Гражданско-правовой статус акционерного общества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданско-правовой статус акционерного общества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Уставный капитал и типы акций

Совокупная стоимость акций, выпущенных АО, именуется уставным капиталом. Объем и стоимость ценных бумаг определяются в момент учреждения АО или после этого со стороны владельцев акций.

В момент создания акции распределяются между учредителями в соответствии с внесенными долями капитала. После внесения полной суммы уставного капитала разрешено объявлять открытую подписку.

Каждый год АО оценивает стоимость собственных активов и сравнивает их с уставным капиталом. Если активы ниже капитала, то АО должно снизить уставный капитал или увеличить стоимость активов. При фиксации стоимости активов ниже минимального порога уставного капитала общество ликвидируется.

Увеличить уставный капитал можно повышением цены или количества акций. Одно из преимуществ АО — это возможность получения дополнительного финансирования при привлечении новых акционеров, вкладывающих средства в развитие компании путем покупки ее ценных бумаг.

Уменьшение уставного капитала — следствие снижения цены на акции, а также погашения их части самим обществом.

Распространены два основных типа акций:

  1. Обычные дают владельцу право голоса на общем собрании и на дивиденды, а при ликвидации АО — на часть его имущества в денежном эквиваленте.
  2. Привилегированные ценные бумаги дают владельцу доход, исчисляемый от ставки дивидендов, но не предоставляют ему право голоса (исключая вопросы ликвидации и реорганизации). По акциям данного вида также определяется ликвидационная стоимость, выплачиваемая владельцу в случае прекращения существования АО. Размер выплат составляет фиксированную сумму или % от стоимости.

Акционерное общество (АО) — способ организации бизнеса

К выбору подходящей формы собственности, собственник должен подходить внимательно до создания предприятия. От правильно выбранной формы зависят правила, по которым будет организована работа. Акционерные общества открываются для массового привлечения больших капиталов, когда займ и краудфандинг не подходит.

Акционерное общество имеет следующие особенности:

  • Только владельцы ценных бумаг могут получать дивиденды из чистой прибыли;
  • Все участники, так или иначе, имеют полное право на участие в управлении организацией;
  • Пропорциональное распределение рисков;
  • Эффективная организация управленческой работы достигается за счет нескольких полномочных органов.

Отчетность таких предприятий делится на две составляющие:

  • Обязательные отчеты, установленные законом на регулярной основе;
  • Внутренние отчеты, определенные внутренними документами организации.

Глава 70, положения ЦБ РФ от 30.12.14г. №454-П перечисляет обязательные сведения, которые должны присутствовать в ежегодном отчете о деятельности предприятия. Бухгалтерский отчет необходим для отражения финансового состояния организации.

Ст. 5 ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ предусматривает обязательный аудит на бухгалтерскую отчетность, а также накладывает на ПАО обязательство публиковать официальную отчетность в общедоступных источниках (например, на официальном сайте компании). Ежегодные отчеты обязательно должны составляться и размещаться в двух вариантах:

  • Формат, принятый Российским законодательством;
  • Международный формат.

Сокрытие публичной информации наказывается штрафом, в соответствии с КоАП РФ (ст.15.19, п.2).

Исходя из легальных определений, акционерное общество — это коммерческая организация, а конкретнее хозяйственное общество, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры, при этом, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Как мы видим, законодатель, раскрывая суть акционерного общества, указал на его принадлежность к определенной группе юридических лиц, а также обозначил главные характеристики акционерного общества как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица.

При этом некоторые характеристики, такие как обязательственная природа прав участников, а также отсутствие ответственности акционеров по долгам организации, применимы и к другим юридическим лицам, к примеру, обществу с ограниченной ответственностью, в то время как разделение уставного капитала на акции — принадлежит только акционерным компаниям.

