Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
ПБУ 3/2006 |
Учет активов и обязательств, стоимость |
27.11.2006, N 154н |
ПБУ 5/01 |
Учет материально-производственных запасов |
09.06.2001, N 44н |
ПБУ 6/01 |
Учет основных средств |
30.03.2001, N 26н |
ПБУ 14/2007 |
Учет нематериальных активов |
27.12.2007, N 153н |
ПБУ 15/2008 |
Учет расходов по займам и кредитам |
06.10.2008, N 107н |
ПБУ 17/02 |
Учет расходов на научно-исследовательские, |
19.11.2002, N 115н |
ПБУ 19/02 |
Учет финансовых вложений |
10.12.2002, N 126н |
ПБУ 20/03 |
Информация об участии в совместной |
24.11.2003, N 105н |
Положение по бухгалтерскому учету |
30.12.1993, N 160 |
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
ПБУ 2/2008 |
Учет договоров строительного подряда |
24.10.2008, N 116н |
ПБУ 9/99 |
Доходы организации |
06.05.1999, N 32н |
ПБУ 10/99 |
Расходы организации |
06.05.1999, N 33н |
ПБУ 13/2000 |
Учет государственной помощи |
16.10.2000, N 92н |
ПБУ 18/02 |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
19.11.2002, N 114н |
Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Структура нормативной документации
Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.
Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.
Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.
Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.
Уровень нормативного регулирования бухучета
Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:
Уровни | Справки, документы | Службы, которые принимают решения |
1 уровень — закон | Государственные законы, указы, постановления кодексы | Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ |
2 уровень — нормативный | Положения (стандарты) по бухучету | Министерство финансов России |
3 уровень — методический | Методические указания, письма, инструкции | Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др. |
4 уровень — организационный | Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) | Компании,
Фирмы, Учреждения, |
По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции Центробанка России:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.
Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.
Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Четвертый уровень. Рабочие документы организации
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Развитие нормативного регулирования бухгалтерского учета в россии
1 Воскресенская Н.В. 1 Львова М.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Настоящая статья посвящена изучению развития системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России со средних веков и до наших дней.
Такое исследование неразрывно связано с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Эволюционный путь исследования позволяет проанализировать трансформацию бухгалтерского учета во взаимосвязи с его нормативным регулированием.
Так, в 18–19 веках принятие новых нормативных документов в области регулирования учета было обусловлено развитием предпринимательства; советский же период развития ознаменовался полным контролем государства над учетной системой.
Реформирование отечественной системы бухгалтерского учета на современном этапе во многом предполагает ориентацию на международные стандарты финансовой отчетности и переход к смешанной модели регулирования бухгалтерского учета.
Формирование оптимальной системы регулирования, адекватной традициям и бухгалтерской субкультуре, является ориентиром для реализации институциональных решений в области бухгалтерского учета и отчетности.
история развития бухгалтерского учетанормативное регулирование бухгалтерского учета
1. Карельская С.Н.
Становление нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России / С.Н. Карельская // Финансы и бизнес. – 2011. – № 1. – С. 169–177.
2. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета / Е.В. Лупикова. – М.: КНОРУС, 2006. – 240 с.
3. Львова М.В., Воскресенская Н.В.
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2021, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно. - Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Федеральный (законодательный) уровень
Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2021 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
- Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.
Организационный (локальный) уровень
К данному уровню относятся нормативные рабочие документы самих организаций, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых актов предыдущих уровней и не могут их умалять.
К таковым локальным рабочим документам организации, затрагивающим вопросы бухучета, относятся: учетная политика, рабочий план счетов, положения и инструкции системы внутреннего регулирования финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п.
Вообще, бухгалтерский учет тесно связан с налоговым учетом в части исчисления налогооблагаемой базы и налогов, признания доходов и расходов, применения методов амортизации и т.п. Кроме того, его регулирование, в зависимости от специфики деятельности каждой конкретной организации, может охватывать множество сфер, например, земельные отношения, природопользование, благотворительная деятельность и т.п. И даже организационно-правовая форма и тип собственности организаций вносит специфику в учетный процесс. Поэтому нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета, в этом смысле, намного шире на каждом уровне. Здесь представлены только ключевые нормативно-правовые акты, которые касаются минимальных условий постановки бухгалтерского учета в организации.
Организация бухгалтерского учета на п/п. Государственное регулирование бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета — это комплекс мер по упорядочению учетной работы, при которых обеспечивается формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех ресурсов при минимальных затратах труда.
Процесс организации бухгалтерского учета включает следующие основные элементы: 1.Выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета.2.Определение прав, обязанностей и порядка работы бухгалтерии.3.Выбор степени централизации учета.Определяется порядок обработки документации.4.Определение материальной ответственности работников.5.Определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций.6.Выбор формы бухгалтерского учета.7.Разработка рабочего плана счетов и перечня объектов аналитического учета.8.Разделение учетных и хозяйственных функций. 9.Утверждение форм первичной документации. 10.Утверждение форм бухгалтерской отчетности.
В настоящее время можно говорить о начале нового этапа развития бухгалтерского учета, связанного с: 1.Использованием компьютерных технологий. 2.Международных стандартов учета и отчетности.