Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неполная семья: социально-экономические проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Раньше на федеральном уровне специальной меры поддержки для неполных семей не было. С 1 июля 2021 года ситуация поменялась: теперь родителям положена ежемесячная выплата на каждого ребёнка от 8 до 17 лет. Размер пособия составляет 50% «детского» прожиточного минимума, установленного в регионе. Точный размер выплат рассчитывается индивидуально, но в среднем это примерно 5 500 – 6 000 рублей.
Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка
Для того чтобы ребенок мог правильно развиваться умственно, ему необходимо жить с обоими родителями. Ни отец, ни мать не обладают всеми одинаково развитыми человеческими качествами. В природе полы отличаются друг от друга по интенсивности проявления индивидуальных особенностей, поэтому ни один из полов сам по себе не может быть полноценным образцом для подражания взрослым. Если ребенок с раннего возраста остается только с одним родителем и не получает замены другого, есть опасность, что его идентификация будет происходить односторонне и к тому же останется неполной. Когда с ребенком нет родителя того же пола, у него отсутствует модель собственного поведения во взрослой жизни; когда ребенок не живет с родителем противоположного пола, у него нет достаточной возможности практиковаться в установлении естественных контактов со взрослыми противоположного пола.
Поэтому присутствие обоих родителей необходимо для полной идентификации со взрослыми образцами для подражания и для знакомства со всеми среднестатистическими человеческими чертами. Это не означает, что это должны быть физические родители ребенка. То, что привязывает ребенка к родителям и побуждает его уважать и любить их, — это не кровное родство с ними, а родительское поведение этих людей. Маленький ребенок еще не знает, что его мать и отец являются его родителями в физическом смысле, и не понимает сути родительских отношений, но он ценит их и предан им, если они относятся к нему естественным, эмоционально теплым образом. Ребенок любит своих родителей не потому, что они его родители, а потому, что они относятся к нему с любовью, по-родительски. И другие люди, которые никак не связаны с ребенком, способны на это, при условии, что у них эмоционально зрелые личности.
Физические родители часто не знают, как быть родителями в психологическом смысле. Тогда ребенок эмоционально не может принять их, даже когда ему становится ясно, как он с ними связан. Более того, осознание ребенком того, что он не может любить или уважать своих собственных родителей, что они не производят на него впечатления, что он должен их недооценивать или стыдиться их, является тяжелым ударом для молодого человека. Негативные действия таких родителей воспринимаются ребенком более чувствительно, с большей горечью и более сильным неповиновением, чем ошибки других воспитателей. В глубине своей личности он не может простить родителям, что они не относятся к нему по-родительски. Поэтому оно само осуждает их более сурово, чем осуждало бы чьи-либо слабости и недостатки.
Опыт ежедневной работы с детьми и их проблемами показывает, что неполные семьи в большей степени подвержены опасности повреждения психического развития. Из так называемых неполных семей, когда ребенок развивается с матерью-одиночкой, чаще, чем из полных семей, поступают дети с различными нарушениями поведения и невротическими расстройствами. Статистика делинквентного поведения молодежи показывает, что среди них больше лиц, развивавшихся в неполной семье, чем в среднем по населению. Это доказывает предположение о том, что недостатки семьи наносят ущерб личности ребенка.
Но было бы неверно делать из этих фактов поспешный вывод, что отсутствие одного из родителей само по себе является вредным фактором в психологическом развитии ребенка. Существуют неполные семьи, из которых выходят здоровые молодые люди, и полные семьи с серьезно эмоционально поврежденными детьми. Поэтому очевидно, что помимо дефицита семьи психику ребенка деформируют и другие факторы, которые действуют негативно даже при полной семье: при их отсутствии отсутствие одного родителя само по себе не может серьезно нарушить психическое развитие молодого человека.
При проведении исследования по опроснику АСВ (Анализ семейного воспитания) были получены результаты, отраженные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 5).
Таким образом, в нашем исследовании было зафиксировано, что потворствующая гиперпротекция присутствует в 9,9% семей. В данном случае при этом типе нарушений дети находятся в центре внимания родителей, семьи, которые стремятся к тому, чтобы максимально удовлетворить его потребности. Подобный тип воспитания содействует тому, что у ребенка происходит развитие таких черт личности, как демонстративные (истероидные) и гипертимные.