Выделение в дефиниции указанных признаков далеко не случайно и имеет глубокую основу: в конечном счете в них высвечиваются сами предпосылки появления и повсеместного распространения акционерной формы предпринимательства, призванной, с одной стороны, максимально обеспечить приток и концентрацию разрозненных капиталов, а с другой — «оградить» участников от возможной ответственности в связи с неудачными результатами деятельности компании.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также защита прав и интересов акционеров закреплены в Г ражданском кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Акционерное общество создается в целях получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Необходимо отметить, что, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для осуществления определенных видов деятельности, необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Учреждение акционерного общества осуществляется на основании решения учредителей либо учредителя. Учредителями общества могут быть как граждане, так и юридические лица. Кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями акционерного общества. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, который, утверждается учредителями (участниками) общества. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» также не предусмотрено иных, помимо устава, учредительных документов акционерного общества, поэтому устав, в отличие от иных локальных документов организации, выступает основным и самым важным документом. Требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами с момента государственной регистрации акционерного общества, проводимой на основании ст. 13 вышеуказанного Закона и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок деятельности акционерного общества не ограничен, если иное не предусмотрено уставом общества.

Важнейшими признаками, характеризующими акционерное общество, являются:

  • организационное единство: выражено в том, что, имея свою внутреннюю структуру, организация действует в рамках гражданских правоотношений, как единое целое. Структурированность акционерного общества выражается в наличии упорядоченной системы органов с собственной компетенцией, а при необходимости и иных обособленных подразделений: филиалов и представительств, действующих на основании утвержденного организацией положения;
  • имущественная обособленность: состоит в том, что акционерное общество имеет на праве собственности имущество, обособленное от имущества иных субъектов, в том числе имущества своих учредителей (участников). Также показателем обособленности служит самостоятельный баланс. Акционерное общество имеет право открывать банковские счета, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • самостоятельная имущественная ответственность: заключается в том, что акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. По обязательствам акционеров, публичных образований и их органов, акционерное общество ответственности не несет. Акционеры также, по общему правилу, не могут быть привлечены к ответственности по обязательствам акционерного общества и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью компании, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Исключения составляют обстоятельства, указанные в абзаце 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Ограниченная ответственность общества или «безответственность» акционеров традиционно рассматривается в качестве одной из решающей особенностей акционерной формы предпринимательства.

В России данный принцип впервые отчетливо прозвучал еще в Указе Александра I Сенату от 1 августа 1805г.: «Акционерная компания отвечает одним складочным капиталом, и, следовательно, ни один из акционеров ея при неудачах не теряет свыше положенного в компанию капитала», иное «совершенно противно самому существу сего рода компаний». Тем не менее данному признаку нельзя в настоящее время придавать значение главенствующего так как только риск убытков, а не ответственность несут участники и иных юридических лиц. Достойное место рассматриваемый признак может найти только в системе признаков акционерного общества.

По этому поводу высказывался А. И. Каминка: «Как ни важно значение характера ответственности членов товарищества для определения его юридической структуры, как ни значительно влияние этого характера ответственности не только для всех внешних, но и для внутреннихотношений, однако тот или иной характер ответственности товарищества является, в свою очередь, результатом всей совокупности отношений, связывающих предпринимателей в данное предприятие. …Та или иная ответственность вызывается определенными причинами, но дело именно в том, что известные черты могут быть общи разным формам предприятия, крайне отличным в целом ряде других отношений»;

  • выступление в гражданском обороте и в суде от собственного имени: означает, что акционерная компания может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать и исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.

Индивидуализирующим признаком акционерного общества является фирменное наименование, которое отражается в уставе общества. Так, в соответствии с п.2 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, акционерное общество:

  • должно иметь полное фирменное наименование на русском языке, содержащее:
  • собственно наименование общества;
  • указание на организационно-правовую форму;
  • указание на тип общества;
  • может иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента акционерному обществу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 29-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», место нахождения общества, является место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, также имеет индивидуализирующее значение.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно говорить о юридическом лице, как о самостоятельном субъекте, обладающем собственной правоспособностью.

В зависимости от того, вправе ли юридическое лицо иметь права и нести свои обязанности, необходимые для осуществления любых или только предусмотренных учредительными документами видов деятельности, различают общую (универсальную) и специальную (ограниченную) правоспособность.

Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.

Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».

Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».

По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:

  • по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
  • по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
  • по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
  • по срокам деятельности — постоянные и временные.

Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:

  • По функциональным особенностям:
  • высший орган общества как орган непосредственного управления;
  • органы профессионального управления;
  • контрольно-ревизионные органы;
  • По способу выражения воли:
  • органы, созданные только для формирования воли общества;
  • органы, которые одновременно выражают его волю вовне.

Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.

Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:

  • обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
  • органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.

Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.

Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.

Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.

Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.

В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.

Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.

Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.

Читайте также:  Какие Льготы Для Военных Пенсионеров В Краснодаре

Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».

Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.

По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:

  • изменение размера уставного капитала общества;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  • распределение прибылей и убытков общества.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • определение прио��итетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
  • утверждение и изменение устава общества;
  • определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.

В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.

Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.

Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.

Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.

На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:

  • решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
  • требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • требования аудитора общества;
  • требования акционеров (акционера), являющихся владельцами

не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.

Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.

Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:

  • нет необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

В акционерных обществах может функционировать как единоличный исполнительный орган, так и одновременно единоличный, и коллегиальный исполнительные органы. В последнем случае функции председателя коллегиального исполнительного органа осуществляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган может быть представлен в виде директора, генерального директора, а, в свою очередь, коллегиальный — в форме правления, дирекции. В своей деятельности, исполнительный орган подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Читайте также:  Транспортный налог для многодетных

В компетенцию исполнительного органа входят все вопросы, касающиеся руководства текущей деятельностью общества, но при этом не находящиеся в компетенции совета директоров или общего собрания. Вместе с тем, исполнительный орган организовывает исполнение решений, принятых на общем собрании и совете директоров.

Как правило, в публичных акционерных обществах дополнительно создается коллегиальный орган, состоящий не менее чем из пяти членов. Согласно п. 4 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в обязанности данного органа управления входит контроль деятельности исполнительных органов общества. Также законом и уставом общества на коллегиальный орган могут быть возложены и иные функции.

В свою очередь, вопрос создания коллегиального органа в непубличном акционерном обществе остается на усмотрение общества.

Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Если рассмотреть вопрос полномочий единоличного исполнительного органа, то здесь ситуация оказывается неоднозначной. Необходимо уяснить, кем является директор: представителем юридического лица, его органом или представителем органа юридического лица. Согласно мнению Е.В. Тычинской, в вопросах, касающихся, например, заключения сделок, директор должен рассматриваться в качестве представителя юридического лица.

С данным мнением согласен А.В. Егоров, который считает, что статус директора различен и зависит от того, в какой плоскости его рассматривать: если рассматривать с точки зрения корпоративных отношений, директор является органом юридического лица, участвующим во внутренних управленческих отношениях, а если посмотреть на него под углом зрения приобретения прав и обязанностей по сделкам, совершаемым от имени юридического лица, налицо типичный представитель, обладающий своей волей, право — и дееспособностью, как и любой иной представитель, выступающий в обороте от чужого имени.

Обозначение статуса директора общества играет важную роль. Так, например, в случае превышения директором полномочий, необходимо понимать, какую норму права следует применять. В случае, когда директор представляется как орган юридического лица, то при превышении им полномочий применяется ст. 174 Гражданского кодекса Российской

Федерации и такая сделка может быть оспорена и признана недействительной. Напротив, если директор — это представитель юридического лица, то при заключении сделки без соответствующих полномочий, в силу ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если представляемое им лицо впоследствии не одобрит указанную сделку.

Как ранее было указано, реформа гражданского законодательства в 2014 году внесла существенные изменения в положения, касающиеся юридических лиц. Так, в частности, ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции № 62 от 05.05.2014 — недействующая редакция) гласила: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами». На основании данной статьи можно сказать, что директор на тот момент представлялся органом юридического лица.

Изменения, внесенные 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс, коснулись, в том числе, и указанной статьи. Теперь, в соответствии с п.1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции № 63 от 05.05.2014 — недействующая редакция), юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В связи с тем, что здесь применялась ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации о представительстве, логично было бы предположить, что директор теперь получал статус представителя юридического лица.

Однако впоследствии в гражданское законодательство вновь были внесены изменения и из п.1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской

Федерации (в редакции № 71 от 29.06.2015 — недействующая редакция), указание на п.1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации было исключено. Это означало, что директор снова выступал как орган юридического лица. Но Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 были внесены некоторые уточнения: «Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: пункты 1, 3 статьи 182, статья 183 Гражданского кодекса Российской Федерации и, в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (пункт 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) — пункт 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом пункт 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично, либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого, он одновременно является. (например, пункт 1 статьи 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 5 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Таким образом, был обозначен особый характер представительства.

