Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила остановки и стоянки в ПДД 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штрафные санкции за парковку на начало 2019 года регулируются статьей 18.22 Кодекса Республики Беларусь. За оставленную в неположенном месте машину придется заплатить 25,5 бел.руб. При повторном нарушении 51 бел.руб (части 1, 2 указанной статьи).
Штрафы за несоблюдение правил
Водитель, неправомерно занявший парковку для инвалидов, получит штраф в размере 51 бел.руб (2 базовые величины). За оставленный в неположенном месте грузовик, автобус, трактор или прицеп санкция составит 127,5 бел. руб. и удвоится в случае повторного нарушения. Сумма будет меньше указанной, если происшествие было зафиксировано автоматической камерой.
Поиском недобросовестных автомобилистов занимаются сотрудники ГАИ. Проезжая, патрульная машина фиксирует нарушителей. После совершается повторный осмотр, сотрудники записывают номера не уехавших за отведенное время машин. Позже на почту приходит письмо с оповещением о штрафе.
Конкретное пояснение дал начальник управления по архитектуре и строительству администрации Московского района Владимир Касперович. «В обычной практике земельный участок должен быть предоставлен товариществу (с уплатой аренды) для обслуживания дома. Это дает право ограничивать въезд на свою территорию, — сказал он. — Но есть дома, у которых земельный участок выделен под отмостку. Грубо говоря, площадка, на которой стоит дом, плюс около метра отступа от него по всему периметру. В этом случае мы по закону не имеем право разрешить установку шлагбаума, потому что ущемляются права жильцов близлежащих домов. Ведь эта территория является городской — то есть общей».
Когда в сентябре 2016 года Мингорисполком разрешил установку шлагбаумов на дворовых территориях, земли которых относятся к городским, это несколько упростило процедуру. Балансодержатель здания (предприятие ЖКХ, товарищество собственников, ЖСПК) и даже простая инициативная группа после проведения общего собрания, на котором жильцы большинством голосов по формуле 50% + 1 соглашаются на установку шлагбаума, должны обращаться в администрацию района за получением согласования.
На практике отказов по таким обращениям было много. С начала действия решения Мингорисполкома разрешение на установку шлагбаума в Московском районе получили только 4 заявителя. И во всех случаях это были товарищества с землей. А в начале этого года решение Мингорисполкома, как поясняют представители администраций районов, и вовсе было приостановлено прокуратурой Минска.
«Некоторые товарищества, у которых земля выделена только под отмостку, обращаются с просьбой взять участок в аренду, чтобы иметь возможность в том числе ограничивать въезд во двор. Но с домами, которые находятся на обслуживании ЖКХ, все сложнее. Всем им земля для обслуживания выделяется под отмостку, а также закрепляется территория для уборки», — добавил Владимир Касперович.
Заниматься вопросами аренды коммунальные предприятия не хотят: у них на обслуживании слишком много домов. Даже при желании всех жильцов дома арендовать землю и поставить шлагбаум сами они не могут, а предприятие ЖКХ не станет выступать посредником.
«По этой причине мы и отказали жильцам домов по улице Романовская Слобода, — заключил Владимир Касперович. — Было еще одно заявление по жилкомплексу «Грушевский Посад», в их случае причиной отказа стало то, что проезд, на котором хотели установить ограничение, сквозной, то есть дорога через двор не тупиковая».
Мы поинтересовались ситуацией в других районах. В Заводском местная администрация в 2017 году удовлетворила 2 заявления на установку шлагбаума на землях общего пользования (городских), в 2018-м — 4. Как отметили в управлении по архитектуре и строительству, обращений было больше, но дать разрешение не всегда возможно. В каких-то случаях речь шла об установке шлагбаума на сквозном проезде. В других — могли возникнуть жалобы со стороны жильцов близлежащих домов.
Яркий пример — двор квартала возле «Ворот Минска» в Октябрьском районе. Об этом скандальном участке уже немало писали в СМИ. Несколько месяцев продолжались споры между участниками инициативной группы, которые потратили свои средства на проект, покупку оборудования и его установку, обслуживание, и теми, которые вложиться не захотели и в итоге не могли заехать во двор сами и пропустить своих знакомых. Как бы то ни было, администрация проект согласовала, сейчас два из въездов на территорию квартала (один — со стороны улицы Кирова, второй — с улицы Ульяновской) оборудованы шлагбаумами. Еще под тремя арками на земле установлены желтые столбики. Шестая арка (второй въезд с улицы Кирова) закрыт металлическими воротами. Главный эффект достигнут — хаотичной парковки во дворе не наблюдается.