Доминирующая гиперпротекция отмечена в 23,1% семей. В такой ситуации детям все запрещается, к нему предъявляется множество требований, выполнить которые практически невозможно, в целом, они ограничивают его свободу, его самостоятельность. Что касается детей стеничных, то подобное воспитание у них увеличивает появление реакций эмансипации, оппозиции, если же говорить о детях менее стеничных, то при таком воспитании у них происходит предопределение развитий черт акцентуаций: сенситивной и тревожно-мнительной (психастеническая). Типичными высказываниями родителей отражается их страх относительно любых проявлений самостоятельности детей. Проявляется такой страх через резкое преувеличение последствий, к которым способны приводить хотя бы незначительные нарушения запретов, а также в стремлениях к подавлению самостоятельности мысли детей.
Эмоциональное отвержение зафиксировано в 42,9% семей. Как крайний пример данного нарушения можно привести воспитание по типу «Золушка». Основу эмоционального отвержения составляет осознаваемое либо (что также бывает, и гораздо чаще) неосознаваемое отождествление ребенка родителями с какими-то отрицательными моментами их жизни. В такой ситуации дети чувствуют, что они мешают, ощущают в жизни родителей себя помехой, в результате чего в отношения возникает еще большая эмоциональная дистанция. Отметим, что такое нарушение способно формировать и усиливать черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, в целом это может привести к декомпенсации и формированиям у детей невротических расстройств с акцентуациями эмоционально-лабильной и астенической.
Повышенная моральная ответственность отмечается у 16,5% семей. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности
Гипопротекцию мы отметили у 16,5% респондентов. В данном случае дети предоставлены самим себе. Ими родители абсолютно не интересуются, они его не контролируют. Неблагоприятность данного типа воспитания особенно отмечается при наличии акцентуаций гипертимного и неустойчивого типов.
В нашем исследовании жестокое обращение с детьми зафиксировано у 6,6% семей. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий неудовлетворением их потребностей.
При проведении методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса были получены результаты, представленные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 6).
Таким образом, в нашем исследовании низкая мотивация к успеху зафиксирована у 33% подростков.
Средний уровень мотивации к успеху – также у 33% подростков.
У 23,1: подростков – умеренно высокий уровень мотивации
Слишком высокий уровень мотивации обнаружили 9,9% подростков исследуемой группы.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
При проведении диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) были рассмотрены такие шкалы, как стремление к принятию, страх отвержения
Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале ��О. Далее выделяются четыре группы испытуемых:
• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
• низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)
Результаты исследования по этой методике представлены в Приложении 7.
Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
При проведении диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» были изучении социально-психологические установки личности, способствующие выявлению альтруизма.
В соответствии с ключами теста мы выделили три шкалы:
1. Выраженный альтруизм, желание помочь людям (от 11 баллов и выше)
2. Альтруизм выражен средне, существует одновременно с эгоистической тенденцией (9-11 баллов)
3. Выраженная эгоистическая тенденция (8 баллов и ниже)
Результаты представлены в Приложении 8.
Таким образом, в нашем исследовании обнаружено 33% подростков с выраженным альтруизмом, 42,9% подростков, у которых в среднем выражены как альтруистические тенденции, так и эгоистические, а также 23,1% подростков с ярко выраженными эгоистическими тенденциями.
Таким образом, проведенное исследование выявило психологические особенности детей из неполных семей. В целях дальнейшей работы с такими детьми мы разработали условия для коррекции психологических особенностей детей из неполных семей на примере детей нашей группы (подростковый возраст).
Проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи
Конечно, у неполных семей имеются проблемы, которые связаны с разными аспектами жизни:
- Экономические трудности. Как правило, материальный достаток таких семей складывается из заработной платы родителя и пособий. Часто общей суммы просто не хватает, чтобы удовлетворить хотя бы элементарные потребности семьи.
- Проблемы воспитания и развития ребенка. Так как родитель должен постоянно работать, то практически не остается времени на воспитание ребенка. Дети могут испытывать недостаток родительского внимания.
- Проблемы психологического характера. В таких семьях нет модели мужского или женского воспитания, а это мешает правильному формированию личности ребенка.
- Проблемы со здоровьем. Дети, которые воспитываются в неполных семьях, чаще всего страдают от различных инфекций и хронических заболеваний, потому что у родителя просто не хватает времени на здоровье ребенка.
Другие выплаты на детей для одиноких родителей
Выплаты на детей в неполных семьях могут быть разными. Например, выплаты могут поступать по беременности и родам, а также при рождении ребенка. Выплаты могут быть предоставлены родителю, который ухаживает за ребенком в течение полутора лет после рождения ребенка. А также по выплатам от полутора до трех лет. Ну и конечно, родители будут получать ежемесячное пособие для ребенка, которому от трех до 7 лет, но только если семья имеет низкий доход.
Есть ещё школьная выплата, что дают на детей, которым от 6 до 16 лет. Выплата единовременная и в 2022 году её размер составляет 10 тыс. рублей. Деньги начали начислять с 16 августа. При рождении первого и второго ребенка, государство будет выдавать ежемесячное пособие.
Семьям, у которых неполный состав, предоставляется возможность использовать льготную ипотеку. Ипотеку выдают под 6% годовых. Хотя существует несколько других региональных привилегий.
Получить юридическую помощь по вопросу пособий и выплат на детей в неполных семьях можно на нашем сайте.
Льготы для неполных семей: оформление, документы
- в органы соцзащиты для оформления пособия и получения бесплатной консультации юриста насчет выплат алиментов или пенсии по утрате кормильца, а также относительно жилищных и трудовых вопросов;
- в пенсионный фонд в случае потери кормильца для назначения трудовой или социальной пенсии;
- в Центр занятости для поиска работы с оптимальными условиями труда;
- в отдел народного образования для решения проблем продленки в школе и организации досуга, бесплатных обедов для ребенка, обеспечения учебниками, назначения материального вспоможения;
- в паспортный стол;
- в волонтерские организации;
- в филиалы «Центра помощи семье и детям».
- федеральное пособие для неработающих одиноких матерей и доплаты в размере 40% от зарплаты работающим до 16-летия ребенка;
- субсидия на оплату коммуналки;
- бесплатное питание для малышей в детсаду и школьников (либо скидки на него);
- 20%, 50% и 70% скидка на оплату детсада с одним, двумя и тремя детьми соответственно;
- зачисление в детсад по льготной очереди до 3-летнего возраста;
- 30% скидка на обучение в музыкальных, художественных, спортивных школах для детей до 18-и;
- привилегии на работе;
- детское питание до 2-х лет;
- определенные лекарства по рецепту педиатра бесплатно до 3-х лет;
- бесплатный проезд детям до 7-и лет;
- социальная стипендия в вузе студентам из неполной семьи;
- путевки со скидкой в детский лагерь с места работы родителя.
Ключевые особенности неполных семей
Такие семьи могут возникать по разным причинам. Их специфика безусловно отражается на социализации ребёнка. В лучшую или худшую сторону? Вопрос на самом деле спорный. Чтобы разобраться в нём, необходимо для начала рассмотреть ключевые особенности неполных семей:
- Могут возникать при усыновлении или удочерении одинокой гражданкой. Однако здесь стоит сказать, что отцам-одиночкам куда реже позволяют взять из приюта ребёнка, поскольку в обществе не последнее место занимают стереотипы.
- В России существует понятие «временно неполной семьи». Его присваивают, если, например, отца забирают на срочную службу в армии, или если одного из родителей разыскивает полиция.
- У детей, воспитываемых одним родителем, чаще возникают проблемы со здоровьем. Они более подвержены инфекциям и формированию хронических заболеваний. О таком говорит статистка, однако это дело случая. Причиной становится нехватка времени: одинокий родитель не в состоянии полностью уследить за здоровьем ребенка.
- Проблемы могут возникнуть не только с физическим, но и с психологическим здоровьем. Сравнивая себя со сверстниками из полных семей, ребёнок может ощущать себя изгоем. К счастью, такие случаи все реже, поскольку общество начало терпимее относиться к родителям-одиночкам.
- Иное усвоение гендерных ролей. Несмотря на то, что жёсткое разграничение по типу мужчины-добытчик, а женщина-домохозяйка ушли в прошлое, их отголоски никуда не делись. Ничего удивительного нет в том, что матери-одиночке сложнее воспитать сына, нежели девочку.
Это далеко не всё, что подмечают социологии. Проблемам однополых семей уделяют огромные исследования и работы, но пока хватит и этого.
Условия получения выплаты неполным семьям в 2021 году от Путина
Перечислять пособие начнут с 1-ого июля. Еще не ясно, какое ведомство назначат ответственным за рассмотрение заявлений и за счет какого источника будут выплачивать средства. Исходя из других видов детских пособий, новую выплаты отдадут под контроль ПФР или ФСС.
Подавать заявление для подтверждения уровня своего дохода и назначения меры поддержки семьям с детьми 8-16 лет придется самостоятельно. Сейчас в России взят курс на внедрение принципов «социального казначейства», поэтому оформить пособие можно будет и дистанционно, через портал Госуслуг. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Антон Котяков.
Он отметил, что ведомство уже занялось разработкой необходимых документов для назначения пособия и подготавливает возможность для принятия от семей заявлений. Это избавит граждан от беготни по инстанциям и позволит оформить выплаты упрощенно, в режиме «одного окна».
В квартире сделали незаконную перепланировку
С кем может случиться. Владельцы квартир, которые в пылу ремонта решили достроить гардеробную, расширить балкон или проделать дверной проем в нестандартном месте, рискуют лишиться всей жилплощади. Если не согласовать проект заранее с администрацией города, собственника могут обязать вернуть все как было, а если он откажется, квартиру принудительно продадут с торгов.
ст. 29 ЖК РФ
Один мужчина решил увеличить количество комнат в квартире: он объединил жилую комнату с лоджией, на лоджии устроил кухню, а на месте кухни сделал еще одну спальню. Чтобы все это провернуть, мужчина перенес на лоджию трубы и канализацию через несущую стену, а еще сделал там теплый пол, подключившись к стояку отопления. Когда тайное стало явным, ЖСК обратился в суд. Мужчину обязали привести все в первоначальное состояние, но владелец квартиры проигнорировал требования — тогда подключилась администрация, и мужчину выселили.
Деньги за продажу квартиры получит бывший владелец, но есть нюанс: новый собственник будет обязан вернуть квартире первоначальную планировку, поэтому стоимость жилья будет значительно ниже рыночной — чтобы скидка покрыла издержки на ремонт.
Как защититься. Если планируете перепланировку, заранее выясните, сможете ли вы согласовать изменения, которые задумали: узаконить ремонт постфактум может быть сложно.
Перед покупкой квартиры сверьте ее реальное состояние с техпаспортом. Если план квартиры не совпадает с рисунком или в техпаспорте часть линий обозначена красным, перепланировка не узаконена: после покупки такого жилья все претензии администрации будут уже к новым собственникам.
Как быть родителям-одиночкам?
Что же порекомендовать родителям, которые растят детей в одиночку:
- Не следует окутывать ребенка излишней опекой. Старайтесь воспитывать его, как и прежде, а не вести контроль за любым шагом. Пусть ребенок почувствует себя хоть немного самостоятельным.
- Если ребенок попал в сложную ситуацию, не давайте ему готового решения выхода из нее. Лучше обсудите с ним создавшуюся проблему и найдите совместное решение проблемы.
- Не забывайте хвалить ребенка за достижение каких-либо успехов, но не стоит слишком усердствовать.
- К ребенку следует относиться с нежностью, и одновременно с необходимой строгостью.
Количество неполных семей статистика 2021
Опасение врачей также вызывает статистика ожирения детей. Избыточным весом в 2021 году страдало более 42 млн. ребят дошкольного возраста. В России эта цифра достигает 30% от общего количества детей этой возрастной группы. Несчастные случаи Данные Росстата свидетельствуют, что статистика несчастных случаев с детьми со смертельным исходом намного выше, чем смертность от болезней.
Рекомендуем прочесть: Каков норматив одн по потреблению электроэнергии в курганской области в 2021г
Низкий уровень жизни В 2021 году статистика детей в России насчитывала более 25 млн. душ в возрасте до 15 лет. Более половины из них не имели возможности из-за финансового состояния семьи уехать на отдых на каникулы или принять участие в школьных платных экскурсиях.
Проблемы неполной семьи
Именно тогда и возникают так называемые проблемы неполных семей. Не всегда в семье бывает один ребенок. В основном все воспитывают по несколько детей. В настоящее время неполная семья — одна из самых острых проблем нашего общества.
По статистике, именно мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Ребенок в неполной семье, как и его родитель, испытывает больше трудностей с материальной стороны. Большинство одиноких матерей не могут осуществлять одновременно функции материнства (забота о ребенке, приготовление еды и другие домашние хлопоты) и отцовские функции (стабильный денежный заработок в семье). Зачастую женщинам просто не хватает времени.
Именно поэтому воспитание в неполной семье по большей части выполняется частично. Ребенок становится предоставлен или самому себе, или на попечительство близких родственников (бабушки, дедушки, сестры и т. д.).