Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.3 Систематизация нормативно-правовых актов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Ненормативные правовые акты
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.
К таковым относятся:
- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;
- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.
Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.
Виды законов:
К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).
Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.
Виды подзаконных актов:
- Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- — образцы деловых бумаг;
- — комментарии законодательства;
- — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Порядок принятия локальных актов
Нетрудно догадаться, что разработка ЛНА — это процедура, реализуемая в соответствии с максимально комплексным, пошаговым и всесторонним подходом. Эксперты, отвечающие за делопроизводство в рамках тех или иных крупных фирм, всегда делят подобную работу на перечень основных, самых важных этапов:
- первичное, базовое оформление;
- согласование и аналитика;
- внесение необходимых поправок;
- утверждение со стороны руководства;
- введение в правоприменительное поле;
- контроль исполнения.
Причем согласно ст. 372 ТК РФ, человек, ответственный за реализацию всего комплекса операций, должен направить итоговый, готовый к запуску бланк на рассмотрение в орган первичной профорганизации. В роли таковой также может выступать любая другая аналогичная структура, которая занимается представлением интересов сотрудников в течение всего времени их взаимоотношений с работодателями.
Локальным нормативным актом организации не является документ, не принятый специалистами указанной надзорной службы. Конечно, отказать во вступлении той или иной бумаги в силу профсоюз (или его аналог) может исключительно при наличии веских оснований. Кроме того, при появлении каких-либо проблем, связанных с корректностью и грамотностью заверяемого шаблона, представители данного ведомства с легкостью обращаются к вышестоящим органам правительственной инспекции. Государственные специалисты в области взаимодействия с ТК обладают правоприменительными полномочиями, позволяющими им отменить унификацию, оформленную без согласия с текущими нормами законодательства страны.
Основная отличительная черта нормативно-правового акта заключается в том, что обычно он рассчитан на широкий круг граждан. Также выделяются следующие признаки:
- Может быть разработан только структурой, имеющей на то полномочия.
- В тексте указываются определенные поведенческие нормы.
- Для вступления в силу используется определенные порядок.
- Прочитать всю важную информацию можно в соответствующей бумаге.
- Основное направление – регулирование отношений внутри или между различными категориями граждан.
- Основным создателем является государство.
- Входит в законодательную систему страны.
Эти признаки во много повторяют описание законов. Однако основное отличие между двумя типами документов заключается в их юридической силе, особенностью использования и наказанию в случае нарушений.
Понятие и признаки нормативно-правового акта
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.
Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:
- направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
- создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
- имеет официальный характер;
- это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
- наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
- наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
- дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
- правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
- содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
- имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
- имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
- его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
Общие правила нормативных актов и ненормативных актов
Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:
- Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
- Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
- Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
- Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Предложения по усовершенствованию данной тематики
После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.
Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.
Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.
Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.
Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.
Срок действия нормативно-правового акта
НПА, как и всякий юридический документ, имеет свои нормы в вопросе временных рамок. Известно, что его срок чаще всего постоянен. Бывают и временные, у которых обозначен срок.
Рассмотрим пределы действия любого НПА с точки зрения времени:
- вступление в полную силу;
- прекращение действия (потеря силы);
- «обратная сторона закона»;
- «переживание закона».
Что интересно, законодательство РФ пошло по более простому пути, исключив третий период. Получается, что практически любой закон в России по умолчанию не имеет обратной силы, что не позволяет рассматривать дела, определенные законом уже после их совершения.
При этом с «переживанием закона» ситуация получается обратной — было множество случаев, когда к актуальному НПА применяются устаревшие нормы.
Возникает один достаточно интересный вопрос — что можно считать за конечную точку действия нормативных актов? Правильно — утрату законной силы, которая возможна по ряду причин.
№ п/п. | Причина | Описание |
1 | Истечение срока действия | Является самой частой причиной. Как уже говорилось ранее, у каждого акта есть своя продолжительность действия. Чаще всего срок устанавливают у тех НПА, которые были приняты во время военного или чрезвычайного положения. Хотя и в мирное время принимают такого рода акты. |
2 | Замена одного акта другим | Вследствие обстоятельств, когда какой-либо пункт НПА или он полностью уже устарел, проводится замена на более актуальную версию. |
3 | Установление новых правил поведения | Когда простой замены актов уже не хватает, законодательная власть проводит глобальные изменения в виде изменения госстроя или Конституции, формирования Парламента и так далее. |
Каждый акт, прежде чем вступить в силу, должен быть каким-либо образом создан. Для этого все прописывается и заранее проверяется последовательность подготовки и дальнейшего вступления в силу.
