Административная ответственность несовершеннолетних

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность несовершеннолетних». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

Комментарии к ст. 2.3 КОАП РФ

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством. (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних? С данным вопросом нередко обращаются к юристам родители подростков, совершивших правонарушения. Потому что многие из них думают о том, что до совершеннолетия их ребенка нельзя будет привлечь за какой-либо проступок. КОАП четко гласит о том, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. Поэтому, если подростку уже есть шестнадцать, и он совершил правонарушение, то он должен понести за это наказание.

Как же быть тем гражданам, чьи дети, хоть и достигли указанного возраста, но в силу хронического, психического расстройства не могли полностью осознавать всю противоправность своих действий? В данном случае потребуется справка от специалиста, если последний состоит на учете у психиатра.

Можно ли привлечь к ответственности подростка, которому еще нет шестнадцати лет за то, что он находился в нетрезвом виде в общественном месте? Ведь родители, в силу своей занятости, не всегда способны отслеживать все действия своего ребенка. По достижении какого возраста наступает административная ответственность? В данном случае нужно еще раз сказать о том, что сам подросток будет отвечать за свои противоправные действия только в 16 лет, до этого возраста за него несут полную ответственность его родители.

Для того, чтобы подростки вели законопослушный образ жизни и не нарушали правопорядок, они должны видеть пример поведения со стороны старших родственников, взрослых людей. Это очень важно.

Если говорить о том, с какого возраста наступает административная ответственность, то здесь было бы не лишним запомнить, что родители несут ответственность за своих детей в данном случае до того момента, пока им не исполнится 16 лет. Иными словами, за неправильные действия детей до указанного возраста будут отвечать их законные представители.

Читайте также:  Какой штраф за то, что водитель не вписан в страховку

Дети не должны употреблять спиртное, курить и видеть, как это делают взрослые, как дома, так и на улице.

С какого возраста административная ответственность наступает для тех подростков, которые нарушают административный кодекс? В данном случае последние могут быть совсем освобождены от наказания, если так решит комиссия по делам несовершеннолетних. Но, по общему правилу, к подросткам могут быть применены административные санкции только по достижении 16 лет.

Комментарий к статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Процедура привлечения

Гражданин может привлечься к административной ответственности только в том случае, если его вина доказана в полном объеме. Наказание вменяется только за те административные правонарушения, которые совершило лицо.

Административный процесс интересен своими особенностями. Так как одной стороной выступает лицо без юридического образования, а представителем обвинения является государство, распределение сил в конфликте неравное, поэтому внесены поправки в закон. Изменения касаются части представления интересов виновного лица в суде. Теперь лицо, не имеющее юридического образования, не может участвовать в качестве представителя в административном процессе.

Таким образом, виновное лицо не обязано доказывать отсутствие своей вины в содеянном. Доказательствами должна заниматься сторона государства.

При электронной фиксации правонарушения фото- или видеоаппаратурой протокол составляется автоматически, и лицо уведомляется о совершенном правонарушении путем почтового сообщения.

Если виновник задержан в процессе совершения правонарушения, должностное лицо фиксирует протокол на месте и знакомит гражданина с его правами и обязанностями. Кроме того, существует необходимость в понятых для подтверждения наличия правонарушения.

Юристы советуют гражданам помнить, что административный проступок совершен только в том случае, если:

  • доказано наличие события;
  • субъект достиг возраста 16 лет;
  • субъект вменяем;
  • не доказана крайняя необходимость;
  • нарушенная норма закона не утратила силу;
  • срок давности не истек.

При наличии состава административного правонарушения ведется одноименное производство, по результатам которого выносится решение о привлечении лица к ответственности и вменении ему наказания в соответствии с федеральным законодательством.

Нарушителям следует прислушаться к напоминаниям юристов о том, что виновное лицо имеет право обжаловать вышеописанное постановление в судебном порядке, воспользовавшись услугами профессионалов или действуя самостоятельно.

Комментарий к статье 2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

— достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191 ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

— вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

2. Частью 2 установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Комментарии к статье:

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)). Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера). Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Читайте также:  Выплату 12130 рублей могут начать получать родители детей до 7 лет

За что могут привлечь?

Административное наказание используется для лиц, совершивших определенное правовое нарушение, ответственность за которое накладывается на основании КоАП.

По большей мере данная ответственность накладывается за игнорирование ПДД или действия хулиганского характера в общественных местах.

К примеру, если гражданин 16-летнего возраста имеет права на использование мопеда и во время своей поездки нарушит правила дорожного движения, то инспектор ГИБДД вполне может привлечь подростка к АО.

Обратите внимание! Данное правило применимо и к курению и распитию спиртных напитков в общественных местах.

Комментарий к статье 2.3 КоАП РФ

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).

В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.

Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.

Возраст наступления административной ответственности

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

Административная ответственность несовершеннолетних

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, отличающееся небольшой степенью общественной опасности, то он подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Читайте также:  Как лишить отца родительских прав, если он не платит алименты?

В соответствии со статьей 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К несовершеннолетним правонарушителям применяются наказания в форме предупреждения либо штрафа. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

В статье 2.3 КоАП РФ установлена возможность Комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В отношении несовершеннолетнего существуют такие виды принудительного воздействия, как доставление, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей. В соответствии со статьей 27.2 КоАП, доставление представляет собой принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-то причинам невозможно. Административное задержание, согласно статье 27.2 КоАП, – это кратковременное ограничение свободы, которое может быть применено в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать 3-х часов. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются соответствующие отдельные протоколы. Досмотр производится в присутствии двух понятых. О досмотре составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе о доставлении или задержании.

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Кокшаровой А.А.

Административная ответственность наступает

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Лица, достигшие ко времени совершения преступлениячетырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет.

На районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:

  • а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
  • б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР;
  • в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
  • г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения;совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения (кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или дружинника);
  • совершивших мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов, которые рассматриваются комиссиями лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), имеющий право налагать административное взыскание, передает его на рассмотрение комиссии.
  • д) совершивших иные антиобщественные поступки;
  • е) уклоняющихся от учебы или работы.К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воздействия:
  • а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
  • б) вынести предупреждение;
  • в) объявить выговор или строгий выговор;

г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1)

  1. д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;
  2. е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
  3. ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
  4. з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно — воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
  5. и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет — в специальное профессионально

— техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.

Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

  • К родителям несовершеннолетних или лицам, их заменяющим, в случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, или за потребл��ние несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других правонарушений, следующие меры воздействия:
  • а) вынести общественное порицание;
  • б) вынести предупреждение;
  • в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

Возраст административной ответственности

Согласно ст.2.3 КоАП, к ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. До наступления этого возраста по делам об административных нарушениях привлекаются родители или опекуны несовершеннолетнего. Должны быть рассмотрены обстоятельства дела и характеристики лица, привлеченного в качестве виновного. Особенностью подобных дел является обязательное участие в процессе органа опеки и попечительства. По результатам рассмотрения могут быть приняты постановления по наказанию виновного с применением закона о защите прав несовершеннолетних и освобождения от административного наказания.

Например, до 16 лет за появление подростка в состоянии опьянения в общественном месте ответственность несут родители. От 16 до 18 лет административное взыскание обращается на непосредственного виновника. При этом гражданско-правовая ответственность по уплате штрафов сохраняется за родителями, если подросток не имеет официального трудоустройства.

Сведения о совершенном нарушении сохраняются, при нарушениях в совершеннолетнем возрасте данный факт становится поводом для более жесткого взыскания по причине рецидива.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...