Нужны ли права на электровелосипед и где их оформить?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электровелосипед и где их оформить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует уточнить, что в Правилах дорожного движение ничего не сказано о людях, которые ездят на электровелосипедах. Чтобы понять, можно ли ездить без прав на электрическом байке и нужны ли они вообще, необходимо изучить существующие категории водительских прав.

Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего нужно обратиться к закону и определиться с категорией транспортных средств, к которым относятся электрические велосипеды. На помощь приходит датированное 23.10.1993 г. Постановление Совета Министров – Правительства РФ №1090 с последними поправками, внесенными в 2020 г.

Документ четко обозначает терминологию, характеризующую велосипеды и мопеды:

  • к велосипедам относят транспортные средства, оснащенные минимум двумя колесами, приводимые в движение посредством мускульной энергии, передаваемой на педали или рукоятки. Возможна комплектация транспорта электродвигателем, мощность которого не превышает 250 Вт
  • мопеды классифицируются как двух- либо трехколесные механические транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч, оснащенные двигателем внутреннего сгорания мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Нужна ли лицензия на квадроцикл в России в 2022 году?

Управление таким транспортным средством без прав (с мощностью двигателя более 250 Вт) влечет административную ответственность в виде штрафа до 15 000 рублей, конфискацию транспортного средства и помещение его на штрафстоянку. Для возврата электронного велосипеда необходимо предъявить водительское удостоверение и заплатить за хранение изъятого транспортного средства на стоянке.
Хотя в Кодексе дорожного движения пока нет отдельных правил для водителей электронных велосипедов, к ним применимы общие правила, описанные в главах для велосипедистов и водителей мопедов.

Вы бы сказали, что электровелосипеды с двигателями мощностью 350 Вт и выше считаются мопедами и поэтому подлежат лицензированию? Конечно, электровелосипеды нельзя отнести к мопедам, поскольку они конструктивно отличаются. Одно из главных отличий — более массивная рама. Однако это не освобождает владельца электровелосипеда от необходимости получения водительских прав.

Обычно эта мощность указывается в документации. Например, если ваша мощность составляет 225 ватт, а максимальная заявлена на уровне 350 ватт, вы можете ездить на таком велосипеде без прав, поскольку, согласно DMV, его выходная мощность составляет менее 250 ватт.

Требования законодательства

Перед покупкой оборудования, скорость движения которого превышает 30 км/ч, рекомендуется оценить положения разных нормативных актов, имеющих отношение к этому устройству. Поэтому рекомендуется изучить все пункты Постановления Совета Министров – Правительства РФ №1090, в которое регулярно вносятся поправки. Последние корректировки были приняты в 2020 году. Для ответа на вопрос о том, можно ездить на электровелосипеде без прав или нет, учитываются следующие нюансы:

  • к велосипедам причисляются транспортные средства с двумя или большим количеством колес, которые ездят благодаря приложению мускульной энергии, передающейся на педали или рукоятку, причем допускается их оснащение электродвигателем, но его мощность не должна быть больше 250 Вт;
  • мопеды – это механические средства передвижения с 2 или 3 колесами, максимальная скорость движения которых не превышает 50 км/ч, причем они оснащаются двигателем внутреннего сгорания, мощность которого варьируется от 0,25 до 4 кВт;
  • с 2013 года была введена новая дополнительная категория «М», которая распространяется на мопеды, скутеры и иные аналогичные средства передвижения.

На рынке представлено множество моделей электровелосипедов, которые отличаются не только дизайном или стоимостью, но и мощностью, а также другими важными техническими параметрами. Некоторые изделия приравниваются к обычным велосипедам, поэтому не требуются права на электровелосипед. Но если производителем или непосредственным велосипедистом устанавливается мотор, мощность которого превышает 250 Вт, то такое средство передвижение обладает теми же характеристиками, что и мопед, поэтому для его эксплуатации требуется наличие водительского удостоверения.

Читайте также:  Господдержка фермеров и сельхозкооперативов в Краснодарском крае: кому положена

Пожалуй, это всё, что мне хотелось вам рассказать об электроскутерах и электросамокатах. А тверже запомнить следует вот что:

  • На электроскутеры нужно получать ВУ категории «М», так как их мощность находится в пределах 350-5000 Вт.
  • На электросамокат ВУ не понадобятся, если мощность его двигателя не превышает 250 кВт. В основном такими моторами оснащены детские модели.
  • 5000-15000 руб. – штраф за управление электроскутером без прав. Несмотря на то, что инспектор вряд ли остановит водителя электросамоката, такой риск также имеется.
  • 7000-34000 руб. обойдётся обучение на категорию «М»;
  • 16 лет – с этого возраста можно покрыть категорию «М», что удобно. Получить ВУ категории «А» или «В» можно только с 18-ти.
  • Передвижение по тротуарам почти всегда запрещено на почти любом транспорте для взрослых мотоциклетного типа, вне зависимости от необходимости наличия прав на него.