«В этом случае проезд не считается сквозным, это двор, в котором много заездов. Решение было правомочным», — отметил заместитель главы администрации Октябрьского района Павел Тома. По его словам, большую озабоченность вызывает ситуация в соседнем квартале возле вокзала, где тоже просят установить шлагбаум, но администрация не может принять такое решение. «На остальной территории района такой острой проблемы и ажиотажа нет, а возле вокзала постоянный поток транспорта. Недозагруженный паркинг ТРЦ Galileo платный. Когда люди уезжают на неделю или две, то не хотят платить и ищут, где поставить авто даром, вот и занимают места во дворах. Конечно, жильцов ситуация не устраивает — возникает необходимость шлагбаума», — пояснил Павел Тома.
В сложившихся условиях в наиболее выигрышном положении оказываются автовладельцы, которые приобретают жилье в новостройке: во многих современных домах установка шлагбаума уже заложена в проект. Есть шансы и у товариществ, в случае которых при строительстве дома была предусмотрена территория для его обслуживания, стоянки автомобилей. Однако процедура согласований, по рассказам некоторых председателей товариществ, которые сами урегулировали все вопросы, может занять около года. Есть еще аргументы, которые при активности противников шлагбаума перевешивают чашу весов при принятии решения администрацией. Это вопросы безопасности и здоровья людей.
На моем участке паркуются посторонние. Что можно сделать?
Я владею территорией и находящимися на ней нежилыми помещениями.
Один из арендаторов регулярно заезжает на мою территорию и бросает на весь рабочий день свою машину. Хорошо, если ставит в углу, чтобы не мешала доступу к складам. Но сегодня он поставил машину вплотную к моему складу. У меня была выгрузка, и в итоге грузовая машина так и не смогла подъехать.
Я нашел хозяина машины, переговорил с ним на повышенных тонах и запретил находиться на моей частной территории. Он в ответ порекомендовал установить шлагбаум и пропускную систему. Но это обременительно для всех: в рабочий день сюда заезжают и выезжают десятки машин.
Какие законные меры я могу применить к нему, чтобы не допустить регулярной парковки на моей территории?
Могу ли я вызвать эвакуатор? Какие есть еще способы?
Разговоры на повышенных тонах не помогут. Если не удалось договориться с владельцем автомобиля, чтобы он соблюдал условия парковки, — лучше действовать по закону. Убедить его выполнять ваши условия будет непросто, но можно попробовать.
Для обеспечения граждан достаточным количеством мест для авто застройщиков обязали располагать рядом с новостройками парковку. Количество площадок рассчитывается исходя из числа жильцов и размера квартир. Местами должно быть обеспечено 125% жителей дома. При этом минимум 10% от общего числа стоянок отводится для водителей-инвалидов.
Ширина одного места от 2,5 метров, длина от 5. На местах для инвалидов ширина должна быть увеличена до 3,5 метров. Регулируется и размещение парковки относительно жилых строений.
Стоянка возле дома должна быть отдалена на:
Кроме перечисленного стоянки должны быть отдалены от детских садов, школ, больниц, уличных спортивных площадок. Обычно соблюдение норм лежит на строительной компании, но жильцы могут самостоятельно заняться организацией. Необходимо помнить, что вблизи жилых зданий нельзя размещать открытые парковки более чем на 50 мест.
Крупные паркинги разделяются на надземные, обычно это отдельные здания с несколькими этажами, и подземные. В обеих ситуациях помещение должно соответствовать нормам пожарной безопасности, регулярно обслуживаться в целях сохранения порядка. Себестоимость парковочного места возле новостроек с паркингом получается довольно высокой.
Разрешено ли поставить авто в соседнем или чужом дворе?
Выше мы уже приводили довольно абсурдную ситуацию с действовавшими ранее правилами. Согласно им, вы не имели права оставлять автомобиль на стоянку именно в своём дворе. А в чужих – сколько угодно.
