Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности: образец 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
Законодательные нормы
Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.
Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются.
Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы. В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров;
- систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Периодичность инструктажа по антитеррору в образовательном учреждении
Если рассматривать антитеррористический инструктаж в рамках правовой аналогии с пожарным инструктажем, то его проведение должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Кроме того, руководство фирмы должно назначить ответственного за проведение инструктажа. Каждый инструктаж имеет смысл регистрировать в специальном журнале.
Он подскажет, какие формы и куда надо сдать, а также поможет правильно их заполнить. 31 Октября 2020 в 17:01 У тех, кто только начинает знакомиться с электронным документооборотом (ЭДО), могут возникнуть вопросы, зачем нужна е-подпись, какая она бывает и как подписать электронной подписью документ pdf или word.
Несмотря на то что каждый работодатель вправе устанавливать свою систему проведения антитеррористического инструктажа, остановимся на основных этапах его организации.
Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица (специалисты утверждают, что преступник, гото¬вящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву).
Как провести антитеррористический инструктаж
Проведение антитеррористического инструктажа осуществляется на непосредственном рабочем месте, как образец ежедневной деятельности, специалистом по охране труда и чаще всего представляется как вид вводный инструктажа. Этот комплекс мероприятий может включать в себя теоретическую часть, которая состоит из ознакомления с нормативными актами государственного и локального значения, а также обслуживание специальных защитных средств противодействия террору. Также в силу специфики работы может быть включена практическая часть, сопряженная с тренировками на предмет эвакуации персонала, отработки иных действий в случае атаки.
Обратите внимание! В соответствии с законами периодичность проведения инструктажа по антитеррору устанавливается не реже одного раза в полугодие
Законодательные нормы
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.
Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.
Как провести антитеррористический инструктаж
Инструктаж имеет смысл проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Первый вариант оптимален для сотрудников, которые уже работают в фирме, второй — для тех, которые только приходят в нее. Для проведения обоих видов инструктажа работодатель должен, прежде всего, найти удобное помещение. Таковым может быть конференц-зал, оборудованный проектором и имеющий зоны для размещения стендов или плакатов с полезной информацией.
Антитеррористический инструктаж должен быть проведен в рабочее время сотрудников, но при этом оно не должно приходиться на обед. Поэтому сотруднику, ответственному за проведение инструктажа, предстоит поработать над комплектованием групп работников фирмы (либо составить график индивидуальных инструктажей) так, чтобы каждый из присутствующих смог на период инструктажа оставить свое рабочее место без ущерба для текущих производственных задач.
Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности образец 2019
Например:
- вход в здание осуществлять с помощью пропуска или при наличии документов, удостоверяющих личность;
- закрывать входные двери, которые не имеют постоянной охраны, и т. д.
- при необходимости принять посетителя уведомлять об этом службу охраны не менее чем за 30 минут до визита;
- Обязанности службы безопасности (охраны).
Раздел включает в себя перечень обязанностей, которые возлагаются на специально уполномоченных лиц по обеспечению антитеррористической безопасности в здании:
- следить за исправностью состояния огнетушителей и разместить их в доступных для других работников местах;
- осуществлять ежедневные обходы территории и т. д.
- при обнаружении подозрительных пакетов, свертков, коробок не предпринимать никаких действий и немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы;
Журнал регистрации инструктажа по антитеррористической защищенности
Назначение сотрудника, который будет отвечать за инструктаж, должно производиться на основании приказа руководителя организации. При этом может потребоваться подписание заново должностной инструкции данного специалиста, а в некоторых случаях — заключение дополнительных соглашений к трудовому договору между ним и организацией. Главные задачи руководства фирмы в данном случае — определить сотрудника, чья компетенция в наибольшей степени соответствует специфике антитеррористического инструктажа, а также корректно отразить в его должностных обязанностях соответствующую функцию.
Безусловно, главный компонент инструктажа по антитеррористической безопасности — программа, в соответствии с которой это мероприятие и должно проводиться. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.