Нужны ли права на гироскутер

Если во время езды на гироскутере человек способен развивать скорость свыше 50 км/ч, то владельцу средства необходимо получить права категории М. Также водителю нельзя передвигаться по тротуарам и дорожкам, пешеходным переходам. Менее мощные модели разрешены в использовании даже детьми 10-12 лет. Главная задача родителей –обезопасить ребенка должной защитой (наколенники, шлем) от травмирования во время падений.

Сотрудники ГИБДД редко обращают внимание на участников движения на электротранспорте. Водителям гаджетов главное – соблюдать меры безопасности, не разгоняться до высокой скорости, не управлять гироскутером в пьяном виде. Детей младше 10 лет нельзя оставлять без присмотра и отпускать кататься на дальние расстояния, где присутствует большое количество проезжих дорог. Катание ребенка в дошкольном возрасте должно проходить только при поддержке взрослого.

В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2022 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.

Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.

Какая ответственность ждет нарушителей?

Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).

Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.

  • На территории России не требуются права на электрический байк с двигателем мощностью до 250W. На основе установленной классификации, которая прописана в законе, данное средство езды относится к самокатам и обычным велосипедам.
  • Модели с моторами 500, 850 и 1000 Вт требуют получения прав, однако как смогут отличить один мотор от другого сотрудники ГИБДД — неизвестно.
  • На основе действующего законодательства любой электрический самокат с мотором от 250W относят к скутерам. Следовательно, чтобы можно было управлять подобной техникой, водителю требуются специальные права категории М.
  • В большей части случаев водительские права не потребуются на практике, но любой, кто ездит на электровелосипеде по дорогам, должен иметь удостоверение личности.
  • Производители и дистрибьюторы электрических велобайков могут наносить на каждый велосипед наклейку, которая находится на видном месте, с указанием его мощности. Если пользователь вмешивается или модифицирует электрический байк, изменяя скорость, он должен заменить этикетку с указанием классификации. В теории это поможет полицейским выполнять свою работу.
  • К велобайку не применяются правила о водительских правах, регистрации, страховании и прочие требования, поскольку электрический байк — это не автомобиль.
  • Однако на водителя действуют законы о вождении в нетрезвом состоянии. Кроме того, к использованию велобайков могут применяться дополнительные законы или постановления в различных местах и областях.

Как и где использовать электровелосипед

Езда на электровелосипеде имеет массу преимуществ, главное из которых – возможность ездить больше и быстрее, чем на обычном велосипеде, и при этом прикладывать минимум усилий. Наличие электротяги не привлекает только спортсменов, которые предпочитают по максимуму нагружать мышцы и рассчитывать в дороге исключительно на свои силы.

Остальными велосипедистами наличие электромотора на байке приветствуется, поскольку:

В зависимости от того, где и как планируется ездить на электровелосипеде, его конструкция может быть разной. Поэтому перед покупкой подходящей модели или установкой мотора на имеющийся велосипед нужно решить, какие характеристики нужны для его комфортной эксплуатации. В целом же электровелосипеды подходят для широкого круга велосипедистов с разным уровнем физической подготовки.

Нужны ли права на велосипед

Статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в действующей редакции от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» установлен список транспортных средств, для управления которыми нужно получать водительское удостоверение. Это (цитата):

  • категория «A» — мотоциклы;
  • категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки. при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
  • категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
  • категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
  • категория «Tm» — трамваи;
  • категория «Tb» — троллейбусы;
  • категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
  • подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
  • подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;
  • подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
  • подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

В список попали автомобили, трамваи, троллейбусы, мопеды, мотоциклы, трициклы и квадрициклы. Про велосипеды речи нет. Значит, права на него не нужны.

Соблюдение правил дорожного движения – залог долгих лет жизни

Безобидный на вид электровелосипед на самом деле не является таким уж безобидным. Он достаточно травмоопасен, с него можно самому упасть, как дважды два, особенно если приличная скорость или же нанести вред какому-нибудь прохожему. Вес электровелосипеда больше, чем у обычного, поэтому ещё и накрыть может неудачно, в лучшем случае оставив большой ушиб, или поцарапать, или помять чьё-либо имущество, например, стоящий автомобиль, попавшийся на пути.