Рассмотрим ниже каждый этап создания любого НПА.
- Создание проекта. На данном этапе начинается нормотворчество — создание НПА. Он заключается в выполнении следующих действий.
- постановление вопроса о необходимости создания нового НПА;
- обеспечение проекта всем необходимым;
- сбор общей информации об общественных отношениях, нуждающихся в урегулировании;
- подготовка концепций и инициатив, раскрытие цели проекта.
2. Рассмотрение проекта. В это время создаваемый акт проходит тщательное изучение. В дальнейшем может быть откорректирован службами и органами, имеющими нужные полномочия. В процессе проверки и корректировки проводится поиск и аргументация перспективности в нескольких сферах — юридической, экономической и социально-политической.
3. Стадия решения. После рассмотрения, субъект, отвечающий за изучение перспективности разрабатываемого НПА принимает решение. Их может быть всего три: принять, вернуть на доработку или отклонить.
4. Финишная прямая. Тут уже готовый проект отправляется на подпись лицам, имеющим на это полномочия. Когда подпись уже поставлена, документ отправляется на официальную публикацию, а также в реестр с зарегистрированным номером. Только после этого НПА может вступать в силу.
Сила нормативных правовых актов
Все нормативные правовые акты имеют собственную юридическую силу, влияют на определенный спектр отношений и круг лиц.
Перечислим эти документы в порядке убывания их силы:
- Конституция;
- Декреты и указы;
- Гражданский кодекс;
- Другие кодексы. Здесь следует пояснить, что кодексы также представляют собой законы, но имеющие больший охват, масштаб действия.
- Законы. Могут иметь приоритет перед декретами и указами только в тех случаях, если право принимать эти декреты и указы предоставлялось соответствующим законом.
- Постановления Парламента, пленумов Верховного суда, акты этих судов и Генерального прокурора;
- Акты министерств, ведомств и Национального банка.
- Уставы государственных органов, положения, регламенты, правила, инструкции – находятся в подчиненном положении к перечисленным выше правовым актам. Их отношения между собой зависят от множества факторов и ситуаций применения.
Также к государственным правовым актам разного характера можно применить некоторые общие правила:
- Документы принятые вышестоящим органом управления имеют большую силу в сравнении с принятыми нижестоящими организациями;
- Позднейшие нормативные акты имеют большую силу в сравнении с аналогичными актами того же автора на эту же тему принятыми ранее;
- Из актов принятых равными по положению органами важнейшим признается тот, автор которого имел специальные полномочия в данной сфере.
- Нормативные правовые акты принимаются руководством государственных органов, а не их структурными подразделениями.
Принято считать, что действие законов разделяется на действие в пространстве, по кругу лиц и по времени. давайте рассмотрим каждый из них:
- Действие в пространстве. Законы РФ действуют на территории государства. Под территорией государства подразумевается – сухопутное, водное и воздушное пространство, а также континентальный шельф и экономическая зона. Термин «действие законов в пространстве» непосредственно связано с понятием «государственного суверенитета».
- Действие по кругу лиц. По общему правилу правовые акты действуют на всех лиц. Однако некоторым лицам приписывается разный объем прав – гражданам РФ, лицам без гражданства и иностранным гражданам. Так, иностранные граждане не могут в РФ занимать государственные должности.
- Действие по времени. Законы распространяют свое действие только с момента их вступления в силу. Если иное не указано в самом акте, то они не распространяются на отношения, возникшие до принятия той или иной нормы права. Однако, если закон предусматривает привилегированное (лучшее) условие для субъекта, то он будет распространяться на отношения, возникшие до принятия НПА.
Принципы классификации нормативно правовых актов
Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.
В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:
- субъект инициирования создания документа;
- область распространения;
- срок действия;
- уровень юридической силы.
Классификационные особенности в зависимости от | |
Субъекта инициирования создания документа | Классификационные особенности в зависимости от Создание нормативно-правового акта может инициироваться: — государственным органом; — общественной организацией; — народом (референдум). |
Области распространения | Выделяют: — федеральные НПА; — акты субъектов РФ; — акты муниципальных органов; — локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п. |
Срока действия | В зависимости от времени влияния выделяют: — акты, принятые на неопределенное длительное время; — акты временные (на определенный период). |
Уровня юридической силы | По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на: — законы; — подзаконные акты. |
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).