Вместе с тем, вопросы, касающиеся превышения полномочий директором, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации также были разъяснены: «пункт 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к случаям совершения сделок органом юридического лица с выходом за пределы ограничений, которые установлены его учредительными документами, иными документами, регулирующими деятельность юридического лица, или представителем, за пределами ограничений, указанных в договоре или положении о филиале или представительстве юридического лица. Такие сделки могут быть оспорены на основании пункта 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь вновь идет речь о директоре как об органе юридического лица.

Вместе с тем, в том же пункте Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации указано, что: «По общему правилу, когда сделка от имени юридического лица совершена лицом, у которого отсутствуют какие-либо полномочия, а контрагент юридического лица добросовестно полагался на сведения о его полномочиях, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сделка, совершенная таким лицом с этим контрагентом, создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности для юридического лица с момента ее совершения (статьи 51 и 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации), если только соответствующие данные не были включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй пункта 2 статьи 51 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В иных случаях, когда сделка от имени юридического лица совершена лицом, у которого отсутствуют какие-либо полномочия, подлежат применению положения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Аргументы в защиту позиции

Приведем несколько доводов в обоснование высказанной выше точки зрения.

Первый довод. Новая редакция ГК РФ направлена на регулирование не тех отношений, которые имели место до ее принятия, а тех, которые существуют на момент ее принятия и возникнут впоследствии. Это прямо зафиксировано в переходных статьях Закона № 99-ФЗ.

Норма права

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Исходя из этого можно сделать вывод: если на момент вступления в силу новой редакции главы 4 ГК РФ (1 сентября 2014 г.) или после этой даты акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, находятся в публичном обращении в соответствии с законами о ценных бумагах, то такое общество признается пуб­личным. Если в этот момент акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, не находятся в публичном обращении в соответствии с законодательством о ценных бумагах, то такое общество не признается публичным по данному критерию. Для определения правового статуса общества необходимо исследовать вопрос о том, совершаются или нет сделки по пуб­личному обращению ценных бумаг этого общества.

Второй довод. В ГК РФ однозначно сказано, что публичным обществом признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. ГК РФ не предусмат­ривает, что для цели определения правового статуса акционерного общества должны учитываться сделки по публичному обращению ценных бумаг, совершенные не в соответствие с законами о ценных бумагах, а в соответствии с законодательством о приватизации.

Даже после вступления в силу корпоративного блока поправок в ГК РФ сохраняется деление сделок по публичному обращению ценных бумаг, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, в соответствии с законодательством о приватизации и публичному обращению ценных бумаг в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Законодательство о приватизации предполагает публичную продажу ценных бумаг, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, но для этого не требуются регистрация проспекта ценных бумаг и внесение в устав общества положений о его публичном статусе. В противном случае эмитенты просто этого не сделают и тем самым будут препятствовать продаже акций, принадлежащих государству.

Третий довод. Продажа акций в процессе приватизации на аукционе, торгах или конкурсе — это разовое мероприятие, по завершении которого прекратилось публичное обращение ценных бумаг общества. Если после завершения этого мероприятия акции общества фактически публично не обращаются, то какой смысл признавать такое общество публичным и применять к нему жесткий режим императивного регулирования? Этот критерий является актуальным применительно к текущему состоянию общества.

Но существует и другая, «промежуточная» позиция. Если у акционерного общества, в том числе созданного в процессе приватизации, до момента вступ­ления в силу поправок в ГК РФ не было регистрации проспекта ценных бумаг или плана приватизации, то такое общество не признается публичным. Но если у него имелся зарегистрированный проспект ценных бумаг, то такое общество должно признаваться публичным, поскольку, несмотря на завершение ­публичного обращения в виде торгов, аукциона или делистинга, любой акционер такого общества имеет возможность пуб­лично предлагать свои акции неограниченному кругу лиц.

Тем самым критерий публичности связывается не с наличием фактических сделок по пуб­личному обращению ценных бумаг, а с потенциальной возможностью их заключения. Нет необходимости определять, находятся ли ценные бумаги общества в публичном обращении на момент вступления в силу поправок в ГК РФ. Важна лишь юридическая возможность пуб­личного обращения. А значит, норма ГК РФ о том, что публичным признается акционерное общество, акции которого публично обращаются в соответствии с законами о ценных бумагах, должна трансформироваться в норму, согласно которой публичным признается акционерное общество, акции которого могут публично обращаться в соответствии с законами о ценных бумагах и законодательством о приватизации.

