Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учёта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;
— Уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.
— *
1.4. Работник по ведению воинского учета работающих граждан должен знать:
— действующее законодательство РФ, регламентирующее воинский учет
работающих граждан.
2. Должностные обязанности.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2020 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета
Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) “Об утверждении Положения о воинском учете”, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена административная ответственность:
- непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
- не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
- несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.
Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;
— Уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.
Законодательная база проведения
Осуществление воинского учёта регламентировано такими правовыми нормативами:
- Конституцией РФ.
- ФКЗ№1 от 30 января 2002г «О военном положении».
- № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- ФЗ№61 «Об обороне».
- ФЗ№31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
- Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях.
- ПП РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении положения о воинском учете».
- Указ Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности».
- Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
- Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.
- Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 131 декабря 1999 года № 1441.
- Положение№587 «О призыве на военную службу».
- Инструкцией №144 по бронированию граждан Российской Федерации.
Основным моментом осуществления военучета в любой компании предопределяется осуществление работниками своей воинской повинности, а также определение фактических ресурсов для обеспечения оборонной госстратегии в случае необходимости.
Образец функциональные обязанности ответственного за военно учетную работу
Примерный образец ЗАО «Алгина»Утверждаю Генеральный директор наименование организации наименование должности руководителя организации или иного должностного лица, уполномоченного утверждать Должностная инструкциядолжностные инструкции РусаковН.П. Русаков 17.01.2011 N 12 ответственного за ведениеподписьрасшифровка подписи воинского учета в организации»17″января11 20 г. наименование должности работника в родительном падеже 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Ответственного за ведение воинского учета.
1.2. Ответственный за ведение воинского учета назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством, Инструкцией по ведению воинского учета в организации порядке приказом генерального директора по согласованию с военным комиссариатом. 1.3.
Законодательные основы деятельности ответственного специалиста
За начало воинского учета в организации принимается регистрация, как юрлица. После этого руководитель должен издать приказ об организации воинского учета, ссылаясь на федеральный закон о воинской обязанности. Данный приказ определяет способы сбора информации о кадрах и взаимодействия с компетентными органами по ведению воинского учета в муниципальном образовании. Сформулировано также поручение для отдела кадров, суть которого заключается в том, что подлежит разработке должностная инструкция для лица, ответственного за воинский учет.
Разрабатываются специально функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета, которые представляют собой документ, заверенный работодателем. Он сформулирован произвольно, однако основная его идея согласована с п. III Методических рекомендаций, прописанных в положении о воинском учете.
Для того чтобы заключить документальное отношение с сотрудником, на которого будут возложены функции ответственного за вур (военно-учетную работу), руководитель издает приказ о назначении ответственного работника, согласно которому все соответствующие обязанности возлагаются на лицо в штате компании, но в некоторых случаях вводится дополнительная штатная единица.
Порядок ведения воинского учета и бронирования в организациях
После постановки организации на воинский учет руководителю необходимо оформить трудовые отношения с работником, ответственным за военно-учетную работу.
В соответствии с п. 18 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 г., число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству (при наличии на воинском учете менее 500 граждан);
- 1 освобожденный работник (при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан);
- 2 освобожденных работника (при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан);
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Должностная инструкция ответственного лица за ведение воинского учета
Проверять у граждан, принимаемых на работу: наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности; наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них; отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона); соответствие указанных документов воинского учета паспортным данным гражданина; наличие фотографии в документах воинского учета и ее соответствие владельцу; наличие фотографии во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, срок действия. 2.1.2.
Как проверить результаты предписанной законом работы?
Чтобы проконтролировать, правильность проведения военучёта в организации до прихода проверки из контролирующих органов можно провести внутреннюю ревизию этой службы. Задача выполняемого аудита – убедиться, что все действия по получению и должной сохранности документов проходят в соответствии с Положением о воинском учете. При проверке также изучается проводимое обновление сведений и передача их в райвоенкомат.
Если комиссионной проверкой будут выявлены недоработки, то их необходимо зафиксировать специальным документом-актом. Определить сроки допустимых исправлений или доработок. О результатах проверки сообщить в райвоенкомат.
За правонарушения в деятельности осуществления воинского учета установлена админответственность. К ней разрешено привлекать не только руководителей компаний, но и должностных особ, которые являются ответственными за эту работу.
Все работодатели обязаны проводить учетную работу, но часто пренебрегают исполнять требования закона. Основная причина – незнание правильности распределения обязанностей среди персонала. Но, используя нормативные документы наладить эту работу не сложно, важно целенаправленно определить обязанности специалистов, осуществляющих воинский учёт.
Основание составления функциональных обязанностей ответственного за военно-учетную работу
Воинский учет должен вестись в каждой организации с момента ее образования. Кроме того в организациях может вестись и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с перечнем должностей и профессий, утвержденных Межведомственной комиссией по бронированию.
Для грамотного осуществления воинского учета и бронирования граждан в организации, работодатель должен оформить трудовые отношения с работником ответственным за воинский учет.
В зависимости от количества граждан, пребывающих в запасе, работник ответственный за военно-учетную работу будет работать либо по совместительству, либо руководителю придется выделить для этой цели отдельную должность.
В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется из расчета на количество состоящих на воинском учете:
- при наличии менее 500 граждан — 1 работник, работающий по совместительству;
- при наличии от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
- при наличии от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
- каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.
Согласно п. 22 «Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях» утвержденных Генеральным штабом ВС РФ 11 июля 2017 г. (далее – Методические рекомендации Генштаба ВС РФ) руководителем организации должен быть издан приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 4).
В данном приказе прописано, что начальнику отдела кадров необходимо разработать функциональные обязанности работника ответственного за военно-четную работу.
Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;
— Уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.
Основание составления функциональных обязанностей ответственного за военно-учетную работу
Воинский учет должен вестись в каждой организации с момента ее образования. Кроме того в организациях может вестись и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с перечнем должностей и профессий, утвержденных Межведомственной комиссией по бронированию.
Для грамотного осуществления воинского учета и бронирования граждан в организации, работодатель должен оформить трудовые отношения с работником ответственным за воинский учет.
В зависимости от количества граждан, пребывающих в запасе, работник ответственный за военно-учетную работу будет работать либо по совместительству, либо руководителю придется выделить для этой цели отдельную должность.
В соответствии с п. Положения о воинском учете число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется из расчета на количество состоящих на воинском учете:
- при наличии менее 500 граждан — 1 работник, работающий по совместительству;
- при наличии от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
- при наличии от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
- каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.
Согласно п. 22 «Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях» утвержденных Генеральным штабом ВС РФ 11 июля 2017 г. (далее – Методические рекомендации Генштаба ВС РФ) руководителем организации должен быть издан приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 4).
В данном приказе прописано, что начальнику отдела кадров необходимо разработать функциональные обязанности работника ответственного за военно-четную работу.