Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наблюдение как стадия банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Четкий регламент признания банкротства определен в соответствующем федеральном Законе РФ № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее – Закон). Именно в этом нормативно-правовом документе утвержден последовательный механизм введения обязательных этапов банкротства юрлиц. Одной из значимых и первой стадий признано наблюдение, по итогам которого выносится решение об официальном запуске дела о несостоятельности или же об отказе в его возбуждении. Во втором случае предполагается, что финансовые трудности организации носят временный характер и имеются возможности для реабилитации платежеспособности.
Что такое процедура наблюдения
Введение наблюдения предполагает, что юрлицо соответствует критериям несостоятельности, то есть имеет неисполненные обязательства со сроком задолженности свыше 3 мес. (п. 2 стат. 3 Закона). Подача в суд заявления может быть выполнена самим юрлицом или же по инициативе его кредиторов, включая банки, налоговые органы, социальные фонды и других заинтересованных лиц. Однако провоцирование неплатежеспособности, а точнее намеренное создание признаков фиктивного банкротства, строго карается и преследуется уголовным законодательством РФ.
Максимальный период рассмотрения поданного заявления равен 1 мес. По итогам проверки обоснованности документа, то есть изучения признаков несостоятельности и реального финансового положения предприятия, суд или отказывает в инициировании дела или же выносит решение о запуске процесса банкротства и вводит первый его этап – наблюдение. Для чего проводится это мероприятие?
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Финансовое оздоровление
Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.
Инициировать введение процедуры оздоровления могут:
- учредительный орган;
- уполномоченный собственником сторонний орган;
- заинтересованные третьи лица.
Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.
В обязанности управляющего входят следующие задачи:
- учет требований кредиторов;
- организация собраний кредиторов;
- предоставление информации о проводимом оздоровлении;
- контроль погашения задолженности.
Заключительный этап процедуры наблюдения связан с финансовым анализом полученной информации. Временный управляющий должен дать заключение (отчет) в арбитражный суд, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, где решается дальнейшая судьба должника (п. 1 ст. 73, ст. 74 Закона о банкротстве):
- вести финансовое оздоровление;
- введение внешнего управления;
- обращение в суд в целях признания должника банкротом и открытие конкурсного производства.
В процедуре наблюдения последнюю точку ставит арбитражный суд. Руководствуясь заключением первого собрания кредиторов и законом, суд:
- принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо
- выносит определение о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо
- утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Анализ финансового состояния должника на стадии наблюдения
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках, вести реестр требований кредиторов, принимать меры по защите имущества должника.
Согласно части 1 статьи 67 закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Права и обязанности внешнего управляющего
Назначенный судом управляющий в рамках своих полномочий может:
- контролировать правильность заключения сделок, информировать суд о контрактах, содержащих нарушения законодательства;
- учитывать кредиторские требования, оспаривать заявления, поданные с нарушением срока или правил их подачи;
- уведомлять кредиторов о старте процедуры;
- вести реестр требований в разрезе кредиторов, сумм обязательств должника;
- принимать все доступные меры для обеспечения сохранности активов;
- участвовать в заседаниях суда;
- получать сведения о хозяйственной деятельности должника, необходимые для исполнения предусмотренных федеральным законодательством обязанностей;
- созывать и проводить собрания кредиторов;
- отчитываться арбитражному суду о ходе процесса, достигнутых результатах;
- доказать суду необходимость ликвидации организации или проведения ее финансового оздоровления;
- отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
Чтобы процедура наблюдения при банкротстве юридического лица проходила в правовых рамках (ст.65-67 закона №127-ФЗ), временный управляющий обязан:
- добросовестно провести оценку деятельности компании, достоверно оценить перспективы восстановления ее финансовой состоятельности;
- предоставить суду независимое заключение на основании полученной информации;
- контролировать действия руководства, учредителей;
- препятствовать попыткам недобросовестного обогащения со стороны кредиторов;
- предпринять все дозволенные меры для обеспечения сохранности активов и документации;
- провести первичное собрание кредиторов, оказать помощь в формировании совета;
- своевременно доложить суду о проделанной работе.