Поэтому действующая формулировка п. 1 ст. 66.3 ГК РФ делает очевидным, что общество, акционеры которого имеют возможность публично предлагать свои ценные бумаги, нельзя признавать публичным без исследования вопроса, была ли эта возможность фактически реализована на момент вступ­ления в силу новелл ГК РФ. Если госрегулятор установит, что у такого общества на момент вступ­ления в силу соответствую­щих норм ГК РФ действительно имело место предложение ценных бумаг неограниченному кругу лиц и оно не приняло статус пуб­личности, то он сделает адресное предписание такому обществу с вытекающими из этого последствиями. Если же фактически публичного обращения ценных бумаг на этот момент не было, то отсутствуют законные основания признава��ь такое общество публичным.

В корпоративной практике обозначалась еще одна проблема, связанная с определением статуса публичности. До принятия Закона о рынке ценных бумаг действовали правовые акты, регулирующие эмиссию ценных бумаг, в которых перечислялись различные способы размещения ценных бумаг, в том числе и открытая продажа акций. Следует ли при определении современного правового статуса акционерного общества руководствоваться сделками по размещению ценных бумаг, совершенными в соответствие с этими нормативными актами, или следует руководствоваться только теми сделками, которые были совершены в соответствии с положениями Закона о рынке ценных бумаг?

Переходные нормы ГК РФ дают однозначный ответ на этот вопрос. При определении правового статуса акционерного общества следует руководствоваться только теми сделками по публичному размещению и обращению ценных бумаг, которые были осуществлены в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, а не иными правовыми актами.

Причины возникновения расширительного подхода к определению публичного АО

Чем продиктован расширительный подход к определению статуса публичного акционерного общества? Причины следующие. В связи с реформой гражданского законодательства возникла необходимость определить круг акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности. До принятия поправок в ГК РФ пуб­лично раскрывать такую информацию должны были открытые акционерные общества. Была выстроена иерархия требований, связанная с раскрытием ими этой информации. Первую группу составляли базовые требования, общие для всех открытых акционерных обществ, затем выделялись дополнительные требования для эмитентов, у которых были зарегистрированы проспекты ценных бумаг, и, наконец, особые требования предъявлялись к корпорациям, чьи ценные бумаги были допущены к обращению на бирже.

Теперь ЗАО и преобладающая часть ОАО объединены в общую группу — «акционерные общества», наряду с которой выделяется небольшая группа «публичные акционерные общества». В последнюю, бесспорно, входят те акционерные общества, ценные бумаги которых на 1 сентября 2014 г. были допущены к биржевому обороту (это 251 эмитент), и акционерные общества, которые провели открытую подписку в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (это приблизительно 1500 эмитентов). В итоге вмес­то 32 000 открытых акционерных осталось менее 2000 публичных акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности.

Освобождение непубличных обществ от обязанности публично раскрывать информацию о своей деятельности радует многих эмитентов, но это ведет к снижению транспарентности национальной экономики, что негативно влияет на кредитные рейтинги. Мегарегулятор предложил следующий выход из этой ситуации. С целью поддержания траспарентности национальной экономики он пытается максимально расширить количество акционерных обществ, признаваемых публичными. В связи с этим и сформулирован необос­нованно расширительный подход к определению статуса пуб­личного общества. Но, на наш взгляд, проблему поддержания траспарентности национальной экономики следует решать иными методами.

Читайте также:  Оформление российских паспортов жителям Крыма и г.Севастополя

Обязанность раскрывать информацию о своей деятельнос­ти целесообразно определять по следующим критериям: количеству акционеров и объему реализации по консолидированной отчетности группы компаний, независимо от правого статуса общества. Воспроизвести базовые требования, общие для всех акционерных обществ, попадающие под данные критерии, и установить дополнительные требования для публичных акционерных обществ.

Такой подход позволит сохранить необходимый уровень траспарентности национальной экономики и не приведет к не обоснованному расширению числа публичных обществ, к которым будет применен режим излишне строго императивного регулирования их внут­рикорпоративных отношений.

