).
В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.
Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период
1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
Кто нуждается в улучшении жилищных условий по закону
Законодательство РФ определяет категории персон, которые могут рассчитывать на получение жилплощади. При этом нужно учитывать требования, отмеченные в НПА.
Выделяют такие группы лиц:
- малообеспеченные семьи;
- лица, лишенные родительской опеки;
- несовершеннолетние дети и дети-сироты, которые находятся на государственном обеспечении;
- иностранцы и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно с договоренностями, подписанными на мировом уровне;
- участники БД, ветераны ВОВ и военные, получившие инвалидность, исполняя служебный долг;
- военные, отправленные в запас по возрасту, прослужившие не менее 10 лет, а после кончины — ближайшие члены семейства;
- уволенные из МВД, МЧС и иных специализированных служб;
- семьи, где есть инвалиды I и II групп, а также нетрудоспособные, ликвидаторы последствий взрыва на ЧАЭС;
- сотрудники гос.органов (служб спасения, правоохранители, прокуратура, работники суда и т.д.).
Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий военнослужащего
Военный вправе полагаться на единовременную материальную выплату от державы на повышение качества жилплощади, если был признан нуждающимся, согласно законодательных норм и отслужил не менее десяти лет.
Законодательно обозначен конкретный список причин, признающих военного имеющим необходимость в повышении качества жилплощади:
- аренда жилья долгое время, не имея другой жилплощади;
- не располагает своим жильем;
- владеет жильем, размеры которого меньше законодательно зафиксированных стандартов;
- сожительство в одном жилище с семьями, в которых присутствуют тяжелобольные, что исключает сожительство;
- сожительство в смежных комнатах с особами, не являющимися родственниками;
- размещение в коммуналках либо служебной жилой площади;
- существующая жилая площадь пребывает в состоянии, нарушающем санитарные условия и иные требования.
Для получения материальной выплаты нуждающемуся военному требуется посетить жилищную комиссию воинской части либо отдел местной администрации по месту несения службы, прихватив с собою следующие документы:
- заявление;
- паспорт личный, в том числе и каждого члена его семьи. Для отпрысков младше 14 лет предоставляется копия свидетельства о рождении;
- документ, констатирующий факт регистрации семейных отношений (при наличии);
- копию финансово — лицевого счета с места проживания за минувшие 5 лет;
- формулярный список и справка о несении воинской службы;
- сведения о фактически прописанных людях;
- копию бумаг, констатирующих право на дополнительную квадратуру;
- в ситуациях предполагаемого освобождения от должности в связи с плохим состоянием здоровья, либо согласно плановых организационных мероприятий, справку с обозначением срока ожидаемого ухода со службы.
Отказ или одобрение по заявлению принимаются в течение 30 дней со дня подачи. Ответ направляется заявителю в утвержденной форме. Необходимо подчеркнуть, что военные, имеющие ряд оснований с целью получения денежной помощи, вправе использовать только одно из них.
Официальный портал города Оренбург
- ВНИМАНИЮ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ – УЧАСТНИЦ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
- С 2018 года изменен период подачи заявления о предоставлении социальной выплаты в планируемом году. Заявления и справки о доходах принимаются в Управлении
- с 01 марта по 25 мая текущего года.
Целью Подпрограммы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий путём предоставления социальной выплаты (т.е. средств федерального и (или) областного и местного бюджетов на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилого помещения.
Молодая семья — семья, состоящая из супругов без детей, из супругов или одного родителя при неполной семье и одного и более несовершеннолетних детей. Возраст супругов (родителя) не должен превышать 35 лет.
Возраст членов семьи устанавливается на день принятия исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом (текущем) году.
Ребенок, создавший свою семью, не включается в члены молодой семьи независимо от его возраста.