Как известно, за руль велосипеда садятся все категории граждан, находясь в состоянии опьянения, старенькие бабушки и дедушки, не всегда правильно оценивающие ситуацию, дети, от мала до велика. Нередко можно увидеть картину, когда ребёнок, не достающий с седушки до педалей, гоняет, стоя под рамой, а то и люди с некоторыми психическими расстройствами.

Читайте также:  Пенсионные льготы для многодетных матерей

Правила дорожного движения водитель электровелосипеда должен соблюдать так же, как водитель машины. В некоторых странах уже давно определились с требованиями к мотовелосипедам и его водителям. Но в России электровелосипед — это пока что как НЛО, нечто неопознанное. С юридической точки зрения, можно назвать его «нэо» — неопознанный электровелосипедный объект, нет прописанных чётко под электровелосипед правил, поэтому придерживаться надо ПДД и для велосипеда, и для мопеда.

Велосипед с мотором, только на вид кажется безобидным. На самом деле эти транспортные средства имеют достаточно высокую скорость, чтобы нанести серьёзную травму пешеходу. Велосипед с мотором обладает значительным весом, на много больше, чем имеют простые велосипеды, поэтому его падение может оставить большой ушиб или повредить чужое имущество. В ряде стран велосипед с мотором приравнен к автомобилю.

Как классифицирует такой вид велосипедов законодательство

Исходя из вышесказанного, велосипед с мотором всё ещё остаётся велосипедом, для которого, как известно, права на вождение не требуются. Но как же быть в ситуации, когда байк оснащён более дюжим мотором в 0,5 кВт, 1 кВт или и того больше? Конкретных, чётко сформулированных понятий по этому поводу в законодательстве не прописано, и вроде бы официально владелец такого агрегата не обязан заводить права. Однако велосипед с мотором, обладающий мощностью выше 0,25 кВт, можно уже отнести к мопедам. А на них потребуется наличие прав категории М.
По той же терминологии ПДД, мопед — механическое транспортное средство, с предельной скоростью разгона до 50 км/ч, имеющее 2–3 колеса; оснащённое электродвигателем с мощностью свыше 0,25 кВт и ниже 4 кВт или двигателем внутреннего сгорания с объёмом до 50 куб. см. К мопедам также можно приравнивать квадроциклы с подобными техническими характеристиками.

Из этого следует: если ваш велосипед действительно обладает схожими техническими характеристиками, то на него уже, в связи с новыми поправками, требуются права категории М. Подойдут также и права любой другой высшей категории.

Тут, конечно, не все однозначно. С одной стороны, одноосный мотоблок не является транспортным средством, так как конструктивно не предназначен для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако, по мнению судебных органов, мотоблок с прицепной тележкой с технической точки зрения можно отнести к транспортному средству.

Согласно примечанию к статье 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Соответственно, такой вид транспорта подлежит государственной регистрации. Также к транспорту законодательство относит трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Таким образом, выезжая на дороги общего пользования на мотоблоке, вы управляете транспортным средством, на которое вы должны иметь специальное право (права на трактор). Вот вам пример судебного дела, где человека лишили водительских прав за управление мотоблоком с прицепом в состоянии алкогольного опьянения. Правда, обращаем ваше внимание, что наше судебное право не прецедентное и в России также немало постановлений, которые не признали мотоблок транспортным средством, что, соответственно, разрешает управлять мотоблоками без водительских прав.

В целом же при такой путанице на законодательном уровне мы не рекомендуем выезжать на мотоблоке на дороги общего пользования во избежание проблем с законом.

Куда будут потрачены средства

Гражданин, приобретая велосипед, оплачивает сбор, который предназначен для изготовления рам и самих велосипедов. Повышение цены на транспорт позволит активировать работу алюминиевой отрасли.
По задумке, производители хотя и будут платить налог, но могут рассчитывать на компенсацию. Схожая схема с автомобилями АвтоВАЗ: организация оплачивает налог как иностранные компании, но получает потом денежные средства от государства.

Пример: пошлина на иностранные авто снижена, но введен утилизационный сбор. Его принято платить не только иностранным компаниям, но и нашим соотечественникам. Только российские производители ничего не теряют: государство возвращает им внесенную сумму.

Важно! Идея налога позаимствована с Запада. Но там полученные средства государство распределяет на постройку заводов для утилизации техники. В России деньги будут поступать на бюджет страны.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...