Таким образом, вырисовывалась лазейка – достаточно было просто договориться с жителями соседних домов, чтобы поменяться местами. Приехавшим штрафовать нерадивых автолюбителей сотрудникам органов местного самоуправления тогда бы можно было предоставить документы, что вы не живёте там, где припарковались. И штраф за стоянку во дворе дома был бы незаконен. Конечно, о таком способе мало кто догадывался.
Но, повторимся, в 2022 году можно ставить машину во дворе как чужого, так и своего дома. Это не запрещено никаким нормативным актом. Однако, есть ограничения и тонкости, когда всё же можно получить штраф.
ПДД РБ глава 18. Движение в жилых зонах
131. Жилая зона обозначается дорожными знаками 5.38 «Жилая зона», 5.39 «Конец жилой зоны». В жилой зоне движение пешеходов разрешается по тротуарам и по проезжей части дороги. Пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны препятствовать его движению.
132. В жилой зоне водителям механических транспортных средств запрещается:
132.1. движение со скоростью более 20 км/ч;
132.2. транзитное движение;
132.3. обучение вождению;
132.4. стоянка с работающим двигателем;
132.5. стоянка грузовых автомобилей с максимальной массой более 3,5 тонны, автобусов, тракторов, дорожно-строительных и других машин вне специально выделенных мест, обозначенных дорожным знаком 5.15 «Место стоянки», если это не связано с обслуживанием проживающих граждан, предприятий, зданий и сооружений.
133. При выезде из жилой зоны водители транспортных средств должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
134. Требования настоящей главы распространяются также на прилегающие территории и дворы.
Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
ГЛАВА 19. Остановка и стоянка транспортных средств
138. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются:
138.1. в специально отведенном месте, обозначенном дорожным знаком ”Место стоянки“ (”Место стоянки такси“, ”Место отдыха“);
138.2. на правой по ходу движения обочине, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части дороги (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств);
138.3. на левой обочине дороги с односторонним движением, а при ее отсутствии или невозможности остановиться на ней — у левого края проезжей части дороги при наличии там тротуара, непосредственно прилегающего к проезжей части дороги, а в населенных пунктах — также на дороге с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине.
139. Транспортные средства разрешается ставить на стоянку с соблюдением требований дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки, а при их отсутствии — при условии рационального использования места стоянки, не создавая препятствия для доступа к находящимся на нем другим транспортным средствам и их последующего движения.
140. Остановка на время более 5 минут и стоянка транспортного средства, в том числе в местах, специально отведенных для отдыха, должна осуществляться с неработающим двигателем транспортного средства.
141. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.
142. Транспортные средства, за исключением велосипеда, мопеда, мотоцикла без бокового прицепа, толкать по проезжей части дороги запрещается (за исключением случая выведения их за пределы проезжей части дороги).
Обязанности по отношению к территории за забором частного дома
Межевой план земельного участка говорит нам о том, где проходят его границы документально. На местности эти границы обозначаются забором. Именно ограждение показывает нам, где заканчиваются частные владения.
Собственники индивидуальных жилых и садовых домов должны следить не только за тем, что и как они строят и располагают на своем участке, но и за прилегающей территорией к забору частного дома. Это прямо предписано законами федерального уровня.
Территория за забором частного дома – это прилегающая территория, границы которой определяются правилами благоустройства, принятыми в муниципальном образовании.
Гражданский и Градостроительный кодекс содержат предписание о финансовом участии собственников и приведении прилегающей территории в порядок.
Что это значит и как именно надо следить за территорией перед забором частного дома – это уже определяет местная администрация в своих подзаконных актах.
Выходит, что собственник обязан следить за придомовой территорией за забором частного дома несмотря на то, что эта территория ему вовсе не принадлежит, а является законной собственностью муниципалитета. Более того, местные органы власти уполномочены выписывать предписания и штрафы за несоблюдение правил благоустройства.
Что делать, если во дворах паркуются грузовики
Выявление и пресечение дорожно-транспортных правонарушений является исключительной прерогативой Госавтоинспекции. К сожалению, увидеть курсирующий по придомовой территории экипаж ДПС практически невозможно. Поэтому, если водители грузового транспорта систематически нарушают покой жильцов многоквартирных или частных домов, нужно брать инициативу в свои руки. Потребуется:
- Собрать данные о нарушителе. Если закон о парковке у дома не соблюдает местный житель, нужно узнать его фамилию и имя. Если неизвестное лицо – записать государственный номер автомобиля.
