Как перейти на налоговый мониторинг до 1 сентября 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на налоговый мониторинг до 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.

Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:

  • добыча нефти и газа,
  • металлургическая промышленность,
  • перевозки,
  • финансово-кредитная сфера,
  • производство,
  • строительство,
  • торговля,
  • связь,
  • информационных технологии.

Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.

Три условия перехода на налоговый мониторинг:

  1. 100 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
  2. 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
  3. 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.

Преимущества налогового мониторинга

  • Без камеральных и выездных проверок. Они заменяются на онлайн мониторинг сделок, документов, налогов и отчетности.
  • Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. Всегда можно узнать мотивированное мнение налоговой по каждой из сделок, чтобы избежать штрафов и пеней за неправильное оформление.
  • Возмещение НДС в упрощенном порядке. По заявлению, без предоставления банковских гарантий процедура занимает всего 11 дней, вместо 3 месяцев.
  • Быстрое закрытие налогового периода. Срок проведения налогового мониторинга – 1 год и 9 месяцев, тогда как налоговый период в обычном порядке может длиться до 5 лет.
  • Меньше требований от ФНС. Налоговая предъявляет меньше запросов за счет онлайн-доступа к документам, подтверждающим правильность расчета налогов.

Что подразумевает налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг представляет собой особую форму налогового контроля, при которой проводятся не выездные проверки налогоплательщиков, а постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Он осуществляется через предоставление инспекторам доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В данном случае ИФНС может в режиме реального времени отслеживать, как компании считают и платят налоги, заполняют отчетность и выполняют иные налоговые обязанности.

При налоговом мониторинге проверки заменяют оперативным взаимодействием с компаниями, при котором ИФНС при выявлении неточностей или ошибок имеет право запросить у налогоплательщика пояснения, а также потребовать от него исправить ошибки. Пояснения в такой ситуации нужно подавать не позже 5-ти дней, а корректировать документы — не позже 10-ти дней с момента поступления требования (п. 2 ст. 105.29. НК).

При налоговом мониторинге ИФНС вправе проводить выездные проверки в отношении налогоплательщика, но только в конкретных ситуациях (п. 5.1 ст. 89 НК):

  • выездная проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом для контроля деятельности ИФНС, которая проводит налоговый мониторинг;
  • налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение ИФНС, к примеру, не предоставляет пояснения и документы, не исправляет ошибки и др.;
  • налогоплательщик не предоставляет уточненную декларацию за период налогового мониторинга, в которой уменьшили сумму налога по сравнению с ранее переданной декларацией;
  • произведено досрочное прекращение налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг: как работает и кому подходит

Впрочем, налоговый мониторинг дает ряд преимуществ и бизнесу:

  • освобождает от камеральных и выездных проверок (с некоторыми исключениями, о них расскажем чуть позже) – ИФНС не нужно заново проверять отчетность, так как все документы проверяются постепенно, по мере формирования;
  • исключает штрафы и санкции за ошибки или нарушения – при обнаружении подобных ситуаций инспектор сообщает налогоплательщику о выявленных недочетах, дает рекомендации по исправлению через механизм мотивированного мнения;
  • компанию признают добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • нет доначислений и штрафов за прошедшие периоды, так как все ошибки можно вовремя обнаружить и исправить в соответствии с указаниями налоговых инспекторов: времени на это будет достаточно, так как ежегодный мониторинг растянут по времени (с 1 января текущего года до 1 октября следующего, то есть мониторинг за 2022 год начинается с 1 января 2022 года и заканчивается 1 октября 2023 года;
  • снижает количество проверяемой отчетности.
Читайте также:  Как получить РВП для граждан СНГ в 2022 году

Порядок вступления в налоговый мониторинг

Процесс перехода на налоговый мониторинг инициируется налогоплательщиком, который соответствует критериям, согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Для подключения необходимо до 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга, подать заявление в территориальный налоговый орган, предоставив вместе с ним ряд документов (Приказ ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15-323@).

То есть, фактически, действует следующее правило: если заявление подано до 1 сентября текущего года, то первым периодом мониторинга будет следующий год, процедура начнется 1 января и завершится 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

Для вступления в налоговый мониторинг требуется следующее:

  • Подать заявление о проведении налогового мониторинга (заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации, не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга);

  • Предоставить регламент информационного взаимодействия;

  • Предоставить сведения о взаимозависимых лицах (доля участия свыше 25%);

  • Предоставить учетную политику для целей налогообложения организации;

  • Предоставить документы о системе внутреннего контроля.