Программа антитеррористического инструктажа может содержать разделы, отражающие порядок предоставления инструктором сотруднику:
- общих сведений о деятельности фирмы, которые имеют значение с точки зрения террористической угрозы;
- сведений о факторах террористической угрозы применительно к конкретному рабочему месту, территории фирмы, близлежащим территориям, городу, региону;
- сведений о законах и подзаконных актах различных уровней, а также действующих на предприятии локальных нормативных актах, которые направлены на обеспечение антитеррористической защищенности работников;
- сведений о доступных для сотрудников информационных ресурсах, которые могут быть использованы в целях повышения уровня знаний об антитеррористической безопасности;
- сведений о ресурсах, которые могут использоваться сотрудниками в целях мониторинга факторов террористической угрозы, а также отслеживания реализуемых мер реагирования на нее силами предприятия либо внешними субъектами в случае возникновения такой угрозы;
- сведений об используемых предприятием инструментов для пресечения террористической угрозы, а также информации о возможностях задействования данных инструментов работниками;
- рекомендаций и предписаний:
- в отношении действий работников, направленных на предотвращение террористической угрозы, а также тех, которые необходимо производить в случае возникновения террористической угрозы;
- по способам взаимодействия работников предприятия между собой, с руководством, госорганами в рамках предотвращения террористической угрозы, реагирования на нее;
- о поведении в ситуации возникновения террористической угрозы, мерах оказания помощи другим сотрудникам и гражданам в подобных ситуациях — на территории фирмы либо за ее пределами.
Рассмотрим теперь специфику каждого из отмеченных пунктов подробнее.
В данном разделе программы следует определить, что сотрудник, отвечающий за антитеррористический инструктаж, должен рассказать инструктируемому лицу о том:
- какие участки производства (зданий, территорий) подвергаются наибольшему риску разрушений при террористической угрозе;
- что должен делать работодатель при террористической угрозе (например, если в фирме есть достаточные по площади помещения, они могут быть задействованы сотрудниками для временного размещения пострадавших граждан);
- какова вероятность стать объектом террористической угрозы (например, если компания является разработчиком секретных военных технологий, то такая вероятность, определенно, будет выше, чем если бы она занималась гражданскими разработками).
В данном разделе программы можно прописать обязательство инструктора рассказать сотруднику о том:
- в связи с чем может возникнуть террористическая опасность на предприятии (например, в силу проникновения неустановленных лиц, которые могут совершить диверсию);
- каким образом риски террористической угрозы могут повлиять на деятельность предприятия (например, если фирма не имеет автономного электроснабжения, то при теракте высока вероятность обесточивания систем).
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.
Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.
Под антитеррористическим инструктажем понимается обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:
-
доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;
-
информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;
-
разъяснение сотрудникам последовательности действий при угрозе.
Проведение обучения должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Также приказом директора предприятия назначается сотрудник, ответственный за проведение обучения. Такой специалист должен иметь удостоверение, подтверждающее его знания по гражданской обороне. Занятия проводят��я со всеми сотрудниками (действующими и новыми). Результаты проведения каждого инструктажа нужно вносить в журнал.
- ��одернизация образования
- Казачье образование
- Наставничество
- Курсы, выставки, конференции, семинары
- Дошкольное образование
- Документы
- Опека и попечительство
- Документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции».
5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
12. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
13. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
14. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
15. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
17. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете).
18. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных логанов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 (ред. от 2 августа 2019 г.) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).
27. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., № 40478).
Проведение инструктажа предназначено для ознакомления сотрудников предприятия с основными правилами антитеррористической бе��опасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения. Основными решаемыми при этом задачами являются:
- доведение до каждого из служащих коллектива компании информации об основных источниках потенциальной опасности;
- разъяснение трудящимся главных направлений, касающихся антитеррористической защищенности организации-работодателя;
- детализированное ознакомление каждого из сотрудников, официально входящих в штат компании, с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения террористического акта в пределах территории предприятия.