Если на внешнего управляющего оказывается давление, он обязан сообщить об этом суду.
Ограничения для должника
Ст.64 закона №127-ФЗ определяет порядок действий компании, в отношении которой осуществляется наблюдение. Здесь приведен перечень запретов при заключении сделок:
- подписание контрактов на отчуждение имущества стоимостью свыше 5% суммарных активов фирмы (без согласования с управляющим);
- получение, выдача займов, отчуждение имущества, продажа, покупка ценных бумаг;
- изменение правовой формы бизнеса путем слияния, присоединения, разделения, выделения;
- создание новых юрлиц, открытие/закрытие филиалов;
- эмиссия облигаций;
- распределение чистой прибыли, начисление/выплата дивидендов;
- выкуп размещенных акций, выход учредителей из общества;
- участие в объединениях юрлиц (ассоциациях, холдингах, саморегулируемых организациях);
- подписание договоров простого товарищества.
Суть процедуры наблюдения
Процедура наблюдение при банкротстве юридического лица позволяет понять:
- возможно ли наладить финансовые дела фирмы,
- рассчитаться с кредиторами без продажи оборудования и недвижимости,
- восстановить деятельность.
Юридическому лицу предоставляется возможность временно осуществлять свою работу без необходимости делать выплаты в этот период. То есть организация функционирует в обычном режиме, что позволяет:
- Полностью изучить положение дел компании, оценить ее финансовые возможности и имущество, проверить активы.
- Установить возможности возвращения учреждению платежеспособности.
- Разработать план мероприятий по возвращению платежеспособности и возвращению нормального функционирования.
- Установить реальные сроки восстановления, необходимые для этого ресурсы.
- Провести полный анализ деятельности компании и установить причины, приведшие к неплатежеспособности.
- Принять решение относительно дальнейшей судьбы фирмы.
На этот период арбитражный суд назначает временного управляющего, в обязанности которого входит ведение дел организации, проведение всех необходимых процедур и мероприятий. Результаты этого этапа являются важным основанием для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве и принятия решения относительно фирмы-должника.
Первое собрание кредиторов в период наблюдения
Первое собрание кредиторов — основной этап процедуры наблюдения при банкротстве. Это мероприятие, на котором решается, какая процедура последует после: внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство. Также возможно принятие мирового соглашения.
В нем участвуют кредиторы, успевшие предъявить свои требования за отведенное время и включенные судом в реестр. Проводится оно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока, отведенного на процедуру наблюдения.
На рассмотрении собрания могут находиться следующие вопросы:
- Создание комитета, состоящего из кредиторов, определение его членов и полномочий.
- Определение кандидатуры арбитражного управляющего, выдвижение дополнительных требований к нему, а также к внешнему и конкурсному управляющему (в зависимости от того, какая процедура последует).
- Необходимо ли проводить процедуру финансового оздоровления или внешнего управления для компании-должника.
- Решение об обращении с ходатайством для инициализации процедуры конкурсного производства.
- Обсуждение прочих вопросов, важных для дела о банкротстве и предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Все решения принимаются на основании отчета о делах организации-должника и ее дальнейших перспективах. Если сохранение деятельности компании целесообразно, то далее следует финансовое оздоровление или внешнее управление.
При невозможности восстановления деятельности и платежеспособности, принимается решение об обращении в судебный орган с ходатайством об инициализации конкурсного производства. Данная процедура почти всегда приводит к ликвидации компании и, следовательно, ее исключение из Единого гос. реестра юридических лиц.
Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации
Предельная продолжительность первого этапа (от принятия иска арбитражным судьей до отправки результатов наблюдения временным управляющим) равна 7 месяцам. Около месяца уходит на проверку обоснованности отраженных в заявлении сведений и назначение управляющего из числа претендентов. Еще 6 месяцев может длиться само наблюдение.
Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании полученных данных признал долг перед Сбербанком.
Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап уходит в среднем 5 месяцев. Объясняется этот факт тем, что несостоятельному юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению). Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.
«В редких случаях в связи со сложностью дела допускается продление наблюдения. Решение по вопросу принимает суд».
Вводя наблюдение над финансово несостоятельной компанией, суд рассматривает возможность ее дальнейшего существования. Если он приходит к положительному решению, организации дается время для восстановления экономического положения и погашения имеющихся долгов. В тех случаях, когда реанимация бизнеса нецелесообразна, инициируется ликвидация должника и частичное погашение обязательств перед кредиторами за счет продажи имущества.
В обоих случаях в ходе надзорных мероприятий решаются следующие задачи:
- формирование реестра кредиторов;
- оценка суммы предъявленных требований;
- обеспечение сохранности активов;
- определение дальнейшей судьбы компании (финансовое оздоровление либо ликвидация).
Если принято решение о ликвидации фирмы, временный управляющий обязан провести общее собрание кредиторов, ознакомить их с первичными результатами, предложить дальнейший план действий по погашению долгов. Очевидно, что от добросовестности и эффективности его действий зависит то, как будет организована процедура, какими окажутся ее итоги. Оптимальный результат достигается, если управляющий и кредиторы преследуют общие цели.
За свою деятельность временный управляющий получает вознаграждение, величина которого зависит от суммы удовлетворенных обязательств. Поэтому он заинтересован, чтобы при банкротстве были максимально учтены интересы кредиторов. Гонорар управляющего указывается в заявлении на банкротство и одобряется арбитражным судом.
Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия
Вопрос с назначением временного управляющего решает суд. Статус назначенного субъекта позволяет ему иметь доступ к документации, базе сделок. Сведения, с помощью которых можно было бы успешно провести кампанию по возвращению долгов кредиторам, должны попасть в распоряжение управляющего.
Управляющий назначается на определенный срок, поэтому и называется временным. Процедура наблюдения реализуется при его непосредственном участии. Как только мероприятия первого этапа процедуры банкротства будут завершены, временный управляющий должен передать материалы в суд. Вместе с передаваемыми документами отправляется отчет о деятельности. Детальный анализ финансового положения должника, заключение относительно дальнейших действий (возможно ли восстановление, как предполагается его достижение) – неотъемлемые данные, которые должны оказаться перед судьей.
В чем заключается смысл процедуры
Нестабильная экономическая ситуация, отсутствие у ТОП-менеджмента достаточной квалификации для принятия правильных управленческих решений, низкая квалификация персонала нередко приводят к ошибкам в ведении дел. Некоторые из них, например, потеря оборотного капитала, могут оказаться фатальными для бизнеса.
Если компания не рассчитывается по обязательствам более 90 дней и их сумма превышает 300 тыс. руб., то кредитор вправе обратиться в суд с иском о признании должника финансово несостоятельным.
Ход банкротства регулируется законом №127-ФЗ, где приведены главные признаки несостоятельности, определен круг лиц, участвующих в процедуре, прописаны права и обязанности должника и кредиторов. Там же указано, что, независимо от причины банкротства, проводить его должен назначенный судом управляющий.
Введение наблюдения при банкротстве осуществляется при наличии к тому оснований, изложенных в ст.42, 48, 62 закона №127-ФЗ. Если требования заявителя соответствуют указанным в акте нормам, они считаются обоснованными. Тогда запускается процесс признания должника несостоятельным.
Первая стадия – наблюдение – носит обязательный характер. Она нацелена на всесторонний анализ финансового положения компании, сохранение имущества должника, денежную оценку основных средств, сопоставление размера активов и обязательств, подготовку документов по кредиторским требованиям. Расчет по накопившимся долгам при этом не производится. Процедура помогает тщательно изучить потенциал компании, принять решение о возможности ее санации.