Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.
Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности
Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности детского омбудсмена после общественного резонанса. Астахов позволил себе неосторожное высказывание в адрес детей, выживших в катастрофе 2016 года. Его слова подвергли критике, после чего Павел Алексеевич вынужден был подать в отставку. Но какими должны быть условия для внешнего увольнения детского омбудсмена? Все нормы прописаны в президентском указе:
- неисполнение или неверное исполнение своих обязанностей;
- признание лица недееспособным;
- утрата российского гражданства или получение иностранного гражданства;
- утрата способности выполнять свои должностные обязательства;
- совершение аморального поступка;
- исчезновение или смерть детского омбудсмена.
Таким образом, причин для снятия уполномоченного с должности предостаточно.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Права ребенка в России
У каждого человека есть набор личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Дети – это люди, не достигшие совершеннолетия. Эти люди имеют те же права, что и взрослые, за исключением политических прав. Особое внимание следует уделить личным правам ребенка. В этом и заключается цель деятельности Уполномоченного по правам ребенка в России: защита личных свобод и интересов детей.
Так какие права есть у русского несовершеннолетнего? Следует выделить самые основные из них, включенные в Декларацию прав ребенка:
- Право на семью. Ребенок не может быть разлучен со своей семьей, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
- Право на жизнь, здоровье и защиту.
- Право на собственное мнение. В России дети, достигшие 10-летнего возраста, могут принимать решения относительно действий органов опеки и попечительства (например, с кем из родителей оставаться при разводе).
- Право на общение. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, если это не запрещено судом.
- Право на имя, фамилию и отчество.
Все эти нормы содержатся в Международной декларации прав ребенка. Они также продублированы в Семейном кодексе Российской Федерации. Защиту прав детей в Российской Федерации осуществляют органы опеки, судебной системы и прокуратуры. В 2009 году к этому списку добавился федеральный уполномоченный по правам ребенка. Деятельность уполномоченного по правам ребенка будет подробно описана ниже. В первую очередь будут рассмотрены общие данные, а также его непосредственные функции и задачи.
Деятельность региональных детских омбудсменов
Разобрав на примере деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, необходимо уделить немного внимания региональным омбудсменам. В 1998 году Минтруда предложило проект, согласно которому была образована должность уполномоченного по делам детей в регионах России. В то время процедура осуществлялась при содействии ЮНИСЕФ. Все должности постепенно появились в разных уголках страны. Чуть позже должность была утверждена на муниципальном уровне.
Правовой статус региональных омбудсменов в последнее время стал равнозначным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти и назначался на должность главой местной администрации. Изменения произошли в 2011 году. Каждый уполномоченный по правам ребенка получил парламентский статус. В результате повысилась и эффективность их работы.
Следует сразу отметить, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является деятельностью Уполномоченного по правам ребенка. Этим занимается полиция, прокуратура и другие правоохранительные органы. Задача детских защитников в регионах – обеспечить соблюдение интересов детей.
Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности
Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности уполномоченного по правам ребенка после общественного протеста. Астахов позволил себе неосторожное высказывание о детях, переживших катастрофу 2016 г. Его слова подверглись критике, после чего Павел Алексеевич был вынужден уйти в отставку. Но каковы должны быть условия для внешнего увольнения детского адвоката? Все правила подробно описаны в указе президента:
- нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- признание лица недееспособным;
- утрата российского гражданства или приобретение иностранного гражданства;
- потеря способности выполнять свои обязанности;
- совершить аморальный поступок;
- исчезновение или смерть защитника ребенка.
Поэтому поводов для отстранения комиссара от должности множество.
Как и в какие сроки выносится решение по жалобам
Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:
- Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
- Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
- Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.
В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.
Специфика деятельности детского омбудсмена
Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?
Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.
Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.
Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.
Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.
На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.
Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.
Читать так же: Раздел имущества супругов
Права и задачи детского Уполномоченного
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ N 986 Уполномоченный по правам ребенка вправе:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации (очень важно, что Уполномоченный и его представители могут беспрепятственно посещать детские интернатные и иные подобные заведения);
- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Отличие от других правозащитных органов
При выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка Уполномоченный вправе обратиться в суд, компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка.
Кроме вышеозначенной деятельности, Уполномоченный готовит предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка, а также привлекает к совместной работе квалифицированных специалистов и создает экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекает к сотрудничеству неправительственные организации.
В своей деятельности Уполномоченный и его представители тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.
В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите их прав и законных интересов. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры довольно сложна и не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого из них — в случае необходимости он может самостоятельно обратиться за помощью. В силу этого Уполномоченный имеет возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим.
Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.
Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть, по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:
- анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
- работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
- содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
- подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Деятельность субъектных омбудсменов значительно отличается от работы правоохранительных инстанций. Так, прокуратура должна осуществлять контроль за надлежащим исполнением закона, а также согласовывать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный же по правам детей не ищет проблему, а занимается непосредственно ее решением. Он выявляет эффективные методы борьбы с несправедливостью, придает те или иные случаи огласке, консультируется с центральным комитетом или международными инстанциями. Таким образом, существует невероятно много направлений деятельности уполномоченного по правам ребенка.
Должность уполномоченного по правам детей не прописана ни в одном законе. Это и есть основной ее недостаток. Одного лишь президентского указа недостаточно, чтобы организовать обширную и эффективную сеть органов, занимающихся правами детей.
Совсем все сложно с региональными омбудсменами. Они нередко подвергаются критике за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление прав несовершеннолетних. Например, дети могут ограничиваться в социальных, экономических или даже политических свободах. Известно, что ребенок имеет право на собственное мнение и участие в мирных собраниях. Сегодня власти полностью ограждают детей от политики, что, возможно, не совсем верно. Наконец, сама система защиты и поддержки детских прав выстроена не самым верным способом. Многими специалистами она признается крайне неэффективной и даже бесполезной.
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие
На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.
Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.
История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).
За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.
Куда обращаться за помощью?
В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:
- Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
- Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
- Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
- Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.
Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:
- Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
- Прокуратура.
- Инспекция по делам несовершеннолетних.
- Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.