К сведению! Законодательством РФ понятие об антитеррористическом инструктаже не определено, поэтому схема проведения предприятием специального целевого инструктажа утверждается внутренними нормативными документами.
Выбор и назначение ответственного за обучение работников предприятия сотрудника производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористического инструктажа. Руководителем компании издается соответствующий приказ (распоряжение), а новая функция добавляется в список служебных обязанностей выбранного лица путем подписания специалистом обновленного варианта должностной инструкции или оформления дополнительного соглашения к трудовому контракту между исполнителем и работодателем.
Допустимо ведение инструктажа для коллектива сотрудников, уже работающих в компании, его части или индивидуально (для лиц, только поступивших на работу в организацию).
Для проведения мероприятия должно быть использовано вмещающее всех или определенную группу сотрудников помещение, в котором можно выделить места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), поместить проектор для демонстрации тематических слайдов, использовать аудиотехнику или видеотехнику.
Время проведения мероприятия должно затрагивать только рабочее время, но не включать в себя время, отведенное для обеденного перерыва трудящихся. Ответственный сотрудник, проводящий инструктаж, должен составлять графики мероприятий для отдельных групп работников с учетом их трудовой деятельности, чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте в течение рабочего времени не причинило ущерба текущему производственному процессу.
Важно! Если руководством организации намечено проведение подобного мероприятия после окончания рабочего времени или в выходные дни, то потребуется издание соответствующего приказа по предприятию и проведение оплаты времени работников согласно трудовому Кодексу РФ.
Количество охваченных инструктажем лиц должно быть зафиксировано секретарем или иным ответственным сотрудником (с указанием фамилии и должности каждого присутствовавшего лица).
Периодичность проведения повторного инструктажа зависит от типа предприятия и степени его подверженности риску ЧП, график проведения устанавливается приказом руководителя компании (раз в 3, 6, 12 месяцев). Проведение внепланового или целевого инструктажа связано с угрозой возникновения или возникновением специфической ситуации на предприятии, в регионе расположения предприятия, в иных регионах страны.
1. Типовой Паспорт безопасности спортивного объекта (скачать документ)
2. Типовая инструкция для персонала зрелищных учреждений и других объектов с массовым скоплением населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (скачать документ)
3. Типовой Паспорт места массового пребывания (скачать документ)
От террористических атак на сегодняшний день не застрахован никто. В этом отличие от иных негативных факторов в виде техногенной катастрофы или природного явления — терроризм может проявиться в любом месте в различных видах. Это могут быть направленные подрывы помещений, санкционированные возгорания горючих материалов, умышленный вывод из строя стратегически важной промышленной техники.
Порядок проведения инструктажа определяется локальным актом работодателя. Могут быть выделены такие этапы, как назначение ответственных лиц, составление плана проведения инструктажа, проведение инструктажа с каждым из работников организации (действующими и новыми), фиксирование результатов мероприятия.
Обоснование: В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
При этом для ряда объектов утверждены специальные нормативные акты, регламентирующие требования к антитеррористической защищенности (см., например, Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»):
-Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»);
-Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российско�� Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
-Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;
-Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Некоторые из этих документов предусматривают проведение инструктажа (например, пп. «г» п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1235, пп. «е» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 410, и др.).
Инструктаж по антитеррористической безопасности следует рассматривать как одно из мероприятий, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности. Проведение в организации антитеррористического инструктажа инициируется приказом или распоряжением ее руководителя. Порядок проведения инструктажа определяется локальным нормативным актом организации.
Антитеррористический инструктаж работодатель может провести как в индивидуальной форме, так и в групповой. Как правило, многие работодатели выбирают коллективный способ — индивидуально инструктаж по антитеррористической безопасности проводится только с вновь прибывшими сотрудниками.