Важная задача налогового мониторинга – снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы – основа для планирования проверок. Они определяют:

  • метод проверок – сплошной или выборочный;
  • объем необходимых документов.

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

  • о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
  • норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
  • детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.

Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

  • информации о рисках организации;
  • информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
  • контрольных процедур;
  • результатов их выполнения;
  • оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
  • мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
  • матрицы рисков и контрольных процедур.

Таблицы с данными тоже поправили. Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Читайте также:  Cофинансирования пенсии в 2021-2022 годах – последние новости

Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?

Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:

  • Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
  • Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
  • Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.
    Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Суть мониторингового сотрудничества

Инициировать применение мониторинговой формы взаимодействия с налоговыми органами могут крупнейшие налогоплательщики, соответствующие набору требований из п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • суммарное значение всех налоговых обязательств равно 300 млн рублей или больше;
  • годовой объем доходных поступлений зафиксирован на уровне 3 млрд рублей и выше;
  • по состоянию на 31 декабря стоимостная оценка активов компании равна 3 млрд рублей (можно больше).

Суммовые лимиты рассчитывают за полный год. Для анализа берут данные налогового периода, предшествующего году, в котором был инициирован переход к мониторинговой методике взаимодействия с ФНС.

Если критерии налогового права соблюдены, предприятие может подать заявление в ФНС, чтобы применять на практике налоговый мониторинг. Заявление должно быть передано в срок до 1 июля.

Для реализации мониторинговых операций сотрудники Налоговой службы получают полный доступ к налоговому учету компании. Так, ежедневно специалисты ФНС отслеживают проводимые в учете предприятия суммы, оценивают правильность их отображения. При выявлении недочетов или ошибок налоговики обязаны уведомить об этом руководство фирмы. Следующими шагами будет выведение компромиссного варианта действий в рамках правового поля.

После одобрения ФНС заявления о применении новой формы взаимодействия с крупнейшим налогоплательщиком, налоговый мониторинг будет охватывать все виды обязательств предприятия перед бюджетом. То есть компаниям не предоставляют полномочия по выбору отдельных видов налогов, которые подлежат проверке. Это правило подтверждает письмом ФНС от 30.05.2016 г. № ЕД-4-15/9597.

Особенность в том, что мониторинг идет за весь год в календарном исчислении. Но по факту его длительность ограничена периодом с января до октября.

На этапе согласования способа взаимодействия руководство предприятия должно разработать и передать на рассмотрение регламент работы с ФНС. В этом документе надо пояснить:

  • какими способами будете передавать документы специалистам налогового органа;
  • какая процедура учета доходов и затрат предусмотрена учетной политикой.

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Нововведения в налоговом контроле за 2020-2021 год

Налоговики будут иметь доступ не только к бухгалтерии, но и ко всей системе организации, ее документообороту и каждой транзакции. Контроль интегрируется в онлайн-среду каждого налогоплательщика.

Объем затронутых лиц станет столь велик, что коснется даже обычных физических лиц и мелких предпринимателей. Выездные проверки вымрут, всё будет проводиться на основании анализа огромных массивов данных. Облачные бухгалтерии исчезнут, а безопасность данных такова, что достаточно любой большой кибератаки и вся налоговая система рухнет. Возможность доказать незаконные действия налоговой станет еще меньше.

Изменения будут вносить постепенно, сейчас же много внимания уделяют статье 54.1 НК РФ. Это изменение в Налоговом кодексе, обращающее внимание на злоупотребления налогоплательщиками своими правами.

Судебная практика по ст. 54.1 НК РФ складывается не в пользу предпринимателей. Органы успешно доказывают создание формального документооборота для уменьшения расходов и получения вычетов.

Взглянем на постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.18 по делу N А75-7919/2017. В нем ярко отражена специфика действия ст. 54.1 НК РФ.

Суды нашли в документах недостоверные сведения, говорящие о том, что реальных хозяйственных операций с контрагентом нет. К выводу подтолкнуло то, что спорный контрагент зарегистрирован после заключения договора, а анализ выписок говорит, что нет расходов, характерных для деятельности (платы за аренду, коммуналку, зарплаты).

Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры

Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним. После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой. При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.

Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):

  • изменено;
  • оставлено как было.

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» — подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...