- Написать заявление в местное отделение ГИБДД. Потребуется указать все имеющиеся данные о нарушителе, а также обстоятельства дела (парковка в неположенном месте, движение с превышением допустимого скоростного режима и т. д.).
Гостевая и постоянная парковка
При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?
В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой. Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя. А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.
Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.
Сроки и стоимость проведения работ
Протоколы собрания собственников должны быть оформлены надлежащим образом не позднее 10 суток со дня его проведения. В течение 5 дней после их создания они передаются в органы государственного жилищного надзора. Без регистрации в этом органе никто далее принимать решение не будет.
При обращении в орган местного самоуправления и наличии всех правильно оформленных документов ответ должен быть предоставлен в течение 3 дней. Но обычно вопрос немного затягивается, особенно если на заявленной территории уже есть какие-то объекты благоустройства, пусть даже это будет обычная скамейка или клумба. Так же отложить ваш вопрос или отказать в нем могут в том случае, если протокол собрания собственников оформлен неправильно, выявлены нарушения в ходе голосования, либо он не зарегистрирован надлежащим образом.
Таким образом, на решение вопроса в лучшем случае вы потратите не меньше 1-1,5 месяца. А если земля не оформлена в собственность, то на это потребуется еще 1,5-2 месяца.
Назвать сумму предстоящих затрат достаточно сложно. Межевание в различных регионах может составить от 4 до 10 тысяч рублей. В некоторых регионах на оформление земли в собственность предусмотрено местное финансирование.
При обращении в проектную организацию стоимость может варьироваться от 50 до 200 руб. за 1 кв. м., а стоимость строительных работ будет зависеть:
- от размера территории, предназначенной под парковку;
- от вида покрытия (гравий, асфальт, экосетка и др.);
- от вида разметки;
- наличия механических ограничителей;
- благоустройства территории.
Финансы на данное строительство обычно собираются со всех жильцов, также могут использоваться спонсорские взносы.
Московская область в этом году, судя по отзывам людей в интернете, побила рекорд по числу штрафов за автомобили, припаркованные рядом с земельными участками их же владельцев.
Многим автолюбителям пришлось заплатить по 5 000 рублей за то, что долгое время считалось само собой разумеющимся — оставить свой автомобиль возле своего же забора.
Причем, ни в Правилах дорожного движения, ни в КоАП РФ нет соответствующего запрета — как и наказания за его нарушение.
Однако на уровне многих регионов предусмотрены штрафы за повреждение зеленых насаждений на муниципальной территории — и, в частности, за парковку автомобиля на газонах.
К примеру, в Москве и Московской области за это полагается штраф в размере 5 000 рублей (КоАП Москвы — ст. 8.25, КоАП МО — ст. 6.22).
У многих граждан возникали претензии по поводу того, что региональные власти вводят дополнительные штрафы, не предусмотренные федеральным законодательством.
Один спор даже дошел до Конституционного суда РФ — но тот постановил, что все законно: региональные власти имеют право вводить административную ответственность за нарушение правил благоустройства территории (Определение КС РФ от 08.11.2018 № 2790-О).
Поэтому на данный момент избежать штрафа за оставленный за забором автомобиль поможет лишь одно — доказать, что он стоял на вашей территории, а не на муниципальной земле.
Какие правила нарушают владельцы домов в частном секторе
Корреспондент Onliner обратился в каршеринг Hello с просьбой прокомментировать ситуацию и получил оперативный ответ.
— Такое обращение в нашу службу технической поддержки действительно было, — рассказали в Hello. — Мы в свою очередь связались с нашим пользователем для уточнения информации. Он пояснил нам, что территория, где он временно оставил арендованный автомобиль, не является закрытой и не обозначена знаками, ограничивающими движение и парковку на ней.
В Hello констатируют, что в сложившейся ситуации пользователь не нарушил ни ПДД, ни правила пользования сервисом.
— Что самое главное, пользователь являлся временным владельцем транспортного средства, поскольку совершал его аренду. Поэтому с нашей стороны не было оснований вмешиваться в данную ситуацию, ограничивая право владения, чем бы и являлся перегон автомобиля нашим сотрудником, как того хотел обратившийся человек, — пояснили в сервисе. — Однако мы можем программно ограничить возможность завершения аренды в данной зоне, если в поддержку будут предоставлены документы на право исключительного пользования этим машино-местом.
