Налогообложение имущества физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение имущества физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс наследования сопровождается переходом имущественных прав, либо собственности на тот или иной объект от умершего лица к наследникам. В рассматриваемой ситуации нередко возникает вопрос, должен ли правопреемник уплачивать налог или какой-либо иной сбор за оформление и принятие наследства. Ввиду того, что наследственную массу могут составлять различные объекты и имущественные права, в каждом случае вопрос разрешается индивидуально. Для того, чтобы не быть привлеченным к гражданско-правовой ответственности и исполнить обязательства по уплате налога на наследство в 2022 году своевременно, каждый правопреемник в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями процедуры и соответствующими требованиями гражданского, налогового законодательства. В том случае, если обратившись к данной статье, читатель не смог ответить на поставленные вопросы и разобраться в сложившейся ситуации, рекомендуется обратиться за консультацией к юристу соответствующего профиля.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

  • в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах» (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
  • в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности».

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже

На сегодняшний день взимается налог 13 процентов с человека, который продал свою недвижимость. В 2023 году не потребуется платить в инспекцию сбор тем, кто имеет 2 или более детей. Их возраст на момент сделки не должен превышать 18 лет, но законом предусмотрено, что в группу льготников войдут дети до 24 лет. Для этого они должны учится на дневной форме обучения, тем сам подтвердить, что находятся на иждивении у родителей.

На основании федерального закона продавцам необходимо выполнить следующие условия:

  • кадастровая стоимость продаваемого жилья не может превысить отметку в 50 млн рублей;
  • новый объект недвижимости приобретается в этот же год;
  • ни один из членов семьи не может иметь недвижимость в личной собственности, которая превышает на 50 процентов размер продаваемой квартиры.

Механизм «двух ключей»

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагают расширение практики применения механизма «двух ключей». Механизм «двух ключей» — это передача с федерального на региональный и местный уровни полномочий по установлению налоговых льгот по региональным и местным налогам. В прошлом году в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие передачу субъектам РФ полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективного имущества, движимого имущества и имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря.

Читайте также:  Пропустил срок принятия наследства. Что делать?

Также в 2018 году Минфин России подготовил законопроект, который предусматривал передачу регионам полномочий по установлению льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении резидентов особых экономических зон, управляющих компаний особых экономических зон и участников свободных экономических зон. Однако работа над указанным законопроектом приостановлена в связи с тем, что Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона, устанавливающий единый механизм развития территорий. Этот механизм включает в себя также и меры налогового стимулирования. По решению Правительства РФ вопрос о целесообразности доработки первого законопроекта будет рассмотрен по итогам анализа законопроекта Минэкономразвития России о едином механизме развития территорий.


В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:

  • 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
  • 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5% – для прочих объектов.

На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.

Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.

Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.

В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:

  • 0,2 – в первый год;
  • 0,4 – во второй год;
  • 0,6 – в третий год.

Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.

Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:

  • до 300 тыс рублей – 0,1%;
  • 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
  • свыше 500 тыс – 0,3-2%.

К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

Читайте также:  Фиксированные взносы ИП "за себя" в 2023 году

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Несколько слов об инвентаризационной стоимости имущества

И наконец, скажем о самой инвентаризационной стоимости имущества, которая определяется как восстановительная стоимость за минусом физического износа. Оценка производится на 1 января каждого года. Во исполнение положений Закона Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства издало Приказ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».

Показатель «восстановительная стоимость» учитывает качественные характеристики помещений, в том числе кубатуру (строительный объем) помещений, наличие подвальных помещений и мансард, материалы, из которых изготовлены стены и кровля, характеристики фундамента и перекрытий, показатели благоустройства зданий (наличие коммунальных услуг). По специальным методикам, разработанным органами Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ, конструктивные элементы оцениваются по восстановительной стоимости и в соответствующих долях формируют стоимость здания в целом. Ориентировочно, в качестве пояснительного примера: доля фундамента составляет 5 — 8%, стен и перекрытий — 29 — 43%, кровли, полов, окон и дверей — 21 — 23%, инженерного оборудования — 10 — 11%, отделки и прочих элементов — 17 — 34% (Постановление Губернатора Ленинградской области от 02.07.2002 N 127-пг «Об утверждении показателей восстановительной стоимости и коэффициентов потребительских качеств при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ленинградской области»). Кроме этого, оценивается этажность, оборудование санитарных узлов квартир, архитектурные дополнения, планировка и отделка, а также техническое состояние квартиры. На местах вопросами переоценки занимаются соответствующие службы (бюро технической инвентаризации) исполнительных органов власти территориальных образований, обязанность на которых возложена Распоряжением Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р.

Как уже было указано, переоценка строений производится ежегодно, а налоговые зоны имущества остаются по-прежнему на уровне 1999 г. Это приводит к перекосам в виде непропорционально возрастающего налога на имущество. Доказательством тому служат обращения граждан в суды по поводу исчисленных налоговыми органами налогов на имущество. Например, Верховным Судом РФ (Определение от 18.01.2006 N 60-Г05-14) разбирался вопрос правомерности расчета восстановительной стоимости недвижимого имущества в Камчатской области. Гражданин был не согласен с оценкой, данной его квартире после переоценки 2005 г. с применением коэффициента восстановительной стоимости 10 к уровню цен 1991 г. В результате у гражданина повысилась ставка налога (до 0,3%), и данное увеличение налога вследствие переоценки гражданин посчитал незаконным. Жалоба не была удовлетворена, так как никаких нарушений порядка проведения переоценки суд не усмотрел.