Автор статьи консультирует строительную организацию, которая по критериям публичного размещения и обращения ценных бумаг признается не пуб­личным акционерным обществом. При этом в обществе более 200 акционеров, и оно контролирует треть строительного рынка Москвы. Вопрос: в каких объемах компания должна раскрывать информацию, учитывая, что она к тому же имеет холдинговую структуру?

На наш взгляд, акционерным обществам, созданным в результате приватизации, не следует спешить с признанием пуб­личного статуса. Это спорный вопрос, по которому сформировались различные позиции как у специалистов, так и у госорганов — Минэкономразвития и ЦБ РФ. Цитируемое письмо Банка России — не нормативный акт, на его основе нельзя делать предписания или налагать административные санкции, это исключительно предварительное мнение конкретного ведомства. Обществам лучше подождать, пока официально не завершится эта дискуссия. Если возникает необходимость внесения изменений в устав, такие компании могут назвать себя просто «акционерное общество». В крайнем случае, если в дальнейшем законодательно будет закреплен иной подход, компания сможет уточнить свой правовой статус.

Правовое положение акционерных обществ составляет в большей части юридический статус их членов. Что известно о самих акционерах и что о них говорит закон? Акционерами называют индивидуальных лиц или организации, которые владеют определенной долей уставного капитала общества акционерного типа. Последнее должно обеспечивать, формировать и хранить реестр акционеров, который заполняется сразу же после регистрации организации. Права на акции того или иного акционера подтверждаются путем выдачи специальной выписки, которая не является ценной бумагой.

Согласно статье 47, высшим органом в системе акционерного общества является собрание акционеров. Созываться оно должно ежегодно. Какие вопросы поднимает такое собрание? Закон гласит о проблемах собственности акционерного общества, избрания совета директоров, ревизионной и аудиторской комиссий и т. д. К компетенции собрания относятся также вопросы реорганизации и ликвидации общества, внесения изменений в устав, увеличения или уменьшения уставного капитала и др.

Момент времени, на который фиксируется наличие сделок по публичному обращению ценных бумаг, для определения правового статуса общества

Эти сделки фиксируются на момент вступления в силу новой редакции главы 4 ГК РФ, которая была введена Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в действие 01.08.2014 . Следует обратить внимание, что ГК РФ признает публичным общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Гражданский кодекс в качестве критерия публичности устанавливает наличие фактических сделок по публичному обращению ценных бумаг. Закон исходит из правоотношений, которые имеют место на момент его введения, а не тех правоотношений, которые были прекращены до его введения в действие. В Кодексе нет указания на то, что публичным должно признаваться общество, у которого на момент введения в действие соответствующих норм отсутствует (прекращено) публичное обращение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Новая редакция ГК РФ направлена на регулирование тех отношений, которые существуют на момент ее введения в действие и возникнут впоследствии. Это прямо зафиксировано в переходных статьях Закона.

«Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей» .

Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Пункт 3 ст. 3.

Если на момент вступления в силу новой редакции главы 4 ГК РФ (01.08.2014) акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, находятся в публичном обращении в соответствии с законами о ценных бумагах, то такое общество признается публичным. Если в этот момент акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, не находились в публичном обращении в соответствии с законами о ценных бумагах, то такое общество не признается публичным по данному критерию.

Продажа акций по конкурсам и аукционам в процессе приватизации была разовым мероприятием, ограниченным во времени, после его завершения в обществе, как правило, не было сделок по публичному обращению ценных бумаг.

Если общество не осуществляло размещения дополнительных акций посредством открытой подписки и на момент вступления силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» акции общества не находились в публичном обращении, осуществляемом в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, то оно не обладает признаками публичного общества, установленными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.

