Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Проводки в бухгалтерском учёте

Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).

Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.

Операция Проводка
Создан резерв по сомнительным долгам Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам»
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) Дт 63, Кт 91
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода Дт 63, Кт 91
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства
отложенный налоговый актив
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам»
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва 2-2

Восстановление резерва

Восстанавливают резерв по сомнительным долгам, когда:

  • долг начинает постепенно погашаться;
  • долг полностью погашается;
  • права на долг были переданы третьему лицу, которое платежеспособно.

Особенности начисления резерва

Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.

Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:

Критерий

Учет

Основания

бухгалтерский

налоговый

в бухучете

в налоговом учете

Право образования

обязанность при наличии долга

право

п. 70 ПБУ

№ 34

ст. 266 НК РФ

Предмет долга

резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной

исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы

Сроки образования задолженности

сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило

сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки

Размер резерва

Без ограничений

Не более 1/10 от выручки

Отнесение затрат

Прочие расходы

Внереализационные расходы

П. 11 ПБУ 10/99

Читайте также:  Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?

Условия для формирования

Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА. Какой порядок создания резерва по сомнительным долгам выбрать?

Согласно пункту 44 Инструкции 102 предусмотрены следующие способы создания резерва по сомнительным долгам:

  • по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов (п. 44.1 )
  • по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения. По данным инвентаризации дебиторская задолженность на конец отчетного периода распределяется по группам в зависимости от срока ее непогашения. Для каждой группы устанавливается коэффициент сомнительной задолженности группы. Распределение дебиторской задолженности по группам и установление соответствующих коэффициентов осуществляется исходя из информации, имеющейся за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет.

    Сумма резервов по сомнительным долгам для каждой группы дебиторской задолженности определяется путем умножения коэффициента сомнительной задолженности группы на сумму дебиторской задолженности соответствующей группы на конец отчетного периода. Общая сумма резервов по сомнительным долгам, определяемая путем суммирования полученных по каждой группе сумм резервов, составляет рассчитанное сальдо.

  • по всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

    Коэффициент сомнительной задолженности определяется как отношение общей суммы признанной безнадежной к получению дебиторской задолженности, списанной со счетов учета расчетов, за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет, к общей сумме выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за соответствующий период.

Номер
долга
 Сумма 
долга,
руб.
 Срок 
платежа по
договору
 Срок возникновения 
сомнительной задолженности
по состоянию
на 31.03.2010, количество
календарных дней
 Процент 
отчислений
в резерв
 Сумма 
отчислений
в резерв,
руб.
(гр. 2 x
гр. 5)
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 N 1 
380 000
05.01.2010
 От 45 до 90 
 50 
 190 000 
 N 3 
 50 150
10.03.2007
 > 90 
 100 
 50 150 
Итого за I квартал 2010 г. 
 240 150 

Сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

 Показатель 
(условие)
 Бухгалтерский 
учет
 Налоговый учет 
 Примечания, 
применение
ПБУ 18/02[11]
Обязанность 
формировать
резерв
Организация 
вправе не
создавать резерв
по сомнительным
долгам.
Однако данное
положение учетной
политики может
вызвать претензии
со стороны
контролирующих
органов.
В учетной
политике
целесообразно
прописать порядок
формирования
резерва и порядок
определения сумм
отчислений
в резерв
Обязанность 
указывать на
создание резерва
в учетной политике
четко в нормах НК
РФ не прописана.
Позиция
контролирующих
органов:
формирование
резерва
по сомнительным
долгам должно быть
предусмотрено в
учетной политике.
Позиция судов:
налогоплательщик
вправе формировать
резерв
по сомнительным
долгам без
указания на этот
факт в учетной
политике
1. Организация 
вправе создать
резерв по
сомнительным долгам
в налоговом учете,
не имея
одноименного
резерва в
бухгалтерском учете
(Письмо УФНС России
по г. Москве
от 09.04.2007
N 20-12/031921,
Постановление ФАС
Северо-Западного
округа
от 17.01.2008
по делу
N А56-12719/2007).
2. В случае если
резерв создается
только
в бухгалтерском или
налоговом учете,
возникают
постоянные разницы
Размер резерва 
1. Методику 
определения суммы
отчислений
в резерв
организация
прописывает в
учетной политике.
2. Резерв
формируется под
каждый долг
1. Размер резерва 
зависит от периода
просрочки
погашения долга,
что установлено
непосредственно
в НК РФ.
2. Сумма резерва,
принимаемого для
налогообложения,
не может быть
больше 10%
от выручки товаров
(работ, услуг)
(без НДС).
3. Сумма резерва
определяется
в общем
применительно ко
всем сомнительным
долгам
с одинаковым
периодом просрочки
погашения
В целях сближения 
налогового
и бухгалтерского
учета методика
определения размера
отчислений в резерв
в бухгалтерском
учете может быть
аналогична
налоговому учету,
т.е. зависеть от
периода просрочки
погашения долга.
Если сумма резерва
в налоговом учете
больше
установленного
предела,
то возможно, что в
бухгалтерском учете
следует отразить
постоянную разницу
(например,
в ситуации, когда
отчисления в резерв
в бухгалтерском
и налоговом учете
различны)
Документальное 
оформление
создания резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками
и прочими
дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками и
прочими дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Порядок одинаковый 
Учет 
неиспользованной
суммы резерва
Неиспользованная 
сумма резерва
включается
в состав прочих
доходов на конец
отчетного периода
(года, месяца,
квартала),
следующего
за периодом,
в котором создан
резерв
(присоединяется
к финансовым
результатам)
Предусмотрены два 
варианта учета
неиспользованного
резерва:
1-й вариант -
корректировка
вновь создаваемого
резерва;
2-й вариант -
восстановление и
включение в состав
внереализационных
доходов
В случае если 
в бухгалтерском
и налоговом учете
период формирования
резерва и сумма
отчислений
совпадают, в
бухгалтерском учете
временных разниц не
возникает

Когда нужно формировать резерв?

Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.

Читайте также:  Как установить отцовство ребенка?

Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.

Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.

Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.

Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.

Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).

Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

Читайте также:  Как изменятся правила социальных выплат инвалидам-чернобыльцам?

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

Обратите внимание! Малые предприятия обязаны формировать резервы по сомнительным долгам в общеустановленно порядке. Даже в случае если применяют упрощенные способы бухгалтерского учета (ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»).

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Все вопросы в отношении резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. здесь.

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:
  • у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
  • у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и налоговом учете

С таким явлением, как дебиторская задолженность, сталкиваются руководители и бухгалтеры любых предприятий. И каждый из них заинтересован в том, чтобы минимизировать свои убытки от работы с недобросовестными (либо не очень предприимчивыми) контрагентами. Помочь в этом может резерв по сомнительным долгам, созданный в организации. Но при его использовании важно помнить о том, что в бухгалтерском учете и налоговом учете это понятие имеет некоторые отличия и нюансы.

Для начала о том, что представляет собой «резерв по сомнительным долгам» и какую задолженность можно считать сомнительной. Данный резерв – это финансовое отражение дебиторской задолженности предприятия/организации, позволяющее составить максимально верное представление об активах.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...