В Hello также просят всех, у кого есть вопросы по поводу работы и правил сервиса или кто стал свидетелем недобросовестного поведения на автомобилях Hello, звонить по номеру +375 44 777-60-60 или писать в мессенджеры.
Похолодало, время переобуваться! Шины в Каталоге Onliner
– Парковку город обустроил еще перед «Дожинками», а эти замки тут уже с полгода. Кто-то самовольно их сюда установил. Кто наглее, тот и поставил, чтобы всегда свободное место на парковке было. Паркуются тут соседи, и почти всегда здесь «заперто», – рассказывает владелец «Жигулей», живущий в этом доме.
Директор БУКДПОЖФ Ленинского района Сергей Кот рассказал:
– Установление такого устройства на парковке незаконно. Если кто-то из соседей обратится в ЖЭУ, подобные устройства демонтируют, поскольку территория эта принадлежит домовладению, а не конкретному человеку.
В ЖЭУ №1, на территории которого находится дом на Советской, подтвердили, что обустройство таких индивидуальных парковочных мест незаконно, пообещали разыскать владельцев и выдать им предписания на демонтаж устройств.
В ГАИ Бобруйска также уверены в неправомерности установок таких блокираторов.
Инженер по организации дорожного движения Юрий Чугуев пояснил:
– Для установки запирающего устройство должно быть разрешение того ведомства, на чьем балансе находится парковка. Если паркинг находится на городских улицах, то это БУКДДЭП, если дворовая территория – БУКДПОЖФ Ленинского или Первомайского района. Еще один возможный вариант – если в проекте парковки указано, что запирающее устройство должно тут располагаться.
Правила дорожного движения и парковка автотранспорта
Правила дорожного движения обязательны к выполнению для водителей автотранспортных средств и охватывают поведение не только на дороге, но и во дворах жилых зон с многоэтажными домами.
Согласно им, автовладельцам категорически запрещено:
- Ставить под окнами жилых домов крупногабаритный автомобиль грузоподъемностью более 3,5 т. За нарушение этого правила придется заплатить 1500 рублей, а в таких городах как Москва и Санкт-Петербург штраф составит 3000 рублей;
- Стоянка автомобиля с включенным двигателем во дворе жилой зоны (т.е. остановка на более, чем 5 минут, кратковременная высадка пассажиров и выгрузка или погрузка вещей не в счет). Правило часто нарушают водители в зимний сезон, разогревая свои транспортные средства. За такие действия однократного характера придется выложить штраф в размере 1500 рублей, а жителям столицы и Санкт-Петербурга придется раскошелиться на 3000 рублей;
- Грубое нарушение – ставить машину на тротуарах и пешеходных переходах в жилой зоне – тоже не обойдется без штрафных санкций. Минус семейного бюджета составит штраф в 2000 рублей;
- Если по вашей вине перекрыт проезд или ограничено движение для других машин и экстренных или коммунальных служб, штраф определят приехавшие на вызов сотрудники ГИБДД. Он зависит от статьи КоАп, под которую попадают ваши противоправные действия;
- За создание индивидуального парковочного места с соответствующим оборудованием собственником автомобиля, закон приписывает штраф до 5000 рублей. Такими полномочиями наделены только специальные службы. Для жильцов требуется специальное разрешение инженерных служб и управляющей компании и согласие всех жильцов;
- Парковаться рядом с мусорными баками общего пользования обойдется нарушителям в приличный штраф от 2000 до 5000 рублей. Ставить личный автомобиль можно не ближе 5 метров от контейнера, иначе уборка мусора будет затруднена и коммунальные работники вызовут эвакуатор.
Правила парковки и права жильцов
Придомовая территория считается собственностью жильцов. Распорядиться ею они могут на основании коллективного решения. Как сделать во дворе парковку по закону? Необходимо собрание граждан, проживающих в доме, не менее 2/3 от общего числа, на котором утверждается протокол об организации парковочных мест.
Инициативная группа из жильцов должна обратиться с документом в Земельный комитет по месту проживания, чтобы получить разрешение на регистрацию выделенной территории.
В заявлении указываются:
- реквизиты комитета;
- личные данные заявителя/заявителей;
- адрес дома и просьба о формировании границ и площади придомового участка;
- ссылка на протокол.