Читайте также:  Налоговый вычет по стоматологическому лечению

Также было отказало в удовлетворении жалобы (Определение от 25.04.2002 N 1-Г02-27) гражданину, когда в результате переоценки 2001 г. в Архангельской области многократно возросла налоговая нагрузка (более чем в 9 раз). Заявитель просил признать незаконным Постановление Администрации Архангельской области от 10.05.2001 N 226 «Об инвентаризации и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, и коэффициенте переоценки на 2001 год» в части утверждения коэффициента 20,0 на 2001 г.

Вышеупомянутое Определение КС РФ N 493-О было принято во исполнение рассмотрения жалобы, суть которой сводилась к оспариванию порядка определения инвентаризационной стоимости и применяемой ставки налога на имущество. В жалобе заявитель пытался доказать, что налоговая база Законом не определена. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения Закона соответствуют ст. 53 НК РФ, дающей определение налоговой базы. Как и в предыдущем случае, заявитель столкнулся с непропорционально возросшей суммой налога (вследствие применения более высокой ставки налога), что и породило судебное разбирательство.

Аналогичное более раннее Определение КС РФ от 21.12.2004 N 473-О касается рассмотрения вопроса, в котором заявитель указал, что бремя налога на имущество в результате определения инвентаризационной стоимости на физических лиц выше, чем на юридических лиц. Кроме того, инвентаризационная стоимость его имущества по данным БТИ превысила рыночную стоимость по данным независимого оценщика, что также подтверждает излишнее налоговое бремя. Суд оставил заявление без удовлетворения.

Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития

Это говорит о том, что вводится он в соответствие С Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Но в течение налогового периода эта стоимость может изменяться, в связи с переходом участка из одной категории в другую. Тогда, возникает вопрос высоких ставках налога, вызванных завышенной величиной кадастровой стоимости.

[2] Кроме того, можно отметить проблему информационной базы, которая требуется при регистрации земельных участков и объектов на них. Не определены границы межевания и наличие на них строений при определении земельного налога; не обоснованы высокие показатели расчетов кадастровой стоимости земельных участков.

[7] Немало проблем возникает из-за несоответствия данных в различных государственных органах.

Так, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявлены одни данные налогоплательщика, а в УФНС(управление федеральной налоговой службы) другие. Процедура исправления неправильных данных обычно занимает большое количество времени, что способствует затяжному характеру изъятия налога. Проблема способа расчета налога на имущества физических лиц.

Проблемы и перспективы введения налога на недвижимое имущество физических лиц

Расчет сумм налога, уведомление об уплате собственникам имущества и контроль осуществляются местными налоговыми инспекциями.

Значимым изменением, введенным 32 главой НК РФ, является то, что исчисление налога на имущество исчисляется не из инвентаризационной стоимости имущества и земли, а исходя из их кадастровой стоимости имущества. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной стоимости имущества, а инвентаризационная стоимость может быть существенно ниже рыночной цены.

Поэтому, рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

Основная разница в том, что для оценки инвентаризационной стоимости основными факторами являются возраст и материал стен, а для кадастровой стоимости основной фактор — местоположение.

Исходя из этого, налоговое бремя должно сместиться с новостроек на краю города на старые дома в центре. Кадастровая стоимость устанавливается — в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату проведения этой оценки.

С принятием закона, кадастровая оценка проводилась массово и основывалась прежде всего на не всегда корректных и зачастую устаревших данных БТИ (Бюро Технической Инвентаризации), вследствие чего кадастровая стоимость недвижимости во многих случаях оказалась выше рыночной.

Процесс государственной кадастровой оценки проходит без участия собственника. О результатах которой владелец недвижимости может узнать при официальном опубликовании ее результатов; просмотрев в общем доступе на официальном сайте Росреестра, либо обратившись с запросом с Росреестр. В связи с тем что информация о состоянии цен на рынке недвижимости зачастую делает невозможным объективно оценить объект налогообложения, кадастровую стоимость можно оспорить, если будут представлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Для этого следует обратиться в специальную комиссию созданную при Росреестре, или непосредственно в суд. Количество обращений по оспариванию кадастровой стоимости за 2016 год увеличилось на 85% по сравнению с 2015годом.

В 2016 году комиссиями рассмотрено 48,6 тыс. заявлений в отношении 102,6 тыс.

объектов (преимущественно земельные участки — более 80% объектов). Решение в пользу заявителя принято в отношении 62,6% заявлений.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях суммарно снизилась на 372 млрд рублей (8,7%).

На практике, более трети поданных заявлений по оспариванию кадастровой стоимости удовлетворяются. К компетенции Росреестра не относится проведение кадастровой оценки объектов недвижимости, но участвует в ее исправлении. До 1 января 2017 года кадастровую стоимость определяли независимые оценщики, а затем утверждали региональные и местные органы власти.

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О государственной кадастровой оценке», согласно которому будет введен институт государственных кадастровых оценщиков. Новый закон предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям на постоянной основе.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...