Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для того чтобы получить перерасчет, вам нужно собрать необходимые документы, подтверждающие такое право и приложить к ним заявление. Как именно составлять подобное заявление, строгих рекомендаций нет. Можете написать его в свободной форме, воспользовавшись общими правилами.

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.

Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.

Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.

Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.

После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.

В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.

То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.

Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.

Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена.

Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.

Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Читайте также:  Как получить максимальные декретные пособия в 2023 году

Используйте старые формулы для корректировки платы за первую половину 2018 года

До 10 июля 2018 года в системе расчётов за отопление действовало чёткое правило: если не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, показания индивидуальных счётчиков к расчёту не принимаются. Поэтому корректировка платы за первую половину отопительного сезона в 2018 году производится по старой формуле 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.

10 июля 2018 года Конституционный суд РФ вынес определение № 30-П, коснувшееся многоквартирных домов, все помещения в которых были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но сохранность ИПУ в отдельных помещениях не была обеспечена.

Поскольку с момента вынесения постановления КС РФ нормативно-правовой акт, признанный не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу, то с 10 июля не действуют:

  • ч. 1 ст. 157 ЖК РФ,
  • абз. 3 п. 42(1) ПП РФ № 354,
  • формулы 3 и 3(1) приложения 2 к ПП РФ № 354, существовавшие на тот момент.

Эти положения признаны недействительными в части, в которой они не предусматривали возможности учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление в домах, где не все помещения оборудованы счётчиками.

Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года

Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:

  1. За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
  2. За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.

Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:

  • умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
  • разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
  • умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.

С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708.

Корректировка — обязанность или право исполнителя?

Как уже было сказано, оплате подлежит лишь фактически потребленная тепловая энергия. Если исполнитель коммунальных услуг получил плату за услуги, которые реально не были оказаны, с точки зрения гражданского законодательства он получил неосновательное обогащение, подлежащее возврату. С позиции законодательства об административных правонарушениях в непроведении корректировки можно усмотреть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Кроме того, нельзя забывать, что с 28.12.2015 в ст. 157 ЖК РФ появится новая ч. 6, предусматривающая ответственность лица, виновного в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, в виде штрафа, если такое нарушение не было устранено до обращения и (или) внесения платы потребителем. То есть не проводить корректировку в пользу потребителей опасно с точки зрения возможных негативных последствий в виде штрафов.

С другой стороны, также необходимо проводить корректировку в свою пользу (когда потребителям доначисляется плата). Показательный пример — Определение ВС РФ от 23.07.2015 N 301-ЭС15-9859. Так, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитываться с РСО на основании данных ОПУ и не вправе ссылаться на то, что потребители ему вносят меньшие суммы. Риски, связанные с нереализацией обязанности по проведению корректировки размера платы, являются рисками ответчика и не могут служить обоснованием доводов о необоснованности произведенного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из объемов, определенных по данным общедомового прибора учета. К моменту наступления срока исполнения обязательства по договорам с РСО за декабрь (не позднее 25 января следующего года) у исполнителя уже имелись необходимые данные и правовые основания для проведения корректировки по итогам года для целей расчета с РСО исходя из показаний ОПУ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что проведение корректировки в пользу потребителей (уменьшение начисленной платы за отопление) является обязанностью исполнителя (ее непроведение нарушает права потребителей), а в свою пользу — правом, риски нереализации которого лежат полностью на самом исполнителе (права потребителей при непроведении корректировки не нарушаются, однако с таким правом исполнителя корреспондирует обязанность потребителей оплатить скорректированную плату за отопление).

Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад

В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.

Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.

Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.

Читайте также:  Оформление дарственной на квартиру по договору дарения

Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.

Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность

При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.

В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.

Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.

Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.

Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.

В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.

Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.

Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.

Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.

Таможенная стоимость товара и КТС

Подсчет таможенных платежей, которые декларант должен оплатить в казну, совершается на основании таможенной стоимости товара. Именно несогласие таможни с заявляемой стоимостью товара приводит к её корректировке и, как правило, необоснованному доначислению таможенных платежей. При расчёте таможенной стоимости декларант обязан учесть следующие расходы:

  • Прямые траты на полную оплату стоимости товара;
  • Затраты на перевозку товара, включая все сопутствующие расходы на доставку товара;
  • Издержки на страхование груза (если таковые предусмотрены условиями сделки);
  • Прочие сопутствующие затраты и платежи (оформление разрешительных документов, комиссионные или лицензионные платежи, расходы на упаковку товару, оплату сопутствующих услуг и прочее)

Наиболее частым примером основания для корректировки таможенной стоимости является именно невключение декларантом тех или иных платежей в таможенную стоимость товара.

Что такое корректировка таможенной стоимости и для чего нужна?

Корректировка таможенных платежей представляет собой процедуру изменения заявленной в декларации таможенной стоимости ввозимых товаров, то есть ее перерасчет.

Причин для внесения исправлений может быть несколько:

  • декларант не обосновал выбор метода расчета ТС;
  • товар стоит меньше установленного таможней уровня риска;
  • стоимость товара меньше, чем цена на компоненты, из которых он состоит;
  • стоимость единицы товара выше уровня риска, но ниже, чем обычно указывается другими участниками ВЭД при ввозе аналогичной продукции;
  • выявлена зависимость между участниками сделки в совокупности с низкой ценой товара, чем при таких же сделках между независимыми участниками ВЭД;
  • ошибки и описки, несоответствие информации в декларации фактическим данным;
  • не включение в расчет обязательных показателей (например, размер лицензионных платежей, брокерских, комиссионных, экспедиторских услуг и т.п.);
  • иные обстоятельства, вызывающие сомнение в достоверности ТС.