Эмиссия ценных бумаг ОАО

Этапы эмиссии ценных бумаг ОАО:

  • на общем собрании акционеров принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • решение о выпуске (или о дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг ОАО утверждается на собрании акционеров;
  • после утверждения решения о выпуске обязательно следует государственная регистрация эмиссионных ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества;
  • государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, или же предоставление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Комментарий к ст. 97 ГК РФ

1. Правовое регулирование акционерных обществ как юридических лиц подверглось в новом ГК существенным изменениям. В частности, в настоящее время не предусматривается такой разновидности хозяйственных обществ, как закрытые акционерные общества, однако закрепляется норма о том, что перерегистрацию таких обществ осуществлять не потребуется, а положения Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах будут применяться к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Вместо открытых и закрытых акционерные общества по действующему законодательству делятся на публичные и непубличные. По существу правовой статус публичного акционерного общества близок к статусу открытого акционерного общества, тогда как непубличное акционерное общество имеет, по сути, статус закрытого акционерного общества.

Акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. Таким образом, применительно к акционерным обществам предусматривается возможность изменения статуса непубличных обществ на общества публичного типа не в силу фактических обстоятельств (например, прохождение процедуры публичного размещения акций и включение акций данного общества в котировальный список), а в силу воли участников (акционеров) данного юридического лица.

Общая характеристика публичных акционерных обществ дана в ст. 66.3 ГК (см. комментарий к ней), согласно п. 1 которой публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признается непубличным.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным обществам. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами — им нечего котировать на биржах .

———————————

Суханов Е.А. О достоинствах и недостатках новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2014. N 9. С. 32.

Акционерное общество, отвечающее признакам публичных акционерных обществ, приведенным в ст. 66.3 ГК, согласно п. 1 комментируемой статьи обязано представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

При этом комментируемая статья предоставляет право каждому акционерному обществу, в том числе и бывшему закрытому акционерному обществу, объявить себя публичным акционерным обществом (ч. 2 п. 1 ст. 97 ГК), хотя ранее таким не являлось.

2. Со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, оно приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах. После этого оно должно внести соответствующие изменения в устав и внутренние документы общества

3. Статьей 97 ГК вводится императивная норма по созданию коллегиального органа управления акционерного общества и его численному составу в публичном акционерном обществе. В п. 3 указанной статьи сказано, что в публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (см. комментарий к пункту 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

В соответствии с нормой ч. 1 п. 1 ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз (ч. 2 п. 1 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Акционерное законодательство не содержит никаких квалификационных требований к членам совета директоров. Однако согласно п. 2.1.3 § 2 гл. 3 Кодекса корпоративного поведения (не является обязательным к применению нормативным актом), для того чтобы совет директоров надлежащим образом выполнял свои обязанности и вносил реальный вклад в управление обществом, члены совета директоров должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для принятия решений, обычно относящихся к компетенци�� совета директоров и требуемых для эффективного осуществления функций совета директоров определенного общества. В связи с этим в уставе общества рекомендуется закрепить конкретные требования к членам совета директоров.

Понятие непубличного акционерного общества

Непубличное акционерное общество –это акционерное общество, чьи акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут обращаться путем открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретений неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ в отношении непубличных обществ:

— компетенция общего собрания может быть расширена положениями устава общества;

— возможно передать ряд полномочий от общего собрания акционеров (участников), кроме перечисленных в самом ГК РФ, к совету директоров или правлению;

— функции правления общества полностью или в части могут быть переданы совету директоров или ЕИО;

— ревизионная комиссия может не создаваться, при этом непубличное акционерное общество должно привлекать аудитора;

— в уставе общества может быть предусмотрен иной, отличный от установленного законами, порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров (участников), принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;

— в уставе могут быть предусмотрены иные, чем в Законе, требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний совета директоров и правления.

Уставом непубличного акционерного общества в соответствии со ст. 7 Закона об АО может быть предусмотрено:

— преимущественное право приобретения акционерами и обществом (если акционеры не воспользовались своим правом) акций, отчуждаемых по возмездным сделкам по цене предложения третьему лицу или по цене, определенной уставом;

— необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (действует в течение срока, предусмотренного уставом, но не более 5 лет со дня регистрации общества или соответствующих изменений в устав общества);

— отказ от преимущественного права размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

— дополнительные обязанности акционеров;

— уставом непубличного общества может быть предусмотрена возможность передачи вопросов из компетенции общего собрания в компетенцию совета директоров, за исключением указанных в Законе (п. 4 ст. 48 Закона об АО).

Все указанные положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или приняты единогласно (ст. 66.3 ГК РФ; ст. 7, п. 4 ст. 48 Закона об АО).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...