Обращаем ваше внимание на то, что проведение инструктажа должно осуществляться только в рабочее время служащих. Никаких задержек после работы или осуществления мероприятия в выходные дни законодателем не допускается. В противном случае выход сотрудников должен быть оформлен приказом руководителя компании и оплачен в соответствии с требованиями, установленными ТК РФ. Более того, проведение инструктажа в обеденный перерыв также запрещается. Если инструктаж продолжается, но время обеда настало, он должен быть прерван и возобновлен после окончания обеденного перерыва.
Работодатель также должен найти подходящее помещение для проведения инструктажа. В небольших организациях это может быть зал для переговоров или кабинет, который вмещает в себя всех сотрудников. При необходимости инструктору нужно обеспечить проведение трансляции аудио-, видео- или фотоматериалов. Если есть возможность, можно отпечатать брошюры для служащих с тезисным отражением сведений об антитеррористической безопасности.
Для того чтобы отметить количество присутствующих на инструктаже сотрудников, работодатель вправе организовать систему контроля на входе или выбрать вариант, когда секретарь или иной ответственный работник запишет фамилии и должности лиц, посетивших инструктаж.
Для повышения эффективности в процессе производства или иной трудовой деятельности применяются специальные средства защиты, к которым относятся:
- Металлодетекторы на входах в организацию;
- Рамки безопасности определяющие тип взрывного устройства;
- Наличие специальной тревожной сигнализации;
- Наличие сотрудников охранных предприятий;
- Специальные средства определения состава проносимого на предприятие вещества.
Внеплановый инструктаж по охране труда: когда проводится
Обратите внимание! В зависимости от деятельности организации такое оборудование должно приобретаться руководством компании.
В школе , в больнице, на предприятии и в любой другой организации должен быть утвержден документ, устанавливающий правила поведения людей при возникновении угрозы. Его положения должны быть доведены до сведения всех сотрудников. Кроме этого, для публичного ознакомления вывешивается наглядная агитация. Все эти меры предпринимаются руководством самостоятельно. В ФЗ № 35 установлено, что ИП и юрлица обязаны обеспечить условия для предотвращения угрозы для жизни граждан. Однако в нормах не поясняется, как именно должна гарантироваться антитеррористическая безопасность. Мероприятия , таким образом, разрабатываются ответственными лицами самостоятельно. На практике утверждается локальный документ, в котором прописываются соответствующие меры.
В этом разделе описывается, как правило, назначение документа. Здесь же перечисляется несколько мер, которые предпринимаются сотрудниками. Первичные требования антитеррористической безопасности могут быть следующими:
[2]
- Вход в здание осуществляется по пропускам или документам, подтверждающим личность.
- В случае необходимости принять гражданина, должностное лицо уведомляет об этом охрану не меньше чем за полчаса до визита.
Обучение в области охраны труда предусмотрено статьей 225 Трудового кодекса . Нормативно-правовая информация по каждому конкретному элементу безопасности содержится в соответствующих законах.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, работодатели обязаны выполнять требования антитеррористической безопасности.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 предписывает проводить мероприятия с целью повышения устойчивости в чрезвычайных ситуациях и поддержания готовности к ним (см. статью 14).
Таким образом, работодатель обязан просвещать персонал на тему поведения в условиях нападения террористов. Если журнал учета выдачи инструкций работникам отсутствует или в нем не хватает отметок, организация будет отвечать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях .
Помимо инструктажа по технике безопасности, работодатель должен обеспечить работникам ознакомление с инструкцией антитеррористической безопасности. Она может включаться в основную программу инструктажа по ТБ или осуществляться отдельно, но требование к проведению является обязательным. На каждом предприятии должен быть журнал учета проведения инструктажа по антитеррористической безопасности, который заполняется ответственным лицом не реже, чем основной журнал ТБ. Кроме инструктажа, на время массового посещения людей в организацию (например, школы и детские сады во время праздника), нужно усиливать пропускной режим и прочие меры. Подробнее о проведении инструктажа по антитеррористической безопасности — далее в статье.
Терроризм в XXI веке является одной из наиболее остро стоящих перед правительством проблем. Теракты в мире происходят почти ежедневно, и террористы изобретают все новые способы устрашения для достижения своих целей.