- Условия, при выполнении которых молодые семьи ставятся на учет в качестве участниц Подпрограммы:
- 1) возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Условие по превышению 35-летнего возраста устанавливается на момент утверждения государственным заказчиком Подпрограммы списков молодых семей, включенных в претенденты или резерв на получение социальной выплаты в планируемом году;
- 2) все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области. В случае регистрации супругов по месту жительства в разных муниципальных образованиях области постановка на учет молодой семьи в качестве участницы подпрограммы осуществляется в органе местного самоуправления по месту постоянной регистрации одного из супругов или по месту постоянного проживания молодой семьи (на основании решения суда);
- 3) только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации;
- 4) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (по городу Оренбургу учетная норма — 13,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи).
- Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
- 5) молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
- Основаниями для отказа во включении молодой семьи в число участниц Подпрограммы являются:
- 1. несоответствие молодой семьи условиям Подпрограммы;
- 2. непредставление или неполное предоставление документов (необходимых для принятия решения о постановки молодой семьи на учет), указанных в условиях Подпрограммы;
Перечень документов для признания нуждающимся в жилье для военнослужащих
Для признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации…, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются — нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется — структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи; (утратил силу. — Приказ Министра обороны РФ от 28.05.2012 N 1350)
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
г) утратил силу. — Приказ Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509;
д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
(пп. «д» в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509)
е) утратил силу. — Приказ Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509;
ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи; (утратил силу. — Приказ Министра обороны РФ от 28.05.2012 N 1350)
и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
(пп. «и» введен Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509)
В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте «д» настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509)
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Список необходимых документов
Независимо от формы улучшения жилищных условий военнослужащему нужно встать на учет по нуждаемости. Для этого требуются документы:
- заявление о постановке на учет – скачать бланк и образец заполнения;
- по составу семьи: копии паспортов, свидетельств о рождении, о заключении/расторжении брака, справка о составе семьи или выписка из домовой книги;
- финансовые лицевые счета по месту жительства за последние 5 лет;
- по жилым помещениям: справка о необеспеченности жильем, выписки из ЕГРН по недвижимости на каждого члена семьи, сведения об отсутствии жилья – скачать бланк и образец заполнения;
- справка о прохождении военной службы.
Точный перечень рекомендуется уточнить перед подачей документов в воинской части.
Кто имеет право на помощь от государства
Как указано в Жилищном кодексе РФ (ч. 1 ст. 49), по договору найма человеку предоставляется жилье из государственного или муниципального фонда. Тем не менее такое право имеют не все граждане. Прежде всего, согласно тому же кодексу, на учет могут встать малоимущие. В Конституции РФ есть закон о порядке определения доходов и стоимости имущества, принадлежащего семье, которое подлежит налогообложению. Подсчет доходности делается для того, чтобы признание малоимущим гражданином было объективным.
Как говорится в третьей части кодекса, жилье могут получить лица и по другим законам или по указу Президента РФ на основании того, что они нуждаются в помещении. Данное жилье выдается в порядке, предусмотренном в кодексе или на другом законном основании, в том числе и по указу главы государства. Данная норма предполагает постановку на учет таких граждан:
- ветераны войны,
- инвалиды,
- несовершеннолетние дети и сироты,
- оставшиеся без заботы родителей,
- работники спасательных служб, полиции и др. Всего существует около 15 законов, связанных с данной темой.
Стать на учет могут категории людей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые не являются нанимателями социального жилья или членами семьи съемщика, а также не числятся владельцами помещений и не входят в семью владельцев. Также такое право имеют граждане, не обеспеченные достаточной жилплощадью или если она не отвечает установленным требованиям для проживания. Если человек находится в одной квартире с несколькими семьями или в семье есть больной хронической болезнью, которая не позволяет сожительствовать с ним, то в таком случае также можно становиться на учет. Список заболеваний, которые являются уважительными в этом случае, устанавливается специальным органом власти.
Для понимания первой части кодекса нужно разобраться с понятием члена семьи съемщика или собственника. К таким относятся лица, совместно проживающие с владельцем жилого помещения, а именно:
- супруг (-а);
- родители;
- дети;
- иные родственники.
Кроме того, членами семьи могут быть признаны нетрудоспособные жители квартиры (дома) и в редких случаях другие люди, вселенные хозяином на правах члена семьи. Особое внимание следует обратить на то, проживают ли вместе эти родственники.