Порядок применения исковой давности.

Порядок применения исковой давности изложен в ст. 199 ГК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

В соответствии с п. 2 исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Как отмечено в п. 10 Постановления № 43, эта сторона несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении данного срока суд вправе отказать в удовлетворении требования только по указанным мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. Об этом говорится в п. 15 Постановления № 43. Иными словами, пропуск срока исковой давности не лишает гражданина или организацию возможности подать иск. Исковое заявление все равно будет принято к рассмотрению. Причем судьи по своей инициативе не обязаны выяснять соблюдение названного срока. Только если ответчик в ходе процесса заявит о пропуске срока исковой давности и докажет это, суд может отказать истцу в удовлетворении требований. Если же ответчик не заявит о пропуске срока, дело будет рассматриваться по общим правилам.

Читайте также:  Обряд развенчания в православной церкви: можно или нет

К сведению:

В пункте 2 ст. 199 ГК РФ нет каких-либо требований к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Постановления № 43).

Начало течения исковой давности.

Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения данного требования.

Срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Начало течения исковой давности по обязательствам

С определенным сроком исполнения

Срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования

По окончании срока исполнения

Со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства

Если должнику предоставляется срок для исполнения требования – по окончании этого срока

Перерыв течения срока исковой давности.

Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

При этом ГК РФ не уточняет, какие конкретно действия обязанного лица прерывают течение срока. Их примерный перечень приведен в п. 20 Постановления № 43. К таким действиям, в частности, могут относиться:

  • признание претензии;
  • изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа);
  • акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Корректировка платы за отопление

В таком случае бухгалтер вносит корректирующие записи в отчетном периоде. Иными словами, если ошибка найдена в момент составления бухгалтерской отчетности, то неверная запись (операция, проводка) исправляется. Следовательно, в отчет войдут корректные данные, и корректировка бухгалтерской отчетности после сдачи в налоговую не потребуется.

Годовой отчет составлен, но еще не отправлен на проверку в госорганы и не передан на утверждение владельцам. Если ошибка выявлена в этот период, то для нормализации бухгалтерской отчетности необходима корректировка. Бухгалтер обязан исправить неточность и переформировать бухбаланс. Причем исправительные проводки вносятся последним месяцем отчетного периода (декабрь). Неправильная версия отчета подлежит замене на достоверный экземпляр.

Корректировка таможенных платежей представляет собой процедуру изменения заявленной в декларации таможенной стоимости ввозимых товаров, то есть ее перерасчет.

Причин для внесения исправлений может быть несколько:

  • декларант не обосновал выбор метода расчета ТС;
  • товар стоит меньше установленного таможней уровня риска;
  • стоимость товара меньше, чем цена на компоненты, из которых он состоит;
  • стоимость единицы товара выше уровня риска, но ниже, чем обычно указывается другими участниками ВЭД при ввозе аналогичной продукции;
  • выявлена зависимость между участниками сделки в совокупности с низкой ценой товара, чем при таких же сделках между независимыми участниками ВЭД;
  • ошибки и описки, несоответствие информации в декларации фактическим данным;
  • не включение в расчет обязательных показателей (например, размер лицензионных платежей, брокерских, комиссионных, экспедиторских услуг и т.п.);
  • иные обстоятельства, вызывающие сомнение в достоверности ТС.

В каких случаях производится перерасчет за отопление

Порядок определения количества платы за коммунальные блага предусмотрен ст.157 ЖК РФ[1]. В этом же документе прописаны действия по изменению предъявленной оплаты. Статьи закона распространяются и на теплообеспечение в равной мере с остальными услугами ЖКХ.

Согласно законодательству основаниями для корректировки начисленных платежей могут являться следующие прецеденты:

  1. При не качественном теплообеспечении. К этому основанию относятся недогрев помещений или подача тепла с перебоями, превышающими допустимые значения.
  2. При недостоверном определении расчётной суммы за предъявленный период. К таким случаям можно отнести:
  • неисправность общедомового прибора учёта, и как следствие недостоверный учёт расхода тепловой энергии;
  • общий тепломер или квартирный счётчик не прошёл своевременную поверку;
  • отсутствует акт пуска тепла на дом, что затрудняет задачу произвести правильный расчёт при отсутствии домового ТПУ.

Корректировка начислений производится поставщиком коммунальных услуг за год. Если по итогам года перерасчёт, имевший основания, не выполнен и не отражён в квитанции, то жилец правомочен инициировать его осуществление.

Клиенты теплосервиса производят оплату полученных услуг пропорционально занимаемой общей квадратуре жилища за отопительный период. Итог к оплате вычисляется, как произведение существующего в регионе тарифа на полезную площадь жилья. Такая методика расчёта применяется в случае отсутствия ПУ теплоснабжения в МЖД.

Установленный в доме общий ТПУ позволяет контролировать жителям потребительский расход и контролировать ежемесячные начисления, согласно фактическому использованию ресурса.

Качественный товар можно вернуть, если он не устроил вас по форме, размеру и другим параметрам:

  • 14 дней без учета даты приобретения (ст. 502 ГК РФ, ст. 25 ЗЗПП). Отсчет начинается со следующего дня. Причем если 14-й день выпадает на нерабочий для магазина день, то можно вернуть товар и на следующий рабочий день.
  • В любое время до и в течение 7 дней после получения, если вы покупаете товар дистанционно (в интернете). Срок увеличивается до 3 месяцев, если одновременно с получением товара не была предоставлена письменная информация о правилах его возврата (ст. 26.1 ЗЗПП).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...