Мирное население не может и не должно самостоятельно справляться с террористическими атаками. Государство обязано разработать принципы антитеррористической безопасности и мероприятия по защите своих граждан от актов террора.
Чаще всего используются следующие виды актов устрашения:
Для спасения жизней на государственном, муниципальном и частном уровнях разрабатываются меры антитеррористической безопасности. Основные виды мероприятий, которые обеспечивают безопасность населения на государственном и муниципальном уровне:
- создание законов, инструкций, памяток, в которых объясняется порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
- подготовка групп лиц, противодействующих террору;
- разработка плана действий по защите населения;
- превентивные действия по профилактике создания преступных групп, их обнаружению и устранению;
- работа с последствиями терактов, в случае если они произошли.
Не только государство должно заботиться о защите граждан. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (п. 3.1 ст. 5) определено, что юридические лица и ИП обязаны обеспечивать защиту своей собственности и своих сотрудников от возможных террористических угроз.
Обучение в области охраны труда предусмотрено статьей 225 Трудового кодекса . Нормативно-правовая информация по каждому конкретному элементу безопасности содержится в соответствующих законах.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, работодатели обязаны выполнять требования антитеррористической безопасности.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 предписывает проводить мероприятия с целью повышения устойчивости в чрезвычайных ситуациях и поддержания готовности к ним (см. статью 14).
Таким образом, работодатель обязан просвещать персонал на тему поведения в условиях нападения террористов. Если журнал учета выдачи инструкций работникам отсутствует или в нем не хватает отметок, организация будет отвечать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях .
Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории)
Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.
Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности
Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ: +
Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности Наличие Административные здания + Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения + ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования + Учреждения социального обслуживания населения + Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта + Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры + Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха + Рынки, ярмарки + Предприятиям + Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли от 1000 кв.м. вкл. Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания от 50 мест вкл. Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более по Московской обл. Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше по Московской обл. Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл. Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше по Московской обл. Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл. Категорирование объектов по степени потенциальной опасности с 10 апреля 2015 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03. 2015 №272 всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой.
Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.Раздел 1: общие сведения о фирме
В данном разделе программы следует определить, что сотрудник, отвечающий за антитеррористический инструктаж, должен рассказать инструктируемому лицу о том:
- какие участки производства (зданий, территорий) подвергаются наибольшему риску разрушений при террористической угрозе;
- что должен делать работодатель при террористической угрозе (например, если в фирме есть достаточные по площади помещения, они могут быть задействованы сотрудниками для временного размещения пострадавших граждан);
- какова вероятность стать объектом террористической угрозы (например, если компания является разработчиком секретных военных технологий, то такая вероятность, определенно, будет выше, чем если бы она занималась гражданскими разработками).
Правовая основа разработки документов
Документы по организации антитеррористической работы разрабатываются на основании федерального законодательства и Постановлений Правительства РФ:
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ.
- Постановления Правительства РФ:
- от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»;
- от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
- от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;
- от 14 апреля 2017 г. № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;
- от 13 января 2017 г. № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
К нормативным документам по организации антитеррористической работы относится также приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.Какие этапы инструктажа она может предусматривать?
Правила оформления журнала безопасности
В автономном порядке решается также, в какой форме будет вестись учет занятий. Образец журнала инструктажа по антитеррористической безопасности можно скачать в Интернете на профильных сайтах. Несмотря на отсутствие федеральных стандартов, специалисты рекомендуют унифицировать учет всех занятий.
Прежде всего, в нем должна быть отметка о начале ведения записей и об их конце. Как правило, отметка о начале ставится в левом верхнем углу титульного листа, а информация об окончании записи проставляется в правом верхнем углу. Здесь же, на титульном листе, указывается полное наименование компании, учреждения или предприятия. Ниже обязательно указывается фамилия, имя, отчество сотрудника (полностью), который назначен ответственным за ведение журнала.
Похожие записи: