Аффилированные или взаимозависимые лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аффилированные или взаимозависимые лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не все взаимозависимые лица подлежат усиленному контролю для целей налогообложения. Есть ограничения по суммам сделок и режимам налогообложения. Но если организация попала в перечень взаимозависимых лиц, необходимо сдавать отчётность по контролируемым сделкам по итогам года.

Комментарий к ст. 105.1 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми.

Возникновение в части первой НК РФ раздела V.1, а также взаимосвязанных с ним положений части второй НК РФ связано с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Как разъяснено в письме Минфина России от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187, критерии взаимозависимости лиц установлены статьей 105.1 НК РФ.

Пункт 1 данной статьи устанавливает общее условие, при выполнении которого может ставиться вопрос о признании лиц взаимозависимыми для целей налогообложения: особенности отношений между ними оказывают (могут оказывать) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты их деятельности.

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены обстоятельства, предусматривающие непосредственное отнесение лиц к разряду взаимозависимых, однако пункт 7 статьи 105.1 НК РФ оставляет право за судом признать лица взаимозависимыми по иным обстоятельствам, если выполняется условие, указанное в пункте 1 данной статьи.

Кроме того, пункт 6 статьи 105.1 НК РФ предоставляет право организациям и (или) физическим лицам, являющимся сторонами сделок, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.

В письме ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-13/20767 указано, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусматриваются следующие критерии контроля и управления одного лица другим лицом.

Общий критерий контроля и управления содержится в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ: «Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».

Формальные критерии контроля и управления перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Указанными критериями являются:

1) участие организации прямо и (или) косвенно в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) участие физического лица прямо и (или) косвенно в организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) участие одного и того же лица прямо и (или) косвенно в организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) назначение (избрание) лицом (в том числе физическим лицом совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) единоличного исполнительного органа этой организации или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) назначение (избрание) по решению одного и того же лица (в том числе физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) в организациях единоличного исполнительного органа либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);

6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) в организациях составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ;

7) осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;

8) осуществление одним и тем же лицом полномочий единоличного исполнительного органа в организациях;

9) наличие доли в размере более 50 процентов прямого участия каждого предыдущего лица (организации и (или) физического лица) в каждой последующей организации;

10) подчинение одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению;

11) наличие родственных отношений между физическим лицом и его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными.

Например, признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами прямо НК РФ не предусмотрено, однако могут быть применены положения пунктов 6 и 7 статьи 105.1 НК РФ.

Следовательно, в случае продажи организацией жилых помещений своим сотрудникам по цене ниже рыночной у сотрудников может возникать экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой и стоимостью жилого помещения, приобретенного у организации. Указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Внесение изменений в указанный порядок налогообложения в настоящее время не планируется.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 01.10.2012 N 03-01-18/7-134 и от 27.09.2012 N 03-04-06/6-293.

Какие налоги проверят

При определении взаимозависимости юридических лиц проверке подлежит полнота начисления и уплаты нескольких видов налогов:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ.

При проверке добросовестности взаимозависимых лиц ФНС может использовать разные методы оценки и анализа. Например, сопоставление рыночных цен и рентабельности аналогичных товаров, экспертное заключение, и т.д.

Для полноценного контроля деятельности ИФНС может запросить следующие документы:

  • перечень участников сделки;
  • описание условий заключенного договора;
  • разъяснение причин использованного метода реализации;
  • суммы доходов и расходов по сделке;
  • расчёт базы налогообложения и суммы налога.

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Организация А владеет долей 35% в Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 45% в Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 30% в Организации А.

Петров владеет долей 30% в Организации Б.

У организаций А и Б нет доли участия друг в друге.

В этой ситуации Организации А и Б взаимозависимые лица.

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров является генеральным директором Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

Читайте также:  Депутат рассказал, как будут пересчитываться пенсии в 2023 году

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи (прим. — близкие родственники), в указанной организации (п. 3 ст. 105.1. НК РФ).

Пример

Мать владеет долей 20% в ООО.

Сын владеет долей 10% в том же ООО.

Считается, что доля участия матери в ООО 30% (учитывается доля сына).

Так же считается, что доля участия сына в ООО 30% (учитывается доля матери).

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1. НК РФ).

Участие государства и муниципальных образований

Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1. НК РФ).

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

Пример

Российская Федерация владеет 50% акций АО1.

Российская Федерация владеет 70% акций АО2.

АО1 и АО2 не признаются взаимозависимыми лицами (если нет иных признаков взаимозависимости, кроме владения акциями государством).

Статья 20 НК РФ: комментарии

До обретения юридической силы законом «О внесении изменений…» от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — закон № 227-ФЗ), положениями которого и была введена в т. ч. упомянутая норма ст. 105.1 НК РФ, признаки взаимозависимости лиц регламентировались ст. 20 НК РФ.

Системный анализ этих норм показывает, что они не противоречат друг другу, однако ст. 105.1 НК РФ в большей степени детализирует и поясняет критерии отнесения лиц к группе взаимозависимых.

ВАЖНО! Положения ст. 20 НК РФ к настоящему моменту могут быть применены только в отношении сделок, учтенных по правилам гл. 25 НК РФ до 01.01.2012 (п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ).

Правомочие квалифицировать лица как взаимозависимые по прочим основаниям, не регламентированным п. 1 ст. 20 НК РФ, может быть реализовано судебным органом только в том случае, если эти основания зафиксированы в других правовых актах, а связи и особенности взаимодействия между этими субъектами объективно могут оказать влияние на итоги сделок между ними (определение КС РФ от 04.12.2003 № 441-О). Например, в случаях осуществления хозобществом сделок с заинтересованностью, которые признаны таковыми в соответствии с нормами законодательства (см. решение АС ЯНАО от 06.06.2017 по делу № А81-6264/2016) и т. д.

Как видно, данный вывод активно применяется в судпрактике по сей день, в т. ч. применительно к положениям п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

Условия признания судом лиц взаимозависимыми

Как мы уже обозначали выше, суду предоставляется право признать субъекты взаимозависимыми в т. ч. по основаниям, не перечисленным непосредственно в НК РФ (п. 2 ст. 20, п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Для признания субъектов таковыми необходимо установить обязательное существование 2 условий:

  • наличие в законе или ином НПА формальных критериев взаимозависимости;
  • наличие связи «причина — следствие» между фактом взаимозависимости и итогами произведенных данными субъектами сделок.

Если данная совокупность фактов не будет выявлена, то лица нельзя признать взаимозависимыми по смыслу НК РФ (см. постановление 15-го ААС от 16.09.2016 по делу № А32-46378/2015). При этом суды критически оценивают именно факт экономического влияния на деятельность взаимозависимых лиц, а не наличие корпоративной общности.

При этом:

  • Бремя доказывания обстоятельств, которые могут выступить основанием для признания рассматриваемого вида связи между лицами, возлагается на налоговый орган (п. 4 Обзора…, утв. президиумом ВС РФ 16.02.2017).
  • Факт аффилированности лиц сам по себе не указывает на их взаимозависимость без установления возможности влияния таких лиц на условия сделок между ними и результаты предпринимательской деятельности и выступает отдельной юридической категорией. Кроме того, наличие между лицами сложных связей и неких особенностей правоотношений, не отвечающих признакам, изложенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, также не выступает причиной для признания таких лиц взаимозависимыми (например, решение АС Кемеровской обл. от 16.06.2017 № А27-5674/2016).

Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения, приостановления и прекращения

Налоговая обязанность в широком смысле включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.

Налоговая обязанность в узком смысле представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Налоговая обязанность прекращается в следующих случаях.

1) Уплата налога (сбора) налогоплательщиком.

2) Смерть налогоплательщика или признание его умершим. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.

3) Ликвидация организации-налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

4) Возникновение иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности. К числу таких обстоятельств можно отнести:

А) принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. ст. 46—48 НК);

Б)уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);

В) уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);

Г) уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);

Д) списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);

Е) уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

Критерии взаимозависимости

При установлении факта взаимозависимости налоговые органы прежде всего ориентируются на критерии взаимозависимости, установленные положениями Налогового кодекса (НК) РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • физическое лицо и организация в случае, если физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно со взаимозависимыми лицами;

  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Читайте также:  Как получить похоронные деньги за умершего

В соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) на экономические результаты деятельности этих или представляемых ими лиц.

Вместе с тем при применении указанной нормы следует учитывать Определение Конституционного суда РФ от 04.12.2003 г. № 441-О: «Право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям […] может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом».

Таким образом, для признания лиц взаимозависимыми по другим основаниям необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • наличие таких оснований в других правовых актах;

  • выявление особенностей отношений между лицами, объективно влияющих на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц.

Под другими правовыми актами в данном случае понимаются правовые акты, не регулирующие вопросы налогообложения, но определяющие ситуации, в которых отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности лиц.

К таким правовым актам относится Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 9 «Группа лиц»), а также Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 4 «Определение основных понятий»).

Учитывая вышеизложенное, перечень, приведенный в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, может быть дополнен следующими взаимозависимыми лицами, признанными таковыми по дополнительным критериям:

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для испол��ения указания;

  • лица, каждое из которых по какому-либо признаку из указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–8 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Как было указано выше, дополнительные критерии взаимозависимости, установленные иными правовыми актами, могут быть использованы только в том случае, если будет установлено, что отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок или экономические результаты деятельности лиц.

На практике как налоговые органы, так и отдельные суды, признавая лица взаимозависимыми по дополнительным критериям, не предусмотренным НК РФ, исходят только из особенностей отношений между лицами и влияния данного обстоятельства на результаты сделок или экономические результаты их деятельности. При этом суды, ограниченно цитируя положения указанного Определения КС РФ, исходят только из права суда признавать лица взаимозависимыми без учета того факта, что данные критерии содержаться в других правовых актах.

При проведении проверок налоговые органы доказывают наличие взаимозависимости посредством следующих инструментов:

  • путем направления соответствующих запросов в компетентные органы Российской Федерации или других стран;

  • используя данные единого государственного реестра юридических лиц, а также информационной базы «СПАРК»;

  • используя информацию, содержащуюся в учредительных документах налогоплательщика, а также в иных документах (протоколы общего собрания участников ООО, договоры управления и иные соглашения);

  • привлекая свидетельские показания физических лиц (особенно в части доказывания фактического права отдавать обязательные для налогоплательщика указания или наличия фактической возможности распоряжаться определенным количеством голосующих акций (долей).

Налоговые последствия по сделкам между взаимозависимыми лицами

Каждая сделка, заключаемая между взаимозависимыми лицами подлежит тщательной проверке. Это вытекает из того, что заключая сделки на каких либо специальных условиях, взаимозависимые организации или физлица могут одной из целей преследовать сокрытие доходов, а в других ситуациях завышение расходов. Результатом этого может быть занижена налоговая база, что в первую очередь грозит потерями для госбюджета.

Чтобы такие ситуации не пропускать существуют некоторые правила, согласно которых:

  • Любой доход, который должна получить одна сторона, но не был получен в результате особых условий заключенной сделки, к налоговому учету принимаются у данной стороны;
  • Если цена сделки не соответствует рыночной, то взаимозависимые лица обязаны учесть при расчетах цену рыночную и сделать это сразу же, либо к окончанию того года, в который результат сделки был принят к налоговому учету.

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

  • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
  • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
  • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
  • работник и работодатель;
  • 2 компании контролируются третьим лицом;
  • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физлица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физлиц (не имеющих статуса ИП), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными НК РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юрлица (а также физлица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми.

Кроме того, если ФНС посчитает, что сделки, не являющиеся контролируемыми, заключаются между взаимозависимыми бизнес-структурами в целях получения ими необоснованной налоговой выгоды, то может устроить проверку и доначислить налоги. Но у налогоплательщиков есть хорошие шансы оспорить подобные действия ФНС в судебном порядке.

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

пп.1 организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

пп.2 физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

пп.3 организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

пп.4 организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

пп.5 организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

пп.6 организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

пп.7 организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

пп.8 организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

пп.9 организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

пп.10 физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

пп.11 физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Налоговый контроль сделок (глава 14.5 НК РФ)

Налоговым органом при осуществлении налогового контроля за ценами проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
  3. НДПИ (процентная ставка);
  4. НДС, если одна из сторон сделки не платит НДС.

Проверку полноты уплаты налога по сделкам между взаимозависимыми лицами осуществляет ФНС России по месту своего нахождения на основании:

  • уведомления налогоплательщика;
  • извещения налоговой инспекции, проводящей ВНП или КНП;
  • сведений, полученных в ходе проведения повторной ВНП.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

Проверка проводится должностными лицами ФНС России на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.

Виды контролируемых сделок

3.1 Сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами РФ;

3.2 По стороне сделки ():

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в Минфина.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 60 (шестьдесят) млн. руб за год.

3.3 По обстоятельству сделки ():

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком с т. 275.2 НК РФ (лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
    5.2. любая другая сторона сделки:
    — либо не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;
    — либо является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центрах («Сколково» и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций ();
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Ответственность за отношения между взаимозависимыми лицами

Контроль ФНС над сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами, обусловлен вероятным воздействием на деятельность зависимого лица.

Налоговая инспекция учитывает взаимозависимость в процессе взыскания недоимки на счетах зависимых лиц. В данной ситуации требуется документальное подтверждение передачи лицу доли выручки или активов налогоплательщика.

Взаимная зависимость используется представителями ФНС в качестве эффективного инструмента, который позволяет выявлять уменьшение облагаемой налогами базы или неправомерное применение льгот на имущественный налог.

Физические и юридические лица, практикующие взаимозависимые отношения, могут столкнуться с определёнными рисками.

  1. ФНС вправе признавать контрагентов взаимозависимыми, если налогоплательщик в целях получения необоснованной налоговой выгоды манипулирует с ценами в сделке или пытается искусственным путём сделать её неконтролируемой. Однако это возможно только при наличии доказательства получения необоснованной выгоды.
  2. Вероятно начисление дополнительных налогов, если взаимозависимые лица провели сделку с ценами ниже рыночных.
  3. При уменьшении суммы уплаченных налогов ФНС выполняет коррекцию баз налогооблажения. При этом доначисления проводятся по принципу симметричности. Стоимость сделки корректируется у контрагентов одновременно, вследствие чего размер налога у одной из сторон может уменьшится, а у второй — наоборот, увеличиться.
  4. Неуплата налога или его уплата в неполном размере по причине нерыночных цен, фигурирующих в сделках, влечёт за собой штраф, размер которого составляет 40% от невыплаченной суммы налога. Минимальное значение данной суммы — 30 000 рублей.
  5. Предоставление недостоверных сведений в уведомлении относительно контролируемых сделок, как и самовольное непредоставление такого уведомления влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
  6. Лицу, которое выступает в сделке в качестве продавца, ФНС вправе доначислить налог на добычу полезных ископаемых, НДС, а также НДФЛ по предпринимательской деятельности в том случае, если второй контрагент не обязан уплачивать налог.

Для того, чтобы избежать ответственности, налогоплательщик должен предъявить доказательства использования рыночных цен в сделке либо заключения соглашения о ценообразовании.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...